Статистика производства промышленной продукции

19.1. Задачи статистики производства. Основные понятия.

19.2. Классификация продукции.

19.3. Показатели производства продукции.

19.4. Виды цен в определении объема продукции.

19.5. Показатели продукции.

19.1. Задачи статистики производства. Основные понятия.

В задачи статистики производства товаров и услуг входит:

— построение системы показателей, характеризующих объем производства, его структуру и динамику,

— изучение основных закономерностей воспроизводства и определяющих его факторов.

Определение объема производства товаров и услуг предполагает решение следующих проблем:

– определение понятия продукта как результата процесса производства,

– выбор методологии расчета и способов стоимостной оценки объема производства,

– получение необходимых статистических данных.

В статистике продукции, со­гласно международным рекомендациям, должны использоваться показатели, которые характери­зуют результат производственной деятельности (например, количест­во произведенной продукции), а не саму эту деятельность (например, количество отработанных часов).

Производство — это изготовление материальных благ, включая со­пряженные услуги (монтаж, ремонт и т п.) при условии, что они пре­доставляются в секторе производителей товаров. Результатом экономической деятельности предприятия любой отрасли является его про­дукция, которая может быть измерена в денежном выражении либо в натураль­но-вещественной форме по продуктам, и в денежной форме по услугам, которые трудно или вообще не­возможно выразить в натуральных измерителях.

Услуга — такой вид деятельности, который не меняет нату­рально-вещественной формы продукта, не добавляет к его перво­начальной стоимости (т.е. к цене как денежному выражению стоимос­ти) определенную сумму, поскольку конечный потребитель про­дукта в ней заинтересован и согласен ее оплатить, например: перевозка товара; расфасовка товара в тару; ремонт и придание продуктам отдельных улучшенных потреби­тельских свойств; рекламиро­вание товара; организация его продаж с взиманием торговой на­ценки и т.д.

Продукт — изделие, получаемое из исходного сырья и мате­риалов таким технологическим способом, в результате которого свойства исходного материала полностью исчезают, а продукт приобретает самостоятельную потребительскую ценность. Таким образом, продукты (изделия) — это объекты, имеющие вещественную форму и способные удовлетворять те или иные потребности.

Продукты в их натурально-вещественной форме учитываются предприятиями в периоды их производства по однородным подразделениям внатураль­ных (физических)единицах измерения (шт., т, м3 и т.д.). В целях упрощения учета и технико-экономических расчетов мо­гут использоваться условно-натуральные еди­ницы измерения, если производится несколько разновидностей продукта, обладающие общностью основных потребительских свойств. Так, производство химических удобрений одного типа может учитываться не только по физическому весу отдельных видов удобрений, но и по со­держанию основного питательного вещества в пересчете на его стандартное содержание или на 100%-ное содержание активно действующего начала.

При выпуске очень разнородной продукции общие результаты производства невозможно представить в количественном (натураль­ном) выражении. Поэтому необходимо исчислить стоимостные пока­затели продукции. Для решения вопроса о том, какие виды (с точки зрения потребительской стоимости) продукции целесообразно объе­динить в одну количественную или стоимостную группу, необходима классификация товаров.

19.2. Классификация продукции.

Различают следующие категории продукции:

1) продукцию, предназначенную для реализации. Она покидает предприятие для дальнейшей обработки на других предприятиях или поступает конечным потребителям,

2) продукцию, предназначенную для отгрузки. Она покидает местную производственную единицу для дальней­шей обработки на других предприятиях, в других местных произ­водственных единицах того же предприятия или поступает конеч­ным потребителям,

3) продукцию, выпускаемую подразделением местной единицы, спе­циализирующимся на выпуске однородной продукции. Эти подраз­деления иногда называют единицами однородного производства (с точки зрения вида деятельности).

Содержание понятия «продукция» приведено на схеме 19.1.

Продукция (результат производственной деятельности) Добыча сырья и производство товаров и услуг
Выпуск товаров Поставка товаров
Общий объем продукции Продукция для реализации Отгрузка, фактическое движение товаров Реализация на сторону, бухгалтерская, финансовая операция
       

Схема 19.1. Содержание понятия «продукция»

Промышленной продукциейназывается прямой полезный ре­зультат промышленно-производственной деятельности предпри­ятий, который выражается в форме продуктов, услуг или работ промышленного характера.

Промышленная продукция группируется по степени готовности:

- готовые изделия — это продукты, законченные обработкой или сборкой и подлежат отпуску на сторону.

- полуфабрикаты — это продукты, которые закончены про­изводством в одном из цехов предприятия, но подлежат даль­нейшему производству в других цехах. Если полуфабрикаты от­пускаются на сторону, т.е. реализуются другим предприятиям, то они относятся к готовой продукции.

- незавершенное производство — это продукция начатая, но не законченная обработкой или сборкой в одном из цехов пред­приятия.

Элементами промышленной продукции являются работы промышленного характера, к которым относят отдельные опе­рации по обработке продукта и ремонт промышленных изделий. Наибольшую долю в этих работах занимает ремонт оборудова­ния: текущий и капитальный, собственного и чужого (по заказам со стороны) оборудования.

Промышленная продукция поэко­номическому назначению делится:

- на группу «А» — производство средств производства (станки, машины, нефть, газ, металл и др.),

- группу «Б» — производство предметов потребления (хлеб, одежда, обувь, предметы домашнего обихода и др.).

Соотноше­ние между данными группами относится к основным народнохо­зяйственным пропорциям и существенным образом влияет на отраслевую структуру не только в промышленности, но и на струк­туру всей экономики страны.

Классификация промышленной продукции по экономичес­кому назначению может быть дополнена более детальной харак­теристикой структуры произведенных средств производства и предметов потребления.

19.3. Показатели производства продукции.

Стадия производства характеризуется такими показателями, как валовой выпуск ВВ, промежуточное потребление ПП, валовая добавленная стоимость ВДС и валовой внутренний продукт ВВП.

Валовой выпуск – это суммарная стоимость в основных ценах всех произведенных товаров и услуг в экономике за год, имеющих рыночный и нерыночный характер.

Промежуточное потребление определяется как стоимость товаров и рыночных услуг, которые трансформируются или полностью потребляются в течение данного периода с целью производства других товаров и услуг. Потребление основного капитала (амортизация) не входит в ПП.

Валовая добавленная стоимость исчисляется на уровне отраслей экономики как разность между ВВ и ПП в основных ценах и включает в себя потребленную в процессе производства стоимость основного капитала.

ВДС (в основных ценах) =

= ВВ – ПП – Косвенно измеряемые услуги финансового посредничества

ВДС (в рыночных ценах)

= ВДС (в основных ценах) + ЧНП + ЧНИ,

где ЧНП – чистые налоги на продукты. Они включают платежи, размер которых прямо зависит от стоимости произведенной продукции (услуг),

ЧНИ – чистые налоги на импортируемые товары и услуги, т.е. налоги за вычетом субсидий (текущих некомпенсируемых выплат из федерального бюджета предприятиям при условии производства ими определенного вида продукции или услуг).

Стоимость чистой продукции исчисляют за вычетом работ по обра­ботке давальческого сырья, готовых комплектующих изделий, а так­же потребления материалов (промежуточного потребления сырья и материалов), а также энергии. Это потребление определяется на ос­нове данных о поступлении товаров и наличии запасов товаров про­изводственного назначения на складах по следующей балансовой схеме:

наличие на начало года + поступление материалов и товаров — наличие на конец года = потребление сырья и материалов

Долей чистой продукции является отношение стоимости чистой продукции к стоимости валового выпуска. Эта доля особенно высока в добывающих отраслях (например, около 70 процентов в горнодобывающей промышленности) и снижается по мере приближения со­ответствующей отрасли к конечному потребителю.

Обобщающим показателем, характеризующим потенциальные возможности предприятия, является его производственная мощность —способ­ность имеющихся у него средств труда (машин, оборудования, аг­регатов, установок, производственных площадей) к максимально возможному выпуску продукции, добыче или переработке сырья в год (сутки, смену). В общем виде производственную мощность можно определить как максимально возможный выпуск продук­ции в соответствующую единицу времени при условии эффек­тивного использования оборудования и площадей.

Производственная мощность определяется по номенклатуре выпускаемой продукции, учитывающей профиль фирмы. В условиях, когда деятельность фирмы должна быть ориенти­рована на удовлетворение спроса на ту или иную продукцию, учет требований потребителей, планируемую мощность надо оп­ределять исходя их портфеля заказов.

Для правильного расчета производственной мощности необ­ходимо располагать информацией об использовании установлен­ного оборудования (все наличное оборудование, числящееся на ба­лансе предприятия, делится на установленное и неустановленное).

19.4. Виды цен в определении объема продукции.

При измерении продукции невозможно ограничиться определени­ем лишь количества произведенных изделий. Количество продукции должно быть оценено с помощью цен, и в результате получают стои­мость продукции. Кроме того, для определения действительных ре­зультатов деятельности самой производственной единицы из исчис­ленных таким образом стоимостных показателей выпуска продукции необходимо вычесть промежуточное потребление.

В практике учета и технико-экономических расчетах в статистике предприятий используют следующиевиды цен.

1. Фактически действовавшие в данном периоде цены, которые, в свою очередь, могут бытьдоговорными (свободными), на основе прямого соглашения продавца и потребителя без ка­ких-либо ограничений;лимитируемыми, если продавец и потре­битель вправе устанавливать цены по соглашению (договору), но не выше установленного предела (такая мера применяется госу­дарством по отношению к монополистам, занимающим на рын­ках товара данного вида доминирующее положение);фиксиро­ванными в тех случаях, когда государство или иной уполномочен­ный орган, контролирующий ценообразование, устанавливает жестко фиксированный уровень цены на тот или иной вид про­дукции (товара, услуги).

Поскольку в процессе товародвижения продукция проходит ряд звеньев, каждое из которых является коммерческой структурой, обладающей статусом хозяйственной самостоятельности, необходимо различатьоптовые цены производителя (оптовые цены предприятия);цены оптовой торговли, в которые включают­ся кроме цены производителя транспортные расходы и наценки в пользу снабженческо-сбытовой организации, осуществляющей оптовую продажу товаров;розничные цены, по которым органи­зации розничной торговли и продавцы на свободном рынке реализуют товары конечному потребителю (населению).

Для выбора адекватного ценового соизмерителя (цены, реально зарегистрированной в экономической операции) при описании результатов экономического оборота необходимо учитывать структуру различных видов цен. Структура различных видов цен приведена на схеме 19.2.

затраты труда (наёмного и предпринимательского) + затраты капитала = факторная стоимость  
факторная стоимость + чистые налоги на производство, не связанные с продуктом = основная цена  
основная цена + чистые налоги на продукты и импорт = цена производителя р ы н. ц е н ы
цена производителя + торгово-транспортная наценка = цена потребителя

Схема 19.2. Структура цен, используемых при определении объема продукции

2. При составлении технико-экономических расчетов, биз­нес-планов и других документов прогнозного характера фирмы вынуждены использовать цены, сложившиеся в момент разработ­ки соответствующих документов, а затем, если это требуется, корректировать результаты расчетов на предполагаемый уровень инфляции и других ценообразующих факторов. Такие цены с полным правом можно называтьценами, принятыми при состав­лении плановых расчетов.

3. Нередко в практике управления деятельностью фирмы воз­никает необходимость оценить динамику объемов производства продукции в целях учета изменений ее физического объема, т.е. с исключением влияния изменения цен в двух сравниваемых пери­одах. В настоящее время такая задача может быть решена только при помощи сопоставимых цен, в которые переоценивают продукцию, произведенную либо в базисном, либо в отчетном периоде.

В связи со значительными изменени­ями уровней цен такие расчеты на основе прямых переоценок на практике производят только за короткие (не более месяца или квартала) периоды времени путем определения средних уровней цен на конкретные виды продукции, действовавших в базисном периоде (такие расчеты можно производить заблаговременно), и оценки в этих ценах тех видов продукции, которые произведены в отчетном периоде. Получаемый в результате расчетовиндекс цен (дефлятор) распространяется затем на всю стоимость фактически произведенной в отчетном периоде продукции, оцененной в дей­ствовавших ценах. За периоды времени больше месяца (квартала) расчет данных динамики фи­зического объема производства определяется цепным методом, т.е. путем перемножения помесячных индексов.

19.5. Показатели продукции.

В объем промышленной продукции (работ, услуг) включается стоимость:

— готовых изделий, выработанных как из своего сырья и материалов, так и из сырья и материалов заказчика,

— полуфабрикатов своей выработки,

— стоимость работ и услуг промышленного характера, выполненных по заказам со стороны или для непромышленных хозяйств и организаций своего предприятия,

— выпущенная промышленными предприятиями научно-техническая продукция.

Объем продукции (работ, услуг) промышленного предприятия определяется по заводскому методу без стоимости внутризаводского оборота.

Внутризаводским оборотом предприятия считается стоимость той части выработанных им готовых изделий и полуфабрикатов, которая используется внутри данного предприятия на собственные промышленно-производственные нужды.

Объем продукции (работ, услуг) определяется в отпускных ценах предприятий без налога на добавленную стоимость и акциза.

Объем отгруженной продукции (работ, услуг) — продукция, фактически отгруженная в отчетном периоде потребителям (включая продукцию, сданную по акту заказчикам на месте), выполненные работы и услуги, принятые заказчиком.

Система стоимостных показателей продукции включает:

1. Валовой оборот фирмы является суммой соответствующих данных по отдельным подразделениям и включает в свой состав все произведенные готовые изделия и полуфабрикаты. Общая сто­имость потребленных в данном периоде в пределах фирмы по­луфабрикатов и услуг называется внутрипроизводственным (ВПО) обо­ротом.

Валовой оборот (ВО) определяется как сумма следующих элементов:

– стоимости готовых изделий, выработанных в отчетном периоде всеми цехами предприятия (как из своего сырья и материалов, так и из сырья и материалов заказчика);

– стоимости работ по модернизации или реконструкции собственного оборудования и транспортных средств;

– изменения остатков незавершенного производства;

– стоимости произведенных в отчетном периоде полуфабрикатов, инструментов, приспособлений;

– стоимости работ промышленного характера, выполненных по заказам со стороны или для непромышленных подразделений своего предприятия:

ВО = ГП + ПФ ± Ионзп,

где ГП — готовая продукция;

ПФ — полуфабрикаты;

Ионзп — изменение остатков незавершенного производства.

2. Валовая продукция представляет собой стоимость продукции всех промышленно-производственных цехов за вычетом ВПО. ВП может рассчитываться двумя способами:

- исходя из ВО заводским методом: ВП = ВО – ВЗО,

- на основе поэлементного подсчета, когда все входящие в нее элементы суммируются:

ВП = ГП + ПФс ± ПФз ± Ионзп,

где ПФс — полуфабрикаты, отпущенные сторонним потребителям;

ПФз — запасы полуфабрикатов на межцеховых складах;

Ионзп -— изменение остатков незавершенного производства и полуфабрикатов собственной выработки.

3. Товарная продукция(ТП) охватывает стоимость только той части произведенной в отчетном периоде продукции, которая отпущена или предназначена к отпуску на сторону. ТП исчисляется в текущих оптовых ценах пред­приятия, при этом в нее включается только стоимость выработки изделия без стоимости материалов заказчика. Товарная продукция равна валовой за вычетом:

— изменения остатков полуфабрикатов собственного изготовления и продукции вспомогательных производств,

— изменения остатков незавершенного производства;

— стоимости сырья и материалов заказчика, не оплаченных производителем готовой продукции:

ТП = ГП + ПФ + РПх-ра + ПВц + Спсмз,

где РПх-ра - работы промышленного характера, выполненные на сторону, включая ремонт и использование транспорт­ных средств;

ПВц — стоимость продукции вспомогательных цехов, отпущенной на сторону или своему капитальному строитель­ству;

Спсмз — стоимость переработки сырья и материала заказчи­ка.

4. Реализованной продукцией (РП) является продукция, оплаченная покупателем в отчетном периоде, независимо от времени ее производства. РП равна товарной продукции за вычетом:

— изменения остатков неотгруженной товарной продукции,

— изменения остатков отгруженной, но не оплаченной покупателем продукции:

РП = ТП + Огпнг – Огпкг,

где Oгпнг — остатки готовой продукции на начало года;

Огпкг — остатки готовой продукции на конец года.

5. Чистая продукция представляет собой вновь созданную стоимость в текущем периоде. Ее определяют как разность между валовой продукцией и стоимостью материальных производственных затрат (сырья, материалов, топлива, энергии, услуг производственного характера, износа основных производственных фондов).

6. Индекс физического объема промышленной продукции (работ, услуг) — относительный показатель, характеризующий изменение массы произведенной продукции (работ, услуг) в сравниваемых периодах.

Наши рекомендации