Меры обеспечения административного процесса 1 страница
Важным условием обеспечения законности и эффектив-
ности административного процесса является выполнение
соответствующими компетентными органами и их должност-
ными лицами предусмотренных Процессально-исполнитель-
ным кодексом об административных правонарушениях
Республики Беларусь действий. Согласно ему в целях пресе-
чения административных правонарушений, установления
личности физического лица, в отношении которого ведется
административный процесс, составления протокола об ад-
министративном правонарушении, обеспечения своевремен-
ного и правильного рассмотрения дела и исполнения поста-
новлений по делу об административном правонарушении
допускается применение следующих мер обеспечения адми-
нистративного процесса:
1) административное задержание физического лица;
2) личный обыск задержанного;
3) наложение ареста на имущество;
4) изъятие вещей и документов;
5) задержание и принудительная отбуксировка (эваку-
ация) транспортного средства;
6) отстранение от управления транспортным средством;
7) привод;
8) удаление из помещения, в котором рассматривается
дело об административном правонарушении.
В отношении юридического лица могут быть применены
следующие меры обеспечения административного процесса:
1) изъятие документов и имущества, принадлежащих
юридическому лицу;
2) наложение ареста на товары, транспортные средства
и иное имущество, принадлежащие юридическому лицу.
Меры обеспечения административного процесса приме-
няются судьей, должностным лицом органа, ведущего ад-
министративный процесс.
Принятые до начала административного процесса меры
административного принуждения, предусмотренные законо-
дательными актами Республики Беларусь, сохраняют свое
действие до отмены органом, их применившим, или судом.
Административное задержание физического лица состо-
ит в фактическом кратковременном ограничении. свободы
физического лица, в отношении которого ведется админист-
ративный процесс, за совершение им административного
правонарушения и в доставлении его в орган, ведущий ад-
министративный процесс.
Административное задержание физического лица при-
меняется в целях:
1) пресечения противоправной деятельности;
2) составления протокола об административном право-
нарушении, если составление его на месте выявления (со-
вершения) административного правонарушения не представ-
ляется возможным;
3) установления личности;
4) обеспечения участия при рассмотрении дела об адми-
нистративном правонарушении;
5) пресечения сокрытия или уничтожения доказа-
тельств;
6) обеспечения исполнения административного взыска-
ния в виде административного ареста или депортации.
По просьбе физического лица, задержанного за совер-
шение административного правонарушения, о месте его на-
хождения в течение трех часов уведомляются совершенно-
летние члены его семьи, близкие родственники, защитник,
наниматель, с которым задержанный состоит в трудовых
отношениях, администрация учреждения образования, уча-
щимся или студентом которого он является. О задержании
несовершеннолетнего уведомление родителей или лиц, их
заменяющих, обязательно.
Иностранные граждане или лица без гражданства, за-
держанные за совершение административного правонаруше-
ния, без промедления должны быть информированы на по-
нятном им языке о причинах их задержания и правах,
которые они имеют.
Физическое лицо, в отношении которого применено ад-
министративное задержание, содержится в местах, опреде-
ляемых органами, ведущими административный процесс.
Административное задержание не допускается в отно-
шении:
1) лица, должность которого включена в кадровый ре-
естр Главы государства Республики Беларусь;
2) члена Совета Республики, депутата Палаты предста-
вителей Национального собрания Республики Беларусь и
депутатов местных Советов депутатов;
3) судьи;
4) народного заседателя.
Лица, указанные в части 6 настоящей статьи, задер-
жанные за совершение административного правонарушения,
доставленные в орган, ведущий административный процесс,
должны быть освобождены немедленно после выяснения их
личности.
Административное задержание физического лица имеют
право осуществлять:
должностные лица органов внутренних дел - для со-
ставления протокола об административном правонаруше-
нии, а также при выявлении любых административных
правонарушений в случае обращения к ним должностных
лиц, уполномоченных составлять протоколы об админист-
ративных правонарушениях;
должностные лица пограничных войск Республики Бе-
ларусь - при незаконном пересечении Государственной гра-
ницы Республики Беларусь, нарушении пограничного ре-
жима, режима Государственной границы Республики
Беларусь или режима в пунктах пропуска через Государ-
ственную границу Республики Беларусь;
старшее в месте расположения охраняемого объекта дол-
жностное лицо военизированной охраны - при выявлении
административных правонарушений, связанных с посяга-
тельством на охраняемые объекты, другое имущество;
должностные лица отдела Военной автомобильной инс-
пекции главной военной комендатуры Вооруженных Сил
Республики Беларусь и штатных военных автомобильных
инспекций военных комендатур гарнизонов - при наруше-
нии водителями или другими лицами, управляющими
транспортными средствами Вооруженных Сил Республики
Беларусь, правил дорожного движения;
должностные лица таможенных органов - при совер-
шении административных таможенных правонарушений;
должностные лица органов государственной безопаснос-
ти - при совершении правонарушений, связанных с про-
никновением на специально охраняемые территории и
объекты.
Административное задержание физического лица, в от-
ношении которого ведется административный процесс, мо-
жет длиться не более трех часов.
На срок свыше трех часов, но не более чем на семьдесят
два часа могут быть задержаны:
1) физическое лицо, совершившее административное
правонарушение, за которое в качестве административного
взыскания предусмотрены административный арест, депор-
тация;
2) физическое лицо, находящееся в общественном мес-
те в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии,
вызванном потреблением наркотических средств, психо-
тропных, токсических или других одурманивающих ве-
ществ, оскорбляющем человеческое достоинство и нрав-
ственность, — до вытрезвления;
3) военнослужащий, совершивший административное
правонарушение, — до передачи его военному патрулюТзо-
енному коменданту, командиру (начальнику) воинской час-
ти или военному комиссару;
4) физическое лицо, совершившее административное
правонарушение и имеющее признаки выраженного психи-
ческого расстройства и создающее своими действиями яв-
ную опасность для себя и окружающих, - до передачи его
в организацию здравоохранения;
5) физическое лицо, нарушившее пограничный режим,
режим Государственной границы Республики Беларусь или
режим в пунктах пропуска через Государственную границу
Республики Беларусь либо совершившее умышленное неза-
конное пересечение Государственной границы Республики
Беларусь, - до установления личности.
Срок административного задержания физического лица
исчисляется с момента его фактического задержания.
Административное задержание физического лица на
срок свыше трех часов оформляется протоколом. Время ад-
министративного задержания физического лица на срок, не
превышающий трех часов, указывается в протоколе об ад-
министративном правонарушении.
Физическое лицо, нарушившее пограничный режим, ре-
жим Государственной границы Республики Беларусь или
режим в пунктах пропуска через Государственную границу
Республики Беларусь либо совершившее умышленное неза-
конное пересечение Государственной границы Республики
Беларусь, при невозможности установить его личность в
течение семидесяти двух часов может быть задержано на
срок до десяти суток с санкции прокурора.
Иностранные граждане или лица без гражданства, на-
рушившие «правила пребывания или транзитного проезда,
при невозможности установить их личность в течение соро-
ка восьми часов могут быть задержаны с санкции прокуро-
ра на срок, необходимый для установления личности. Лицо,
осуществившее задержание иностранного гражданина или
лица без гражданства, не позднее трех суток со дня задер-
жания сообщает об этом в Министерство внутренних дел
Республики Беларусь для информирования о случившемся
дипломатического представительства или консульского уч-
реждения государства гражданской принадлежности либо
обычного места жительства задержанного.
В целях обеспечения исполнения административного
взыскания в виде депортации физическое лицо, в отноше-
нии которого применена указанная мера административно-
го взыскания, с санкции прокурора может быть задержано
на срок, необходимый для исполнения постановления о де-
портации.
В целях обеспечения исполнения административного
взыскания в виде административного ареста, назначенного
на срок не свыше десяти суток, срок административного
задержания не должен превышать срока назначенного ад-
министративного ареста.
Центральным моментом обеспечения административно-
го процесса является составление протокола администра-
тивного задержания лица. Согласно статье 8.5 в нем ука-
Фываются дата и место его составления, должность, фами-
лия, имя и отчество должностного лица, составившего про-
токол, сведения о личности задержанного, основания, мес-
то и время его фактического задержания. Протокол
объявляется задержанному. При этом задержанному разъяс-
няются его права и обязанности, в том числе и право при-
гласить защитника. Протокол подписывается лицом, его
составившим, и задержанным. В случае отказа задержан-
ного от подписания протокола в нем делается соответству-
ющая запись с указанием мотивов отказа.
В целях обнаружения орудий и средств административ-
ного правонарушения, предметов, документов и ценностей,
имеющих значение для административного процесса, мо-
жет проводится личный обыск задержанного. Личный
обыск задержанного проводится лицом того же пола, что и
задержанный, с участием двух понятых того же пола.
В исключительных случаях при наличии достаточных ос-
нований полагать, что при физическом лице находятся ору-
жие или иные предметы, которые могут быть использованы
для причинения вреда жизни и здоровью других лиц, лич-
ный обыск может быть произведен без понятых.
О личном обыске задержанного составляется протокол
либо делается соответствующая запись в протоколе об ад-
министративном правонарушении или в протоколе админи-
стративного задержания физического лица, щ
В целях обеспечения исполнения постановления о на-
ложении административного взыскания в виде штрафа,
конфискации или взыскания стоимости предмета админис-
тративного правонарушения судья, должностное лицо орга-
на, ведущего административный процесс, вправе наложить
арест на имущество.
Наложение ареста на имущество заключается в объяв-
лении его собственнику или лицу, у которого имущество
находится, запрета на распоряжение им, а в необходимых
случаях - и на пользование этим имуществом.
Арест имущества проводится в присутствии собственни-
ка или лица, у которого имущество находится, а при от-
сутствии этих лиц - в присутствии двух понятых.
О наложении ареста на имущество выносится мотиви-
рованное постановление и составляется протокол описи
арестованного имущества.
Арест на имущество не может быть наложен на предме-
ты первой необходимости, перечень которых содержится в
приложении к Кодексу.
При наложении ареста на имущество может участво-
вать специалист, определяющий стоимость имущества.
Стоимость имущества, подвергнутого аресту в целях
обеспечения исполнения постановления о наложении адми-
нистративного взыскания в виде штрафа, не должна пре-
вышать максимального размера штрафа, предусмотренного
санкцией статьи Особенной части Кодекса Республики Бе-
ларусь об административных правонарушениях, по кото-
рой физическое либо юридическое лицо привлекается к ад-
министративной ответственности.
Стоимость имущества, подвергнутого аресту в целях
обеспечения исполнения административного взыскания в
виде штрафа, может превышать указанный размер, если
имущество относится к неделимым вещам и у лица, в отно-
шении которого ведется административный процесс, не вы-
явлено иного имущества, на которое может быть наложен
арест и стоимость которого позволяла бы обеспечить ис-
полнение такого административного взыскания.
Имущество, на которое наложен арест, может быть
изъято и передано на хранение иному лицу, которое долж-
но быть предупреждено об ответственности за сохранность
имущества, о чем берется подписка.
Наложение ареста на денежные средства, находящиеся
на счетах и во вкладах или на хранении в банках и (или)
небанковских кредитно-финансовых организациях, осуще-
ствляется в порядке, установленном законодательными ак-
тами Республики Беларусь. При этом расходные операций
по данным счетам прекращаются в пределах средств, на
которые наложен арест.
Арест налагается на денежные средства, полученные от
реализации скоропортящейся продукции, на которую нало-
жен арест, до принятия решения о конфискации.
Наложение ареста на имущество отменяется постанов-
лением суда, органа, ведущего административный процесс,
когда в этой мере отпадает необходимость.
В протоколе описи арестованного имущества указыва-
ются дата и место составления протокола, фамилия, имя и
отчество лица, составившего протокол, а также лиц, при-
сутствовавших при его составлении, фамилия, имя и отче-
ство (наименование) лица, чье имущество описывается,
наименование каждого предмета, подлежащего описи, его
отличительные признаки (качество, количество, степень
износа и т.п.), оценка каждого предмета в отдельности и
стоимость всего имущества, включенного в опись (если это
возможно), какие предметы опечатаны и количество печа-
тей, наложенных на каждый предмет, если опечатывание
проводилось, отметка о разъяснении лицам, присутствую-
щим при описи арестованного имущества, порядка и срока
обжалования действий лица, составившего протокол, заме-
чания и предложения лиц, присутствовавших при описи,
сведения об изъятий имущества, о передаче имущества на
хранение, фамилия, имя и отчество лица, которому иму-
щество передано на хранение, его адрес, а также подпись,
удостоверяющая предупреждение его об ответственности за
порчу, израсходование, сокрытие либо отчуждение имуще-
ства, переданного ему на хранение и подвергнутого описи.
Изъятие вещей и документов. Обнаруженные при задер-
жании, личном обыске, осмотре или в других случаях при
осуществлении служебных полномочий документы, имеющие
значение для принятия решения по делу об административ-
ном правонарушении, орудия или средства совершения ад-
министративного правонарушения; вещи, изъятые из оборо-
та; „.имущество или доходы, полученные вследствие
совершения административного правонарушения, а также
предметы административного правонарушения, за соверше-
ние которого предусмотрена их конфискация, изымаются
должностным лицом органа, ведущего административный
процесс, на срок до вступления в силу постановления по
делу об административном правонарушении.
При нарушении правил дорожного движения, за которое
в соответствии с Особенной частью Кодекса Республики Бе-
ларусь об административных правонарушениях может быть
наложено административное взыскание в виде штрафа и&
лишения права управления транспортным средством, у во-
дителя изымается водительское удостоверение на срок до
исполнения административного взыскания. Взамен изъято-
го водительского удостоверения выдается временное разре-
шение на право управления транспортным* средством. В слу-
чае принятия решения о лишении права управления
транспортным средством водительское удостоверение хранит-
ся в органе, осуществляющем контроль за безопасностью
дорожного движения, до исполнения взыскания.
Об изъятии вещей, предметов, имущества, доходов и
документов в указанных выше случаях составляется про-
токол либо делается соответствующая запись в протоколе
об административном правонарушении, о личном обыске
или задержании.
Изъятие документов, содержащих сведения, составляю-
щие государственные секреты или иную охраняемую зако-
ном тайну, осуществляется по санкционированному проку-
рором постановлению должностного лица органа, ведущего
административный процесс.
Работник Государственной автомобильной инспекции
вправе производить задержание и принудительную отбук-
сировку транспортного средства и доставлять его на охра-
няемую стоянку, если лицом, управляющим транспортным
средством, совершено административное правонарушение,
предусмотренное статьями 18.16 и 18.19 Кодекса Республи-
ки Беларусь об административных правонарушениях, при
отсутствии иной возможности доставить транспортное сред-
ство к месту хранения. При совершении водителем адми-
нистративного правонарушения, предусмотренного частью 1
статьи 18.22 Кодекса Республики Беларусь об администра-
тивных правонарушениях, в результате которого создано
препятствие для дорожного движения или возникла угроза
безопасности граждан, работники Государственной автомо-
бильной инспекции вправе произвести принудительную от-
буксировку (эвакуацию) таких транспортных средств на
охраняемую стоянку, если водитель не находится в транс-
портном средстве или в непосредственной близости от него.
Принудительная эвакуация транспортного средства при
наличии в нем пассажира (пассажиров) запрещена.
При задержании и принудительной отбуксировке (эва-
куации) транспортного средства проводится осмотр такого
транспортного средства с последующим составлением об
этом протокола.
В протоколе дополнительно указываются дата, время и
место (адрес), с которого производится принудительная от-
буксировка (эвакуация) транспортного средства, тип и мар-
ка (модель) транспортного средства, его регистрационный
знак, перечень имеющихся видимых дефектов и поврежде-
ний транспортного средства, адрес охраняемой стоянки, на
которую будет помещено данное транспортное средство,
должцрсть, фамилия, имя и отчество работника Государ-
ственной автомобильной инспекции, составившего прото-
кол. При помещении транспортного средства на охраняе-
мую стоянку в протоколе указываются наименование
организации, фамилия, имя и отчество лица, принявшего
данное транспортное средство на хранение. Протокол со-
ставляется в трех экземплярах, первый из которых остает-
ся у работника Государственной автомобильной инспекции,
осуществившего принудительную отбуксировку (эвакуацию)
транспортного средства, второй - на охраняемой стоянке,
третий — у собственника (владельца) транспортного сред-
ства.
О принудительной эвакуации транспортного средства, а
также о месте его нахождения немедленно информируется
оперативно-дежурная служба территориального органа
внутренних дел по месту совершения административного
правонарушения, которая незамедлительно сообщает соб-
ственнику (владельцу) о принудительной эвакуации его
транспортного средства.
За повреждения, причиненные транспортному средству
во время его принудительной отбуксировки (эвакуации) и
(или) во время нахождения транспортного средства на ох-
раняемой стоянке, несут ответственность юридические
лица, работники которых осуществляли соответственно
принудительную отбуксировку (эвакуацию) или хранение
транспортного средства.
Помещенное на охраняемую стоянку транспортное сред-
ство возвращается собственнику (владельцу) или уполно-
моченному им лицу по его первому требованию.
Затраты, связанные с принудительной отбуксировкой
(эвакуацией) транспортного средства на охраняемую стоян-
ку и его хранением, возмещаются лицом, совершившим ад-
министративное правонарушение. В случае отказа от воз-
мещения указанных затрат они взыскиваются в судебном
порядке.
Физическое лицо, управляющее транспортным средством,
которое не имеет права управления этим транспортным сред-
ством либо в отношении которого имеются достаточные ос-
нования полагать, что оно находится в состоянии алкоголь-
ного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением
наркотических средств, психотропных, токсических или дру-
гих одурманивающих веществ, отстраняется от управле-
ния транспортным средством до устранения причины от-
странения от управления транспортным средством.
В случае неявки по вызову без уважительной причины
физическое лицо, в отношении которого ведется админист-
ративный процесс, потерпевший - физическое лицо, свиде-
тель могут быть подвергнуты приводу по постановлению
судьи, должностного лица органа, ведущего администра-
тивный процесс.
Привод не может производиться в ночное время.
Не подлежат приводу несовершеннолетние в возрасте до
шестнадцати лет, беременные женщины, больные, которые
по состоянию здоровья не могут или не должны оставлять
место своего пребывания, что удостоверено врачом, либо
лица, имеющие явно выраженные признаки заболевания,
препятствующего их приводу.
Привод осуществляется уполномоченными лицами ор-
ганов внутренних дел. О невозможности привода лицом,
осуществляющим привод, делается запись в постановлении
о приводе, которое приобщается к делу об административ-
ном правонарушении.
За нарушение порядка при рассмотрении дела об адми-
нистративном правонарушении, неподчинение законным
распоряжениям судьи или должностного лица органа, ве-
дущего административный процесс, участник администра-
тивного процесса может быть удален из помещения, в ко-
тором рассматривается дело об административном
правонарушении. Удаление не может быть применено в от-
ношении защитника.
Несовершеннолетний, в отношении которого ведется
административный процесс, может быть удален из помеще-
ния, в котором рассматривается дело об административном
правонарушении, на время рассмотрения обстоятельств это-
го дела, обсуждение которых может отрицательно повли-
ять на него.
Глава 16. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ РЕЖИМЫ
1. Понятие и виды административно- правовых режимов
Как уже отмечалось, сфера норм административного пра-
ва весьма широка. Их регулятивное воздействие распростра-
няется на многие аспекты жизни человека, общества, госу-
дарства. В перечне объектов административно-правового
регулирования особое место отводится общественному по-
рядку и общественной безопасности. Их обеспечение дости-
гается посредством многообразных форм и методов деятель-
ности органов государства. Важное место в этом процессе
отводится административно-правовым режимам.
Анализ содержания и сущности административно-пра-
вовых режимов показывает, что, являясь разновидностью
правовых режимов, они включают в себя все присущие им
признаки и характеристики.
В связи с этим уяснение природы административно-пра-
вового режима не может быть в полной мере достигнуто без
уяснения сути и содержания категории «правовой режим»
1 Алексеев, С.С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве / С.С. Алексеев. М., 1989. С. 186. |
Как показывает анализ теории и практики, правовой
режим, его понятие и содержание, как и многие иные пра-
вовые явления, не является объектом единодушия. Так,
С.С. Алексеев трактует правовой режим как «социальный
режим некоторого объекта, закрепленный нормами права и
обеспеченный совокупностью юридических средств», отли-
чающихся известными ограничениями и льготами1. Как
один из правовых институтов, создающий основу реализа-
ции прав и обязанностей субъектов конкретных правоотно-
шений, режим является, по мнению ряда юристов-между-
народников, одновременно носителем нескольких функций.
Как отмечает М.И. Лазарев, чаще всего, говоря о режиме,
подразумевают пространственный и функциональный режи-
мы, совокупность которых представляет собой, например,
порядок на мировом океане. К пространственному он отно-
сит режим горизонтальных и вертикальных пространств
мирового океана, к функциональному - режим различных
функциональных видов пользования морем (торговое судо-
ходство, военное, промысловое, морской геологии и т.д.)1.
Представители науки исполнительно-трудового права
отмечают, что режим имеет формы широкого и узкого знд-
чения. В первом случае он представляет собой всю систему
мер, используемых для достижения отраслью права ее де-
лей, во втором — как совокупность правил поведения осуж-
денных2. По мнению Ю.Н. Малеева, любой пространствен-
ный режим обязательно основывается на функционально
оправданных пространственных пределах выполнения той
или иной деятельности или действия права3.
1 Лазарев, М.И.Теоретические вопросы международного морского нра- ва / М.И. Лазарев. М., 1983. С. 128. 2Наташев, Д.Е.Основы теории исправительно-трудового права / Д.Е.Наташев, Н.А. Стручков. М., 1967. С. 94; Глоточкин, А.Д.Пси- хологические основы режима / А.Д.Глоточкин, В.Ф. Пирожков. М., 1968. С. 4. Бахрах Д.Н.Административное право / Д.Н. Бахрах. С. 201. 3Малеев, ЮЛ. Международно-правовые проблемы режима воздушно- го пространства: автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Ю.Н. Малеев. М.,1987. С. 15. 4 Ерофеев Б.В.Правовой режим земель городов / Б.В. Ерофеев. М., 1976. С. 41. |
Особенно широкое применение термин «правовой ре-
жим» нашел у представителей земельного права. Раскры-
тие содержания правового режима различных категорий зе-
мель нашло отражение в работах таких авторов, как
Г.А. Аксененко, В.В. Ерофеев, У.И. Илибаев, О.И. Крас-
сов, Н.И. Сторожев, А.Н. Мороз. Так, Б.В. Ерофеев, рас-
сматривая правовой режим земель городов, отмечает его
социальный и правовой аспекты. С юридической стороны
это «совокупность требований, выраженных в правовых
нормах, устанавливающих целевое назначение земель»4.
О.И. Крассов, говоря о правовом режиме земель государ-
16 Зак. 1217
ственного лесного фонда, определяет его как совокупность
земельно-правовых норм, регулирующих порядок пользо-
вания, охраны и управления этими землями1.
Правовой режим, по мнению Н.В. Сторожена, базирует-
ся на общих и специальных предписаниях2. А.Н. Мороз
правовой режим торфяного фонда определяет как установ-
ленный нормами законодательства порядок допустимого,
возможного и должного поведения по отношению к опреде-
ленному объекту3.
В этом ряду разнообразных мнений выделяется позиция
В.П. Артамонова и И.С. Спиранского, ставящих на первый
план правоохранительный характер режима как явления,
прежде всего, юридического, создающего условия, обеспе-
чивающие заданное состояние объекта4. Представляется,
что подобная точка зрения ближе к юридической цели фун-
кционального режима как определенной общности правоус-
тановлений.
Таким образом, ученые-правоведы при всех различиях,
обусловленных объектом и задачами разных исследований,
выделяют в понятии режима общие черты режима: а) соци-
альность, выраженную наличием определенных ограниче-
ний и льгот; б) направленность на достижение определен-
ных целей; в) пространственный и функциональный,
пространственно-функциональный характер; г) правоохра-
нительную сущность; д) обеспеченность совокупностью пра-
вовых средств, создающих условия для его применения.
1 Крассов, О.И. Правовой режим земель государственного лесного фон- да / О.И. Крассов. М., 1985. С. 31. 2 Сторожев, ВЛ. Правовой режим мелиорированных земель / В.Н. Сторо- жев. Минск, 1986. С. 48. 3 Мороз, А.Н. Правовой режим торфяного фонда (по материалам Бе- лорусской ССР): автореф. дис.... канд. юрид. наук / А.Н. Мороз. Киев, 1986. С. 28. 4 Артамонов, В.П. Режим в местах лишения свободы зарубежных стран социалистического содружества / В.П. Артамонов, И.С. Спе- ранский. М., 1982. С. 5. |
Исходя из этого можно сделать заключение, что право-
вой режим - это пространственно-функциональное состоя-
ние определенного социального объекта, выраженное в раз-
личных ограничениях, урегулированных нормами права и
обеспеченных .совокупностью правоохранительных средств.