Зарубежный опыт развития франчайзинга

Королькова Н.В., к.э.н.

Карелина Л.А.

Аннотация

В статье рассматривается зарубежный опыт развития франчайзинга как формы ведения международного бизнеса. Представлены данные о динамике развития франчайзинга в США, а также проведена оценка его эффективности на примере компании «McDonald’s». Автор обращает внимание на то, что даже в условиях кризиса значимость франчайзинговых систем не уменьшается.

Ключевые слова

Франчайзинг, франшиза, франчайзер, франчайзи, международный бизнес.

Среди многих договорных форм, берущих свое начало в Америке и Европе, набирает популярность франчайзинг, или коммерческая концессия. Можно с уверенностью сказать, что в настоящее время франчайзинг является одним из самых эффективных инструментов, использующихся для повышения эффективности бизнеса.

Сегодня франчайзинг получил развитие более чем в 80 странах мира и 70 отраслях хозяйства. Среди всех компаний, использующих франчайзинг как способ ведения бизнеса, можно назвать такие популярные как «7-Eleven», «Subway», «McDonald’s», «Spar», «Dunkin' Donuts» и другие [4]. Но несмотря на это, в России франчайзинг распространен не так широко, что может быть связано с ограниченностью знаний и малой информированностью предпринимателей в этой области. Таким образом, изучение франчайзинга является важным вопросом российской экономики.

Франчайзинг – это вид отношений между рыночными субъектами, когда одна сторона (франчайзер) передает другой стороне (франчайзи) за плату (роялти) право на определенный вид бизнеса, используя разработанную бизнес-модель его ведения [2].

История франчайзинга берет свое начало в 19 веке и чаще всего ассоциируется с США, где 1/3 оборота розничной торговли – это франчайзинг. С помощью таблицы 1 рассмотрим этапы развития международного франчайзинга [1].

Таблица 1. – Этапы развития международного франчайзинга

Год Компания Особенность
«Singer Sewing Machine Company» Исаак Зингер стал родоначальником современного франчайзинга, предоставив финансово независимым фирмам право на продажу и обслуживание швейных машин на определенной территории.
«General Motors» Компания разработала систему франчайзингового дилерства, что привело к настоящему подъему франчайзинга.
«7-еleven» Начал развиваться товарный франчайзинг.
«ExxonMobil» Нефтеперерабатывающие компании стали использовать франчайзинг для продажи топлива, что повлекло за собой рост уровня продаж топлива и, соответственно, увеличение прибыли.
«McDonald’s» Франчайзинг стал инструментом для ускорения развития гостинично-туристического сектора и индустрии общественного питания. Так появилась одна из самых успешных компаний в истории американского бизнеса.

Между 1971 и 1986 годами количество американских франчайзеров возросло со 156 до 354, а на рынках сбыта в других странах их число увеличилось примерно с 3000 до более чем 31000, причем около 2/3 этих рынков падает на четыре страны (Канаду, Японию, Великобританию и Австралию) [1].

В настоящее время франчайзинг имеет широкое распространение во всем мире и признан перспективным методом ведения бизнеса. По данным Международной Ассоциации Франчайзинга, сегодня в мире насчитывается 16,5 тыс. франчайзеров и более 1,2 млн франчайзи; объем продаж франчайзинговых сетей составляет почти 1,5 трлн долларов, занятость – около 12 млн человек. Франчайзинговые фирмы создают около 13% ВВП. Некоторые крупные фирмы-франчайзеры имеют по тысяче и более партнеров-франчайзи [8].

США является несомненным лидером в развитии франчайзинга. В этой стране созданы все условия для его эффективного развития. Здесь действуют законы, защищающие потенциальных франчайзи от мошенников. Такое внимание франчайзингу уделяется по той причине, что в США он воспринимается как главный стимул национальной экономики и как возможность обогнать другие страны по уровню развития. Кроме того, американское правительство поддерживает выход франчайзеров за пределы страны, так как считает франчайзинг одной из предпочтительных форм международного расширения. Около 52% компаний-франчайзеров, основанных в США, имеют франчайзи на территории других государств.

В таблице 2 приведены данные, отражающие динамику развития франчайзинга в США [3].

Таблица 2. – Динамика показателей развития франчайзинга в США в 2012-2016 годах

 
Франчайзинговые предприятия, ед. 747 359 757 857 769 782 782 573 795 932
Занятость населения, тыс. чел. 8 127 8 334 8 573 8 834 9 112
Производство продукции, млрд долл.

На основании таблицы можно сказать, что с каждым годом показатели развития франчайзинга в США растут, а значит, бизнес развивается и позволяет открывать новые пути для расширения деятельности.

Доля продаж через системы франчайзинга в США составляет около 42% от общего объема розничных продаж (а в некоторые годы этот показатель достигал 70%), аналогичный показатель для Европы – от 5 до 30% [8]. В Европе франчайзинг признан в качестве перспективной системы развития, и активность в формировании и продвижении сетей наблюдается на всей территории. Самыми крупными держателями франшиз являются Франция, Испания и Германия. Прибыль франчайзинга в Европе на сегодняшний день составляет 150 млрд долларов, а количество франчайзинговых систем достигло 4500, причем каждая из них имеет около 40 партнеров [5]. Таким образом, европейский франчайзинг сильно отстает от американского.

В Азии некоторые формы франчайзинга используются достаточно давно, но франчайзинг бизнес-формата начал использоваться с выхода на азиатский рынок зарубежных марок, которые в Азии имеют большой успех, особенно американские. В последнее время начали развиваться и азиатские франчайзеры, расширяясь не только на национальном рынке, но и за его пределами. Наиболее активными в этом направлении выступили Япония, Китай и Корея.

В Австралии и Новой Зеландии франчайзинг также получил широкое развитие. На данный момент в Австралии насчитывается более тысячи франчайзинговых сетей, в Новой Зеландии – около 400. В Австралии в форме франчайзинга ежегодно создается более 5 тысяч новых компаний и около 100 тысяч новых рабочих мест (это почти 50% всех создаваемых новых рабочих мест в год). Рост товарооборота франчайзинга в год составляет 17%, более 60% ВВП создается франчайзинговыми сетями. Большая часть рынка открыта для международного франчайзинга, который развивается в Австралии повсеместно. Более 25% местных франшиз вышли за пределы страны, в основном на англоязычные территории (Новая Зеландия, Великобритания, Канада и США).

Важно отметить, что успех франчайзинга во многом зависит от поддержки со стороны государства, от серьезности отношения к продвижению торговых марок, устойчивости стратегий, силы маркетинговых позиций. А также он определяется выполнением и совершенствованием стандартов качества как отдельных продуктов, так и бизнес-системы в целом.

Проанализируем эффективность франчайзинга на примере всем известной компании «McDonald’s». В таблице 3 представлена ее финансовая отчетность за период с 2012 по 2015 год [7].

Таблица 3. – Финансовая отчетность компании «McDonald’s»

Финансовые результаты на 31 декабря (в млн долл., за исключением акций)
Выручка 27441,3 28105,7 27 567
Себестоимость 15623,8 16985,6 16750,7
Валовая прибыль 9789,2 10455,7 10902,7 10816,3
Операционные расходы 18267,5 19492,1 19341,4 18962,4
Продажа/общие/административные Расходы, всего 2434,3 2511,4 2407,4
Исследования и разработки - - - -
Амортизация - - - -
Процентные расходы (доходы) - -14,6 -100 -127,3
Операционные доходы 7145,5 7949,2 8764,3 8604,6
Процентные доходы (расходы), неоперационные -638,3 -570,5 -514,9 -497,6
Чистая прибыль до налогов 6555,7 8204,5
Отчисления на уплату налогов 2026,4 2614,2 2618,6 2614,2
Чистый доход после уплаты налогов 4529,3 4757,8 5585,9 5464,8
Доля меньшинства - - - -
Чистая прибыль 4529,3 4757,8 5585,9 5464,8
Средневзвешенное количество акций в обращении 944,6 986,3 1020,2
Прибыль на акцию 4,79 4,82 5,55 5,36

По данным таблицы видно, что в целом финансовые показатели компании довольно высокие, но все основные результаты ее деятельности за 2014 год оказались хуже показателей 2013 года. Снизились продажи, выручка и прибыль. По итогам 2014 года глобальные продажи «McDonald’s» снизились на 1% по сравнению с 2013 годом. Консолидированная выручка снизилась на 2% и составила 27,4 миллиарда долларов. При этом чистая прибыль уменьшилась на 15%, до 4,76 миллиарда долларов. В результате акции компании за год потеряли 3,4% своей стоимости.

Президент и главный исполнительный директор «McDonald’s» Дон Томпсон отметил, что в 2014 году компания испытывала трудности по всему миру. Прежде всего, на доходы сети влияет американский рынок – в последние месяцы 2014 года продажи «McDonald’s» в США снизились на 1,7%. Также, в октябре и ноябре 2014 года в компании признавались, что проверки Роспотребнадзора, начавшиеся в конце августа и приведшие к закрытию целого ряда ресторанов «McDonald's» в России, стали причиной «очень слабых» результатов работы на российском рынке. После целой серии проверок была приостановлена деятельность ряда пунктов быстрого питания «McDonald’s», в том числе трех в Москве – на Пушкинской и Манежной площадях, проспекте Мира. Впоследствии московские рестораны были открыты [6].

Сегодня сеть «McDonald’s» – это более 35 тыс. заведений в 118 странах. По количеству ресторанов бренд уступает только «Subway». Каждый день «McDonald’s» обслуживает 70 млн человек усилиями 1,7 млн своих работников. Поэтому можно с уверенностью сказать, что франчайзинг чрезвычайно эффективен для развития этой компании везде, где она нужна клиентам.

Таким образом, несмотря на все риски, франчайзинг остается наиболее привлекательным инструментом бизнеса для предпринимателей, и с большой уверенностью можно сказать, что в условиях кризиса значимость франчайзинговых систем ничуть не уменьшится.

Список использованной литературы

1. Дэниелс Дж. Д., Радеба Л. Х. Международный бизнес: внешняя среда и деловые операции. 6-е изд. – М.: Дело, 1998. – 784 с.

2. Спинелли С., Розенберг Р. М., Берли С. Франчайзинг: Путь к богатству. – М.: Вильямс, 2006. – 384 с.

3. Franchise Business Economic Outlook for 2016 // IHS Economics. – 2016. – P.23

4. http://www.franchiseeurope.com – Top 500 European Franchises

5. http://www.franchisetop.ru – Информация о франчайзерах и франшизах

6. https://lenta.ru – Электронная газета «Лента.ру»

7. http://ru.investing.com – Финансовая отчетность компании «McDonald’s»

8. http://worldfranchiseassociates.ru – Международная Ассоциация Франчайзинга

УДК 37:374.1

Наши рекомендации