Сущность регламентации труда персонала

Регламентация – основное средство организации управленческих процессов, с помощью которого предприятие функционирует как система, ориентированная на определенные результаты. Основой регламентирования является «регламент» (от фран. «reglament» – правило) – совокупность правил и положений, определяющих внутреннюю структуру организации и порядок деятельности организации.

Таким образом, регламентация труда – это установление правил положений, инструкций и норм, определяющих порядок деятельности работников при осуществлении ими трудовых функций.

Главный принцип регламентации – установление и строгое соблюдение определенных правил, положений, указаний, инструкций, нормативов, в соответствии с которыми осуществляется деятельность персонала.

Регламентация процессов управления обеспечивает решение следующих задач:

1. четкое определение взаимоотношений, прав и ответственности горизонтальных и вертикальных органов управления в различных сферах их деятельности;

2. установление обязанностей, прав и ответственности структурных подразделений и отдельных работников аппарата управления;

3. упорядочение приемов и методов решения отдельных управленческих задач;

4. формирование на нормативно-правовой основе контура системы управления;

5. установление количественных характеристик управленческих процессов на разных уровнях);

6. определение условий экономического стимулирования организаций и отдельных работников;

7. четкий порядок подготовки и повышения квалификации управленческих кадров и т. д.

Регламентация может выражаться как в статике, так и в динамике производственной деятельности. Регламентация в статике определяет:

– статус звеньев системы управления или самой системы;

– цели и задачи каждого звена;

– место в системе управления;

– взаимосвязи с другими звеньями.

Регламентация в динамике определяет:

– использование рабочего времени или протекание процессов управления во времени (регламенты выполнения отдельных функций или процедур в процессе управления, распорядок для руководителя, специалистов и служащих, распорядок работы подразделений аппарата управления, регламент совещаний и т. п.)

Потребность в регламентации деятельности появляется тогда, когда компания развивается, число управляемых объектов – сотрудников, продуктов, процессов – растет, и высшему руководству все труднее справляться с таким объемом управленческой работы.

Хороший руководитель может эффективно управлять пятью-семью заместителями и вдохновлять своим энтузиазмом человек десять ключевых специалистов. Если не установлен четкий порядок распределения обязанностей и ответственности, управленческие воздействия остаются неформальными, полномочия и ответственность фиксируются на уровне устных поручений и всегда есть возможность воспользоваться недоговоренностями.

Достоинством регламентации является то, что регламентация деятельности персонала не требует крупных дополнительных капиталовложений и доступна абсолютно любой организации. Она позволяет систематизировать работу персонала, сделать ее более эффективной, повысить ее значимость.

Недостатком регламентации является порождение процессами регламентации управления формализма в работе аппарата управления и сковывания инициативы работников.

Чтобы избежать формализма, регламентирующие материалы должны отвечать следующим требованиям:

1. регламент должен закреплять самый рациональный вариант организационного решения;

2. любые предложения по совершенствованию со стороны сотрудников должны быть внимательно рассмотрены;

3. регламент не должен быть статичным, неизменным в течение продолжительного времени, он должен приводиться в соответствие с меняющимися условиями, как внутренними, так и внешними.

Наши рекомендации