Рыночное равновесие. Дефицит и избыток. Выигрыш потребителя и производителя

Рассмотрим механизм взаимодействия покупателей (потребителей) и производителей (продавцов) на рынке совершенной конкуренции, которому присущи следующие признаки:

1. Наличие множества индивидуальных покупателей и продавцов однородного товара (например, пшеница, яблоки);

2. Отсутствие препятствий, барьеров для входа в рынок и ухода с него;

3. Свобода получения информации, отсутствие издержек по заключению сделок купли-продажи товара;

4. Невозможность для отдельного производителя (продавца) влиять на рыночную цену. Он вынужден соглашаться с ценой, которая стихийно устанавливается в результате взаимодействия сил спроса и предложения на рынке;

5. Ценовая конкуренция. Поскольку производитель соглашается с ценой, то сохранить и улучшить свое положение он может, лишь сокращая средние издержки на производство товара. Чем ниже его индивидуальные средние издержки по сравнению с рыночной ценой, тем прочнее его положение на рынке. В этом и заключается ценовая конкуренция;

6. Слабые инвестиционные возможности мелкого производителя. Чтобы закупить все необходимые ресурсы для продолжения своей работы, он должен обязательно быстро продать произведенную продукцию.

В чистом виде такая модель рынка в реальной жизни почти не встречается, но ее анализ позволяет уяснить природу современного регулируемого рыночного хозяйства.

Покупатели предъявляют рыночный спрос на товар, а продавцы осуществляют рыночное предложение данного товара. Рыночное равновесие и равновесная цена устанавливаются на рынке при равенстве величины спроса величине предложения данного товара.

Дефицит и избыток

Дефицит и избыток образуются в случае нарушения рыночного равновесия, при отклонении рыночной цены от равновесной. Избыток – это ситуация на рынке, когда при цене выше равновесной величина предложения превышает величину спроса. Дефицит – это ситуация на рынке, когда при цене ниже равновесной величина спроса больше величины предложения. Величина избытка и дефицита зависит от соотношения цены, установившейся на рынке, и равновесной цены.

На рисунке точка равновесия Е (equilibrium - равновесие) показывает равенство величины рыночного спроса величине рыночного предложения (QЕ =Qd = Qs). Рыночному равновесию соответствует равновесная цена РЕ. Дефицит (Qd1> Qs1) может возникнуть при снижении цены от РЕк Р1, а избыток (Qd2 < Qs2) - при росте цены от РЕ к Р2.

При дефиците некоторые более богатые или более заинтересованные покупатели предпочтут купить товар по более высокой цене, чем вообще остаться без него. Рост цены создает стимул для производителей увеличивать величину предложения, при этом величина спроса будет сокращаться до тех пор, пока рыночная цена не совпадет с равновесной. В итоге рыночное равновесие будет достигнуто, но для части потребителей (более бедных) данный товар станет недоступен. Однако объем продаж при равновесной цене является наибольшим из возможных на рынке при данных спросе и предложении.

Рыночное равновесие и дефицит Рыночное равновесие избыток
Рыночное равновесие. Дефицит и избыток. Выигрыш потребителя и производителя - student2.ru Рыночное равновесие. Дефицит и избыток. Выигрыш потребителя и производителя - student2.ru

Если же рыночная цена временно установилась выше равновесной, то образуется избыток. В этом случае инициативу проявят продавцы. Некоторые из них, учитывая свои слабые инвестиционные возможности и стремясь выйти из сложившейся ситуации с наименьшими потерями, начнут продавать товар по более низкой цене. Снижение цены будет увеличивать величину спроса и будет побуждать сокращать величину предложения, восстанавливая рыночное равновесие и равновесную цену. Однако некоторые производители при этом могут разориться, другие будут вынуждены уйти с данного рынка.

Способность цены на чистоконкурентном рынке, повышаясь или понижаясь, выравнивать величину спроса и величину предложения называется уравновешивающей функцией цен.

Таким образом, невидимая рука рынка, по образному выражению А. Смита, представляет собой механизм поддержания рыночного равновесия путем воздействия через рыночную цену на силы спроса и предложения.

Знание предельных издержек (МС) позволяет определить выигрыш производителя. Дело в том, что минимальная цена, по которой фирма может без потерь продавать единицу продукции, не должна быть ниже предельных издержек (МС) (прирост затрат, связанный с производством каждой последующей единицы продукции) (рис. 6.2). Любое превышение рыночной цены единицы продукции над ее МС будет означать рост прибыли фирмы. Таким образом, выигрыш производителя – это величина превышения цены реализации (рыночная цена) над предельными издержками производства. Такой излишек фирма получает от каждой продаваемой единицы товара по рыночной цене (Рe), превышающей предельные издержки (МС) производства данной единицы. Таким образом, продавая объем товара (Qe) (при разных МС на каждую единицу продукции от 0 до QЕ) по РЕ, фирма получит выигрыш, равный заштрихованной площади РeЕРS.

ВОПРОС 20

Наши рекомендации