Показатели монопольной власти. Индекс Лернерадает возможность оценить возможности отдельной фирмы контролировать цену: IL= =- 1/EdP
Индекс Лернерадает возможность оценить возможности отдельной фирмы контролировать цену: IL= =- 1/EdP
Он показывает долю превышения цены над предельными издержками в цене. Значение индекса изменяется в диапазоне от 0 до 1. Чем оно ближе к 1, тем большей монопольной властью обладает фирма. В связи с трудностью расчета предельных издержек на практике можно считать IL= .
В этом случае индекс показывает долю прибыли в цене продукта.
Индекс Херфиндаля - Хиршмана – показатель степени концентрации рынка. Индекс рассчитывается как сумма Кондратов рыночных долей отдельных фирм (в процентах):
IHH=S12+ S22+ S32+…+ Sn2,
где S - рыночная доляодной фирмы,
N - количество фирм о отрасли.
Индекс Хррфиндаля - Хиршмана изменяется в диапазоне от 0 (когда в отрасли бесконечно много фирм) до 10000, когда 100% рынка принадлежат одной фирме.
ТЕСТЫ
1. Предприниматель почет вложить капитал так, чтобы стать отраслевым лидером по объему продаж. В какой из перечисленных
ниже отраслей ему будет проще достичь своем цели (при условии,
что финансовые возможности его не ограничивают)?
1) приборостроение, IHH = 2000;
2) бытовая электроника, 1HH =4800 ' -
3) химическая, IHH = 1200;
4) пищевая, IHH = 8000;
5) нельзя ответить, так как неизвестна доля в продажах лидирующей фирмы в отрасли.
2. Общей чертой олигополистического рынка и рынка монополистической конкуренции является:
1) отсутствие каких-либо барьеров для входа в отрасль;
2) стратегическое поведение фирм;
3)незначительное количество продавцов, действующих на рынке;
4) то, что фирмы обладают рыночной властью;
5) дифференциация продукта.
3.Товары, объединенные о товарную группу:
1) формируют корзину потребителя;
2) обладают значительной положительной перекрестной эластичностью по цене и удовлетворяют одну и ту же потребность;
3) обладают значительной отрицательной перекрестной эластичностью по цене и удовлетворяют одну и ту же потребность;
4) производятся одной и той же фирмой,
5) верно2) и 4).
4. Если количество фирм в отрасли стремиться к бесконечности, то индекс Херфиндаля - Хиршмана:
1) отрицателен;
2) стремится к нулю;
3)стремится к единице;
4) тоже стремится к бесконечности;
5)стремится к 100.
5. Долгосрочное равновесие на рынках монополистической конкуренции означает, что:
1) рыночные цены равны минимальным значениям долгосрочных средних издержек;
2) цены уравниваются с предельными издержками;
3) фирмы не получают экономической прибыли,
4)все имеющиеся производственные мощности задействованы;
5) предельная выручка равна рыночном цене.
6. Коэффициент Лернера для фирмы IL = 0,98. Это означает, что:
1 ) общие издержки фирмы больше ев дохода;
2)общие издержки фирмы меньше ее дохода;
3) фирма близка к положению совершенного конкурента, поэтому ее предельные издержки примерно равны цене;
4) фирма близка к положению чистой монополии, поэтому ее предельные издержки много ниже цены;
5) значение коэффициента говорит о том, что фирма имеет депо с неэластичным спросом.
7. Монополистическая конкуренция - это такая структура рынка, при которой:
1) вход новых фирм в отрасль затруднен;
2) к продаже предлагаются дифференцированные продукты;
3) стратегическое поведение имеет решающее значение;
4) спрос на продукцию отдельной фирмы относительно неэластичен;
5)все ответы правильные.
8. Дифференциация продукция относится:
1) к физическим характеристикам блага (цвет, вкус и т.д.);
2) формальным признакам блага (марка производителя, знак качества и т.д.);
3) условиям продажи (расположение торговой точки, часы работы и т.д.);
4) все ответы правильные;
5) нет правильного ответа.
9. В окрестностях точки долгосрочного равновесия фирмы - монополистического конкурента ее средние издержки будут:
1) уменьшаться;
2) оставаться постоянными;
3) увеличиваться;
4)находиться в точке минимума;
5) равны предельному доходу.
10. В условиях краткосрочного равновесия на рынкемонополистической конкуренции у фирмы, получающей экономическую прибыль:
1 ) предельные издержки меньше средних издержек;
2)средняя выручка больше предельных издержек;
3) средняя выручка больше средних издержек;
4) предельная выручка меньше средних издержек;
5) все ответы правильные.
ЗАДАЧИ С РЕШЕНИЯМИ
№1
Фирма - монополистический конкурент производит зубную пасту с обними издержками, выраженными уравнением TС = 0,25Q3-3Q2 +10Q, где Q - тыс. шт. в год. Определите объем выпуска, соответствующей избыточной производственной мощности, если известно, что спрос на продукт, производимой данной фирмой, выражен уравнением Qd=8-P.
Решение:
1. Найдем выпуск, который обеспечит дайной фирме максимум прибыли:
MR=8-2Q; MC=0,75Q2-6Q+10. MR=MC:8-2Q=0,75Q2-6Q+10 или 0,75Q2-4Q+2=0. Отсюда Qm4,77.
2. Теперь определим, какой уровень производства соответствовал бы минимальному значению средних издержек. А С = 0,25Q2- 3Q+ 10. АС1 =0,5Q-3=0;Q=6.
3. Таким образом, фирма недопроизводит = Q-Qm = 6-4, 77 = 1,23 тыс. шт.
Ответ: =1,23 тыс. шт.
№2
Прибыль фирмы-олигополиста составляет 12 млн руб. в месяц. Количество производимых изделий - 600 тыс. шт. Фирма максимизирует прибыль, а ее издержки составляют 80 руб. на одно изделие. Определите индекс монопольной власти (индекс Лернера)
Решение:
Прибыль определяется по формуле П = (Р – АС)Q. Отсюда
(Р – АС)= = руб. Поскольку AC=80руб., то цена единицы составляет Р=АС + 20 = 80 +20 = 100 руб. Теперь определяем индекс Лернера.IL=
Ответ: IL = 0,2.
№3
В одной из отраслей в России самая крупная фирма выпускает 40% продукта, а остальное производство распределено равномерно между шестью другими фирмами. Является ли отрасль высококонцентрированной или умеренно концентрированной?
Решение:
Индекс Херфиндаля - Хиршмана IHH =S12+S22 +...+ Sп2 = 402+6*102=2200 гдеS - доля каждой фирмы в рыночных продажах, выраженная в процентах. По законодательству РФ Iнн > 2000 позволяет отнести отрасль к выcококонцентрированным.
Ответ: Высококонцентрированная.
ЗАДАЧИ
№1
Долгосрочные средние издержки монополистического конкурента выражены уравнением АСLR =12Q2–26Q+24-, а спрос на его продукцию – Оd = 6 – 0,5Р. Определите, сколько продукции и по какой цене сможет продать фирма в долгосрочном периоде. Как изменится прибыль фирмы в долгосрочном периоде?
№2
Краткосрочные общие издержки фирмы, функционирующей в условиях монополистической конкуренции, выражены уравнением ТС = Q2 -10Q +64, а спрос на ее продукцию - Qd = 12,5 - 1/4Р. Определите объем выпуска, соответствующий избыточной производственной мощности.
№3
Общие издержки фирмы на рынке монополистической конкуренции описываются функцией ТС =1/3Q3- 5Q2 + 37Q, а спрос на товар фирмы представлен в виде Р = 25-Q. Определите.
1) объем производства и цену в условиях максимизации прибыли;
2) характер равновесия (краткосрочное или долгосрочное);
3) избыток производственных мощностей и плату за разнообразие.
№4
Средние издержки фирмы представлены в виде: АС = 0,25 Q2-3Q + 10. Фирма запланировала рекламную кампанию, совокупные издержки на которую зависят от объема производства и описываются функцией TC=0,1Q+10. Определите как измениться прибыли фирмы, если первоначальный спрос на свою продукцию фирма оценивала как Q=6 – Р, а уровень спроса, который ожидает фирма в результате рекламной кампании как Q= 12 -Р.
№5
Индекс Лернера составляет 0,4. Цена, по которой продаются товары фирмы, составляет 3 тыс. руб. Определите средние издержки и прибыль монополиста при объеме производства 1 тыс.шт.
№6
Индекс Лернера составляет 0,2, а общие издержки на объем производства 2 тыс. изделий составляют 3 тыс. руб. Определите цену, которую назначит фирма-монополист, максимизируя прибыль, и размер прибыли.
№7
Прибыла фирмы-олигополиста составляет 1,2 млн руб. в месяц. Количество производимых изделий -1 тыс. ед. Определите индекс Лернера, если цена, максимизирующая прибыль, равна 4 тыс. руб.
№8
Функция общих издержек фирмы-монополиста ТС – 4Q2 – 2Q + 1, а функция спроса Qd - 2 - 1/2Р. Определите индекс Лернера и эластичность спроса на продукт фирмы.
№9
В одной из отраслей в России производство распределено равномерно между шестью поставщиками. Является ли отрасль высококонцентрированной или умеренно концентрированной?
№10
В таблице описана сталелитейная отрасль. Рассчитайте индекс Херфиндаля - Хиршмана для этой отрасли.
Объем продаж | |
Фирма 1 | |
Фирма 2 | |
Фирма 3 | |
Фирма 4 | |
Фирма 5-10 |
Ответы:
Тесты:1. 3); 2.4), 3. 2); 4. 2); 5.3); 6.4)7. 2), 8. 4); 9.2)10. 5).
Задачи
1.Q = 1;P = 10. Прибыль не изменится/
2. = 2.
3. 1)Q=6; P=19; 2) долгосрочное равновесие; 3)1,5;0,75
4. П1 = 0; П2 = 19,6.
5. АС = 1800; П=1200 000руб.