Политика предприятия. Пирамида управления.

Экономическая политика, как категория, часто рассматривается на государственном и региональном уровнях. Но, поскольку предприятие в рыночных условиях функционирует как самостоятельный экономический агент, то актуальным представляется рассмотреть данную категорию и на микроуровне, то есть на уровне отдельного предприятия. Обратившись к той сущности и содержанию, которые характерны для категорий «политика», а также «государственная экономическая политика» и «региональная экономическая политика», определим экономическую политику предприятия следующим образом:
Экономическая политика предприятия – это система базовых положений (элементов), обусловленных интересами определенных категорий индивидуумов или их групп и определяющих особенности деятельности, поведения предпринимательской структуры; влияющих на состав и характеристики элементов внутренней среды предпринимательской структуры и ее взаимодействие с экономическими агентами внутренней и внешней среды.

Базовыми положениями экономической политики предпринимательских структур, по нашему мнению и с учетом понятия сущности категория «политика» вообще, которого придерживаются многие авторы, следует считать:

1) принципы деятельности, поведения, взаимодействия с внешней средой;
2) приоритеты, связанные с деятельностью предпринимательских структур;
3) целевые установки, определяющие желаемые достижения предпринимательской структуры, ориентацию в окружающей среде;
4) механизм взаимодействия предпринимательской структуры с экономическими агентами из внешней и внутренней среды.

Поскольку базовые положения экономической политики можно считать некоей совокупностью и между ними существуют определенные взаимосвязи – базовые положения можно считать элементами системы, которой и является при данном аспекте рассмотрения экономическая политика.

Далее для представления экономической политики предприятия как системы, объединяющей не только элементы, но также и виды, составляющие экономической политики предпринимательских структур, необходимо исследовать на какие виды делится экономическая политика в соответствии с направленностью ее влияния и какие составляющие включает в зависимости от области применения управленческих усилий.

В соответствии с направленностью влияния экономическая политика предпринимательских структур так же, как и государственная экономическая политика может быть разделена на внешнюю и внутреннюю. Необходимость данного деления связана с тем, что, по своей сути, составляющие экономической политики, которые можно отнести к внутренней политике затрагивают процессы, происходящие внутри предприятия, сказываются на деятельности конкретных подразделений предпринимательской структуры, планируемые и получаемые в итоге результаты, как правило, имеют количественную оценку. Составляющие внешней экономической политики отражают процессы взаимодействия предпринимательской структуры с экономическими агентами из внешней среды, причем, как правило, с теми их структурами, деятельность которых также направлена непосредственно на взаимодействие с данной предпринимательской структурой.

Внутреннюю экономическую политику предпринимательской структуры целесообразно разделить на составляющие по признаку функциональных областей: маркетинговая политика; производственная политика; финансовая политика; кадровая политика; инновационная политика.

Управление (Peter F. Drucker) — это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу.

УПРАВЛЕНИЕ (Мескон, Альберт, Хедоури) — это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации.

Управление включает значительное число специфических направлений и функций деятельности: постановку целей, прогнозирование, принятие стратегических решений, планирование, организацию, стимулирование, руководство, регулирование, контроль, оценку исполнения, интерпретацию результата. Планирование определяет, что следует делать, чего достигнуть, кто должен сделать, к какому сроку, где и каким образом. Организация определяет, как использовать ресурсы. Руководство приводит планы в действие. Контроль проверяет людей и работу.

Предпринимательская деятельность – это интеллектуальная деятельность по организации бизнеса в конкретной ситуации. Управление – это умение правильно определять, формулировать и анализировать проблемы, возникающие в процессе управления предприятием, разрабатывать программы, ставить конкретные задачи, принимать правильные решения. Ключевыми аспектами управления являются принятие решений, разрешение проблем, проведение переговоров и совещаний, обмен информацией, взаимоотношения с людьми.

Принятие решения – важнейшая часть управления.

Это систематизированный процесс в организации деятельности, но это и тяжелое моральное бремя, особенно на высших уровнях управления.

Объектами управления являются производство, закупки, сбыт, кооперация, научные исследования, оборудование, финансы, персонал, сервис, информация.

Пирамида управления – это графическая иллюстрация увязанной системы задач управления с учетом их значимости и количества.

Пирамида задач управления включает пять основных уровней: политику фирмы, стратегическое управление, тактическое (календарное) управление, оперативное управление, организацию деятельности.

Стратегическое управление характеризуется разрывом между принятием решения и его реализацией. Временной разрыв достигает 25 лет, поэтому неопределенность – наиболее характерный фактор стратегического решения. Выбирая место строительства предприятия, его профиль и объем производства, сложно оценить в полном объеме ситуацию через 20–25 лет с учетом изменения спроса на продукцию, источников сырья, цен на используемые ресурсы. Реальная выгодность проекта будет в полной мере ясна по истечении длительного периода времени, когда многие из принимавших решение уже не будут нести ответственности за его последствия.

По словам Оскара Шелльбаха, «мы рождены не для разрушения, а для дальнейшего совершенствования творения. Поэтому каждый из нас должен стараться с помощью планомерного использования времени и сил завершить это великое дело».

Мы работаем ради будущего, потому что нам и предстоит в нем жить. Создается это будущее именно стратегическим управлением.

Тактическое планирование характеризуется приуроченностью принимаемых решений к конкретным временным интервалам: году, полугодию, кварталу, месяцу. При этом детализируются объемы производства и работ, конкретизируются связи с поставщиками и потребителями.

Оперативное управление – краткосрочные управленческие решения, направленные на выполнение тактических планов, их небольшую корректировку в условиях изменения ресурсного обеспечения.

Организация деятельности – это управление деятельностью людей по выполнению плановых заданий. Организация реализуется через принуждение и убеждение. Принуждать – значит склонять людей к совместной деятельности, ограничивая свободу их выбора. Убеждать – значит склонять людей к совместной деятельности, расширяя свободу их выбора. Оперативное планирование и организация деятельности – это достижение ранее спланированных результатов и разрешение проблем, с которыми постоянно сталкивается предприятие.

9. Концепция деятельности предприятия
Одним из основополагающих факторов функционирования бизнеса является концепция деятельности предприятия.

В общем смысле это система взглядов, идей, способов представления об организационных процессах, предпринимательской деятельности конкретной организации.

Можно сказать, что концепция деятельности предприятия – это идеология деятельности компании, предпринимателя, философия предпринимательства, бизнеса, направленность действий.

В таком контексте концепция деятельности предприятия представляет собой замысел (проект) организационной, коммерческой, предпринимательской деятельности, основанный на эффективной стратегии, конкретной руководящей идее в целях достижения результатов, определяемых бизнес-планом предприятия.

Выделяют следующие основные типы концепции деятельности предприятия.

Концепция совершенствования производства, основанная на повышении производительности, снижении издержек. Она относится к периоду индустриализации 20-40-х гг. Ориентирована на крупные предприятия, построение системы единого финансового контроля, логистики.

Концепция совершенствования товара, заключающаяся в повышении качества продукции. Появилась, когда интенсивные технологии вытеснились ориентированными на качество готовой продукции технологиями.

Концепция совершенствования сбыта, базирующаяся на расширении рынков сбыта, рекламы продукции. Относится к эпохе становления, развития маркетинга, когда компании переориентировались на клиентов. А внимание руководителей предприятия сконцентрировано на рынках сбыта продукции.

Цель концепции удовлетворения потребности – поиск товара, при обеспечении роста уровня удовлетворения потребительских нужд. Появилась она в 80-90-х гг.

Предприятия стали ориентироваться на прогнозирование экономических изменений, стратегическое планирование.

Разумность, эффективность любой из представленных концепций зависят от конкретных условий применения.

Разработанная концепция деятельности предприятия ориентирует его на повышение эффективности, продуктивности, результативности бизнеса.

Наибольшим вниманием пользуются сегодня комплексные концепции, ориентированные как на общее качество деятельности, так и на развитие персонала. Они затрагивают все аспекты деятельности предприятия, охватывают всю систему создания продукции, ее выпуска, реализации.

При разработке концепции деятельности предприятия необходимо определить общие направления развития, касающиеся, прежде всего:

· профиля предприятия, производимой продукции;

· рынков сбыта, покупательских групп, каналов движения этой продукции.

Рекомендации по разработке концепции деятельности предприятия:

· нужно проверять, соответствуют ли направление деятельности предприятия изменившимся рыночным условиям (сбыта, ресурсов);

· сконцентрируйте усилия там, где ваше предприятие будет иметь конкурентные устойчивые преимущества:

· определяя общую стратегическую цель, избегайте слишком широких и слишком узких формулировок. Выберите оптимальный вариант;

· учитывайте внешние ограничения, препятствия уже существующие и способные возникнуть в будущем. Продумайте способы их обхода.

·

Итак, концепция деятельности предприятия – это стратегический план функционирования, дальнейших действий организации в целом, ее подразделений, руководителя, персонала.

Это одновременно и общая идеология компании, и детальная инструкция (руководство к действию) для каждого работника. Концепция деятельности должна соответствовать рыночным, научным тенденциям.


10. Организационная культура предприятия.

Организационная культура — это система общепринятых в организациипредставлений и подходов к постановке дела, к формам отношений и к достижению результатов деятельности, которые отличают данную организацию от всех других.

На практике организационная культура представляет собой набор традиций, ценностей, символов, общих подходов, мировоззрения членов организации, выдержавших испытание временем. Это в своем роде выражение индивидуальности данной компании, проявление ее отличий от других.

С.П. Роббинс предлагает рассматривать организационную культуру на основе десяти характеристик, наиболее ценящихся в организации:

§ личная инициатива;

§ готовность работника пойти на риск;

§ направленность действий;

§ согласованность действий;

§ обеспечение свободного взаимодействия, помощи и поддержки подчиненным со стороны управленческих служб;

§ перечень правил и инструкций, применяемых для контроля и наблюдения за поведением сотрудников;

§ степень отождествления каждого сотрудника с организацией;

§ система вознаграждений;

§ готовность сотрудника открыто выражать свое мнение;

§ степень взаимодействия внутри организации, при которой взаимодействие выражено в формальной иерархии и подчиненности.

Оценивая любую организацию по этим десяти характеристикам, можно составить полную картину организационной культуры, на фоне которой формируется общее представление сотрудников об организации.

Носителями организационной культуры являются люди.

Организационная культура бывает:

§ явная — зафиксирована в документальной форме (правила, инструкции или нормы);

§ неявная — отражена в сознании человека, поддерживается традициями, верой. Псевдоорганизационная культура — культура мафиозных организаций, наркобизнеса, террористов.

Выделяют организационную культуру:

§ экстравертную — обращенную во внешний мир, когда миссия находится вне области самой организации;

§ интравертную — обращенную внутрь самих себя.

Цель организационной культуры — помочь людям более продуктивно работать, получать удовлетворение от труда. Если человек находится в чуждой для него организационной культуре, его деятельность сковывается, ограничивается. И наоборот, при соответствии организационной культуры фирмы и ценностных установок работника деятельность последнего активизируется, соответственно увеличивается эффективность. Таким образом, можно добиться получениясинергетического эффекта.

Ценность организационной культуры заключается и в том, что она является мотивирующим фактором для сотрудников.Мотивация — позиция, предрасполагающая человека действовать специфическим, целенаправленным образом. Если рассматривать иерархию потребностей по А.Маслоу, то организационная культура будет удовлетворять потребность человека в социальном статусе и причастности, например, к делам компании, а также способствовать его самовыражению, что находится на самом высшем уровне пирамиды потребностей.

Организационная культура выполняет целый ряд функций:

§ Охранная функция состоит в создании барьера, ограждающего организацию от нежелательных внешних воздействий.

§ Интегрирующая функция — усиливает систему социальной стабильности в организации. Организационная культура — своего рода социальный клей, который помогает сплачивать организацию, обеспечивая присущие для нее стандарты поведения;

§ Регулирующая функция — является средством, с помощью которого формируются и контролируются формы поведения и восприятия, целесообразные с точки зрения данной организации

§ Адаптивная функциявыражается в чувстве общности всех членов организации

§ Ориентирующая функция культуры направляет деятельность организации и ее участников в необходимое русло.

§ Мотивационная функция- усиливает вовлеченность в дела организации и преданность ей;

§ Функция имиджа организации, формирует определенный имидж организации, отличающий ее от любой другой.

Наши рекомендации