Задача № 6. Расчёт интегрального показателя конкурентоспособности товара
Уровень конкурентоспособности товара (УК) определяется по формуле (4.3), где Iн.п. – нормативный показатель конкурентоспособности, Lт.п. – технический показатель конкурентоспособности, Eэ.п. – экономический показатель конкурентоспособности. Если значение УК > 1, значит проектируемое изделие конкурентоспособно.
. (4.3)
Оценка конкурентоспособности товара по экономическому параметру связана с ценой его потребления Цп . Она равна сумме затрат потребителя, связанных с покупкой, транспортировкой, монтажом, эксплуатационными расходами, затратами энергии при эксплуатации изделия, а также с другими возможными затратами после покупки. Определяя показатель конкурентоспособности товара Еэ.п., рассматривают соотношение цены потребления конкурирующих товаров по формуле (4.4), где Цп.н. и Цп.к. – цены потребления нового изделия и его конкурента.
(4.4)
Показатель конкурентоспособности изделия по техническим параметрам Lт.п. рассчитывают через суммирование величин всех технических параметров (bi), с учётом удельного веса α i каждого i-го параметра. Удельный вес определяется с помощью экспертных методов. Технический показатель конкурентоспособности может быть рассчитан по формуле (4.5) через сопоставление параметров двух конкурирующих изделий:
, (4.5)
где d н i – величина i-го технического параметра создаваемого изделия, d к i – величина аналогичного технического параметра изделия-конкурента.
Вариант 1
Цена потребления нового пылесоса – 2000 руб., цена потребления товара-конкурента 1600 руб. Нормативные показатели конкурентоспособности этих изделий равны 1. Определить, является ли новая модель конкурентоспособной, сравнив технические характеристики товаров:
Технические характеристики товара | Новый пылесос | Пылесос -конкурент | ai |
1. Мощность, Вт | 0,5 | ||
2. Потребление энергии, кв/ч | 0,2 | 0,15 | 0,3 |
3. уровень шума, ДБ | 0,2 | ||
4. Вес, кг | 2,2 | 2,9 | 0,1 |
5. Дизайн (экспертная оценка по 10-балльной шкале Лейкарта) | 9,0 | 6,0 | 0,4 |
Вариант 2
Цена потребления автомобиля новой марки – 12 142 ден. ед., а цена потребления его предшественника, выпускаемого конкурентом – 11 857 ден. ед. Нормативные показатели конкурентоспособности этих изделий равны 1. Определить, является ли новая модель конкурентоспособной.
Технические характеристики товара | Новый автомобиль | Автомобиль-конкурент | ai |
1. Мощность, Вт | 0,4 | ||
2. Рабочий объем цилиндра, см2 | 0,3 | ||
3. Объем багажника, л | 0,2 | ||
4. Дизайн (оценка по 10-балльной шкале) | 7,9 | 8,1 | 0,1 |
Вариант 3
Цена потребления нового процессора фирмы «Apple» – 625 ден. ед., а цена потребления процессора конкурирующей марки – 540 ден. ед. Определить, является ли новая модель конкурентоспособной, сравнив технические показатели товаров:
Технические характеристики товара | Новый процессор | Процессор -конкурент | ai |
1. Тактовая частота | 2,2 | 2,1 | 0,4 |
2. Кэш-память 2-го уровня, Кб | 0,3 | ||
3. Частота шины, МГц | 0,2 | ||
4. Разрядность, Бит | 0,1 |
Вариант 4
Цена потребления нового компьютера фирмы «Samsung» – 700 ден. ед., а цена потребления конкурирующей марки – 400 ден. ед. Нормативные показатели конкурентоспособности этих изделий равны 1. Определить, является ли новая модель конкурентоспособной.
Технические характеристики товара | Новый компьютер | Компьютер-конкурент | ai |
1. Объем оперативной памяти, МБ | 0,5 | ||
2. Жесткий дик, Г | 0,4 | ||
3. Диагональ монитора, Д | 0,3 | ||
4. Мощность колонок, Вт | 0,2 | ||
5. Дизайн (оценка по 10-балльной шкале) | 0,1 |
Вариант 5
Цена потребления новой СВЧ-печи марки «ZANUSSI» 3850 руб., а цена потребления конкурирующей модели «ARDO» – 4200 руб. Нормативные показатели конкурентоспособности этих изделий равны 1. Определить, какая из моделей более конкурентоспособна.