Тема 2. Сущность и принципы социального партнерства в сфере труда
Понятие и содержание социального партнерства.Базовыми субъектами сферы труда в условиях рыночной системы хозяйствования выступают наемные работники, работодатели и государство, В самой природе существования указанных сторон социально-трудовых отношений заложена противоречивость их основных целей и основополагающих интересов.
Главная цель наемных работников в системе социально-трудовых отношений - обеспечение достойного уровня жизни; работодателей -получение конкурентоспособного продукта, новых инвестиций;
государства- обеспечение необходимого финансирования доходных статей бюджета. Основными экономическими интересами указанных субъектов выступают соответственно получение максимальной зарплаты ча свой труд, максимальной прибыли на развитие, максимальных налоговых поступлений. Увеличение масштабов реализации одной из сторон своего интереса возможно при условии уменьшения или ограничения масштабов реализации интересов других сторон.
После Второй мировой войны в индустриально развитых странах с рыночной экономикой получила развитие система коллективно-договорных трудовых отношений или отношений социального партнерства (социального диалога, трехстороннего сотрудничества, трипартизма). 15 ряде стран принцип социального партнерства закреплен в конституциях и законах (в Бельгии - в 1948г., ФРГ- в 1952г., Австрии - в 1957 г Франции— в 1958 г., странах северной Европы - в 70-х гг.).
Социальное партнерство, не исключая возможности трудовых противоречий и конфликтов, призвано способствовать достижению более >ффективного взаимодействия работодателей и наемных работников и тем самым содействовать.
• взаимной заинтересованности в экономическом росте и повышении конкурентоспособности экономической деятельности;
• росту трудовой и предпринимательской активности;
• оздоровлению процессов конкуренции;
• улучшению условий труда и образа жизни работников;
• снижению уровня остроты социальных конфликтов.
В Беларуси социально-партнерские отношения в сфере труда в их современном понимании начали формироваться в первой половине -середине 90-х гг XX в.
Имеются разные подходы к определению понятия «социальное партнерство». Многие авторы исходят из следующих сущностных признаков данного типа социально-трудовых отношений:
• в основе социального партнерства лежит идея трипартизма (трехстороннего представительства);
• социальное партнерство выступает цивилизованным инструментом согласования интересов сторон при реализации социально-экономической политики в сфере труда;
• в социальном партнерстве преобладает коллективно-переговорный характер взаимодействия;
• социальное партнерство нацелено на утверждение социальной справедливости в трудовых отношениях;
• социальное партнерство вовлекает в решение социально-трудовых вопросов общественную инициативу, способствует формированию элементов гражданского общества.
Таким образом, социальное партнерство- это мирное, основанное а конструктивном сотрудничестве, согласии, соблюдении норм законодательства взаимодействие работодателей, наемных работников и государства по поводу складывающихся в обществе социально-трудовых отношений, реализации интересов сторон при разработке, и осуществлении социально-экономической политики в сфере труда.
Объект социального партнерства - складывающиеся в обществе социально-трудовые отношения, процесс принятия и реализации согласованной социально-экономической политики, реальное положение различных групп и слоев общества, качество трудовой жизни. Предмет -широкий круг вопросов: размер и механизмы оплаты труда; воспроизводство трудовых ресурсов; защита трудовых прав граждан; условия и охрана труда, экологическая безопасность; продолжительность рабочего времени и времени отдыха; занятость, переобучение, условия высвобождения работников; защита социально уязвимых слоев трудоспособного населения и других категорий граждан; организация взаимоотношений между представителями нанимателей и трудящихся и др.
Принципы социального партнерства.Термин «принцип» переводится с латинского как основа, начало и выражает в русском языке следующие смыслы: 1) основное, исходное положение в какой-либо теории или учении; 2) внутреннее убеждение, взгляд на вещи, определяющие норму поведения; 3) основа устройства, действия какого-либо механизма, прибора, установки1.
Формулирование основных принципов социального партнерства и их практическая реализация связаны с общим пониманием сущности, содержания, функций и механизмов взаимодействия сторон в сфере труда. Сами по себе принципы не могут привести к цели. Анри Файоль.
один из основоположников классической школы управления, считал, что «надо опираться на принципы, то есть на признанные истины, считающиеся доказанными... Без принципов мы во тьме, в хаосе; без опыта и меры даже с наилучшими принципами мы тоже в трудном положении. Принцип - это маяк, помогающий ориентироваться: служить он может только тем, кто знает путь в порт»'.
В литературе выделяют отдельные стороны и особенности социального партнерства: социальное партнерство как механизм изаимодействия между представителями нанимателей, наемных работников и органами государственного управления; социальное партнерство как метод снятия напряженности в трудовой сфере; социальное партнерство как функция управления в сфере труда и др.
Российские авторы В. Н. Киселев и В. Г. Смольков полагают, что «социальное партнерство - это идеология цивилизованного общества рыночной экономики... Одновременно социальное партнерство - основа и необходимый инструмент строительства социально ориентированной рыночной экономики». Они выделяют характерные черты такой идеологии:
• отрицание классовой диктатуры и классового насилия;
• преимущественно переговорный характер разрешения разногласий;
» понимание необходимости социальной справедливости, согласование ее ряда критериев и показателей;
• установление гарантий, направленных на защиту интересов сторон социального партнерства;
« участие наемных работников в управлении предприятием и т. д.2
Другие авторы предпосылками формирования социального партнерства считают необходимость отбора и обоснования ряда принципов. 15 качестве таковых они рассматривают:
• социальную справедливость как соответствие между практической ролью субъектов труда и их социальным положением, между затратами труда и вознаграждением за труд, а также между правами и обязанностями субъектов труда;
• социальную защиту;
• координацию и согласование интересов сторон;
• соблюдение норм права, понимая под этим такие основные правовые принципы заключения коллективных договоров и соглашений, как следование нормам закона, полномочность представителей сторон, их равноправие, свобода выбора при обсуждении вопросов, добровольное принятие обязательств и реальность их выполнения, систематический контроль за взятыми обязательствами и неотвратимость ответственности в случае их невыполнения;
• взаимное уважение и этика деловых отношений;
• взаимопомощь и требовательность друг к другу;
• систематические контакты;
• доверие;
• разумную достаточность взаимных требований;
• соучастие в принятии экономических решений и др.1
Сравним, насколько взгляды на сущность и содержание социального партнерства соответствуют принципам его развития в законодательстве Республики Беларусь и Российской Федерации (таблица 1.2.1).
Содержание принципов социального партнерства, определенных законодателями Беларуси и России, в основном совпадает Вместе с тем имеются принципы, которые получили применение в законодательстве Российской Федерации, но не отражены в Трудовом кодексе Республики Беларусь. Обратим на них внимание.
Принцип заинтересованности сторон в участии в договорных отношениях отражает важный фактор развития социального партнерства — культурно-психологическую готовность общества к социальному диалогу Он связан: с осознанием различными социальными группами и слоями общественной целесообразности поиска социального мира и согласия на основе договора, взаимного учета интересов; необходимостью формирования в обществе миролюбивой социально-психологической атмосферы, способствующей нахождению социального консенсуса, создающей благоприятный фон для сглаживания возникающих трудовых противоречий.
1 Потемкин, В.К. Социальное партнерство: формирование, оценка, регулирование / В.К. Потемкин, Д.Н. Казаков. - СПб., 2002. - С. 43-69.
Таблица 1.2.1 -Принципы социального партнерства в законодательстве Беларуси и России1
Содержательное совпадение основных принципов социального партнерства | |
В Трудовом кодексе РБ | В Трудовом кодексе РФ |
- равноправие сторон | - равноправие сторон |
- соблюдение норм законодательства | -соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов |
- полномочность принятия обязательств | - полномочность представителей сторон |
-добровольность принятия обязательств | — добровольность принятия сторонами на себя обязательств |
- учет реальных возможностей принятия реальных обязательств | - реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами |
- обязательность выполнения договоренностей и ответственность за принятые обязательства | — обязательность выполнения принятых коллективных договоров, соглашений - ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений |
- отказ от односторонних действий, нарушающих договоренности - взаимное информирование сторон переговоров об изменении ситуации | - уважение и учет интересов сторон |
- | - заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях |
- | - содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе |
_ | - свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда |
- | - контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений |
Принцип содействия государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе и принцип свободы выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда, связаны с определенным уровнем общественно-политического развития общества. Речь идет о развитии социального государства с рыночной экономикой и обеспечении основных прав и свобод граждан в сфере труда.
Принцип контроля за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений относится к организационно-технологическим факторам эффективного функционирования механизмов социального партнерства на различных уровнях. Более полная реализация данного принципа позволяет повысить результативность заключаемых между социальными партнерами коллективных договоров на уровне предприятия, соглашений на местном уровне, тарифных соглашений на отраслевом уровне, Генерального соглашения на республиканском уровне.
Рассмотренные принципы можно отнести к важным сущностным сторонам социально-партнерских отношений, в силу чего их включение в систему социального партнерства республики может служить его дальнейшему совершенствованию в направлении к реализации целей социального государства.
Принципы социального партнерства, сохраняя историческую преемственность и приверженность главным целям и задачам МОТ, получают дальнейшее развитие в новых социально-экономических и политических условиях конкретного государства.
Объективные условия социального партнерства в сфере труда.Наряду с теоретическими предпосылками для реализации отношений социального партнерства необходим определенный уровень развития самого общества с точки зрения возможностей основных субъектов социально-трудовой сферы вести социальный диалог. К основным условиям социального партнерства в сфере труда относят политические, экономические, культурно-психологические, организационно-правовые.
Главным политическим условием социального партнерства в современном обществе выступает государственное устройство на принципах социальной рыночной экономики. Это означает, что государство на конституционном уровне закрепляет основные принципы функционирования общества, права граждан, способствующие созданию социаль-
ного государства и развитию социального партнерства. К таким правам относятся:
• защита человеческого достоинства путем создания благоприятных условий труда и широких возможностей интеграции граждан в трудовые отношения;
• право на свободное развитие личности, включая социально-трудовую сферу;
« запрет на дискриминацию в сфере труда по признакам пола, возраста, происхождения, этнической принадлежности, вероисповедания и т. д.;
• право на свободное объединение участников трудовых отношений в союзы, ассоциации исходя из своих общих интересов и целей;
• свободный выбор профессии, места учебы, работы;
• гарантия частной собственности, если ее реализация не противоречит решению социально значимых общественных задач,
Реализация политических условий социального партнерства, с одной стороны, создает демократические условия для выражения субъектами трудовых отношений своих интересов, а с другой - защищает от нанесения ущерба общественным интересам со стороны капитала, проявления коррупции и т. д.
Экономические условия социального партнерства предполагают:
• социально справедливую оценку на уровне предприятия, региона, отрасли, страны вклада различных социальных групп в создание национального богатства и тем самым поддержание высокой общественной мотивации труда;
• социально значимую дифференциацию оплаты регламентированного и инновационного, творческого труда;
• обеспечение достойного уровня жизни большинства населения страны;
• недопущение чрезмерной поляризации общества по уровню располагаемых доходов и др.
Культурно-психологические условия предусматривают:
• формирование общественного сознания и общественной психологии без доминирования в них конфронтационной составляющей;
• поиск в обществе социального согласия, конструктивного взаимодействия;
• повышение роли человеческого фактора в общественном воспроизводстве;
• решение возникающих социальных противоречий и конфликтов на основе существующих законов и правил;
• осознание социальными партнерами необходимости учитывать не только свои интересы, но и интересы другой стороны, проявление взаимной солидарности и ответственности;
• забота профсоюзов как об уровне заработной платы, условиях труда и т. д., так и о повышении эффективности производства;
• проявление социальной ответственности бизнеса, участие предпринимательства в решении социальных программ и др.
Организационно-правовые условия предполагают:
• создание широкой правовой базы для реализации субъектами трудовых отношений своих интересов;
• привлечение работников к управлению организацией на основе их заинтересованности в высоких конечных результатах труда;
• создание реальных социально-правовых механизмов взаимодействия представителей нанимателей, наемных работников и государства;
• придание системе коллективно-договорных трудовых отношений институционального характера.