Процесс стратегического менеджмента
Стратегический менеджмент представляет собой сложный процесс. Обобщая различные подходы к построению моделей процесса стратегического менеджмента можно определить такие его важнейшие задачи, как:
— формирование концепции стратегических целей и направлений развития;
— определение главной стратегии организации и обеспечивающих ее стратегий подразделений;
— планирование реализации стратегии и распределения ресурсов;
— управление реализацией стратегического плана;
— контроль стратегических результатов;
— коррекция стратегии, ее изменение или переход к новой стратегии. Томпсон и Стрикленд определяют процесс стратегического менеджмента
как решение пяти основных задач: «Процесс разработки и реализации стратегии состоит из пяти взаимосвязанных управленческих задач. 1. Формирование стратегического «видения» будущего компании, создание модели будущего образа компании, определение долгосрочной перспективы развития. 2. Постановка целей. 3. Разработка стратегии. 4. Реализация стратегии.
5. Оценка результатов и корректировка стратегического видения, глобальных целей, стратегии и ее реализации с учетом приобретенного опыта, изменившихся условий, появления новых идей и возможностей» [10, с. 35]. Затем эти задачи рассматриваются отдельно.
Этот подход слишком упрошен, является известной схемой процесса общего менеджмента «планирование — внедрение — контроль» и не раскрывает сущности организации процесса стратегического менеджмента в организации, не показывает как конкретно с научных позиций организовать в компании эффективный процесс стратегического менеджмента и избежать ошибок.
Р. Мэтьюз, А. Агеев и 3. Большаков предложили подход к описанию процесса стратегического менеджмента в виде графической модели девяти-угольника, вписанного в окружность (авторы назвали ее эниаграммой), узлы которого представляют собой: «1. Видение, целеполагание. 2. Решение проблем финансирования. 3. Определение необходимых видов деятельности. 4. Рассмотрение альтернатив. 5. Выбор наилучшего варианта стратегии.
6. Принятие необходимых решений и соединение ресурсов в Сети. 7. Практическая реализация стратегии. 8. Контроль и адаптация стратегии. 9. Бизнес-среда» [17, с. 51—53].
Авторы отметили слабые стороны централизованного сбора информации, статичность и нелинейность бизнес-среды и предложили подход на основе соединения различных элементов стратегического менеджмента. Но по этой модели также неясно как организовывать и осуществлять процесс стратегического менеджмента фирмы, где начало процесса, в чем заключаются его этапы. Данной модели также присущи недостатки традиционной модели.
Модель процесса стратегического менеджмента необходима для эффективной организации процесса управления разработкой и реализаций стратегии. Однако существующие модели носят слишком общий и не конкретный характер. В них в явном виде отсутствует главный элемент, определяющий эффективность стратегического управления — человеческий фактор, и в первую очередь, такие его компоненты, как уровень мотивации и подготовки (компетентности) разработчиков стратегии и работников ее реализующих. В целом существующие модели стратегического менеджмента недостаточно отражают реальные процессы эффективного стратегического управления.
Модель эффективного процесса стратегического менеджмента целесообразно представить в следующем виде:
В модели процесса стратегического менеджмента имеются 3 фазы, каждая из которых состоит из ряда этапов. Основные фазы включают:
— подготовку и стратегический интеграционный анализ внешней и внутренней сред;
— разработку стратегии и стратегических планов;
— внедрение, оценку результатов и принятие стратегического решения об изменении, завершении или продолжении стратегии.
Рассмотрим основные отличия и особенности эффективного стратегического менеджмента от традиционной модели.
1. В традиционной модели процесс стратегического менеджмента начинается непосредственно с формулировки миссии и анализа проблем организации. Но в действительности только после возникновения потребностей в стратегических изменениях и действиях, мотивов для их осуществления, совместного анализа внешней и внутренней среды, идентификации ключевых ценностей менеджмента фирмы можно правильно понять сущность проблем фирмы, сформулировать миссию, стратегические цели, варианты стратегий. Процесс разработки стратегии начинается с возникновения потребностей в стратегических преобразованиях, мотивации и организации подготовки работников, разрабатывающих стратегии.
2. В традиционной модели не учитываются в явном виде факторы мотивации и подготовки работников, а они определяют качество всего стратегического процесса.
Если разработку стратегии фирмы осуществляют не мотивированные и не подготовленные работники, то такая стратегия никогда не будет эффективной. Человеческий фактор активно действует на всю систему стратегического менеджмента. Наиболее сильное влияние на стратегический процесс оказывают мотивация работников, их внутренние ценности и социальная ответственность, уровень их подготовки и компетенции в сфере стратегического управления. Часто разработку стратегии проводят либо квалифицированные, но не мотивированные работники, либо работники с сильной мотивацией, но слабой подготовкой. Нередко слабая подготовка сочетается с отсутствием мотивации. В этих условиях весь стратегический процесс теряет смысл.
3. Существенный недостаток традиционной модели процесса менеджмента заключен в раздельном анализе внутренней среды компании и ее внешней среды.
Но оценить сильные и слабые стороны компании (внутренняя оценка), без учета конкретных условий внешней среды, в том числе конкурентов, невозможно. Также невозможно анализировать потенциальные возможности отраслевых рынков, без учета особенностей фирмы. Конкретные особенности внутренней среды фирмы определяющим образом влияют на характер анализа внешней среды. Так крупные фирмы и фирмы малого бизнеса ориентируются на использование различных факторов внешней среды. Поэтому достоверные выводы могут быть получены только в условиях синтеза анализа внешней и внутренней среды, на основе интеграционного подхода, в результате которого можно правильно сформулировать проблемы и концепции развития, миссию организации, комплексы стратегических целей.
Анализ должен проводиться не раздельно, а совместно, так как внешняя и внутренняя среда фирмы диалектически связаны друг с другом.
Раздельный анализ приводит к тому, что многие фирмы неправильно определяют приоритеты факторов. Вместо наиболее важных факторов внешней и внутренней среды менеджеры анализируют факторы, мало влияющие на стратегии фирмы. Главные факторы влияния часто ошибочно считаются второстепенными или не рассматриваются, весь анализ становится формальным и малосодержательным.
Анализ внутренней и внешней сред фирмы нельзя отделять, так как окружающая фирму внешняя среда описывается множеством показателей, которые невозможно учесть менеджерам. Но для конкретной фирмы и отрасли количество параметров внешней среды на порядки уменьшается, что позволяет проведение анализа. С позиций системного подхода этап 3 (рис. 1.5) объединяет анализ внешней и внутренней среды.
4. Одной из наиболее сложных задач является внедрение разработанной стратегии. Традиционная модель не дает ответа на вопрос, как преодолеть разрыв в разработке и внедрении стратегии.
Стратегический процесс должен включать механизм управления внедрением стратегии. Это достигается на основе разработки системы стратегического контроля и системы управления реализацией стратегии (рис. 1.5, этапы 8 и 9). Часто вместо организации внедрения стратегии на базе матричной структуры управления или на основе сети проектов, формально поручают этот процесс административным подразделениям организации. В результате целостную стратегию разрезают на части, которые затем не удается соединить воедино. Проявляются все присущие функциональным звеньям слабые стороны — внутренняя борьба за ресурсы и власть, личные конфликты, бюрократия, функциональная обособленность, плохая координация и др. Поэтому разработку систем стратегического контроля и управления реализацией стратегии необходимо осуществлять еще на стадии планирования стратегии.
5. Традиционная модель не учитывает периодический (циклический) характер стратегического менеджмента.
Процесс разработки и внедрения стратегии имеет четко очерченные временные рамки и разделяется на ряд периодов. Обычно продолжительность одного периода год. В условиях быстрых изменений этот срок может сокращаться. В крупных корпорациях разрабатываются временные графики планирования и внедрения стратегий. В конце каждого периода внедрение стратегии оценивается по ее результатам и эффективности, принимается стратегическое решение — завершение стратегии в случае достижения поставленных стратегических целей или невозможности ее реализации и разработка новой, продолжение реализации стратегии, ее изменение, переход на другую, ранее разработанную альтернативную.
6. В традиционной модели стратегического менеджмента линии обратной связи от стратегического контроля замыкаются на все элементы стратегического процесса.
Но при таком подходе, как показывает практика управления, в организациях часто наступает хаос. На руководство обрушивается лавина разрозненных данных из различных подразделений.
7. Традиционная модель стратегического менеджмента в целом представляет собой ряд формализованных процедур, в то же время она не технологична и не показывает, что конкретно нужно сделать для организации эффективного процесса стратегического менеджмента. Пользуясь данной моделью непонятно, как организовывать процесс управления разработкой и внедрением стратегии в фирме, как обеспечить последовательность, целостность и системность этого сложного процесса.
В процессе стратегического менеджмента существует ряд барьеров, препятствующих созданию и внедрению эффективных стратегий.
Таким барьером являются демотивированные работники, участвующие в стратегическом процессе. Отсутствие мотивов и стимулов приводит к появлению шаблонных и нежизнеспособных стратегий.
Реализация стратегии завершается оценкой эффективности стратегических результатов и причин отклонений от плана. Каждая стратегия должна иметь четко очерченный временной интервал ее реализации и ожидаемые от ее внедрения конечные результаты — например, разработка инновационных продуктов, рост прибыли, выход на новый рынок и др.