Действия должностных лиц органов и агентов валютного контроля в случае выявления факта административного правонарушения. Ответственность за нарушения валютного законодательства
В случае выявления факта нарушения валютного законодательства в результате проведенной проверки при наличии достаточных оснований должностными лицами органа или агента валютного контроля возбуждается дело об административном правонарушении. Максимальными полномочиями по производству такого рода дел (административное производство) обладает орган валютного контроля (Росфиннадзор РФ). Его должностные лица реализуют эти полномочия, действуя в определенном порядке (см. рис. 11.2).
В таможенных органах круг лиц, которые имеют право возбуждать и вести дела об АП в соответствии с установленным объемом полномочий, определяется Приказом ФТС РФ от 15.03.2005 № 198 «О должностных лицах таможенных органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание».
Рис. 11.2. Стадии административного производства
После выявления факта совершения нарушения валютного законодательства немедленно составляется протокол об АП (см. приложение 6). Соответственно, дело об АП считается возбужденным с момента составления данного протокола. При его составлении, а также на всех стадиях административного производства физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об АП, разъясняются в установленном порядке их права и обязанности. В случае отсутствия возможности составления протокола об АП на месте выявления нарушения лица, в отношении которых возбуждено дело об АП, извещаются о времени и месте составления протокола.
Нередко после выявления факта нарушения валютного законодательства возникает необходимость совершения таких дополнительных процессуальных действий, требующих значительных затрат времени, как:
1) установление фактического местонахождения проверяемого лица;
2) оформление запросов для получения необходимых пояснений, которые могут касаться:
· уточнения меры ответственности должностных лиц предприятия-нарушителя;
· оценки ущерба, нанесенного действием (бездействием) проверяемого лица;
· подтверждения фактов ошибочного зачисления средств на счета проверяемого лица в других банках, по другому контракту и т.д.;
· подтверждения фактов ошибочного отражения сотрудниками уполномоченного банка сведений в ведомостях банковского контроля и др.
В этом случае выносится определение о возбуждении дела и проводится административное расследование. Лицо, в отношении которого вынесено определение, уведомляется об этом в установленном порядке.
В соответствии с частью 2 статьи 28.7 КоАП РФ решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об АП.
Полномочия таможенных органов по ведению дел об административных правонарушениях ограничиваются составлением протоколов об АП (проведением административных расследований и составлением протоколов). Составленный протокол вместе с другими материалами дела об АП передается в орган валютного контроля – Росфиннадзор для вынесения постановления:
· о назначении административного наказания (см. приложение 7);
· о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Если по результатам рассмотрения дела выяснится, что оно не относится к компетенции рассмотревшего его органа, может быть вынесено определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности.
Копия постановления по делу об АП вместе с разъяснением прав и обязанностей вручается под расписку лицам (их законным представителям), в отношении которых оно вынесено, либо высылается в течение трех дней со дня вынесения постановления.
Ответственность за нарушения валютного законодательства устанавливается статьей 15.25 КоАП РФ. Она определяет вид нарушения, а также вид и меру ответственности за него (табл. 11.3).
Таблица 11.3