Процесс стратегического менеджмента на МСП

Отличается ли процесс стратегического менеджмента в малых и средних предприятиях от аналогичного процесса в крупных компа­ниях? Что в сущности представляет собой процесс формирования и реализации стратегии в рамках малого бизнеса?

Концепция; стратегического менедж­мента, включает «сканирование» окружающей деловой среды, формирование, реализацию стратегии и оценку ее результатов. По утверждению Wheelen и Hunger, этот процесс не вписывается в рамки малого бизнеса и новых предпринимательских рискованных начинаний. Компании такого типа должны иметь новую миссию, новые задачи, новые стратегии и новую политику, которые должны стать результатом соотнесения внешних возможностей и угроз внутренним преимуществам и недостаткам. Поэтому указанные ав­торы предложили модифицированную версию модели стратегиче­ского менеджмента, которая в большей степени соответствует но­вому предпринимательскому бизнесу. На рис. 16 представлена мо­дель стратегического менеджмента, подходящая для малого бизнеса; она состоит из следующих взаимосвязанных шагов (стадий) (Wheelen и Hunger, 1998).

Процесс стратегического менеджмента на МСП - student2.ru

Рис.16. Процесс принятия стратегических решений на МСП (новые предприятия)

• Разработка основной идеи бизнеса — продукт и/или услуги, имеющие целевого потребителя и/или целевые рынки. Подоб­ная идея может возникнуть на основе опыта предпринимателя или быть результатом творческого озарения.

• Тщательное изучение и оценка внешней среды, чтобы вы­явить факторы социальной среды и среды деятельности; это позволяет определить возможности и угрозы. В центре про­цесса сканирования должны находиться потенциал рынка и доступность ресурсов.

• Тщательное изучение и оценка внутренних факторов нового бизнеса. Предпринимателю следует объективно оценить лич­ные активы, области, в которых он особенно компетентен, личные способности и опыт — все с точки зрения организа­ционных потребностей нового бизнеса.

• Анализ стратегических факторов в свете текущей ситуации с применением SWOT-анализа. Потенциальные преимущества и слабые места предприятия следует оценивать в свете возмож­ностей и угроз внешней среды.

• Принятие решения о том, следует или не следует действовать. Если представляется, что главную идею бизнеса осуществить реально, следует продолжать действовать. В противном случае необходимо отказаться от дальнейшей разработки идеи до тех пор, пока не изменятся стратегические факторы.

• Создание бизнес-плана, содержащего практические меры по претворению идеи в действительность.

• Реализация бизнес-плана с использованием планов действий и практических мер.

• Оценка реализованного бизнес-плана — сопоставление фак­тических результатов деятельности с запланированными. В той степени, в какой фактические результаты деятельности отличаются в ту или иную сторону от запланированных, пред­принимателю следует пересмотреть миссию компании, ее за­дачи, стратегии, политику и программы и по возможности внести изменения в первоначальный бизнес-план.

Наши рекомендации