Глава 3. информационная логистика

3.1. Информационные логистические системы

Логистику по праву можно считать существенным фактором ре­ализации мероприятий, направленных на увеличение экономичес­кой эффективности производства и сбыта. Значительный прогресс в деле рационализации этих сфер деятельности может быть достигнут путем максимальной координации материальных и информацион­ных потоков при их объединении, что и является одной из основных задач логистики. Для ее решения необходимы широкое применение электронной обработки данных, стандартизация материально-тех­нических связей, организация работы на основе научного функцио­нального анализа и структуризации, а также применение новых технологий, ведущих к автоматизации операций.

В основном звене (на фирменном уровне) логистическая система распадается на ряд структур, которые можно представить в виде горизонтальных функциональных субсистем в области закупок, про­изводства и сбыта. В свою очередь в рамках каждой из субсистем находятся структуры функционального характера — складское хо­зяйство, транспортировка, производство, услуги, обеспечение и об­работка информации. Каждый из этих элементов неизбежно при­сутствует на любом производстве, а логистика объединяет их в систе­му с едиными целями и задачами, которые лежат в области минимиза­ции издержек всего производства,а не отдельно взятого элемента.

Инструментом подобного объединения является информацион­ное обеспечение процессов производства, начиная с закупки и кон­чая сбытом продукции. Во внешней сфере деятельности фирмы причиной успеха или неудачи на рынке могут служить: а) оператив­ное получение информации о том или ином событии или коммер­ческой ситуации, сложившейся на рынке; б) получение запроса на поставку или отказ от нее. И в том и в другом случае также перво­степенную роль играет комплекс информационного обеспечения. Потоки информации являются теми связующими «нитями», на которые нанизываются все элементы логистической системы.При этом инфор-

мационная сеть предполагает создание баз данных, коммуникаций внутри фирмы, наличие комплекса мероприятий по принятию опе­ративных решений и т.д.

Еще несколько лет назад основные проблемы, которые стояли перед создателями логистических систем, лежали в области физиче­ских потоков товаров и сырья. Под информационным обеспечением физического процесса движения товаров от поставщика к потреби­телю подразумевалась лишь сопроводительная информация.

По мере распространения логистических систем на предприяти­ях во все большей мере стала ощущаться необходимость развития и внедрения в практику логистических информационных систем, ко­торые позволили бы органически объединить в единое целое все логистические субсистемы (логистику снабжения, производствен­ную логистику, логистику распределения и др.).

Успешному претворению этой концепции в жизнь способствова­ло понимание того факта, что информация на современном уровне развития общественного производства — это самостоятельный про­изводственный фактор, потенциальные возможности которого от­крывают широкие перспективы для укрепления конкурентоспособ­ности фирм.

Чтобы анализ информационной деятельности в логистике был плодотворным, необходимо рассматривать всю логистическую систе­му как совокупность функционально ограниченных логистических суб­систем, функционирование которых как целого обеспечивается инфор­мационной логистикой на уровне ее собственных информационных суб­систем.Безусловно, подобное деление весьма условно, поскольку в практической деятельности их тесное переплетение, взаимодейст­вие являются залогом успешного функционирования всего ком­плекса в целом.

Важно также подчеркнуть еще один аспект. Ключевым пунктом планирования и управления производством является оптимальное соотношение централизации и децентрализации в деятельности от­дельных подсистем. Оптимально организованная локальная деятель­ность каждой из подсистем, как правило, не приводит к оптималь­ному (наилучшему) результату в деятельности всей системы'.

Функциональная изолированность отдельных подразделений про­изводства, даже при наличии высококвалифицированного персона­ла, может тормозить повышение эффективности всей системы в целом. Поэтому одним из важнейших условий успешного функцио-

'Deutscher Logistik — Kongress. Berichhsband 1994, band 1, s. 527-537.

нирования всего производства в целом является наличие такой си­стемы информации, которая позволила бы связать воедино всю деятельность (производственную и обслуживающую, включая транс­порт и складское хозяйство) и управлять ею исходя из принципов единого целого.

Для создания информационной логистической системы на уров­не производства необходимо сформировать модель такой системы. Традиционно в практике западных компаний поиск путей рациона­лизации материально-технического обеспечения ограничивается в основном физическим уровнем предприятия. Анализируются имею­щие отношение к эффективности и экономической выживаемости технические средства организации материального потока и при не­обходимости производится их модернизация. Получаемая величина возможной экономии, как правило, невелика, особенно для малых и средних предприятий. Здесь, например, в основном применяют не­значительное количество транспортных средств внутри и вне пред­приятий, а имеющиеся средства складирования реально усовершен­ствовать весьма трудно. Один из выходов — применение логистиче­ского подхода к созданию модели, а затем и реальной системы организации информационного потока на взятом как единое целое предприятии. Для этого требуется достаточное количество деталь­ных данных, которые могут быть получены только с помощью инте­грированной информационной системы материально-технического снабжения.

Информационная система здесь является существенным компо­нентом логистической структуры, связывающим ее воедино и слу­жащим для координации поставок, производства и сбыта. Сущность системы координации поставок заключается, во-первых, в разбие­нии физических потоков на независимые периоды транспортировки и складирования, во-вторых, в подготовке информации о фазе и состоянии потока в реальном масштабе времени. Информационная логистика хорошо укладывается в рамки компьютерных технологий.

Компьютерная система передачи и хранения снабженческой ин­формации приносит двоякую пользу.

Во-первых, такая система улучшает управление все более услож­няющимся материально-техническим снабжением. Для компактных и высоко организованных систем производства, таких, как синхрон­ное производство и поставки «Точно в срок», управление движением поступающих материалов становится все более важным.

Во-вторых, благодаря деятельности информационной логистики при обмене снабженческими данными повышается эффективность управления запасами. Моментальное получение данных о движении

товаров вселяет уверенность в своевременности доставки товаров и как бы позволяет заменить реальные запасы информационными потоками. Обмен снабженческими данными, распространяемый на сеть фирм — поставщиков и транспортных компаний, позволяет изготовителю уменьшить затраты, связанные с обеспечением дея­тельности полной логистической цепи. Повысив ее эффективность, фирма-изготовитель получает ощутимую экономию. Эта экономия фактически делится в определенных пропорциях между тремя сто­ронами: изготовителем, поставщиком и транспортной компанией, компенсируя затраты на создание и содержание современных ин­формационных систем и создавая дополнительную прибыль от их использования. Получение эффекта от действия информационной логистики стимулирует всех участников логистического процесса поддерживать достигнутый уровень этого процесса, а также вклады­вать новые средства для его оптимизации1.

Побочным продуктом системы координации поставок является постоянно пополняемая база данных, помогающая оценивать эф­фективность работы логистических служб.

Одним из подходов к созданию модели информационных пото­ков на производстве является анализ существующей системы управ­ления. Он предполагает сведение конкретных участков производст­ва к отдельным компонентам, комбинируя которые, можно полу­чить структурную модель для анализа вариантов структуры предпри­ятия.

Структурная модель должна содержать оба основных элемента, а именно: производственные мощности и средства организации мате­риального потока. Комбинируя эти элементы, исследователи и орга­низаторы системы делят всю структуру предприятия на буферную и технологическую части. При этом охватываются все виды деятельно­сти — от получения сырья до передачи готовой продукции покупа­телю. Основной критерий, отличающий буферные и технологичес­кие зоны, сосредоточен в вопросе: находится ли предмет труда в стационарном состоянии или он приведен в движение? Получив ответ на этот вопрос, далее определяют, какие конкретно данные должны быть собраны, обработаны и переданы для обеспечения оптимального управления материальным потоком. Определенные таким образом группы передаваемых данных должны включать в себя следующие девять информационных элементов, которые, как

'Bock L. «Handelshauser sind zu Kooperationen mit Industrie und Speditionen bereit, Handelsblatt», Nr. 202, 1993, s. 4.

считается, создают базу для информационного контроля над всей структурой материально-технического снабжения:

1. Тип предмета снабжения.

2. Количество или его объем.

3. Происхождение предмета снабжения.

4. Его месторасположение (размещение).

5. Время прибытия в пункт размещения.

6. Время отправки из пункта размещения.

7. Система транспортировки.

8. Время транспортирования.

9. Резервирование.

Перечисленные группы данных составляются для всех мест раз­мещения и для каждого перевозимого объекта. С этой целью уста­навливаются пункты считывания и передачи информации во всех местах размещения. Как правило, такие пункты рекомендуется ор­ганизовывать на границах между буферными и технологическими секциями производства.

Заключительный этап построения информационной модели сис­темы материально-технического снабжения связан с распределени­ем полученных данных по двум компьютерным системам с различ­ными областями функционирования. Одна система (она связана с транспортными заказами) ведет контроль потока материалов и осу­ществляет управление им, другая же управляет непосредственно производством и следит за заделами материалов, находящихся под непосредственным влиянием процесса производства. В ряде случаев обе системы объединяют в одну. В любом варианте информация начинает обрабатываться сразу после поступления производствен­ного заказа так же, как и регистрация материалов, уже перевезенных с помощью транспортной системы.

На рис. 11 представлена наиболее типичная информационная система логистики, функционирующая на отдельно взятом произ­водстве'. Эта система имеет ряд особенностей:

во-первых, она всепроникающа — для нее нет закрытых зон; ее каналами связи и датчиками пронизаны все уровни по горизонтали и вертикали;

во-вторых, она строго иерархична, управляющие уровни точно очерчены и несут ответственность за вверенные им функции;

в-третьих, функции внешних связей приданы лишь определенно­му уровню иерархии.

'Engeneer, 1986, № 459, р. 10.

Как правило, внешние связи опираются на общественные кана­лы коммуникаций, хотя возможно использование и специальной закрытой связи. Внешними агентами системы являются рынок снаб­жения и рынок сбыта предприятий.

Рынок снабжения

Рынок сбыта

Руководство производством

глава 3. информационная логистика - student2.ru глава 3. информационная логистика - student2.ru глава 3. информационная логистика - student2.ru глава 3. информационная логистика - student2.ru глава 3. информационная логистика - student2.ru глава 3. информационная логистика - student2.ru глава 3. информационная логистика - student2.ru глава 3. информационная логистика - student2.ru Поставки материально-технических

средств

Контроль

управления

предприятием

Распределение продукции



               
  глава 3. информационная логистика - student2.ru   глава 3. информационная логистика - student2.ru   глава 3. информационная логистика - student2.ru   глава 3. информационная логистика - student2.ru

Уровень автономных подсистем

глава 3. информационная логистика - student2.ru Контроль производства

Контроль материально-технического

снабжения



глава 3. информационная логистика - student2.ru глава 3. информационная логистика - student2.ru глава 3. информационная логистика - student2.ru глава 3. информационная логистика - student2.ru глава 3. информационная логистика - student2.ru Конвейеры

Размещение

Контроль качества

Средства погрузки

Идентификаторы

Обработка

Автоматизация

Сборка

Оперативные данные

Тестирование

Автоматы складирования

Буферные зоны

Сортировка

Хранение

Управление

Автоматизированная

транспортная система

Роботы

Идентификаторы

Планирование маршрута,

конвейер

Склад готовых товаров

Идентификаторы

Упаковка

Средства погрузки

Зона погрузки

Рис.11. Пример организации информационной логистической сети

На производстве

На вершине пирамиды информационной сети предприятия нахо­дится его генеральное руководство с функциями менеджмента (пла­нирование и контроль). Функциональный контроль осуществляется на следующем уровне и включает поставки предметов снабжения, управление предприятием, управление распределением. Основные контролируемые параметры — время обработки, обслуживание по­ставок, запасы, производительность.

На нижней ступени расположены системы, входящие непосред­ственно в контакт с рабочими местами и функционально управляю­щие производством и подачей материально-технического снабже­ния. Здесь контролируемыми параметрами являются: производст­венные мощности, количество и маршруты прохождения продук­ции, сроки производства.

Отдельно выделяется «уровень автономных подсистем», состоя­щих из локальных информационных сетей. Локальная информаци­онная сеть, связанная с конвейером, собирает и передает данные о размещении предметов снабжения, контроле их качества, состоянии средств погрузки, маркировке и идентификации продукции, по­ступлении ее на склад. Эта сеть передает данные непосредственно на второй уровень, отвечающий за поставки материально-техничес­ких средств. Локальные сети, расположенные непосредственно на рабочих местах, питают информацией структуру контроля произ­водства о темпах сборки, результатах тестирования и пр. А инфор­мацию о положении в буферных зонах и на складах получает струк­тура контроля за материально-техническим снабжением. Обе кон­тролирующие системы активно обмениваются информацией на сво­ем уровне. Наконец, локальная сеть, собирающая данные по обра­ботке готовой продукции и ее перевозке клиентуре, передает их в подразделения, ведающие распределением продукции.

Таким образом, информация сама по себе представляет один из важнейших элементов производства, а для систем материально-тех­нического снабжения играет решающую роль в повышении их эф­фективности. Этот процесс интенсификации производства обуслов­лен как более короткими сроками обработки материалов при более низком уровне запасов и возрастающей гибкости производства, так и высокой «прозрачностью» каждого участка на предприятии. В свя­зи с этим, последовательное применение информационных, микро­электронных, сенсорных технологий приведет к повышению эф­фективности информационных локальных сетей предприятий, ко­торые, будучи расширенными до уровня межфирменной логистики, охватывающей целый ряд предприятий, откроют возможность пря­мого доступа на рынки снабжения и распределения.

Информационные логистические сети разделены на уровне кон­троля процессов производства. На самом нижнем уровне — функци­ональном — посредством инструментальных средств для сбора и передачи данных обеспечиваются базовой информацией автоном ные подсистемы, отвечающие за производство, складирование :■ перевозки. При этом используются сенсорные и сканирующие уст­ройства, специально разрабатываемые для этой цели.

На следующем уровне организуется контроль оборудования сис­тем материально-технического снабжения и путем комбинирования отдельных элементов, образующих автономные подсистемы, дости­гается максимальная управляемость элементов системы в целом.

На высшем уровне производства автономные подсистемы объе­диняются во всеобъемлющую информационную сеть (центральную систему управления).

Здесь менеджмент предприятия имеет дело с высокоуровневым планированием и принятием решений.

Роль информационных сетей подобного типа заключается в ин­теграции методов менеджмента и новых технологий информатиза­ции и автоматизации, а это гарантирует предприятиям повышение производительности систем материально-технического обеспечения, базирующихся на автоматизированных информационных системах.

Наличие развитой информационной структуры производства обес­печивает две стороны общего логистического процесса.

Во-первых, эта система позволяет обслуживать производственные процессы, слагающиеся из субпроцессов. Горизонтальная интеграция информационного обслуживания субсистем делает возможным свя­зать воедино информацию и обеспечить ею материальный поток в цепи поступления товаров и сырья, предварительной их обработки, монтажа, проверки и сбыта. Горизонтальная интеграция, кроме всего прочего, позволяет органично связать материальные и товарные по­токи с общей системой планирования и управления на уровне произ­водства и фирмы. Наличие подобной связи в идеальном случае дает возможность добиться того, чтобы ни одно соответствующее решение о производственном процессе не могло быть принято и реализовано без соотнесения его с общей стратегией и целями производства.

Во-вторых, существует не менее важная для определения страте­гии закупочной и сбытовой деятельности вертикальная интеграция логистической информационной системы, заключающаяся в связи и воздействии друг на друга различных уровней в иерархии структуры управления производством, начиная со структур стратегического пла­нирования развития производства и сбыта и кончая уровнем опера­тивного руководства отдельными производственными участками.

Вертикальная интеграция охватывает все уровни как прямыми (сверху вниз), так и обратными (снизу вверх) связями, позволяя верхнему уровню иметь достаточную информацию о состоянии от­дельных звеньев производства и оперативно реагировать на проис­ходящие изменения. С другой стороны, подобная система может быстро влиять на производственные процессы с целью: а) обеспече­ния выпуска на рынок продукции, необходимой в настоящий мо­мент; б) реализации в кратчайшие сроки целевых заказов потреби­телей; в) стабильного поддержания высокого качества.

Например, автомобильная промышленность развитых стран (об­ласть машиностроения, где очень высока конкуренция) может в кратчайшие сроки удовлетворить запросы покупателя не только на партию автомобилей, но и на отдельный автомобиль, варьируя де­сятками параметров как в отделке автомобиля, так и в его конструк­ции благодаря поступлению оперативной информации, начиная с уровня заказа на продукцию и заканчивая уровнем его конкретного выполнения.

Характерно, что в традиционной системе снабженческого заказа на закупку как в США, так и в Западной Европе содержится почти вся необходимая информация по ее условиям, включающая, напри­мер, такие данные, как требования на закупку, упаковочные листы, документы на отгрузку, счета-фактуры и пр. Деятельность по орга­низации документооборота обычно требует больших затрат време­ни, формальной бумажной работы и к тому же не застрахована от неточностей и ошибок. В условиях отсутствия информационных логистических цепочек и системного подхода к их организации ра­ботники снабжения западных компаний заняты большую часть сво­его времени «проталкиванием бумаг». Частные изменения особен­ностей и размеров заказа, времени поставок вынуждают работников снабжения реагировать срочным образом. Считается, что до 50% их времени тратится на оформление документов и экспедирование (и это в условиях практически полной «электронизации» канцеляр­ских процессов). Такая обстановка дает работникам снабжения мало возможностей для решения проблем с поставщиками, препятствует их более тесной совместной работе по повышению экономической эффективности, совершенствованию технических знаний и повы­шению производительности труда.

Существенно облегчает работу служб снабжения переход на опе­ративную систему. Здесь, по мнению специалистов-логистиков, за­ключены значительные резервы повышения производительности управленческого труда, снижения объемов переписки и, в конечном итоге, предпосылки для создания эффективно действующей инфор-

мационной логистической системы. В настоящее время именно на основе оперативного снабжения по системе «точно в срок» стали конструироваться автоматизированные человеко-машинные систе­мы материально-технического снабжения, немыслимые без хорошо налаженной информационной логистики.

Оперативное снабжение в любой его форме требует меньшего объема и времени формального оформления документов, так как поставки производятся по нескольку раз вдень, используются дол­госрочные контракты, и даже просто телефонный звонок или корот­кая телеграмма могут легко изменить время и размер поставки.

Одновременно оформительская работа сокращается за счет ис­пользования особых карточек заказа (они в большинстве случаев именуются японским термином «Канбан»), которые способствуют ускорению поставок. Это карточка из пластмассы или плотной бу­маги, на которой каждый рабочий получает производственную ин­формацию. Находясь, например, на сборочной линии, он переме­щает ее из контейнера для деталей в данной стадии производства в точку складирования на предыдущей стадии. Карточка, оставленная в этой точке, служит сигналом для восстановления израсходованных запасов. Так две карточки образуют информационную систему, дей­ствующую в реальном масштабе времени и показывающую произ­водственную загрузку, состояние складов и использование рабочей силы.

В условиях жесткой конкуренции особое значение придается планированию и управлению сбытом продукции. Прежде всего от­метим, что структуре фирмы, управляющей сбытом, требуется зна­чительное количество информации в нужное время и в необходимой форме. Без этого невозможно надеяться на обеспечение прибыльно­сти производства. В процессе сбытовой деятельности решаются весь­ма специфические проблемы, с трудом поддающиеся анализу, к тому же не всегда достаточно понятные, постоянно меняющиеся, с различными приоритетами и разной степенью значимости.

Главная задача информационных систем в этой области — обес­печить актуальную и точную информацию о рынке и продажах, способствовать сокращению административных расходов. Интегри­рованная система управления сбытом фирмы является частью обще­фирменной системы информации и управления, которая должна обеспечивать потребителя несколькими формами важнейшей ин­формации, в том числе цифровыми и текстовыми данными, графи­ческим изображением, передачей голоса на расстоянии.

Для информационной поддержки сбытовой деятельности фир­мы необходимо задействовать следующие основные виды инфор

мации, хранимые в памяти автоматизированных информационных систем:

1) история рынка сбыта (анализ по регионам), типы сбытовых операций;

2) прогнозы рынка и сбыта;

3) конкуренция: история, состояние, перспективы;

4) доля на рынке: история и анализ;

5) цены и ценообразование;

6) расходы;

7) модели рынка (сбыта);

8) контроль деятельности персонала;

9) территориальное планирование, циклы деловых поездок, пер­сональное распределение командировок;

10) источники запросов перехода на новый продукт и пр.;

11) реестр покупателей;

12) исходящая и получаемая информация;

13) печатание и отправка почты;

14) контроль ответов и анализ результатов рекламной деятельности;

15) обсчет сбытовой деятельности;

16) движение заказа, выставление счетов, составление смет и отчетов;

17) доступ к внутренней и внешней информации; и ряд других1.

Исходя из представленного списка видно, что информационные системы обеспечивают сбытовую службу в вопросах планирования, техники сбытовых операций, наблюдения рынка, внутреннего конт­роля и т. д.

Формирование информационной системы — сложный и много­плановый процесс, в котором используются достижения современ­ной информационной технологии, новейшие компьютерные систе­мы, что делает возможным успешное руководство производствен­ными процессами на основе применения адекватной информацион­ной техники, методов и форм информационного обеспечения всей логистической системы в целом.

3.2. Информационная инфраструктура

Новые задачи, которые встают перед организаторами и руково­дителями производства в области практической реализации логис­тических принципов, приводят их к необходимости создания ин-

41 Deutscher Logistik Kongress. Berichband, 1994, band 1, s. 384-393.

формационной инфраструктуры, которая позволила бы собирать, организовывать и транспортировать информацию в соответствии с поставленными целями.

Необходимая основа работы — идентификация, стандартизация источников информации, ее обработки и передачи. Это вполне до­стижимо путем создания компьютерной сети производства. На при­мере коммуникационной сети западноевропейских филиалов IBM можно рассмотреть уровень охвата и возможности такой системы.

Все производственные подразделения фирмы IBM в Западной Германии объединены с целью информационного обеспечения че­рез компьютерную сеть, являющуюся основой коммуникационной системы PROFS — Professional Office System. Эта система позволяет каждому включенному в нее сотруднику связаться с любым другим подразделением фирмы. Сегодня более чем 26 из 30 тысяч работни­ков западногерманского филиала IBM объединены в эту систему. Производственная сеть вместе с системой PROFS образует инфраст­руктуру для всего информационного потока в фирме'.

В «традиционной» и уже отходящей на второй план в развитых странах концепции организации материально-технического снабже­ния функции собственно снабжения (закупок) всегда были отделе­ны от функций производства, складирования, маркетинга и сбыта. Они подчиняются разным структурам управления (соответственно: коммерческой, производственной и сбытовой) и слабо связаны между собой (такая связь обнаруживается — и то эпизодически — лишь на уровне генерального управления фирмой или предприятием). Это приводит к глубокому разделению задач названных служб (в этом отношении данная система напоминает отечественную схему орга­низации снабжения предприятий).

Следствием такой организации является положение, когда зада­чи управления транспортом, складированием и материальными по­токами решаются недостаточно, так как они находятся в компетен­ции конкретных подразделений, которые в рамках крупных пред­приятий больше конкурируют между собой за фонды и место в иерархии, чем подчиняются единой системе ценностей и целей. Это видно из анализа деятельности производства, которое стремится использовать собственное складское хозяйство с соответствующими резервными запасами и противостоять непрерывному давлению си­стемы рынков на производство. Задачи сбыта приводят к необходи­мости ориентации на потребителей, а следовательно, степень готов-

'REFA — Verband fuer Arbeitestudien und betriebsorganisationen. KIEL, 1990, s. 64-67.

ности к поставкам продукции на рынок становится критерием оцен­ки эффективности управления.

Считается, что рассмотренная система организации может воз­никать и работать в условиях рыночной экономики, когда слож­ность задач снабжения и транспортировки невысока или когда за­траты, связанные с решением этих задач, относительно низки, а влияние услуг, предоставляемых системой снабжения, складирова­ния и транспорта сравнительно невелико. Слабая взаимосвязь от­дельных сфер деятельности при неизбежных ошибках их согласова­ния ведет к завышению складских запасов и оборотных фондов, диспропорции производственных мощностей, неполноте исходной информации при принятии альтернативных решений типа «произ­водить или покупать», а также к неравноценной загрузке отдельных производственных линий.

Информационная логистика организует поток данных, сопровожда­ющий материальный поток, и является тем существенным для предпри­ятия звеном, который связывает снабжение, производство и сбыт.Она охватывает управление всеми процессами движения и складирова­ния реальных товаров на предприятии, позволяя обеспечить свое­временную доставку этих товаров в необходимых количествах, ком­плектации, качестве из точки их возникновения в точку потребле­ния с минимальными затратами и оптимальным сервисом. Для этого система материального обеспечения производства подвергается об­щей иерархической структуризации. Подзадачи материального обес­печения: транспортировка, перегрузка, складирование и распределе­ние — выполняются с помощью существенно автоматизированных функциональных элементов. Комбинация этих элементов в подсисте­ме образует сетевую структуру, которая представляет подобласти ма­териального обеспечения производства (см. рис. 12).

Логистическая система на производстве эффективна только тогда, когда создаются условия для ее интеграции в текущие производствен­ные процессы.Эта проблема решается путем создания соответствую­щего информационного базиса. Сюда относятся «актуальные обзоры» фондов (наличие фактических и планируемых заказов, содержание производственных основных и промежуточных складов) и сроков (поставки, обработки, ожидания и простоев, соблюдения сроков). Для сбора этих данных производственная система по всему пред­приятию располагает «датчиками и измерительными инструмента­ми», которые контролируют объемы и сроки текущих процессов и передают эти сведения далее для интерпретации. Логистическая система предъявляет к своей «измерительной» сети следующие тре­бования:

— быстрый и надежный, ручной или автоматизированный сбор данных о транспортных средствах и средствах производства;

— структурирование внутрипроизводственной информационной системы поддержки принятия решений, которая в каждый момент содержит актуальную информацию о ходе производственных про­цессов по каждому из участков.

глава 3. информационная логистика - student2.ru глава 3. информационная логистика - student2.ru Внутрипроизводственное снабжение

Используемые методы управления

Реализация



глава 3. информационная логистика - student2.ru глава 3. информационная логистика - student2.ru глава 3. информационная логистика - student2.ru глава 3. информационная логистика - student2.ru глава 3. информационная логистика - student2.ru глава 3. информационная логистика - student2.ru глава 3. информационная логистика - student2.ru Администрация

(связь с внешней

для системы средой)

Распределение

Экспертные оценки

Центр управления

системой снабжения

(информация, управление

и контроль по системе

в целом)



глава 3. информационная логистика - student2.ru Статистика

Крупные ЭВМ



глава 3. информационная логистика - student2.ru глава 3. информационная логистика - student2.ru глава 3. информационная логистика - student2.ru глава 3. информационная логистика - student2.ru глава 3. информационная логистика - student2.ru Управляющая

система в сетевых

структурах

Управление процессами,

контроль и руководство

подсистемами



Задания

Сообщение об исполнении

ЭВМ, управляющие процессом

Сетевые системы



глава 3. информационная логистика - student2.ru глава 3. информационная логистика - student2.ru глава 3. информационная логистика - student2.ru глава 3. информационная логистика - student2.ru глава 3. информационная логистика - student2.ru глава 3. информационная логистика - student2.ru глава 3. информационная логистика - student2.ru Сетевые системы,

транспортные

средства

Указания

Данные о процессе

Элементы:

транспортные,

функциональные

МикроЭВМ

Программируемые

средства

управления

Программируемые и непрограмми­руемые средства управления


1Зона i Транспорт-погрузки i ная система г Складиро-1 Комплектация вание iи распределение
         
Исполнительные элементы Пере- , Транспортиро-грузка | вание г ~ ~ Склади- i Распределе-рование i ние

Рис. 12. Структура системы снабжения, управления и реализации производственных функций фирмы

Таким образом, управление транспортом в целом, а также функци­ями создания промежуточных запасов и складирование (в смысле си­стемы материального обеспечения) может быть централизовано, при­чем полностью автоматические технологические элементы (высотные склады, безмашинные транспортные системы, манипуляционные сис­темы) интегрируются в общий процесс с помощью единых интерфей­сов. В ряде случаев на производстве отдельных компаний после выпол­нения мероприятий по организации сетей информационной логистики и их автоматизации не получают сколько-нибудь значительного эф­фекта. Как правило, это происходит там, где современным принципам логистического подхода не соответствует организационная структура принятия стратегических решений. Это еще раз доказывает, что органи­зация логистических цепей является комплексной задачей, требующей своего решения на всех уровнях руководства компанией.

В странах Западной Европы, США и Японии речь идет уже не только об управлении большими объемами данных с помощью вы­числительных машин или о полной автоматизации отдельных функ­ций логистической системы, но и в возрастающей мере о предвари­тельном и оптимизированном текущем и перспективном планиро­вании. Причем в планирование в равной мере включаются и средст­ва производства, и необходимые коммерческие и организационные процессы. По существу происходит сращивание функций матери­ально-технического снабжения и производственных функций. Такое планирование предполагает централизацию полномочий по управ­лению на основе децентрализованного сбора данных и требует как можно более оперативной информации и детальной интерпретации собранных данных. Так как качество планирования растет вместе с ростом полноты информации и скорости обработки данных; внут­ренняя структура производственных систем материального обеспе­чения последовательно оснащается пунктами управления, снабжен­ными мощными вычислительными машинами, которые объединя­ются в единую сеть. Связь таких пунктов управления с окружающей их средой через интерфейсы вычислительных машин и системы беспроводной связи представлена на рис. 13.

Система сбора производственных данных — важный компонент бездокументального информационного потока. Вместе с тем для сферы стратегического управления производством только такой сбор данных, ориентированный на получение сведений о его состоянии (объемы, времена, пункты), уже недостаточен. Требуется оценка этой информации для обеспечения возможных административных реакций, вытекающих из сравнения заданных целевых и параметри­ческих систем предприятия.

Накладные

на поступающие

товары

           
  глава 3. информационная логистика - student2.ru   глава 3. информационная логистика - student2.ru   глава 3. информационная логистика - student2.ru

Пункт идентификации поступающих товаров

Пункт концентрации заказов на изготовление

Z

Пункт концентрации

информации о выполненных заказах

Пункт управления логистическим процессом

ВЦ Персональные Банк

компании ЭВМ данных

1 .

Бортовые компьютеры транспортных средств

Рис. 13. Пример организации связи пункта управления

Наши рекомендации