Рабочая тетрадь по микроэкономике

СТАРОООСКОЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ

государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Белгородский национальный исследовательский университет»

Кафедра экономики, информатики и математики

УТВЕРЖДАЮ:

Зам. директора

по учебно-методической работе

кандидат педагогических наук, доцент

И.И. Палашева

Рабочая тетрадь по микроэкономике - student2.ru

Рабочая тетрадь по микроэкономике - student2.ru Рабочая тетрадь по микроэкономике - student2.ru « » 2014 г.

Экономика

рабочая тетрадь для практических занятий

Составитель О.А.Трубин

Старый Оскол 2014

УДК 330.322.22

ББК 65.9 (2) - 56

Э 40

Рабочая тетрадь составлена на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, утвержденного 17.09.2013г.

Рабочая тетрадь рассмотрена и рекомендована к изданию редакционно-издательским советом ФГОУ ВПО БелГУ, протокол №____от _______________________г.

Рецензент: Зав. Кафедрой Экономики,информатики и математики –

К.п.н Боева А.В.

Э–40 Макроэкономика: рабочая тетрадь для практических занятий: учебно-практическое пособие / Сост. О.А.Трубин. – СофБелГУ : ФГОУ ВПО БелГУ, 2014 – 71 с.

Рабочая тетрадь составлена на основе учебной программы «Экономическая теория» и содержит задания для самостоятельной работы, и может быть использовано на практических занятиях для студентов бакалавров педагогических специальностей.

УДК 330.322.22

ББК 65.9 (2) – 56

Ó ФГОУ ВПО БелГУ , 2014

Рабочая тетрадь по микроэкономике

Рабочие тетради по микроэкономике представляют собой методические материалы для организации самостоятельной подготовки студентов. Работа с ними ведется дома, а затем наиболее важные для усвоения курса проблемы по усмотрению преподавателя выносятся для общего обсуждения на семинаре. Как правило, это в первую очередь относится к подготавливаемым студентами эссе. По мере надобности может также проводиться общая проверка тетрадей. Студентам рекомендуется обращаться к преподавателю по всем вопросам, вызвавшим затруднения или несогласие с предлагаемыми в тетрадях решениями.

Каждая тема состоит из трех разделов.

Раздел «Логика курса» призван выработать навыки корректного экономического мышления, а именно: выделения главных логических элементов темы и установления их взаимосвязей; анализа системы используемых доказательств; выявления основных последствий рассматриваемых закономерностей. Он содержит контрольные вопросы, которые помогают повторить ключевые моменты соответствующей темы, и задания, нацеленные на выявление логических взаимосвязей.

Раздел «Тесты» предназначен для самоконтроля. Решая предлагаемые задачи и сравнивая свои решения с ответами, следует внимательно обдумать причины, по которым определенный ответ считается правильным. Обратите внимание на то, что среди тестов могут встречаться «неправильные», в которых верным не является ни один из приведенных вариантов или, наоборот, верны несколько ответов. Помните, что ваша работа с тестами не сводится к необходимости угадать верный ответ. Оставленное свободное место позволяет прокомментировать избранное решение. Особенно это важно именно в «сомнительных» случаях (ни один из предусмотренных в тесте вариантов ответа не точен, есть несколько верных вариантов и др.).

Раздел «Эссе» является главным заданием для студента. Следует выбрать одну тему эссе из предлагаемых к каждому занятию вариантов и написать соответствующую работу. Рекомендуемый размер эссе — 2—3 машинописных страницы. Цель написания эссе состоит в формировании у студента умения вырабатывать и корректно аргументировать свою точку зрения на новые для автора (а часто и объективно спорные) проблемы. То есть делать именно то, что составляет значительную часть практической работы любого экономиста.

Отправным моментом работы над эссе должно быть обдумывание своего рода подсказок, сгруппированных под заголовком: «Обратите внимание на следующие аспекты проблемы». Переписывать все эти пункты в само эссе не обязательно, они играют роль «затравки» или вспомогательной конструкции, помогающей выкристаллизоваться вашему мнению (когда здание готово, строительные леса убирают). Вообще эссе считается своего рода промежуточным жанром между научным и литературным произведением. Оно призвано показать скорее общий подход к проблеме, чем проанализировать ее детали. Важно понимать при этом, что особо ценится свежий взгляд на проблему, выделяющий кроме (или даже вместо!) наводящих вопросов какие-либо ее новые стороны.

Следует также иметь в виду, что многим темам эссе сознательно придан провокативный характер, то есть вынесенный в их заголовок вопрос допускает как положительный, так и отрицательный ответ. Студенту не обязательно при этом придерживаться изложенной в учебнике или на лекции позиции. Это соответствует сыгравшему огромную роль в развитии научной мысли приему advоcato diabolo («адвокат дьявола»). В соответствии с ним для достижения полной уверенности ученый должен попытаться выдвинуть все мыслимые возражения против общепринятой точки зрения, то есть как бы дать высказаться представителю противной стороны («дьявола»). Только в том случае, если научная позиция выдерживает подобную атаку «адвоката дьявола», ее можно считать надежно обоснованной. Студент волен, поэтому, выбрать любую точку зрения: отстаивать общепринятые взгляды или взять на себя роль «адвоката дьявола». Важно лишь, чтобы аргументация в обоих случаях была максимально сильной и убедительной.

Особое внимание при подборе тем эссе уделено получению студентами первичных навыков приложения теоретических положений к практике. Поэтому во многих случаях студенту полезно мысленно поставить себя на место экономиста-практика (руководителя фирмы, государственного регулирующего ведомства, банка и т.п.) и писать текст как бы от его имени, с учетом его (или его организации) интересов.

Само написание эссе предполагает работу в спокойной домашней обстановке, когда есть возможность еще раз просмотреть учебную и научную литературу, сопоставить знания, полученные в разных частях курса, привлечь дополнительные источники информации. При написании эссе следует стремиться создать максимально сжатый текст, затрагивающий, однако, все основные аспекты проблемы.

ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИКУ

Логика курса

А. Ответьте на следующие вопросы:

1. Как изменялся объект исследования экономической теории с древнейших времен до наших дней?

Объектом изучения экономической теории является решающая область жизнедеятельности людей, без которой невозможна ни одна другая форма реализации личностных и общественных интересов.
У представителей первой школы политической экономии – меркантилистов предметом научных исследований было богатство. Источником богатства объявлялась торговля, само же богатство отождествлялось ими чаще с деньгами.

Представители английской классической школы политической экономии расширили предмет политической экономии до исследования условий производства и накопления (Смит), а также распределения (Д.Рикардо) национального богатства, создаваемого во всех отраслях материального производства, куда включались: промышленность, строительство, сельское хозяйство, лесное хозяйство и др.

Аналогичного мнения о предмете политической экономии придерживаются отдельные и современные западные экономисты, рассматривая политическую экономию как науку о производстве, распределении и потреблении национального богатства. Но понимание последнего в процессе исторического развития экономической мысли менялось. Первоначально национальное богатство представляли в виде денег, затем в виде результата производства, а сегодня в национальное богатство включают и самого человека, его ум, его интеллект, информацию как источник последующего развития общества.

2. Почему меркантилисты считали необходимым вмешательство в экономику? Что делает актуальными их взгляды в наше время?

Меркантилизм - это первая попытка найти закономерности развития хозяйства в сфере обращения, так как исторически первой формой капитала был торговый капитал. Меркантилизм как политика - это государственное регулирование отношений, связанных с накоплением денег в стране. К. Маркс называл этот период "периодом первоначального накопления капитала". Начало этого периода связывается с началом великих географических открытий, когда появились возможности для расширения внешнеторговых связей, для захвата колоний, для притока золота в страны нарождающегося капитализма. Идеологи меркантилизма были убеждены, что только деньги олицетворяют богатство нации и государства.
Они считали, что приумножение богатства требует протекционистских мер по регулированию внешней торговли, того, чтобы поощрялся экспорт, сдерживался импорт и всемерно поддерживалась национальная промышленность. Меркантилисты считали, что возможно поддержание низкого уровня заработной платы благодаря росту населения, т.е. большого предложения рабочей силы.

Источником богатства меркантилисты считали неэквивалентный обмен в результате торговых взаимоотношений с другими государствами.

Меркантилизм в своем развитии прошел два этапа. В XVI веке господствует политика активного денежного баланса - это ранний меркантилизм. Основное требование государства - деньги должны оставаться в стране. Местные купцы были обязаны выручку возвращать в свою страну, а иностранным купцам предписывалось тратить деньги внутри страны. Налагались запреты на вывоз благородных металлов. Представители раннего меркантилизма использовали административные приказные меры для удержания денег в стране.

Второй этап - поздний меркантилизм -XVII в., начало XVIII в. На данном этапе проводится политика активного торгового баланса, т.е установка на превышение вывоза товаров над ввозом.

В наши дни идеи меркантилизма также присутствуют:

1. Нефтяной бюджет Российской Федерации, т.е. значимая часть доходов бюджета состоит из продажи государством за рубеж нефти, газа и т.д. В эпоху меркантилизма частным лицам запрещалось вывозить драгоценные металлы за рубеж (нефть в данной ситуации я приравниваю к драгоценным металлам), т.е. существовала государственная монополия.

2. Одним из негативных явлений меркантилизма прижившихся в современной России представляется мне факт получения основной прибыли не производителем, а продавцом и перепродавцом.

3. Также актуальным для сегодняшней России было бы обязывать иностранцев всю полученную от реализации своих товаров выручку тратить на приобретение местных товаров.

3. Каким образом эгоистический интерес человека может служить обществу? Как это объяснял Адам Смит?

Одним из первых, кто заговорил о том, что эгоистический интерес человека может служить обществу, стал Бернард Мандевиль (1670-1733), врач по профессии и литератор, опубликовавший сначала, в 1705г., небольшую сатирическую брошюру, а позже развернутый памфлет, получивший известность как "Басня о пчелах, или пороки частных лиц - блага для общества". В произведении повествовалось о жизни пчелиного улья, это было иносказание об отношениях в обществе. Мандевиль показывал, что внешне благополучный пчелиный рой насквозь погряз в пороках, что в нем процветали обман, корыстолюбие и эгоизм.

Каждый в стремлении заработать навязывал свои услуги, даже если в них не было никакой необходимости, не разбираясь при этом в средствах, не гнушаясь подтасовок, охотно потакая слабостям и низменным наклонностям клиентов. В конце концов пчелиный рой возроптал и обратился к Всевышнему, чтобы тот избавил их от пороков. Всевышний услышал ропот и избавил рой от грехов. Но тут случилось неожиданное, когда исчезли порочные наклонности, когда отпало стремление к роскоши, прекратились попытки обманывать друг друга, тогда пчелиный рой стал приходит в упадок. Мораль басни Мандевиля сводилась к тому, сама природа современного ему общества такова, что без порока оно жить уже не состоянии. В образе пчелиного улья содержалась мысль: когда грешные люди представлены сами себе, общество отнюдь не погибает - напротив, оно процветает.

Смит верил, что каждый человек лучше других знает свои интересы и вправе свободно им следовать. Подтверждением жизненности этих либеральных убеждений служили для Смита законы рынка: "...не от благожелательности мясника, пивовара и булочника ожидаем мы получить свой обед, а от соблюдения ими своих собственных интересов".

Обобщая эту мысль, Смит писал, что человек, преследующий свои интересы, "часто более действенным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремиться служить им". Таков смысл знаменитого образа "невидимой руки", идея которой стала обобщенным выражением той мысли, что вмешательство в экономику со стороны государства, как правило, излишне и потому ограничено.

Оставаясь человеком своего времени, Смит прокладывал дорогу новому мировоззрению, при этом, стремясь быть понятым и услышанным современниками, т.е. людьми, воспринимавшими мир традиционно.

4. В чем сила и слабость марксистской теории? Почему марксизм стал базой мощных политических движений?

К.Маркс создал систему, охватывающую все социальные науки, поэтому чисто экономический компонент его системы скрыт философскими, социологичес­кими, историческими идеями.

Он исходит из идеи классической школы о том, что в основе цены товара лежит так называемая стоимость (меновая стоимость) или ценность этого товара, которая определяется в зависимости от количества труда, затраченного на его произ­водство. Далее, в отличие от классиков он уточняет, что затраты труда, определяю­щие величину стоимости, являются не индивидуальными, а общественно необходи­мыми, то есть численно равными тому количеству часов рабочего времени, которое требуется в среднем для производства товара при данном уровне развития производ­ства. Таким образом, лишь наемная рабочая сила, пролетариат, производит стоимость.

Вторым участником этого процесса является предприниматель, капиталист, ко­торый является собственником основного вида богатства, собственником капитала. Капитал воплощается в зданиях, машинах, орудиях, сырье, во всем, с помощью чего наемные работники производят продукцию. Так исторически сложилось, что все сред­ства производства сконцентрированы в руках одних людей, поэтому другие люди вынуждены для выживания продавать свою рабочую силу капиталистам. Капиталист, также как и любой покупатель товара, оплачивает рабочую силу по стоимости, кото­рая равна общественно необходимому рабочему времени, затрачиваемому на произ­водство предметов потребления, потребляемых рабочим и его семьей. Рабочий тру­дится в течение рабочего дня, производя большую стоимость, чем стоит его рабочая сила. Так как собственником капитала является предприниматель, то и излишек сто­имости, прибавочная стоимость, присваивается капиталистом. Присваивая приба­вочную стоимость, часть ее предприниматель капитализирует, то есть превращает в дополнительные порции капитала. Идет процесс постепенного накопления капита­ла, поэтому, даже если первоначально капитал был получен путем трудовых усилий самого капиталиста, рано или поздно он становится результатом присвоения плодов чужого труда. Тот капиталист, который не максимизирует прибавочную стоимость, не может накапливать капитал, теряет свои конкурентные позиции, рано или поздно нищает и выбывает из состава класса капиталистов.

Очень важную роль играет закон концентрации и централизации капитала. Согласно этому закону, мелкое производство исчезает, так как капитал различными путями концентрируется в одних руках. На основе этого устанавливаются крупные, а затем еще более крупные концентрированные производства. Возникает необходимость управления производством из единого центра. Одновременно идет концентрация рабочего класса, он становится все более сплоченным и организованным, способным взять власть в свои руки и экспроприировать капиталистическую собственность. Это ведет к утверждению общественной собственности на средства производства. В ходе социалистической революции пролетариат берет политическую власть в свои руки, на смену капитализму приходит социализм - общество господства общественной собственности, социального равенства, отсутствия эксплуатации, коллективного характера труда, планомерного развития экономики.

5. С какими изменениями в экономике связано появление маржинализма?

Осуществился переворот в методах анализа. Центр тяжести в анализе был решительно перемещен с издержек и затрат на конечные результаты; в качестве исходного момента для экономической теории принята субъективная мотивировка экономического поведения индивидов; в экономическую науку был впервые внесен принцип предельности. Классическая наука обычно использовала средние величины, так как считалось что именно они показывают закономерности. Однако маржиналисты пришли к выводу о том, что существенные закономерности отражают не средние, а предельные величины. Возник предельный анализ.

Во-вторых, существенно изменилась постановка задач. Классики акцентировали внимание на динамических задачах (экономический рост, увеличение общественного богатства). Маржиналисты сделали упор на статических задачах, характерных для краткосрочных периодов, в которые величины не успевают измениться. При этом анализируются различные способы использования ресурсов для удовлетворения потребностей, для выбора наилучшего (оптимального) - целевая функция.

Произошла революция в теории ценности. Отвергается классический подход к ценности (сведение ее к затратам труда или к другим факторам). Ценность определяется степенью полезного эффекта, т.е. степенью удовлетворения потребностей.

6. Почему кейнсианцы настаивают на активном государственном регулировании экономики, а монетаристы считают его вредным? Какая из этих доктрин представляется вам более применимой к сегодняшней России?

Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. предопределил возникновение новых проблем научных исследований, которые не утрачивают своей актуальности и в наши дни, так как основное их содержание - это государственное регулирование экономики в рыночном хозяйстве. Отсюда берет свое начало течение - кейнсианство.

Джон Мейнард Кейнс (1883-1946) - выдающийся ученый-экономист современности. Его книга "Общая теория занятости, процента и денег" (1936) уже в 30-е годы послужила теоретико-методологической базой программ стабилизации экономики на уровне правительств в ряде государств Европы и США. По оценкам многих экономистов эта книга явилась поворотным пунктом в экономической науке ХХ в. И во многом определяет экономическую политику стран и в настоящее время. Ее главная новая идея состоит в том, что система рыночных экономических отношений отнюдь не является совершенной и саморегулируемой и что максимально возможную занятость и экономический рост может обеспечить только активное вмешательство государства в экономику.

Новаторство экономического учения Кейнса проявилось, во-первых, в предпочтении макроэкономического анализа микроэкономическому подходу, во-вторых в обосновании "психологического закона". Дж.М.Кейнс утверждал о необходимости недопущения с помощью государства урезания заработной платы как основного условия ликвидации безработицы, а так же о том, что потребление ввиду психологической склонности человека к сбережению растет гораздо медленнее доходов. Т.Е. психологическая склонность человека к сбережению определенной части дохода сдерживает увеличение дохода из-за сокращения объема капиталовложений, от которых зависит получение дохода.
По концепции Кейнса, чем ниже норма ссудного процента, тем выше стимулы к инвестициям, к росту уровня инвестиционного спроса, что в свою очередь расширяет границы занятости, ведет к преодолению безработицы.

Монетаризм - направление в экономической науке, придающее особое значение деньгам (англ. monetary - денежный). В 70-е годы мировую экономику потряс сильнейший экономический кризис. Главным стала инфляция на фоне общего сокращения производства. Инфляция подкосила инвестиционную деятельность, а дальнейшая активизация экономики с помощью кейнсианских рецептов стала невозможной. Тогда интерес политиков качнулся в пользу монетаризма. Монетаризм провозглашает незыблемость основ рыночной экономики: свободной конкуренции и свободного ценообразования как условий достижения равновесия. Монетаристы считают, что рынок по-прежнему остается саморегулирующейся системой, а область вмешательства государства нужно ограничить денежной сферой.

Милтон Фридмен - американский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике, присужденной за работы в области "потребления, истории и теории денег". Фридменовская монетарная концепция привела к "повторному открытию денег" из-за почти повсеместно растущей инфляции. В своих исследованиях, книгах "Исследования в области количественной теории денег" (1956), "История денежной системы США ,1867-1960"(1963, в соавторстве с А.Шварц), Фридмен наглядно показал, что рост инфляции, вопреки логике (по Кейнсу) сопровождается не снижением, а ростом безработицы. Именно поэтому им была предпринята попытка возрождения значения денег, денежной массы и денежного обращения в экономических процессах. Его силиями монетарная концепция была апробирована республиканским правительством США. Наибольшего успеха монетарные экономические воззрения имели во времена "рейганомики", позволили ослабить инфляцию при реальном укреплении доллара.

Основное расхождение во взглядах М.Фридмена и Дж.М.Кейнса состоит в государственном регулировании экономики. Именно поэтому у двух ученых различные оценки кризиса 1929-1933 гг. и соответственно путей выхода из депрессии. Основной мыслью работ Кейнса является полное государственное регулирование экономики и соответственно для выхода из депрессии необходимо увеличение государственных расходов в различных формах: рост государственного сектора в экономике, организация общественных работ, предоставление льгот и субсидий частным предприятиям, государственные закупки у частного сектора. В отличие от своего предшественника М. Фридмен считает экономику саморегулируемой системой и требует ограничить вмешательства государства только денежной областью. Деньги, по мнению Фридмена, могут быть стихийным регулятором экономических процессов.

Действие основного психологического закона, выведенного Дж. Кейнсом сильно проявляется в настоящее время в России. При значительном понижении уровня жизни основной массы населения страны, именно наименее обеспеченная часть населения пытается различными способами увеличить свои сбережения. Именно на этой психологии строятся различные финансовые пирамиды, именно на это рассчитывают сейчас новые страховые организации, обещающие огромные (в несколько раз превышающие государственные ставки) проценты в будущем.

В связи с тем, что экономика нашей страны утратила способность к саморегулированию необходимо государственное вмешательство в нее для увеличения совокупного спроса. Для этого необходимо создать условия для превращения сбережений граждан в инвестиции через банковскую систему, что приведет к увеличению спроса на средства производства, к росту занятости, а значит к расширению потребительского спроса. Для стимулирования инвестиций в производство ставка по кредитам должна быть сравнительно низкой. Можно сделать вывод, что учение Кейнса до сих пор не утратило своей значимости и применяется экономистами всего мира.

7. В каких областях вклад российских ученых в экономическую теорию был наиболее значимым?

Российские ученые, не смотря на трудные социально-экономические специфические условия развития общества, внесли значительный вклад в развитие мировой экономической науки.
Иван Тихонович Посошков(1652-1726) в “Книге о скудости и богатстве” (1724) изложил свои экономические взгляды и предложил проект реформ по улучшению экономического и политического устройства страны. Он считал, что основой богатства является производительный труд в промышленности и сельском хозяйстве. Необходимо совершенствовать систему налогообложения, чтобы крестьянин и ремесленник были больше заинтересованы в труде. Посошков И.Т. считал полезным конкуренцию и необходимою регламентацию хозяйственной жизни.

Н.Д. Кондратьев(1892-1938) разработал теорию экономических циклов - “длинных волн”, которые переживает мировая экономика примерно через каждые полстолетия, проходя так называемые повышательную и понижательную фазы; сформулировал закономерности длительных колебаний экономической конъюнктуры.

“Всеобщая организационная наука (тектология)” Александра Александровича Богданова(1873-1928) имеет универсальный характер, ибо рассматривает принципы и законы организационных процессов во всех сферах органического и неорганического мира, в работе стихийных сил и сознательной деятельности людей. Ряд идей, высказанных автором в этом крупном научном труде, были развиты в кибернетике и общей теории систем.

Александр Васильевич Чаянов (1888-1937) - выдающийся экономист-аграрник, занимавшийся проблемами экономики крестьянского хозяйства, кооперации в деревне и организации агротехнической службы. Главным предметом исследование у него было семейно-трудовое крестьянское хозяйство, которое являлось в России основным хозяйствующим субъектом в аграрном секторе страны. Оно устойчиво, функционирует по своим внутренним законам, руководствуется организационно-производственным планом, включающим денежный бюджет, трудовой баланс во времени и по различным отраслям и видам деятельности, оборот денежных средств и продуктов. В кооперировании крестьянских хозяйств Чаянов А.В. видел важный путь к мощному росту их эффективности, но, во-первых, объединение хозяйств должно идти снизу, по их инициативе; во-вторых, кооперироваться должны те виды деятельности, технические возможности которых превосходят возможности индивидуального хозяйства; в-третьих, размер кооператива зависит от конкретных условий (отрасль хозяйства, географическое положение, природная Среда и др.).

Российская экономико-математическая школа сложилась еще в конце XIXв. Среди ученых этой школы видное место занимает Владимир Карпович Дмитриев(1868-1913), который попытался ряд положений классической экономической теории переложить на язык математики (ценность, полезность, конкуренция и др.). Он разработал систему уравнений для определения цен всех товаров, при этом все затраты по производству товаров сводил к затратам труда как к первичному фактору.
Крупный ученый-математик Леонид Витальевич Кантарович(1912-1986) в 1939г. опубликовал брошюру “Математические методы организации и планирования производства”, а в 1942г. завершил работу “Экономический расчет наилучшего использования ресурсов”. По сути дела был создан новый раздел математики - линейное программирование. Он впервые построил оптимальные статичные и динамичные модели текущего и перспективного планирования.

Значительный вклад в экономическую теорию внес Василий Сергеевич Немчинов(1894-1964), о чем говорят названия его работ: “Экономический смысл математических множителей оптимального планирования”, “Экономико-математические методы и модели” и др.

Экономическая теория социализма развивалась, а практика создания адекватной ему экономики осуществлялась в нашей стране и в других странах в сложных условиях. Во-первых, о социализме были самые общие представления, которые определялись в середине XIXв. в Западной Европе в отличной от российской ситуации.

8. Опишите эволюцию и постепенное обогащение содержания методов, используемых экономической теорией.

Методология экономической теории — это наука о методах изучения
хозяйственной жизни, экономических явлений.

Методы — инструменты, совокупность приемов исследования в науке и
воспроизведения их в системе экономических категорий и законов.

Экономическая теория использует общенаучные методы познания, такие как:

· метод научной абстракции

· анализ и синтез

· индукцию и дедукцию

· исторический и логический методы.

Все эти методы и инструменты используются в единстве.
При исследовании экономических явлений делаются многие упрощения, которые принято определять как метод научной абстракции. При этом исследователь отвлекается от всего второстепенного, чтобы выявить наиболее существенные стороны явлений, повторяющиеся черты. Так возникают понятия: производство вообще, потребности, распределение, обмен и т.д.

Логические понятия, отражающие наиболее общие и существенные стороны экономической жизни общества, называются экономическими категориями.

В экономике, несмотря на внешний хаос и случайности, действуют определенные, типичные, характерные связи. Внутренние существенные, повторяющиеся, устойчивые, необходимые, постоянные, качественно и количественно определенные причинно-следственные связи между экономическими явлениями и процессами называются экономическими законами.

Экономическая теория призвана устанавливать эти причинно-следственные связи.
Анализ — мысленное расчленение изучаемого явления на составные части и исследование каждой из этих частей отдельно. Путем синтеза воссоздается целостная картина процесса или явления. Например, при изучении механизма рыночного ценообразования мы будем изучать сначала отдельные стороны рыночного механизма: спрос и предложение, а затем перейдем к синтезу этих частей и исследованию процесса формирования рыночной цены.

Посредством индукции обеспечивается переход от изучения единичных фактов к общим положениям и выводам. Дедукция — переход от общего к частному.

Оба метода имеют равное значение в экономических исследованиях и дополняют друг друга. Отмечают, что для традиционной отечественной экономической теории характерно стремление к более активному использованию дедуктивных умозаключений: изучив общие закономерности в развитии экономических процессов, имевших место в отечественной или зарубежной экономической истории и хозяйственной практике, исследователи формулируют рекомендации и выводы.

Западные экономисты более активны в использовании индукции как метода познания. Для них характерна оценка экономических процессов с позиций отдельного человека: потребителя или предпринимателя. Используя исторический метод, экономическая теория исследует экономические явления и процессы в той последовательности, в которой они в самой жизни возникали, развивались и сменялись одно другими. Исторический метод показывает, что в природе и обществе развитие идет от простого к сложному.

Логический (теоретический) анализ также есть восхождение от простого к сложному. То есть имеет место единство исторического и логического, но это не означает их полного совпадения.
Изучение экономической действительности допускает проведение экспериментов, правда, их возможности существенно ограничены по сравнению с естественными и точными науками. Сознательное массовое экспериментирование на микроуровне связано с деятельностью Р. Оуэна, Ф. Тэйлора, на макроуровне – с именами Дж.М.Кейнса и М. Фридмена. Многократные эксперименты на макро- и микроуровне проводились и в нашей стране.

В силу нежелательности проведения частых экспериментов, особую роль в экономических исследованиях играет моделирование.

Экономическая модель состоит из предпосылок и условий, которые служат для установления взаимосвязей между экономическими переменными.

Переменные, значения которых принимаются в модели в качестве заданных, — это параметры модели. С помощью логики, графических построений и математики моделирование позволяет выявить влияние предпосылок и условий на явление, которое экономическая теория стремится объяснить.

Ключевая поведенческая предпосылка в моделях, используемых в современной экономической науке, заключается в том, что в качестве главного мотива экономической деятельности рассматривается желание получить максимальную выгоду (максимальную прибыль, максимальную полезность и т.п.). Этим предопределяется рациональное экономическое поведение каждого человека.

Предположение о максимизации выгоды — упрощение. Наряду с рациональными мотивами человек в экономической жизни руководствуется и иррациональными мотивами. Особенно это присуще потребителям. Вместе с тем ориентация на максимизацию выгоды доминирует в современной экономической жизни, что делает данную предпосылку достаточно удобной и эффективной.

В современной экономической теории широко распространен предельный анализ — технический прием в экономическом моделировании, в соответствии с которым исследуется, каким образом каждое дополнительное действие влияет на цель, к которой стремится в своей экономической деятельности человек. Например, покупатель приобретет дополнительную единицу блага, если предельная (дополнительная) выгода, которую он получит, превысит предельные (дополнительные) издержки. Применение предельного анализа показывает, что он является мощным орудием принятия решений.

При изучении экономических проблем часто используют позитивный и
нормативный подходы. Позитивный анализ означает изучение экономической реальности, то есть того, что было или есть и составление на основе наблюдаемых явлений экономических прогнозов. С помощью позитивного анализа мы делаем утверждения “.. если, то..”. Например, позитивный анализ того, как изменяются доходы бюджета Российской Федерации в 1997 году может быть
применен для выяснения того, как будут финансироваться бюджетные расходы этого года. Это — прогноз государственных расходов при определенных тенденциях в формировании доходов. При увеличении доходов против плановых повысятся возможности запланированных бюджетных выплат, а если доходы не собираются в полной мере, то и расходы придется сократить. Позитивный анализ не содержит в себе положительных или отрицательных оценок того, что произойдет или произошло.
Позитивные утверждения не всегда бывают верными, но их можно проверить фактами.
Нормативный анализ используется для оценки и выдачи рекомендаций, что должно иметь место. Для нормативного анализа характерно следующее утверждение: «следует сделать это или то..”. Пример: “Для структурной перестройки экономики необходимо проводить селективную поддержку предприятий».
Нормативные утверждения чаще всего выводятся из позитивных, но имеющимися фактами нельзя доказать их истинность или ложность.

Экономическая теория формулируется в виде позитивных утверждений, но большинство расхождений между экономистами возникает при рассмотрении вопросов нормативного плана.

9. Можно ли свести предмет экономической теории к изучению трех фундаментальных проблем экономики? Какое из определений предмета экономической теории кажется вам более точным?

Три главных вопроса экономики - науки о рациональном использовании ограниченных ресурсов при неограниченных потребностях - заключаются в следующем: что производить, как производить и для кого производить?

Предметом экономической теории являются отношения, возникающие между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг в мире ограниченных ресурсов. Целью дисциплины является достижение эффективного использования ограниченных экономических ресурсов для максимального удовлетворения материальных потребностей людей, а, следовательно, главным вопросом является «как производить».

В настоящее время существует огромное количество определений экономики, а, следовательно, и предмета экономики.

Экономика — это сфера деятельности людей, в результате которой создается богатство для удовлетворения разнообразных потребностей, как их самих, так и общества.

Любое общество располагает ограниченным количеством экономических ресурсов. Потребности людей постоянно возрастают (ограничены кошельком). В этой связи встает проблема рационального использования этих ресурсов. Предметом экономической теории является в первую очередь экономические отношения между людьми, складывающиеся в процессе производства, распределения, обмена и потребления.

Экономическая теория изучает сферу производства и распределения жизненных благ в условиях ограниченных ресурсов. Это означает, что объектом изучения экономической теории является решающая область жизнедеятельности людей, без которой невозможна ни одна другая форма реализации личностных и общественных интересов.

Экономическая теория изучает движение экономической жизни — тенденции в развитии цен, производства, безработицы. Экономические цели: экономический рост, полная занятость, экономическая эффективность (максимальная отдача при минимуме издержек), стабильный уровень цен, экономическая свобода, справедливое распределение доходов, экономическая обеспеченность, торговый баланс.
Марксистское определение — Экономическая теория изучает экономические отношения производства, распределения, обмена и потребления на различных ступенях развития общества.
Самуэльсон — Предмет экономической теории изучает, как люди и общество выбирают способ использования дефицитных ресурсов, которые могут иметь многоцелевые назначения, для того, чтобы произвести разнообразные товары и распределить их сейчас или в будущем для потребления различных индивидов или групп общества.

Определение экономики в учебнике Макконнела и Брю — Во-первых экономика — это исследование поведения человека в процессе производства, распределения и потребления материальных благ и услуг в мире редких ресурсов.

Во-вторых экономика исследует эффективное использование ограниченных производственных ресурсов или управление ими с целью достижения максимального удовлетворения материальных потребностей человека.

На мой взгляд, определение Самуэльсона является более точным, поскольку в него включены такие понятия как:

— Потребность людей – главный движущий мотив человеческой деятельности

— Редкость ресурсов

— Проблема выбора наилучшего способа использования ограниченных ресурсов.

Хотя данные понятия включены частично и в другие определения, все же определение предмета экономической теории данное Самуэльсоном выглядит более точным.

Б. Проследите взаимосвязь между экономическим развитием общества и особенностями научных теорий, появившихся в соответствующую эпоху:

Античные теории     ® Меркантилизм ® Классическая политэкономия ®
|   |   |  
Традиционная экономика с элементами товарности   Ранняя рыночная экономика, торговый и ссудный капитал   Парадигма экономической науки — трудовая теория стоимости.  
| | |
Первые теории товара и денег   Богатство = деньгам = золоту   Богатство = массе созданных товаров  
Марксизм ® Маржинализм ® Кейнсианство ®
| | |
Теоретико-мировоззренческая система революционных взглядов рабочего класса, представляющая законы развития общества и обобщающая опыт классовой борьбы народных масс против эксплуатации Направление в экономической науке, признающее принцип снижающейся предельной полезности фундаментальным элементом теории стоимости Макроэкономика, выявление закономерностей национальной экономики  
| | |
Трудовая теория стоимости, эксплуатация труда капиталом Завершение производственной революции Государственное регулирование экономики  
Неоклассика (монетаризм) ® Институционализм ® Глобальная цивилизация ®
|   |   |  
Теория стабилизации экономики, в которой главенствующую роль играют денежные факторы Направление в экономической мысли, делающее главный акцент на анализе институтов   Глобализация, экология, терроризм, Интернет  
|   |   |  
Экономический либерализм Включение внешнеэкономических факторов ……………  

Обсудите, насколько оправдано подобное прямое сопоставление уровня экономического развития и содержания экономических теорий.

Подобное прямое сопоставление уровня экономического развития и содержания экономических теорий вполне оправдано, т.к. именно от уровня развития экономики зависит направленность создаваемых теорий с целью повышения эффективности производства.

Наши рекомендации