Классификация объектов экономики
В настоящем материале под понятием "объект экономики" понимается государственное, арендное или иное предприятие, учреждение или организация сферы материального производства либо непроизводственной сферы хозяйства, объединенное единой системой управления и расположенное на единой площадке.
В единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций предприятия как объекты экономики классифицируются по основным показателям, имеющим определяющее значение в вопросах обеспечения техногенной безопасности населения и территорий, а также взаимодействия территориальных органов управления и органов госнадзора по обеспечению промышленной безопасности.
При решении задач обеспечения безопасности в техносфере наиболее важными критериями оценки и классификации объектов являются:
Ø форма собственности предприятия;
Ø техническая сложность объекта экономики;
Ø виды опасности, которые исходят с территории объекта;
Ø этап эксплуатации объекта;
Ø важность объекта в экономике государства либо субъекта РФ;
Ø порядок функционирования в чрезвычайных ситуациях (условиях);
Ø критерий в соответствии с Нормами международного гуманитарного права;
Ø ведомственная принадлежность.
Формы собственности предприятий были рассмотрены выше. Остается лишь отметить, что в зависимости от формы собственности в сочетании с рентабельностью определяется успех работы по обеспечению безопасности и безаварийности производства, активность и инициативность персонала в рассматриваемой области.
Из огромного перечня промышленных предприятий, а также учреждений и организаций в интересах обеспечения пристального контроля и надзора выделяется особая группа объектов. Состав этой группы определен Минстроем РФ и определяется как технически особо сложные объекты.
К ним относятся:
Ø ядерно и (или) радиационно опасные объекты (атомные станции, исследовательские реакторы, предприятия топливного цикла, объекты временного и долговременного хранения ядерного топлива и радиоактивных отходов);
Ø объекты уничтожения и захоронения химических и других опасных отходов;
Ø гидротехнические сооружения 1 и 2 класса;
Ø объекты обустройства нефтяных месторождений на шельфах морей;
Ø магистральные газо-, нефте- и продуктопроводы с давлением более 6 Мпа;
Ø крупные склады для хранения нефти и нефтепродуктов (свыше 20тыс. тонн) и изотермические хранилища сжиженных газов;
Ø объекты, связанные с производством, получением или переработкой жидкофазных и твердых продуктов, обладающих взрывчатыми свойствами и склонных к спонтанному разложению;
Ø предприятия по подземной и открытой (глубина разработки свыше 150 м) добыче и переработке (обогащению) твердых полезных ископаемых;
Ø тепловые электростанции мощностью свыше 600 МВт;
Ø морские порты, аэропорты с длиной взлетно-посадочной полосы 1800 м и более, мосты и тоннели длиной более 500м, метрополитены;
Ø крупные промышленные объекты с численностью занятых более 10 тысяч человек.
В проектах строительства этих объектов в проектной документации обязательно рассматриваются инженерно-технические мероприятия гражданской обороны и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций. Вопросы обеспечения безопасности потенциально опасных и технически особо сложных объектов подлежат государственной экспертизе уже на этапе проектирования предприятий.
Одним из важнейших признаков является опасность объекта (учреждения, организации). Органами, специально уполномоченными в области промышленной безопасности и безопасности населения и территорий, используются несколько основных понятий предприятий, реально представляющих опасность для рабочих, служащих, населения и окружающей среды:
Ø потенциально опасный объект;
Ø опасный производственный объект.
Первым и самым важным признаком является опасность объекта. В соответствии с ГОСТ Р 22.0.02-94 потенциально опасным (ПОО) называется объект, на котором используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют радиоактивные, взрыво-, пожароопасные, опасные химические и биологические вещества (материалы), создающие реальную угрозу возникновения источника ЧС, либо применяют опасные технологические процессы.
Кроме того, в соответствии с Законом Российской Федерации "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (1997г.) к категории опасных производственных объектов относятся те, на которых:
Ø получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества: воспламеняющиеся газы, окисляющие вещества, горючие вещества, взрывчатые вещества, токсичные вещества, высокотоксичные вещества, вещества, представляющие опасность для окружающей природной среды в количествах, превышающих нормы, установленные этим законом;
Ø используется оборудование, работающее под давлением более 0,07МПа или при температуре нагрева воды более 115°С;
Ø используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры;
Ø получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на их основе;
Ø ведутся горные выработки по обогащению полезных ископаемых и работы в подземных условиях.
Обобщая, можно отметить основные потенциально опасные объекты:
Ø радиационно опасные объекты (промышленные предприятия);
Ø ядерно опасные объекты;
Ø химически опасные объекты;
Ø взрыво-, пожароопасные промышленные предприятия;
Ø гидродинамически опасные объекты;
Ø биологически опасные предприятия (объекты);
Ø транспортные предприятия;
Ø объекты - источники электромагнитных излучений;
Ø объекты полигенной опасности.
К категории радиационно опасных объектов относятся те, на которых используют, хранят, перерабатывают или транспортируют радиоактивные вещества, при аварии или разрушении которых может произойти облучение ионизирующим излучением или радиоактивное загрязнение людей, сельскохозяйственных животных и растений, объектов экономики, а также окружающей природной среды.
Отнесение к радиационно опасным и ядерно опасным объектам производится компетентными органами в соответствии с законодательством Российской Федерации. В частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года № 238 утвержден перечень особо радиационно опасных и ядерно опасных производств и объектов. В этом перечне более ста организаций. Безопасность таких объектов контролирует и обеспечивает Госатомнадзор, Минатом, Госкомэкология, МАГАТЭ, органы исполнительной власти административно-территориальных образований.
К химически опасным относятся объекты, на которых хранят, перерабатывают, используют или транспортируют опасные химические вещества, при аварии на которых или при разрушении которых может произойти гибель или химическое заражение людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также химическое заражение окружающей природной среды. На территории Российской Федерации таких объектов насчитывается более трех с половиной тысяч.
Взрыво-, пожароопасным является объект, на котором производят, используют, перерабатывают, хранят или транспортируют легковоспламеняющиеся и взрыво-, пожароопасные вещества, создающие реальную угрозу возникновения чрезвычайной техногенной ситуации.
Состав гидротехнических сооружений, представляющих опасность для населения, определен Законом Российской Федерации "О безопасности гидротехнических сооружений" от 23 июня 1997 г.
Биологически опасные объекты - объекты, на которых возможна авария, сопровождающаяся распространением опасных биологических веществ в количествах, создающих опасность для жизни и здоровья людей, сельскохозяйственных животных и растений, приводящих к ущербу окружающей природной среды.
Особое место в классификации потенциально опасных объектов занимают объекты полигенной опасности, т.е. объекты, обладающие различными источниками опасности и характеризующиеся более чем одним видом опасности.
Объекты полигенной опасности, одной из характеристик которых является взрыво-, пожароопасность, склонны к реализации в чрезвычайных ситуациях эффекта "домино" и представляются как одни из наиболее опасных и сложных с точки зрения локализации аварии и проведения спасательных работ.
По результатам прогнозирования ЧС техногенного характера потенциально опасные объекты категорируются по степени опасности в зависимости от возможных на них ЧС следующим образом:
Ø потенциально опасные объекты федерального значения - если на них определена возможность возникновения федеральных и/или трансграничных ЧС с частотой (вероятностью), выше установленной Министерством по делам ГО ЧС;
Ø потенциально опасные объекты регионального значения - если на них определена возможность возникновения региональных ЧС с частотой (вероятностью), выше установленной Министерством по делам ГО ЧС;
Ø потенциально опасные объекты местного значения - если на нихопределена возможность возникновения местных и территориальных ЧС с частотой (вероятностью), выше установленной Министерством по делам ГО ЧС;
Отнесение потенциально опасных объектов к той или иной категории и зависимости от возможных на них ЧС производится на основе вероятностной оценки органами управления по делам ГО и ЧС субъектов Российской Федерации. Сведения о категорировании представляются в МЧС России.
Вероятность возникновения ЧС на объекте экономики, как показывает практика, зависит от этапа его функционирования, так как параметры, характеризующие его опасность по отношению, прежде всего, к населению, могут изменяться, а также могут изменяться виды опасностей и их количество. Каждый из этапов существования промышленного предприятия характеризуется, как это было отмечено выше, своим набором присущих предприятию опасностей и соответственно мероприятий органов управления РСЧС по предупреждению ЧС.
В связи с этим практически оправдана классификация промышленных предприятий по этапам их существования:
Ø проектируемые промышленные объекты;
Ø строящиеся объекты;
Ø вводимые в эксплуатацию и производящие пусконаладочные работы;
Ø нормально функционирующие предприятия;
Ø реконструируемые и расширяющиеся предприятия;
Ø технически перевооружаемые;
Ø перепрофилируемые;
Ø законсервированные объекты;
Ø промышленные объекты, выводимые из эксплуатации;
Ø аварийные объекты на любом этапе их функционирования.
Даже без предварительной оценки понятно, что на каждом этапе работы объекта вероятность возникновения аварийной ситуации (ЧС в том числе) будет различна. Соответственно этой величине должна быть определена степень внимания к объекту органов, уполномоченных в области безопасности.
В системе Гражданской обороны РФ в интересах обеспечения устойчивого функционирования объектов экономики в чрезвычайных условиях (под термином "чрезвычайные условия" здесь и далее понимаются условия военного времени) промышленные предприятия как объекты ГО в зависимости от важности их в обеспечении устойчивости экономики государства в целом подразделяются на:
Ø объекты особой важности;
Ø объекты первой категории;
Ø объекты второй категории;
Ø некатегорированные объекты.
Категория объекта зависит от вида выпускаемой продукции, ее объема, от численности работающего персонала и важности этой продукции в сфере обеспечения безопасности государства (объема выпускаемой продукции, работ, услуг). Порядок отнесения организаций к категориям по Гражданской обороне утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации в 1998г.
Как правило, категорированные объекты имеют особые обязательства перед государством по выпуску важнейших для экономики страны видов продукции и выполнению услуг либо работ. В зависимости от организации функционирования в чрезвычайных условиях объекты разделяются на:
Ø прекращающие свою деятельность на определенной территории, подверженной воздействию опасных факторов в чрезвычайных условиях, либо ситуациях;
Ø переносящие свою деятельность на территорию вне опасных зон;
Ø продолжающие работу в опасных зонах;
Ø объекты-дублеры.
Перечень объектов, продолжающих свою работу в чрезвычайных условиях, определяется Правительством РФ, органами управления министерств и ведомств и Суженным Заседанием органов исполнительной власти от Субъекта РФ до муниципального образования. Уточняя особенности функционирования объектов экономики в чрезвычайных ситуациях, территориальные органы исполнительной власти тем самым определяют перечень производств и объектов, устойчивость деятельности которых в зоне ЧС необходимо обеспечить. Очевидно, что нет смысла тратить силы и средства на те объекты, деятельность которых можно прекратить уже при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации либо в чрезвычайных условиях.
В зависимости от рассматриваемого периода (мирное время, военное время) перечень таких объектов может быть различным.
В системах РСЧС и ГО особое место занимают предприятия (объекты) жизнеобеспечения, устойчивость функционирования которых важна как в чрезвычайных условиях (ЧУ), так и в чрезвычайных ситуациях (ЧС). К ним относятся:
Ø объекты (предприятия) топливно-энергетического комплекса;
Ø учреждения управления;
Ø предприятия (объекты) связи;
Ø объекты здравоохранения;
Ø объекты (предприятия) транспорта;
Ø предприятия пищевой промышленности;
Ø предприятия коммунального хозяйства и бытового обслуживания;
Ø строительные организации и предприятия по производству строительных материалов;
Ø производители средств спасения;
Ø ремонтные предприятия;
Ø предприятия и учреждения средств массовой информации;
Ø другие предприятия, деятельность которых важна в ЧС.
Состав объектов жизнеобеспечения для каждой конкретной территории определяется комиссией по чрезвычайным ситуациям ATE. Проект перечня таких объектов готовит отдел, управление (главное управление) по делам ГОЧС и после утверждения списка контролирует выполнение мероприятий по подготовке к устойчивому функционированию в чрезвычайных ситуациях, определенных перечнем объектов. Одновременно территориальные органы управления РСЧС в составе предприятий жизнеобеспечения должны обратить внимание на объекты, безаварийная остановка которых самапо себе может привести к чрезвычайной ситуации на подконтрольной территории. Примером может служить остановка работы теплоцентрали в холодное время года.
Если говорить обобщенно, то к рассматриваемому спискутаких объектов относятся:
Ø объекты топливно-энергетического комплекса;
Ø объекты транспорта;
Ø объекты водоснабжения;
Ø объекты здравоохранения и другие.
Классифицируя объекты экономики, нельзя обойти вниманием классификацию объектов, определенную Нормами международного гуманитарного права. В частности, ими определены такие понятия, как "военный объект", "гражданский объект". Отнесение рассматриваемого объекта к той или иной категории одновременно предопределяет понимание опасностей,которым он может быть подвергнут в военное время. Соответственно и мероприятия по защите этих объектов будут различными. Женевская конвенция "О защите гражданского населения во время войны" дает понятие военного объекта: "Военные объекты ограничиваются теми объектами, которые в силу своего характера, расположения, назначения и использования «носят эффективный вклад в военные действия, а полное или частичное разрушение, захват или нейтрализация которых дает явное военное преимущество". Гражданскими объектами являются все те, которые не являются военными.
Таким образом, в соответствии с Женевскими конвенциями 1949 года, все объекты военно-промышленного комплекса, топливно-энергетического комплекса, металлургии являются военными, т.е. объектами поражения противника. В свою очередь, гражданские объекты находятся под защитой Международного гуманитарного права и не должны являться объектом нападения в военное время,
Рассматривая в целом всю экономику страны, можно классифицировать промышленные предприятия как объекты различной ведомственной принадлежности, например:
Ø объекты местной обороны, имеющие подчинение МО РФ;
Ø объекты МВД РФ;
Ø объекты ФСБ;
Ø объекты ФАПСИ;
Ø объекты МПС и другие предприятия, сохранившие вертикальную ведомственную систему управления.
В качестве примера как наиболее представительную группу рассмотрим объекты местной обороны (ОМО). К ним относятся учреждения и организации, находящиеся в ведении Министерства обороны РФ :
Ø арсеналы, военные базы, заводы (фабрики) и склады;
Ø узлы связи и передающие центры ГШ и видов ВС РФ;
Ø испытательные полигоны, проектные и научно-исследовательские институты;
Ø военно-учебные заведения (в т.ч. суворовские и нахимовские училища);
Ø госпитали, поликлиники, санатории, пансионаты, турбазы;
Ø типографии, дома офицеров, студии, театры, музеи;
Ø предприятия военной торговли;
Ø КЭЧ районов, в/ч, другие предприятия и организации.
Объекты местной обороны, в зависимости от важности и предназначения, подразделяются на объекты ОВ, I, 2 категории и некатегорированные. Эти объекты не контролируются МЧС, но, как правило, являются опасными и представляют угрозу для населения и территорий. На этих объектах вопросы обеспечения защиты РиС, а также взаимодействие с управлениями по делам ГО ЧС решают начальники штабов местной обороны.
Организация работы территориальных ОУ РСЧС с этой категорией объектов имеет свою специфику. В первую очередь эта специфика заключается в сложности доступа специалистов РСЧС на территорию таких объектов или целых закрытых территориальных образований для оценки состояния безопасности территорий и степени защиты рабочих, служащих и проживающего вблизи этих объектов населения. Работа территориальных органов с такими объектами осуществляется через соответствующее министерство (ведомство), а также непосредственно "объект-территория" на договорной основе (за исключением объектов МО) с учетом требований Закона РФ "О предприятиях и предпринимательской деятельности", Положения "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС". В то же время именно из-за ведомственных преград территориальные органы управления не всегда могут иметь исчерпывающую информацию о степени опасности для населения объектов экономики ведомственного подчинения. Именно ведомственные объекты и закрытые территориальные образования могут являться непредвиденным ранее источником опасности.