Формы государственной финансовой поддержки малого бизнеса
Малый бизнес не может развиваться без помощи со стороны государства. С другой стороны, государственное регулирования малого бизнеса позволяет «поднять» определенный сектор экономики.
Под государственной финансовой поддержкой малого предпринимательства принято подразумевать комплекс мер, направленных на повышение доступности для субъектов малого предпринимательства финансово-кредитных ресурсов. В основном это льготное налогообложение малого бизнеса, льготные процентные ставки по кредитам малым предприятиям, различные гарантийные механизмы.
Финансовая поддержка оказывается за счет средств бюджетов разных уровней в виде субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого бизнеса.
Финансовая поддержка осуществляется в следующих формах:
· субвенции и субсидии
Несмотря на финансовый кризис, субсидии малому бизнесу в 2010 году не сократились в объёме, а в некоторых регионах даже увеличились. Правительство Москвы планирует втрое увеличить количество малых и средних предпринимателей, которые получат субсидии на развитие бизнеса. По словам представителя мэрии Москвы, объем субсидий малому бизнесу составит более двух миллиардов рублей. Также ожидается, что целевая субсидия от федерального бюджета для малых предприятий составит 1 миллиард рублей.[9]
· бюджетные кредиты, займы, ссуды;
· государственные и муниципальные гарантии.
Система государственной финансовой поддержки малого бизнеса на уровне региона, и в частности в условиях специфики мегаполиса, должна быть нацелена на параллельное решение двух основных задач:
· оказание непосредственной финансовой поддержки хозяйствующим субъектам;
· стимулирование и развития рынков заёмных ресурсов с целью повышения степени удовлетворенности спроса малых предприятий рыночным предложением.
В условиях недостаточного развития рыночных механизмов финансового обеспечения деятельности малого предпринимательства государство может мерами финансовой поддержки компенсировать дефицит ресурсов хозяйствующих субъектов.
В рамках оказания государством финансовой поддержки следует выделить 2 типа мер:
· прямой поддержки (инвестиции, субсидии, кредиты);
· косвенной поддержки (разделение рисков с рыночными финансовыми институтами – гарантии, частичное компенсация процентных ставок.
Из числа мер финансовой поддержки в долгосрочном аспекте явно более предпочтительными являются косвенные меры. Они в менее значительной мере искажают конкурентную среду, незначительным образом нарушают равную доступность ресурсов для хозяйствующих субъектов и стимулируют малые предприятия к использованию заёмных ресурсов частных финансовых институтов.[16]
Наиболее перспективным направлением активности государства в этой сфере представляется содействие развитию микрофинансовых организаций как фактических элементов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.
Предоставляя льготы определенным категориям малых предприятий, государство может увеличить как приток капитала, так и приток рабочей силы в определенных областях экономики. Некоторые страны поддерживают малые предприятия, которые занимаются разработкой инновационных технологий, что позволяет не только сохранить квалифицированных специалистов, но и сделать серьезный шаг вперед в научно-техническом развитии.
К сожалению, в Российской Федерации накоплен негативный опыт по предоставлению налоговых льгот определенным предприятиям. Известно, что многие спортивные и другие коммерческие организации в начале девяностых годов имели право на беспошлинный ввоз алкоголя и табака, что привело к заполнению рынка низкокачественной продукцией.
Государственное регулирование малого бизнеса должно быть тщательно продумано. Результат подобного регулирования должен приносить пользу экономике страны, а не создавать еще одну «лазейку» для уклонения от уплаты налогов.
Правительство Российской Федерации в настоящее время предоставляет помощь всем предприятиям малого бизнеса. Начинающий предприниматель может получить льготный кредит или страховку, пройти упрощенную регистрацию или получить консультацию у специалиста. В некоторых регионах нашей страны строятся специальные «инкубаторы», где будут собраны малые предприятия, которые, например, занимаются разработкой инновационных технологий или работают в сфере IT. Создать российскую «силиконовую долину» в ближайшее время вряд ли удастся, но привлечь инвесторов и предпринимателей для работы на этой территории вполне возможно. [4]
В настоящее время правительство Российской Федерации ищет возможность создания определённой «прослойки» малого бизнеса, на данном этапе государственное регулирование малого бизнеса в нашей стране пока еще не может приносить тех ощутимых результатов, которых ждут от него.
В системе поддержки малого предпринимательства особое место занимают проблемы финансово-кредитной поддержки, применения налоговых льгот и решения других актуальных вопросов, оказывающих существенное влияние на развитие малого предпринимательства.
Финансово-кредитная поддержка малого предпринимательства осуществляется федеральным Фондом поддержки малого предпринимательства, фондами субъектов РФ и муниципальными фондами с привлечением заинтересованных организаций. Финансовое обеспечение фондами государственных и муниципальных программ поддержки малого предпринимательства организуется ежегодно за счет бюджетов всех уровней, а также средств, поступающих от приватизации государственного и муниципального имущества, доходов от собственной деятельности фондов, добровольных взносов физических и юридических лиц, в том числе иностранных, доходов от выпуска и размещения ценных бумаг, а также по процентам от льготных кредитов, выделенных на конкурсной основе субъектам малого предпринимательства.
Фонды поддержки малого предпринимательства всех уровней осуществляют следующие мероприятия по финансированию субъектов малого предпринимательства:
§ предоставление субъектам малого предпринимательства льготных кредитов, беспроцентных ссуд, краткосрочных займов без приобретения лицензии на банковскую деятельность;
§ предоставление финансовой помощи на возмездной и безвозмездной основе при осуществлении программ демонополизации, перепрофилирования производства в целях развития конкуренции и насыщения товарного рынка в соответствии с действующим законодательством;
§ выполнение функций залогодателя, поручителя, гаранта по обязательствам малых предприятий;
§ долевое участие в создании и деятельности хозяйствующих субъектов, обеспечивающих развитие инфраструктуры рынка, специализированных консультационных организаций и информационных систем поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции, систем потребительской экспертизы и сертификации товаров и услуг;
§ финансирование мероприятий по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров для малых предприятий, поддержке новых экономических структур, защите прав потребителей;
§ финансирование научных исследований, научно-практических конференций, симпозиумов, совещаний, в том числе международных, связанных с деятельностью фондов.