Многоуровневая структура высшего образования
Цель многоуровневой структуры высшего образования в Российской Федерации — расширить возможности высшей школы по удовлетворению многообразных культурно-образовательных запросов личности и общества, повысить гибкость общекультурной, наручной и профессиональной подготовки специалистов с учетом меняющихся потребностей экономики и рынка труда. Структура учитывает отечественный и зарубежный опыт развития высшей школы и Международную стандартную классификацию образования, принятую ЮНЕСКО.
Многоуровневая структура высшего образования в Российской; Федерации реализуется различными по содержанию и срокам обучения преемственными образовательно-профессиональными программами трех уровней.
Основу — базовое высшее образование— составляют образовательно-профессиональные программы по направлениям обучения, охватывающим все области науки, техники и культуры (программы второго уровня).Они предоставляют возможность овладеть системой научных знаний о человеке и обществе, истории и культуре; получить фундаментальную естественно-научную подготовку и основы профессиональных знаний по направлениям обучения. Лица, освоившие программы второго уровня, подготовлены для продолжения образования по образовательно-профессиональным программам третьего уровня или самостоятельного овладения профессиональными знаниями и навыками, необходимыми для адаптации к трудовой деятельности. Срок обучения по программам базового высшего образования не менее 4 лет на основе общего среднего образования.
Лицам, получившим базовое высшее образование, выдается диплом о высшем образовании с присвоением степени бакалавра и указанием направления обучения.
Образовательно-профессиональные программы первого уровнявключают двухлетнее обучение по образовательным программам бакалавров и профессиональную подготовку в объеме, предусмотренном для специалистов со средним профессиональным (специальным) образованием. Общая продолжительность обучения по этим программам 3—3,5 года.
Лицам, успешно завершившим двухлетнее обучение по программе бакалавра, выдается свидетельство о неполном высшем образовании, а освоившим всю программу первого уровня выдается диплом о неполном высшем образовании с присвоением квалификации согласно перечню специальностей среднего профессионального (специального) образования.
Цель образовательно-профессиональных программ третьего уровня — подготовка специалистов к самостоятельной творческой профессиональной деятельности.
Программы этого уровня могут быть реализованы в двух формах:
1) па основе общего среднего образования — за счет существующих программ подготовки дипломированных специалистов с высшим образованием, объединенных в единую программу по специальности образовательных и профессиональных курсов с общей продолжительностью обучения 5—6 лет.
2) на основе базового высшего образования — за счет дальнейшего развития дифференциаций образовательно-профессиональных программ базового высшего образования.
Образовательно-профессиональные программы для лиц, имеющих степень бакалавра, могут быть направлены на подготовку магистров наук или дипломированных специалистов с высшим образованием.
Завершившим программу подготовки дипломированного специалиста выдается диплом о высшем образовании с присвоением квалификации по полученной специальности. Срок реализации такой программы, в зависимости от квалификации, получаемой специалистом, от одного до трех лет.
Степени дипломов о высшем образовании. Установлены три степени дипломов о высшем образовании в зависимости от достигнутых выпускником успехов: диплом с почестями, диплом 1 и 2 степени. Порядок выдачи дипломов различной степени определяется специальным положением.
Аспирантура. Лица, завершившие любую образовательно-профессиональную программу третьего уровня, могут поступать в аспирантуру.
В аспирантуру высших учебных заведений, научных учреждений или организаций на конкурсной основе принимаются граждане Российской Федерации, имеющие высшее профессиональное образование.
Обучение в аспирантуре при указанных учреждениях и организациях может осуществляться в очной или заочной формах. Обучение в аспирантуре государственных и муниципальных высших учебных заведений не может превышать в очной форме трех лет, в заочной форме четырех лет.
В докторантуру высших учебных заведений, научных учреждений или организаций принимаются граждане Российской Федерации, имеющие ученую степень кандидата наук.
Срок пребывания в докторантуре указанных учреждений или
организаций не может превышать трех лет. _
(Подробнее об экономическом образовании в зарубежных странах см. - Приложение 3, е. 253.)
Таким образом, цель многоуровневой структуры высшего образования в Российской Федерации— расширить возможности высшей школы по удовлетворению многообразных культурно-образовательных запросов личности и общества, повышению гибкости общекультурной, научной и профессиональной подготовки специалистов с учетом меняющихся потребностей экономики и рынка труда. Структура учитывает отечественный и зарубежный опыт развития высшей школы и Международную стандартную классификацию образования, принятую ЮНЕСКО.
Существующая система образовательно-профессиональных программ высшего образования по экономическим специальностям входит как составная часть в новую многоуровневую структуру высшего образования.
Глава 4
Образовательные программы и учебные планы подготовки экономиста
Основные образовательные программы подготовки экономистов различных специальностей при кажущемся их однообразии весьма существенно отличаются друг от друга и по отдельным специальностям. Причины этих различий заключаются в:
• разнообразии квалификационных характеристик должностей
служащих (сегодня их насчитывается всего более 240);
• унификации нормативов регламентации труда работников
для обеспечения единого подхода к подбору персонала соот
ветствующей квалификации и соблюдения единых принци
пов тарификации работ, основанных на их сложности;
• необходимости учета новейших законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации;
• разнообразии образовательных стандартов различных экономических специальностей.
Основная образовательная программаподготовки экономистов разрабатывается каждым вузом на основании государственного образовательного стандарта и включает в себя три составных части: учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик.
Дадим общую и сравнительную характеристику «Примерных учебных планов» по отдельным специальностям экономистов (они представлены в Интернете на сервере Министерства высшего образования России www\\informika.ru. и свободно доступны преподавателям и студентам), проанализируем программы учебных дисциплин и практик.
Но, прежде напомним перечень основных специальностей экономистов:
1. 060100 — «Экономическая теория»;
2. 060200 — «Экономика труда»;
3. 060400 — «Финансы и кредит»;
4. 060500 — «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»;
5. 060600 — «Мировая экономика»;
6. 060700 — «Национальная экономика»;
7. 061700 — «Статистика».
Рассмотрим, в чем состоят различия их примерных учебных планов и образовательных программ этих специальностей. Для этого вновь обратимся к государственным стандартам высшего профессионального образования
Требования к учебным планамспециальностей определяются Федеральным законом Российской Федерации «Об обеспечении конституционных прав граждан на общее образовании» от 27 марта 2001 г. В статье 8 «Учебные планы» этого закона зафиксировано, что: «Базисные учебные планы определяют продолжительность обучения и примерное распределение учебного времени между ступенями обучения, классами, образовательными областями и профилями обучения».
Установленная государственным образовательным стандартом структура базового содержания образования и общие нормативы учебной нагрузки обучающихся являются основой для разработки вариативных федеральных и региональных базисных учебных планов, а также для рабочих учебных планов, разрабатываемых общеобразовательными учреждениями.
В России действуют строгие требования государственного образовательного стандарта и каждый вуз, факультет и преподаватель обязаны им неукоснительно следовать.