Понятие и структура социальной сферы
РАЗДЕЛ I. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ
СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВА
Тема 1. ПОНЯТИЯ И КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
Понятие и структура социальной сферы
Современные концепции управления социальной сферой
Качество жизни, как социально-экономическая категория
Понятие и структура социальной сферы
Социальная сфера включает в себя отрасли, деятельность организаций которых обеспечивает решение социальных проблем населения. Проблемное поле социальной сферы сосредоточено вокруг следующих направлений:
• уровень и качество социальной жизни (распределение социальной помощи, безработица, миграционная политика, занятость и т. д.);
• народное образование;
• здравоохранение;
• жилищно-коммунальное хозяйство;
• культурная политика.
Кроме того, отдельно выделяют направление по работе с молодежью, как наиболее перспективной и то же время социально незащищенной части населения.
Основой реализации государственной социальной политики является территориальное образование (субъект Федерации), так как особенности его развития должны учитываться при разработке и принятии управленческих решений в социальной сфере.
Цель функционирования социальной сферы – социальное развитие региона, направленное на изменение благосостояния, структуры потребностей и форм жизнедеятельности населения в меняющейся социальной и экономической среде.
Объектом социального развития является население региона.
Представление социальной сферы региона в виде системы позволяет представить ее в виде системы взаимосвязей основных отраслей социальной сферы (здравоохранение, образование, ЖКХ), деятельность которых направлена на развитие человеческого потенциала и улучшение качества жизни населения региона.
Основным субъектом управления социальной сферы региона выступает государство в лице региональных органов власти. Кроме того, субъектами управления социальной сферы являются хозяйствующие субъекты (бизнес-структуры), выполняющие социальные функции, и общественные организации, играющие роль сторонних наблюдателей и контролеров.
На функционирование социальной сферы региона как системы влияют различные факторы. Такими внешними факторами являются:
• уровень экономического развития региона;
• социально-политические процессы региона, страны;
• демографические процессы;
• природная среда;
• культурное и национальное наследие региона.
Составляющие системы развития социальной сферы региона невзаимозаменяемы и равнозначны и определяют в целом две стороны развития – это компоненты, определяющие потребление (доход) и человеческий капитал (образование, здоровье), с одной стороны, и элементы, характеризующие уровень и доступ к базовым благам и услугам.
Определение приоритетности этих компонентов во многом зависит от концепции социального развития региона и от уровня экономического развития. Так, в развитых странах с учетом высокого уровня дохода населения в целом на первое место выходят компоненты, характеризующие уровень развития среды, качество населения (человеческий капитал) и социальные (нематериальные) блага.
Для развивающихся стран ведущую роль играют потребление (доход) и доступ к базовым материальным благам и услугам (чистой воде и санитарии, первичной медицинской помощи, образованию начального уровня).
Для большинства стран с переходной экономикой социальное развитие определяется возможностями самообеспечения (доходом и занятостью), человеческим капиталом и трансформацией институтов и социальных функций государства.
К основным задачам управления социальной сферой относятся:
• поддержка и развитие образовательных учреждений;
• разработка программ общественной занятости и развитие сети общественных работ;
• распределение социальной помощи малоимущим и инвалидам;
• оказание медицинских услуг населению через механизм социального страхования и создание сети муниципальных медицинских учреждений (стационаров, поликлиник, больниц и профилакториев);
• подготовка и проведение культмассовых мероприятий, праздников и
карнавалов;
• проведение мероприятий санитарно-гигиенического, экологического
назначения и пр.
Ключом к проведению социальной политики является разработка механизма, позволяющего осуществлять социальное управление не только через предоставление дотаций нуждающимся, но и через выработку организационных условий для повышения населением уровня качества жизни.
Развитие социальной сферы является важнейшим направлением внутренней политики государства, обеспечения благополучия и всестороннего развития граждан. В статье 7 Конституции РФ сказано: «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».
Признаками социального государства являются не только декларируемые права на труд, отдых, социальное обеспечение, жилище, охрану здоровья, образование и т. д., сколько их реализация, реальная доступность социальных благ абсолютному большинству населения.
Обобщающим показателем развития социальной сферы служат повышение уровня жизни, рост денежных доходов населения при сокращении разрыва в доходах между богатыми и малообеспеченными, что особенно важно для экономики, так как способствует расширению внутреннего спроса, производству продукции отечественных предприятий.
Согласно определению Международной организации труда, социальное обеспечение включает:
• стимулирование стабильной, оплачиваемой трудовой деятельности;
• предотвращение социальных рисков и компенсацию доходов с помощью механизмов социального страхования;
• предоставление социальной помощи уязвимым группам населения, не являющимися участниками системы страхования;
• обеспечение доступа граждан к образованию и медицинской помощи.
Для трудоспособного населения важны экономические условия, позволяющие гражданам за счет собственных доходов обеспечивать более высокий уровень социального потребления; это эффективная занятость, баланс спроса и предложения на рынках труда, в том числе на основе повышения качества и конкурентоспособности рабочей силы, регулирование миграционных процессов.
Поддержание занятости требует проведения эффективной кадровой политики, обеспечения гражданам свободы выбора места жительства и возможности продуктивно трудиться, стимулирования организации современных производств и рабочих мест, защиты трудовых прав и интересов работников в рамках социального партнерства; содействия общественно полезному и эффективному предпринимательству, стимулирования экономической активности, более адекватного отражения ее фактической результативности в доходах разных групп населения, в том числе работников бюджетной сферы; выравнивания экономических возможностей.
Проведение политики повышения доходов включает установление государственных гарантий в сфере оплаты труда, обеспечивающих воспроизводство рабочей силы, формирование эффективной системы налогообложения, контроль за инфляцией.
Улучшение жизнеобеспечения населения прежде всего сводится к поддержанию и развитию коммунальной инфраструктуры, транспорта и связи, охране окружающей среды.
Совершенствование системы социальной защиты граждан включает разработку и реализацию государственных программ борьбы с бедностью, комплексной защиты населения, в первую очередь слабозащищенных категорий, от социальных рисков; реформирование системы социального страхования, в том числе пенсионного и медицинского.