Статистика производства промышленной продукции
19.1. Задачи статистики производства. Основные понятия.
19.2. Классификация продукции.
19.3. Показатели производства продукции.
19.4. Виды цен в определении объема продукции.
19.5. Показатели продукции.
19.1. Задачи статистики производства. Основные понятия.
В задачи статистики производства товаров и услуг входит:
— построение системы показателей, характеризующих объем производства, его структуру и динамику,
— изучение основных закономерностей воспроизводства и определяющих его факторов.
Определение объема производства товаров и услуг предполагает решение следующих проблем:
– определение понятия продукта как результата процесса производства,
– выбор методологии расчета и способов стоимостной оценки объема производства,
– получение необходимых статистических данных.
В статистике продукции, согласно международным рекомендациям, должны использоваться показатели, которые характеризуют результат производственной деятельности (например, количество произведенной продукции), а не саму эту деятельность (например, количество отработанных часов).
Производство — это изготовление материальных благ, включая сопряженные услуги (монтаж, ремонт и т п.) при условии, что они предоставляются в секторе производителей товаров. Результатом экономической деятельности предприятия любой отрасли является его продукция, которая может быть измерена в денежном выражении либо в натурально-вещественной форме по продуктам, и в денежной форме по услугам, которые трудно или вообще невозможно выразить в натуральных измерителях.
Услуга — такой вид деятельности, который не меняет натурально-вещественной формы продукта, не добавляет к его первоначальной стоимости (т.е. к цене как денежному выражению стоимости) определенную сумму, поскольку конечный потребитель продукта в ней заинтересован и согласен ее оплатить, например: перевозка товара; расфасовка товара в тару; ремонт и придание продуктам отдельных улучшенных потребительских свойств; рекламирование товара; организация его продаж с взиманием торговой наценки и т.д.
Продукт — изделие, получаемое из исходного сырья и материалов таким технологическим способом, в результате которого свойства исходного материала полностью исчезают, а продукт приобретает самостоятельную потребительскую ценность. Таким образом, продукты (изделия) — это объекты, имеющие вещественную форму и способные удовлетворять те или иные потребности.
Продукты в их натурально-вещественной форме учитываются предприятиями в периоды их производства по однородным подразделениям внатуральных (физических)единицах измерения (шт., т, м3 и т.д.). В целях упрощения учета и технико-экономических расчетов могут использоваться условно-натуральные единицы измерения, если производится несколько разновидностей продукта, обладающие общностью основных потребительских свойств. Так, производство химических удобрений одного типа может учитываться не только по физическому весу отдельных видов удобрений, но и по содержанию основного питательного вещества в пересчете на его стандартное содержание или на 100%-ное содержание активно действующего начала.
При выпуске очень разнородной продукции общие результаты производства невозможно представить в количественном (натуральном) выражении. Поэтому необходимо исчислить стоимостные показатели продукции. Для решения вопроса о том, какие виды (с точки зрения потребительской стоимости) продукции целесообразно объединить в одну количественную или стоимостную группу, необходима классификация товаров.
19.2. Классификация продукции.
Различают следующие категории продукции:
1) продукцию, предназначенную для реализации. Она покидает предприятие для дальнейшей обработки на других предприятиях или поступает конечным потребителям,
2) продукцию, предназначенную для отгрузки. Она покидает местную производственную единицу для дальнейшей обработки на других предприятиях, в других местных производственных единицах того же предприятия или поступает конечным потребителям,
3) продукцию, выпускаемую подразделением местной единицы, специализирующимся на выпуске однородной продукции. Эти подразделения иногда называют единицами однородного производства (с точки зрения вида деятельности).
Содержание понятия «продукция» приведено на схеме 19.1.
Продукция (результат производственной деятельности) Добыча сырья и производство товаров и услуг | |||
Выпуск товаров | Поставка товаров | ||
Общий объем продукции | Продукция для реализации | Отгрузка, фактическое движение товаров | Реализация на сторону, бухгалтерская, финансовая операция |
Схема 19.1. Содержание понятия «продукция»
Промышленной продукциейназывается прямой полезный результат промышленно-производственной деятельности предприятий, который выражается в форме продуктов, услуг или работ промышленного характера.
Промышленная продукция группируется по степени готовности:
- готовые изделия — это продукты, законченные обработкой или сборкой и подлежат отпуску на сторону.
- полуфабрикаты — это продукты, которые закончены производством в одном из цехов предприятия, но подлежат дальнейшему производству в других цехах. Если полуфабрикаты отпускаются на сторону, т.е. реализуются другим предприятиям, то они относятся к готовой продукции.
- незавершенное производство — это продукция начатая, но не законченная обработкой или сборкой в одном из цехов предприятия.
Элементами промышленной продукции являются работы промышленного характера, к которым относят отдельные операции по обработке продукта и ремонт промышленных изделий. Наибольшую долю в этих работах занимает ремонт оборудования: текущий и капитальный, собственного и чужого (по заказам со стороны) оборудования.
Промышленная продукция поэкономическому назначению делится:
- на группу «А» — производство средств производства (станки, машины, нефть, газ, металл и др.),
- группу «Б» — производство предметов потребления (хлеб, одежда, обувь, предметы домашнего обихода и др.).
Соотношение между данными группами относится к основным народнохозяйственным пропорциям и существенным образом влияет на отраслевую структуру не только в промышленности, но и на структуру всей экономики страны.
Классификация промышленной продукции по экономическому назначению может быть дополнена более детальной характеристикой структуры произведенных средств производства и предметов потребления.
19.3. Показатели производства продукции.
Стадия производства характеризуется такими показателями, как валовой выпуск ВВ, промежуточное потребление ПП, валовая добавленная стоимость ВДС и валовой внутренний продукт ВВП.
Валовой выпуск – это суммарная стоимость в основных ценах всех произведенных товаров и услуг в экономике за год, имеющих рыночный и нерыночный характер.
Промежуточное потребление определяется как стоимость товаров и рыночных услуг, которые трансформируются или полностью потребляются в течение данного периода с целью производства других товаров и услуг. Потребление основного капитала (амортизация) не входит в ПП.
Валовая добавленная стоимость исчисляется на уровне отраслей экономики как разность между ВВ и ПП в основных ценах и включает в себя потребленную в процессе производства стоимость основного капитала.
ВДС (в основных ценах) =
= ВВ – ПП – Косвенно измеряемые услуги финансового посредничества
ВДС (в рыночных ценах)
= ВДС (в основных ценах) + ЧНП + ЧНИ,
где ЧНП – чистые налоги на продукты. Они включают платежи, размер которых прямо зависит от стоимости произведенной продукции (услуг),
ЧНИ – чистые налоги на импортируемые товары и услуги, т.е. налоги за вычетом субсидий (текущих некомпенсируемых выплат из федерального бюджета предприятиям при условии производства ими определенного вида продукции или услуг).
Стоимость чистой продукции исчисляют за вычетом работ по обработке давальческого сырья, готовых комплектующих изделий, а также потребления материалов (промежуточного потребления сырья и материалов), а также энергии. Это потребление определяется на основе данных о поступлении товаров и наличии запасов товаров производственного назначения на складах по следующей балансовой схеме:
наличие на начало года + поступление материалов и товаров — наличие на конец года = потребление сырья и материалов
Долей чистой продукции является отношение стоимости чистой продукции к стоимости валового выпуска. Эта доля особенно высока в добывающих отраслях (например, около 70 процентов в горнодобывающей промышленности) и снижается по мере приближения соответствующей отрасли к конечному потребителю.
Обобщающим показателем, характеризующим потенциальные возможности предприятия, является его производственная мощность —способность имеющихся у него средств труда (машин, оборудования, агрегатов, установок, производственных площадей) к максимально возможному выпуску продукции, добыче или переработке сырья в год (сутки, смену). В общем виде производственную мощность можно определить как максимально возможный выпуск продукции в соответствующую единицу времени при условии эффективного использования оборудования и площадей.
Производственная мощность определяется по номенклатуре выпускаемой продукции, учитывающей профиль фирмы. В условиях, когда деятельность фирмы должна быть ориентирована на удовлетворение спроса на ту или иную продукцию, учет требований потребителей, планируемую мощность надо определять исходя их портфеля заказов.
Для правильного расчета производственной мощности необходимо располагать информацией об использовании установленного оборудования (все наличное оборудование, числящееся на балансе предприятия, делится на установленное и неустановленное).
19.4. Виды цен в определении объема продукции.
При измерении продукции невозможно ограничиться определением лишь количества произведенных изделий. Количество продукции должно быть оценено с помощью цен, и в результате получают стоимость продукции. Кроме того, для определения действительных результатов деятельности самой производственной единицы из исчисленных таким образом стоимостных показателей выпуска продукции необходимо вычесть промежуточное потребление.
В практике учета и технико-экономических расчетах в статистике предприятий используют следующиевиды цен.
1. Фактически действовавшие в данном периоде цены, которые, в свою очередь, могут бытьдоговорными (свободными), на основе прямого соглашения продавца и потребителя без каких-либо ограничений;лимитируемыми, если продавец и потребитель вправе устанавливать цены по соглашению (договору), но не выше установленного предела (такая мера применяется государством по отношению к монополистам, занимающим на рынках товара данного вида доминирующее положение);фиксированными в тех случаях, когда государство или иной уполномоченный орган, контролирующий ценообразование, устанавливает жестко фиксированный уровень цены на тот или иной вид продукции (товара, услуги).
Поскольку в процессе товародвижения продукция проходит ряд звеньев, каждое из которых является коммерческой структурой, обладающей статусом хозяйственной самостоятельности, необходимо различатьоптовые цены производителя (оптовые цены предприятия);цены оптовой торговли, в которые включаются кроме цены производителя транспортные расходы и наценки в пользу снабженческо-сбытовой организации, осуществляющей оптовую продажу товаров;розничные цены, по которым организации розничной торговли и продавцы на свободном рынке реализуют товары конечному потребителю (населению).
Для выбора адекватного ценового соизмерителя (цены, реально зарегистрированной в экономической операции) при описании результатов экономического оборота необходимо учитывать структуру различных видов цен. Структура различных видов цен приведена на схеме 19.2.
затраты труда (наёмного и предпринимательского) | + | затраты капитала | = | факторная стоимость | |
факторная стоимость | + | чистые налоги на производство, не связанные с продуктом | = | основная цена | |
основная цена | + | чистые налоги на продукты и импорт | = | цена производителя | р ы н. ц е н ы |
цена производителя | + | торгово-транспортная наценка | = | цена потребителя |
Схема 19.2. Структура цен, используемых при определении объема продукции
2. При составлении технико-экономических расчетов, бизнес-планов и других документов прогнозного характера фирмы вынуждены использовать цены, сложившиеся в момент разработки соответствующих документов, а затем, если это требуется, корректировать результаты расчетов на предполагаемый уровень инфляции и других ценообразующих факторов. Такие цены с полным правом можно называтьценами, принятыми при составлении плановых расчетов.
3. Нередко в практике управления деятельностью фирмы возникает необходимость оценить динамику объемов производства продукции в целях учета изменений ее физического объема, т.е. с исключением влияния изменения цен в двух сравниваемых периодах. В настоящее время такая задача может быть решена только при помощи сопоставимых цен, в которые переоценивают продукцию, произведенную либо в базисном, либо в отчетном периоде.
В связи со значительными изменениями уровней цен такие расчеты на основе прямых переоценок на практике производят только за короткие (не более месяца или квартала) периоды времени путем определения средних уровней цен на конкретные виды продукции, действовавших в базисном периоде (такие расчеты можно производить заблаговременно), и оценки в этих ценах тех видов продукции, которые произведены в отчетном периоде. Получаемый в результате расчетовиндекс цен (дефлятор) распространяется затем на всю стоимость фактически произведенной в отчетном периоде продукции, оцененной в действовавших ценах. За периоды времени больше месяца (квартала) расчет данных динамики физического объема производства определяется цепным методом, т.е. путем перемножения помесячных индексов.
19.5. Показатели продукции.
В объем промышленной продукции (работ, услуг) включается стоимость:
— готовых изделий, выработанных как из своего сырья и материалов, так и из сырья и материалов заказчика,
— полуфабрикатов своей выработки,
— стоимость работ и услуг промышленного характера, выполненных по заказам со стороны или для непромышленных хозяйств и организаций своего предприятия,
— выпущенная промышленными предприятиями научно-техническая продукция.
Объем продукции (работ, услуг) промышленного предприятия определяется по заводскому методу без стоимости внутризаводского оборота.
Внутризаводским оборотом предприятия считается стоимость той части выработанных им готовых изделий и полуфабрикатов, которая используется внутри данного предприятия на собственные промышленно-производственные нужды.
Объем продукции (работ, услуг) определяется в отпускных ценах предприятий без налога на добавленную стоимость и акциза.
Объем отгруженной продукции (работ, услуг) — продукция, фактически отгруженная в отчетном периоде потребителям (включая продукцию, сданную по акту заказчикам на месте), выполненные работы и услуги, принятые заказчиком.
Система стоимостных показателей продукции включает:
1. Валовой оборот фирмы является суммой соответствующих данных по отдельным подразделениям и включает в свой состав все произведенные готовые изделия и полуфабрикаты. Общая стоимость потребленных в данном периоде в пределах фирмы полуфабрикатов и услуг называется внутрипроизводственным (ВПО) оборотом.
Валовой оборот (ВО) определяется как сумма следующих элементов:
– стоимости готовых изделий, выработанных в отчетном периоде всеми цехами предприятия (как из своего сырья и материалов, так и из сырья и материалов заказчика);
– стоимости работ по модернизации или реконструкции собственного оборудования и транспортных средств;
– изменения остатков незавершенного производства;
– стоимости произведенных в отчетном периоде полуфабрикатов, инструментов, приспособлений;
– стоимости работ промышленного характера, выполненных по заказам со стороны или для непромышленных подразделений своего предприятия:
ВО = ГП + ПФ ± Ионзп,
где ГП — готовая продукция;
ПФ — полуфабрикаты;
Ионзп — изменение остатков незавершенного производства.
2. Валовая продукция представляет собой стоимость продукции всех промышленно-производственных цехов за вычетом ВПО. ВП может рассчитываться двумя способами:
- исходя из ВО заводским методом: ВП = ВО – ВЗО,
- на основе поэлементного подсчета, когда все входящие в нее элементы суммируются:
ВП = ГП + ПФс ± ПФз ± Ионзп,
где ПФс — полуфабрикаты, отпущенные сторонним потребителям;
ПФз — запасы полуфабрикатов на межцеховых складах;
Ионзп -— изменение остатков незавершенного производства и полуфабрикатов собственной выработки.
3. Товарная продукция(ТП) охватывает стоимость только той части произведенной в отчетном периоде продукции, которая отпущена или предназначена к отпуску на сторону. ТП исчисляется в текущих оптовых ценах предприятия, при этом в нее включается только стоимость выработки изделия без стоимости материалов заказчика. Товарная продукция равна валовой за вычетом:
— изменения остатков полуфабрикатов собственного изготовления и продукции вспомогательных производств,
— изменения остатков незавершенного производства;
— стоимости сырья и материалов заказчика, не оплаченных производителем готовой продукции:
ТП = ГП + ПФ + РПх-ра + ПВц + Спсмз,
где РПх-ра - работы промышленного характера, выполненные на сторону, включая ремонт и использование транспортных средств;
ПВц — стоимость продукции вспомогательных цехов, отпущенной на сторону или своему капитальному строительству;
Спсмз — стоимость переработки сырья и материала заказчика.
4. Реализованной продукцией (РП) является продукция, оплаченная покупателем в отчетном периоде, независимо от времени ее производства. РП равна товарной продукции за вычетом:
— изменения остатков неотгруженной товарной продукции,
— изменения остатков отгруженной, но не оплаченной покупателем продукции:
РП = ТП + Огпнг – Огпкг,
где Oгпнг — остатки готовой продукции на начало года;
Огпкг — остатки готовой продукции на конец года.
5. Чистая продукция представляет собой вновь созданную стоимость в текущем периоде. Ее определяют как разность между валовой продукцией и стоимостью материальных производственных затрат (сырья, материалов, топлива, энергии, услуг производственного характера, износа основных производственных фондов).
6. Индекс физического объема промышленной продукции (работ, услуг) — относительный показатель, характеризующий изменение массы произведенной продукции (работ, услуг) в сравниваемых периодах.