Показатели монопольной власти. Индекс Лернерадает возможность оценить возможности отдельной фирмы контролировать цену: IL= =- 1/EdP

Индекс Лернерадает возможность оценить возможности отдельной фирмы контролировать цену: IL= Показатели монопольной власти. Индекс Лернерадает возможность оценить возможности отдельной фирмы контролировать цену: IL= =- 1/EdP - student2.ru =- 1/EdP

Он показывает долю превышения цены над предельными издержками в цене. Значение индекса изменяется в диапазоне от 0 до 1. Чем оно ближе к 1, тем большей монопольной вла­стью обладает фирма. В связи с трудностью расчета предельных издержек на практике можно считать IL= Показатели монопольной власти. Индекс Лернерадает возможность оценить возможности отдельной фирмы контролировать цену: IL= =- 1/EdP - student2.ru .

В этом случае индекс показывает долю прибыли в цене про­дукта.

Индекс Херфиндаля - Хиршмана – показатель степени концентрации рынка. Индекс рассчитывается как сумма Кондратов рыночных долей отдельных фирм (в процентах):

IHH=S12+ S22+ S32+…+ Sn2,

где S - рыночная доляодной фирмы,

N - количество фирм о отрасли.

Индекс Хррфиндаля - Хиршмана изменяется в диапазоне от 0 (когда в отрасли бесконечно много фирм) до 10000, когда 100% рынка принадлежат одной фирме.

ТЕСТЫ

1. Предприниматель почет вложить капитал так, чтобы стать отрас­левым лидером по объему продаж. В какой из перечисленных
ниже отраслей ему будет проще достичь своем цели (при условии,
что финансовые возможности его не ограничивают)?

1) приборостроение, IHH = 2000;

2) бытовая электроника, 1HH =4800 ' -

 

3) химическая, IHH = 1200;

4) пищевая, IHH = 8000;

5) нельзя ответить, так как неизвестна доля в продажах лидирующей фирмы в отрасли.

2. Общей чертой олигополистического рынка и рынка монополи­стической конкуренции является:

1) отсутствие каких-либо барьеров для входа в отрасль;

2) стратегическое поведение фирм;

3)незначительное количество продавцов, действующих на рынке;

4) то, что фирмы обладают рыночной властью;

5) дифференциация продукта.

3.Товары, объединенные о товарную группу:

1) формируют корзину потребителя;

2) обладают значительной положительной перекрестной эластич­ностью по цене и удовлетворяют одну и ту же потребность;

3) обладают значительной отрицательной перекрестной эластичностью по цене и удовлетворяют одну и ту же потребность;

4) производятся одной и той же фирмой,

5) верно2) и 4).

4. Если количество фирм в отрасли стремиться к бесконечности, то индекс Херфиндаля - Хиршмана:

1) отрицателен;

2) стремится к нулю;

3)стремится к единице;

4) тоже стремится к бесконечности;

5)стремится к 100.

5. Долгосрочное равновесие на рынках монополистической конку­ренции означает, что:

1) рыночные цены равны минимальным значениям долгосрочных средних издержек;

2) цены уравниваются с предельными издержками;

3) фирмы не получают экономической прибыли,

4)все имеющиеся производственные мощности задействованы;
5) предельная выручка равна рыночном цене.

6. Коэффициент Лернера для фирмы IL = 0,98. Это означает, что:

1 ) общие издержки фирмы больше ев дохода;

2)общие издержки фирмы меньше ее дохода;

3) фирма близка к положению совершенного конкурента, поэтому ее предельные издержки примерно равны цене;

4) фирма близка к положению чистой монополии, поэтому ее предельные издержки много ниже цены;

5) значение коэффициента говорит о том, что фирма имеет депо с неэластичным спросом.

7. Монополистическая конкуренция - это такая структура рынка, при которой:

1) вход новых фирм в отрасль затруднен;

2) к продаже предлагаются дифференцированные продукты;

3) стратегическое поведение имеет решающее значение;

4) спрос на продукцию отдельной фирмы относительно неэластичен;

5)все ответы правильные.

8. Дифференциация продукция относится:

1) к физическим характеристикам блага (цвет, вкус и т.д.);

2) формальным признакам блага (марка производителя, знак качества и т.д.);

3) условиям продажи (расположение торговой точки, часы работы и т.д.);

4) все ответы правильные;

5) нет правильного ответа.

9. В окрестностях точки долгосрочного равновесия фирмы - моно­полистического конкурента ее средние издержки будут:

1) уменьшаться;

2) оставаться постоянными;

3) увеличиваться;

4)находиться в точке минимума;

5) равны предельному доходу.

10. В условиях краткосрочного равновесия на рынкемонополистической конкуренции у фирмы, получающей экономическую прибыль:

1 ) предельные издержки меньше средних издержек;

2)средняя выручка больше предельных издержек;

3) средняя выручка больше средних издержек;

4) предельная выручка меньше средних издержек;

5) все ответы правильные.

ЗАДАЧИ С РЕШЕНИЯМИ

№1

Фирма - монополистический конкурент производит зубную пасту с обними издержками, выраженными уравнением TС = 0,25Q3-3Q2 +10Q, где Q - тыс. шт. в год. Определите объем выпуска, соответ­ствующей избыточной производственной мощности, если известно, что спрос на продукт, производимой данной фирмой, выражен уравнением Qd=8-P.

Решение:

1. Найдем выпуск, который обеспечит дайной фирме максимум прибыли:

MR=8-2Q; MC=0,75Q2-6Q+10. MR=MC:8-2Q=0,75Q2-6Q+10 или 0,75Q2-4Q+2=0. Отсюда Qm4,77.

2. Теперь определим, какой уровень производства соответствовал бы минимальному значению средних издержек. А С = 0,25Q2- 3Q+ 10. АС1 =0,5Q-3=0;Q=6.

3. Таким образом, фирма недопроизводит Показатели монопольной власти. Индекс Лернерадает возможность оценить возможности отдельной фирмы контролировать цену: IL= =- 1/EdP - student2.ru = Q-Qm = 6-4, 77 = 1,23 тыс. шт.

Ответ: Показатели монопольной власти. Индекс Лернерадает возможность оценить возможности отдельной фирмы контролировать цену: IL= =- 1/EdP - student2.ru =1,23 тыс. шт.

№2

Прибыль фирмы-олигополиста составляет 12 млн руб. в месяц. Коли­чество производимых изделий - 600 тыс. шт. Фирма максимизирует прибыль, а ее издержки составляют 80 руб. на одно изделие. Определите индекс монопольной власти (индекс Лернера)

Решение:

Прибыль определяется по формуле П = (Р – АС)Q. Отсюда

(Р – АС)= Показатели монопольной власти. Индекс Лернерадает возможность оценить возможности отдельной фирмы контролировать цену: IL= =- 1/EdP - student2.ru = Показатели монопольной власти. Индекс Лернерадает возможность оценить возможности отдельной фирмы контролировать цену: IL= =- 1/EdP - student2.ru руб. Поскольку AC=80руб., то цена единицы составляет Р=АС + 20 = 80 +20 = 100 руб. Теперь определяем индекс Лернера.IL= Показатели монопольной власти. Индекс Лернерадает возможность оценить возможности отдельной фирмы контролировать цену: IL= =- 1/EdP - student2.ru

Ответ: IL = 0,2.

№3

В одной из отраслей в России самая крупная фирма выпускает 40% продукта, а остальное производство распределено равномерно между шестью другими фирмами. Является ли отрасль высококонцентриро­ванной или умеренно концентрированной?

Решение:

Индекс Херфиндаля - Хиршмана IHH =S12+S22 +...+ Sп2 = 402+6*102=2200 гдеS - доля каждой фирмы в рыночных продажах, выраженная в процентах. По законодательству РФ Iнн > 2000 позволяет отнести отрасль к выcококонцентрированным.

Ответ: Высококонцентрированная.

ЗАДАЧИ

№1

Долгосрочные средние издержки монополистического конкурента выражены уравнением АСLR =12Q2–26Q+24-, а спрос на его продукцию – Оd = 6 – 0,5Р. Определите, сколько продукции и по какой цене сможет продать фирма в долгосрочном периоде. Как изменится прибыль фирмы в долгосрочном периоде?

№2

Краткосрочные общие издержки фирмы, функционирующей в условиях монополистической конкуренции, выражены уравнением ТС = Q2 -10Q +64, а спрос на ее продукцию - Qd = 12,5 - 1/4Р. Опре­делите объем выпуска, соответствующий избыточной производственной мощности.

№3

Общие издержки фирмы на рынке монополистической конкуренции описываются функцией ТС =1/3Q3- 5Q2 + 37Q, а спрос на товар фирмы представлен в виде Р = 25-Q. Определите.

1) объем производства и цену в условиях максимизации прибыли;

2) характер равновесия (краткосрочное или долгосрочное);

3) избыток производственных мощностей и плату за разнообразие.

№4

Средние издержки фирмы представлены в виде: АС = 0,25 Q2-3Q + 10. Фирма запланировала рекламную кампанию, совокупные издержки на которую зависят от объема производства и описываются функцией TC=0,1Q+10. Определите как измениться прибыли фирмы, если первоначальный спрос на свою продукцию фирма оценивала как Q=6 – Р, а уровень спроса, который ожидает фирма в результате рекламной кампании как Q= 12 -Р.

№5

Индекс Лернера составляет 0,4. Цена, по которой продаются товары фирмы, составляет 3 тыс. руб. Определите средние издержки и прибыль монополиста при объеме производства 1 тыс.шт.

№6

Индекс Лернера составляет 0,2, а общие издержки на объем произ­водства 2 тыс. изделий составляют 3 тыс. руб. Определите цену, которую назначит фирма-монополист, максимизируя прибыль, и размер прибыли.

№7

Прибыла фирмы-олигополиста составляет 1,2 млн руб. в месяц. Количество производимых изделий -1 тыс. ед. Определите индекс Лернера, если цена, максимизирующая прибыль, равна 4 тыс. руб.

№8

Функция общих издержек фирмы-монополиста ТС – 4Q2 – 2Q + 1, а функция спроса Qd - 2 - 1/2Р. Определите индекс Лернера и эластич­ность спроса на продукт фирмы.

№9

В одной из отраслей в России производство распределено равномерно между шестью поставщиками. Является ли отрасль высококонцентриро­ванной или умеренно концентрированной?

№10

В таблице описана сталелитейная отрасль. Рассчитайте индекс Херфиндаля - Хиршмана для этой отрасли.

  Объем продаж
Фирма 1
Фирма 2
Фирма 3
Фирма 4
Фирма 5-10

Ответы:

Тесты:1. 3); 2.4), 3. 2); 4. 2); 5.3); 6.4)7. 2), 8. 4); 9.2)10. 5).

Задачи

1.Q = 1;P = 10. Прибыль не изменится/

2. Показатели монопольной власти. Индекс Лернерадает возможность оценить возможности отдельной фирмы контролировать цену: IL= =- 1/EdP - student2.ru = 2.

3. 1)Q=6; P=19; 2) долгосрочное равновесие; 3)1,5;0,75

4. П1 = 0; П2 = 19,6.

5. АС = 1800; П=1200 000руб.

Наши рекомендации