Прогнозирование деловой среды фирмы
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ,ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ ПО В.В. ЛЕОНТЬЕВУ
Наибольшее распространение получила идея индикативного планирования, которую впервые выдвинул В. Леонтьев. Индикативные планы не препятствуют свободному целеполаганию хозяйствующих субъектов, а выполняют для них функцию маяков, указывающих перспективные направления изменения экономической конъюнктуры и экономической политики государства. Исключением являются предприятия государственного сектора, по отношению к которым государство выполняет функцию собственника, отвечая за их развитие. Индикативное планирование направлено на реализацию стратегических планов и тесно связано с государственным бюджетом
Организация планирования в условиях административно-командной системы управления. Основные недостатки
АДМИНИСТРАТИВНО-КОМАНДНАЯ СИСТЕМА— система управления экономикой страны, в которой главенствующая роль принадлежит распределительным, командным методам и власть сосредоточена в руках центральных органов управления, бюрократического аппарата. Для административно-командной системы характерно централизованное директивное планирование, предприятия действуют в соответствии с доводимыми им из верхних эшелонов управления плановыми заданиями. Административно-командная система опирается на тоталитарные режимы, она противоречит демократическим принципам управления, препятствует развитию свободного рынка, конкуренции, предпринимательства.
Характерными чертами административно-командной системы являются общественная (а в реальности государственная) собственность практически на все экономические ресурсы, сильная монополизация и бюрократизация экономики, централизованное, директивное, экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.
Хозяйственный механизм административно-командной системы имеет ряд особенностей.Он предполагает, во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра — высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйственных субъектов. Во-вторых, государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными предприятиями. В-третьих, государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью преимущественно административно-командных (директивных) методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда.
Требования, предъявляемые к системе планирования в условиях рынка.
Важнейшие требования, предъявляемые к системе планирования, и одновременно ее признаки перечислены ниже.
1. Целенаправленность. Цели верхнего уровня предприятия являются исходным пунктом всего процесса планирования и, по сути, определяют его конечный результат. Формирование отдельных разделов общего плана или частных планов должно вытекать из целей верхнего уровня предприятия (материальных, стоимостных и социальных), и наоборот, после проверки возможностей достижения этих целей планы корректируются с учетом их достижения. В целом планы должны способствовать росту ответственности за конечные результаты деятельности во всех подразделениях предприятия.
2. Целостность и полнота. При помощи системы планирования руководство получает информацию о будущих событиях, которая отражает экономические процессы и взаимосвязи предприятия и рынка. Однако только совокупность взаимопересекающихся планов может обеспечить системное представление о событиях и процессах. Система планов только в том случае позволит сделать содержательные выводы, когда она будет полной.
3. Структуризация планов по содержанию, масштабам и временным параметрам. С точки зрения содержания, планы должны быть проблемно ориентированы. С точки зрения масштаба представления степени детализации представляемой информации в зависимости от целевого назначения планов и потребности менеджеров различают укрупненные и детализированные планы. С точки зрения временных параметров (срочности) различают краткосрочные (на один год и меньше), среднесрочные (на 3-5 лет) и долгосрочные (на 10-15 лет) планы с соответствующими плановыми периодами. При планировании инвестиционных проектов в качестве плановых периодов иногда выделяют подготовительный период и период осуществления проекта.
4. Целеориентированная интеграция разделов плана или частных планов. Планы и лежащие в их основе процессы планирования должны быть интегрированы с ориентацией на цели, то есть они должны быть содержательно связаны одни с другими.
Система планов и организации планирования в современных условиях условиях
Планы являются основой организационной деятельности, так как без них невозможно обеспечить согласованность в работе всех составных частей организации, взаимосвязи с рыночной инфраструктурой; контролировать процессы; определять потребность в ресурсах; стимулировать трудовую активность работающих на предприятии. И еще одна важная роль планирования в современных условиях состоит в том, что оно представляет собой непрерывный процесс разработки и использования новых путей и способов совершенствования работы за счет выявленных возможностей окружающей среды и сильных сторон организации, новых условий и факторов.
Виды планов в организации
Многообразие целей организации приводит к необходимости разработки системы взаимоувязанных планов работы, направленных на их достижение. На базе этой системы планов формируется система целей и задач, которые должны быть достигнуты организацией в соответствии со стратегией ее развития; производится распределение всех видов ресурсов, необходимых для достижения целей; определяются временные рамки выполнения целей и задач и измерители, позволяющие контролировать и оценивать выполнение задач.
Классификация всей совокупности планов организации производится по двум главным критериям: длительности планового периода и уровням организационного планирования, учитывающим структуру организации.
В соответствии с первым критерием планы подразделяются на три группы: стратегические, подчиненные разработке курса развития организации на длительный период времени; тактические, содержащие планы действий и методы реализации стратегии организации на среднесрочный период времени; оперативные, связанные с повседневным выполнением задач и оптимизацией использования привлекаемых организацией ресурсов. По второму критерию планы составляются для организации в целом, ее бизнес-единиц (самостоятельных производственных подразделений), функциональных подсистем.
20.
Значение плана общественного производства и его обобщающие показатели.
Общественное производство — процесс создания благ, путём преобразования природных ресурсов, для удовлетворения потребностей человека.
Наиболее обобщающий показатель производственной деятельности всего трудоспособного населения страны
— совокупный общественный продукт.Он представляет собой массу различных
товаров и услуг, созданных трудом совокупного работника в разных сферах и
отраслях производства за определенный промежуток времени (как правило, за год).
Совокупный общественный продукт (СОП) складывается из продуктов, полученных
на отдельных предприятиях.
Чистый продукт, или национальный доход, — это реальный доход, используемый в
обществе для личного потребления и расширенного воспроизводства. Он является
частью валового продукта за исключением тех средств труда, которые
расходуются на возмещение их изношенной части. По отношению к обществу чистый
продукт — это национальный доход. Его можно разделить на фонды потребления и
накопления. С точки зрения затрат труда национальный доход делится на
необходимый и прибавочный продукт.
ВНП — валовой внутренний продукт (ВВП), определяемый
совокупностью стоимостей всех товаров и услуг (или добавленных стоимостей),
созданных всеми производителями и резидентами. Другими словами, при подсчете
ВВП учитывается только продукт, произведенный внутри страны, без учета
продукта, созданного заграничными филиалами и отделениями национальных фирм.
В данном контексте можно утверждать, что ВНП отличается от ВВП на сальдо
платежного баланса.
Фонд замещения — это часть общественного продукта, идущая на обновление изношенных средств производства и по своему натуральному содержанию представляет собой средства и предметы труда. Фонд потребления — это часть общественного продукта, предназначенная для удовлетворения материальных и духовных потребностей людей.
КОНЕЧНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРОДУКТ — сумма произведенного национального дохода и амортизационных расходов.
Планирование структуры общественного производства
В материальное производство, согласно официальной статистике, входят отрасли и предприятия, где производятся материальные блага (промышленность, сельское и лесное хозяйство, строительство), а также отрасли, оказывающие материальные услуги (транспорт, связь, коммунальное и личное подсобное хозяйство). Такое решение вопроса далеко не бесспорно, и в экономической литературе высказываются мнения, отрицающие правомерность ' отнесения отраслей народного хозяйства, представляющих сферу (т.е. торговлю, общественное питание, материально-техническое снабжение, сбыт и заготовки), к материальному производству на том основании, что главная их функция — купля-продажа — не создает нового продукта и не увеличивает стоимость товара.
прогнозирование деловой среды фирмы
Как и планирование, прогнозирование - это род предвидения, поскольку имеет дело с получением информации о будущем. Вместе с тем между планированием и прогнозированием существуют серьезные различия,
Известный отечественный футуролог И.Бестужев-Лада разделил прогнозирование и планирование как предсказание и предуказание.
Предсказание, к которому относится прогнозирование, предполагает описание возможных или желательных аспектов, состояний, решений, проблем будущего. Помимо формального, основанного на научных методах прогнозирования к предсказанию относятся предчувствие и предугадывание.
Предчувствие - это описание будущего на основе эрудиции, работы подсознания. Предугадывание использует житейский опыт и знание обстоятельств,
В широком плане как научное прогнозирование, так и предчувствие и предугадывание входят в понятие "прогнозирование деятельности фирмы".
Предуказание, включающее в себя планирование и его элементы - целеполагание, программирование, проектирование, основано на принятии решении о проблемах, выявленных на стадии предсказания, на учете всех критических аспектов будущего,
Таким образом, в предвидении будущего фирмы прогнозирование, с одной стороны, предшествует планированию, а с другой -является его составной частью, используется на разных стадиях осуществления деятельности по планированию:
1. применяется на этапе анализа среды и определения предпосылок для формирования стратегии фирмы (как общей, так и функциональной, например финансовой);
2. осуществляется на стадии реализации планов для оценки возможных результатов и их отклонения от плановых показателей и имеет целью организацию дополнительных управляющих воздействий на ликвидацию отклонений.
По своему составу прогнозирование шире планирования, так как включает не только показатели деятельности фирмы, но и разнообразные данные о ее внешней среде.