Основные положения современного лесного законодательства
Лесное законодательство и иные нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения, основываются на принципах, перечисленных в ст. 1 ЛК РФ:
1) устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала;
2) сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду;
3) использование лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов;
4) обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах;
5) воспроизводство лесов, улучшение их качества, а также повышение продуктивности лесов;
6) обеспечение охраны и защиты лесов;
7) участие граждан, общественных объединений в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на леса при их использовании, охране, защите, воспроизводстве, в установленных законодательством Российской Федерации порядке и формах;
8) использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека;
9) подразделение лесов на виды по целевому назначению и установление категорий защитных лесов в зависимости от выполняемых ими полезных функций;
10) недопустимость использования лесов органами государственной власти, органами местного самоуправления;
11) платность использования лесов.
Все перечисленные принципы соответствуют международным принципам, сформулированным в многочисленных конвенциях и соглашениях по охране окружающей природной среды. Законодатель имеет в виду просто принципы, а не правовые принципы, если само лесное законодательство основывается на названных принципах, которые также можно назвать общими принципами, характерными для человеческого общества, и следование им означает цивилизованное в нашем случае использование леса для общего блага. Статья 1 ЛК РФ основывается на конституционной норме, установившей, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ч. 1 ст. 9 Конституции РФ).
Предметом регулирования лесного законодательства являются:
а) лесные отношения. При этом содержание понятия «лесные отношения» данная статья, к сожалению, не раскрывает. Сравнительный анализ положений ряда других статей кодекса (ст. 5, 6, 13, 15, 23 и др.) дает основания полагать, что под лесными отношениями необходимо понимать отношения, связанные с использованием, охраной, защитой, воспроизводством лесов. Лесные отношения наряду с лесным законодательством регулируются нормами земельного, экологического, водного, гражданского, административного законодательства и законодательствам о животном мире;
б) имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений. Следует обратить внимание на то, что указанные имущественные отношения регулируются, прежде всего, ГК РФ и другими актами гражданского законодательства (ст. 2 ГК РФ). В части регулирования имущественных отношений, связанных с оборотом лесных участков и лесных насаждений, нормы Земельного кодекса РФ, Лесного кодекса и других федеральных законов должны рассматриваться в качестве специальных по отношению к нормам гражданского законодательства. Например, большое количество таких специальных правовых норм содержится в гл. 6—8 Лесного кодекса.
Именно гражданское законодательство определяет, в частности, правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, регулирует договорные и иные обязательства, прочие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения. Другие отрасли законодательства не могут первично регулировать указанные отношения. Поэтому имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению лесными земельными участками, совершению с ними сделок регулируются гражданским законодательством. В то же время земля и находящиеся на ней леса являются весьма специфическими природными объектами, особенности которых при определенных условиях могут влиять на возможность и объемы участия данных объектов в гражданском обороте. С учетом этого законодателем в ст. 3 ЛК РФ предложена правовая конструкция, на основе которой для названных здесь имущественных отношений общее значение имеют нормы гражданского законодательства, а специальное — нормы земельного, лесного и других отраслей законодательства. В таком случае, согласно одному из общих принципов права, приоритет имеют специальные нормы.
Субъектами лесных отношений, согласно ст. 4 ЛК РФ, могут быть государство (Российская Федерация), государственные (субъекты РФ) и муниципальные образования, а также граждане и юридические лица. Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования как специфические субъекты права участвуют в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, по правилам главы 5 ГК РФ, а в лесных отношениях — в соответствии с п. 2 ст. 4 кодекса (через соответствующие уполномоченные органы).
Механизм правового регулирования, использованный в ЛК РФ, основан на сочетании императивного и диспозитивного методов при существенном преобладании императивных норм. Последние однозначно определяют порядок осуществления тех или иных действий, конкретные права и обязанности лиц, их совершающих, правила об ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение юридических обязанностей. Нарушение императивных норм кодекса и перечисленных правил может влечь применение к нарушителю мер юридической ответственности (глава 13 ЛК РФ). Возможность выбора вариантов правомерных действий для участников соответствующих правоотношений сведена к минимуму — диспозитивные правовые нормы в ЛК РФ используются редко.
В главе 1 ЛК РФ определяют основные категории лесного законодательства (ст. 5—7, 13—19), правила пребывания граждан в лесах (ст. 11), регулируют отношения, связанные с приобретением права собственности и иных прав на лесные участки (ст. 8, 9), а также другие важные отношения. Эти положения имеют основополагающее и целеустанавливающее значение не только для остальных глав ЛК РФ, но и для других актов лесного законодательства и иных регулирующих лесные отношения нормативных правовых актов.
В Лесном кодексе введены следующие понятия.
1. Лес — это природный ресурс или экосистема (ст. 5).
2. Лесной участок — земельный участок, на котором проведены лесоустроительные работы и проведен кадастровый учет (ст. 7)
В кодексе установлены следующие положения.
1. Леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные, эксплуатационные и резервные (ст. 10).
2. В соответствии со статьей 15 ЛК РФ в зависимости от природно-климатических условий определяются лесорастительные зоны, в которых расположены леса с относительно однородными лесорастительными признаками (лесорастительное районирование). Это необходимо для обеспечения рационального, научно обоснованного и бережного подхода к использованию и возобновлению лесных ресурсов. Лесорастительное районирование служит основой для установления лесных районов с похожими условиями использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.
3. Выборочные и сплошные рубки лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан в лесах) могут осуществляться по правилам ст. 16, 17 Лесного кодекса.
4. Право собственности на лесные участки. Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством (ст. 8).
5. Леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются (ст. 6). Правовое регулирование лесных отношений зависит от категории земли, на которой произрастают леса.
6. Освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности (ст. 12).
7. Определены условия лесопользования: сервитут, безвозмездное срочное пользование, постоянное (бессрочное) пользование, договор аренды (ст. 9).
8. Лесной участок может предоставляться в пользование для осуществления конкретного вида или нескольких видов лесопользования. В ст. 25 определены основные виды лесопользования, перечень которых является открытым и может быть дополнен по мере дальнейшего познания свойств лесов как сложной экологической системы.
9. Заготовка древесины как предпринимательская деятельность, связанная с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом древесины из леса, может осуществляться только предпринимателями, зарегистрированными в этом качестве в установленном порядке в строгом соответствии с положениями ст. 29 ЛК РФ.
10. Граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов (ст. 11).