Эффективность денежно-кредитного регулирования
Устойчивое и поступательное развитие национальной экономики во многом зависит от эффективности денежно-кредитной политики, проводимой центральным банком. Важным критерием оценки эффективности деятельности центрального банка в области денежно-кредитной политики должна быть оценка степени достижения поставленных целей, а также сравнение намеченных и реальных конечных результатов.
Эффективность денежно-кредитной политики оценивается на основании определенных критериев, к которым относятся:
- гибкость и оперативность, т. е. возможность маневра и изменения в процессе применения данного инструмента;
- обратимость, т. е. возможность применения стратегии, отменяющей осуществленные действия;
- полнота соответствия полученного результата поставленной цели.
Очевидно, что показатели, характеризующие эффективность проводимой денежно-кредитной политики, должны отвечать определенным требованиям:
- количество официально установленных показателей не должно быть слишком большим;
- планируемые показатели должны быть реальными для выполнения;
- центральный банк должен принимать только те показатели,которые он в состоянии контролировать;
- должна быть предусмотрена возможность для маневра с учетом отклонений еще на стадии утверждения целевых показателей.
Эффект денежно-кредитной политики выражается в том, насколько полным оказалось достижение ее цели, а именно: достижение стабильности цен, обеспечение максимально возможной занятости населения, а также рост объемов производства. Одним из ключевых показателей может быть оценка степени достижения поставленных целей (отношение полученных результатов к запланированным), сравнение запланированных и реальных конечных результатов.
В условиях открытой рыночной экономики критерии оценки денежно-кредитной политики должны быть увязаны с социально-экономическим развитием страны. Поэтому основополагающими критериями эффективности денежно-кредитной политики должны стать критерии, способствующие обеспечению макроэкономической стабильности. Макроэкономическая оценка эффективности денежно-кредитной политики связана с экономическим ростом, финансовой стабильностью, ценовой и валютной стабильностью, увеличением доходов населения.
В качестве целей денежно-кредитной политики рассматривается не только инфляция, но и обменный курс, влияющий на инфляционные процессы и стабильность экономики в целом. Он выступает в качестве переменной и используется вместе с другими макроэкономическими показателями.
Повышение эффективности регулирования сферы денежно-кредитных отношений предполагает усиление внимания к процентной ставке и динамике денежных агрегатов со стороны Банка России. Достаточность предложения денег, проявляющаяся в высокой монетизации экономики, позволяет сформировать емкий финансовый рынок, способный удовлетворять потребности корпоративного сектора в долгосрочных ресурсах.
Центральный банк может проводить эффективную и независимую монетарную политику только в том случае, когда обменный курс национальной валюты является плавающим. Если курс фиксирован или управлялся каким-либо иным образом, то центральный банк обязан покупать или продавать иностранную валюту. Такие покупки и продажи вынужденным образом влияют на денежную базу, и это делает трудным или почти невозможным преследование каких-либо иных целей в монетарной политике. Однако даже в том случае, когда обменный курс находится в свободном плавании, центральный банк оказывается бессилен, если капитал может свободно перемещаться из страны в страну.
Оценить эффективность денежно-кредитной политики можно лишь после ее проведения, что обусловлено отсроченным результатом (временным лагом) проявления действия принятых мер.
Критериями эффективности проводимой денежно-кредитной политики могут выступать:
- сбалансированный экономический рост;
- финансовая стабильность;
- ценовая стабильность;
- валютная стабильность;
- рост доходов населения;
- денежное предложение, прогноз инфляции, чистые международные резервы;
- средневзвешенный курс национальной валюты к доллару и евро;
- краткосрочная процентная ставка;
- денежная база.
Эффективность результатов проведения денежно-кредитной политики определяется рядом условий и ограничений:
1. Общие особенности применения косвенных методов регулирования, которые на одних рынках могут привести к положительному результату, а на других - к отрицательному. Поэтому в процессе реализации денежно-кредитной политики необходимо предвидеть возможные сценарии негативных последствий и обеспечить меры по их устранению.
2. При существующей проблеме временных несоответствий возникает необходимость корректировки денежно-кредитной политики, что может привести к возникновению противоречий между стратегическими и текущими целями. При этом действия денежных властей и действия хозяйствующих субъектов могут существенно отличаться.
3. Серьезное влияние на эффективность денежно-кредитной политики оказывает выбор тактических и промежуточных целей. При неправильном выборе они не смогут обеспечить достижение желаемого эффекта.
4. При выборе целей и проведении денежно-кредитной политики следует предусматривать и побочные эффекты, связанные с механизмом изменения денежного предложения, поскольку предложение денег осуществляет не только центральный банк, но и коммерческие банки, а также небанковские институты.
Эффективность проводимой денежно-кредитной политики целесообразно рассматривать во взаимосвязи с эффективностью применяемых инструментов. При этом повысить эффективность денежно- кредитной политики можно за счет комплексного использования как прямых, так и косвенных инструментов, однако для этого необходимо дать экономическое обоснование этим инструментам.
Использование многообразия инструментов регулирования, их соответствие экономической конъюнктуре, разумная мера их применения и гибкое сочетание позволяют быстро достигать намеченных результатов и обеспечивать реализацию эффективной денежно-кредитной политики.
Эффективность и последовательность монетарной политики возможна при том условии, что монетарные власти будут независимы от правительства. Только в этом случае можно рассчитывать на то, что монетарная политика не будет подчиняться интересам правящей администрации.