Значительное затопление местности в результате подъёма уровня воды в реке, озере или море в период снеготаяния, ливней, ветровых нагонов воды, заторах, зажорах и т.п
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д.И. Менделеева»
Биолого-химический факультет
Кафедра химии, БЖД, ТиМП
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«Безопасность жизнедеятельности»
Студента 1 курса ОДО
Факультет:
ФИО
Тобольск 2013
Теоретические основы безопасности жизнедеятельности
Вопросы и задания
Дайте определение понятию.
1. Безопасность жизнедеятельности – ________________
2. Укажите.
Цель дисциплины БЖ:_________________________________________________ ________________________
Задачи дисциплины БЖ:________________________________________________
_____________________________
3. Заполните таблицу.
Опасные и вредные факторы
факторы | формулировка | примеры |
Опасный фактор | ||
Вредный фактор | ||
4. Заполните схему.
Опасность и анализ её особенностей
Признаки, определяющие опасность:
1.____
2.____
3.____
Источники формирования опасностей | ← опасность→ | Последовательность изучения опасностей | |
1. | Стадия 1. | ||
Шаг 1. | |||
2. | Шаг 2. | ||
3. | Шаг 3. | ||
Стадия 2. | |||
Стадия 3. | |||
Заполните таблицу.
Классификация ОС и ЧС
Критерий для классификации | Виды ОС и ЧС |
По природе возникновения | |
По степени внезапности | |
По скорости распространения | |
По продолжительности действия | |
По причине | |
По масштабу |
- Заполните таблицу.
Анализ последствий опасности в масштабе вашего района
Вид опасности | Возможные последствия, их описание и примерная оценка |
1. | |
2. | |
3. | |
4. | |
5. | |
6. |
- Заполните таблицу.
Принципы безопасности
Принципы безопасности | Характеристика |
Государственной политики | |
По сфере применения | |
По признаку реализации | |
Иные |
- Отметьте правильные (П) и неправильные (НП) утверждения.
Утверждение | П | НП |
Любая деятельность человека потенциально опасна. | ||
Опасности угрожают не только человеку, но и обществу, и государству, и планете в целом. | ||
Вредные факторы незначительны и не могут стать опасными. | ||
Опасные и вредные факторы приводят как к внезапным, так и к постепенным нарушениям здоровья. | ||
Риск – частота реализации опасностей к их возможному числу. | ||
Риск бывает скрытый, явный, индивидуальный, групповой, вынужденный, добровольный. | ||
Опасности скрыты во всех системах, имеющих энергию, химически или биологически активные компоненты, и даже в сертифицированных и соответствующих условиям жизнедеятельности человека. | ||
Экстремальная ситуация обязательно приводит к гибели людей. | ||
Принцип – это идея, мысль, основное положение или правило действий. | ||
Технические принципы раскрывают правила непосредственных действий предотвращения опасностей, ликвидации их последствий. | ||
Государственная политика не опирается на законность, гуманность. | ||
Принципы безопасности способствуют охране имущества и окружающей среде. | ||
Организационные принципы безопасности реализуются в целях более эффективной и научно обоснованной организации этой деятельности. | ||
Системы и средства обеспечения безопасности не включают в себя конкретную реализацию принципов и методов. | ||
К средствам коллективной безопасности не относят защитные сооружения. | ||
К социально-педагогическим средствам обеспечения безопасности не относят системы воспитания здоровья, а также систему государственных органов управления. |
- Отметьте правильные (П) и неправильные (НП) утверждения, касающиеся основных понятий курса безопасности жизнедеятельности.
Утверждение | П | НП |
На заре человечества люди вообще не сталкивались с опасностями. | ||
С течением времени стали появляться опасности, творцом которых стал сам человек. | ||
В ДТП в России погибает менее 20 тысяч человек в год. | ||
Ежегодно жертвами алкоголя становятся более 40 тысяч человек. | ||
Опасный фактор и вредный фактор – это одно и тоже. | ||
Все опасности – это потенциальные ЧС. | ||
Риск - это вероятность реализации опасности и причинения ущерба. | ||
Достигнутый уровень безопасности в нашей стране равен 10-8. | ||
Опасности классифицируют: по происхождению, локализации, вызываемым последствиям, приносимому ущербу, реализуемой энергии, структуре, времени проявления и по сфере проявления. | ||
Признаками, определяющими реальность опасности, являются: угроза жизни и возможность нанесения ущерба здоровью, имуществу и т.д. | ||
Катастрофа – это крупная авария, повлекшая за собой разрушение объекта или человеческие жертвы, или иной особо крупный ущерб. | ||
Экстремальная ситуация – воздействие на человека опасных факторов, приводящих к сильному эмоционально-психологическому напряжению и мобилизации всех его сил и возможностей для выживания. | ||
Авария на производстве и в быту – это происшествие, которое сопровождается большими человеческими жертвами. |
Тест по теме: «Опасности и ЧС»
1.Опасный фактор – это фактор, воздействие которого на работающего в определённых условиях вызывает:
а) снижение работоспособности; | б) утомление; |
в) травму; | г) постепенное ухудшение здоровья. |
2.К опасным производственным факторам относится:
а) запылённость и загазованность воздушной среды;
б) неблагоприятные метеорологические условия;
в) наличие электромагнитных полей;
г) раскалённые тела.
3.К вредным производственным факторам относится:
а) электрический ток большой силы;
б) воздействие шума, инфра- и ультразвука, вибрации;
в) оборудование, работающее под давлением выше атмосферного;
г) возможность падения с высоты самого работающего либо различных деталей и предметов.
4.Травма – это:
а) повреждение тканей организма;
б) нарушение функций организма;
в) повреждение тканей организма и нарушение его функций внешним воздействием;
г) воздействие на человека вредного производственного фактора и нарушение процессов жизнедеятельности человека.
5.Ноксосфера – это:
а) окружающая среда; | в) взаимодействие человека со средой; |
б) среда, содержащая опасности; | г) слой атмосферы до 100 км. |
6.Пассивные факторы опасности:
а) радиация; | б) коррозия металла; |
в) взрывчатые вещества; | г) нож. |
7.Опаности хранят:
а) все системы;
б) только помещения;
в) помещения и транспорт;
г) все системы, имеющие энергию, химически или биологически активные компоненты, а также характеристики, не соответствующие условиям жизнедеятельности людей.
8.Условия, которые необходимы для реализации потенциальных опасностей:
а) следствия; | б) причины; |
в) события; | г) нарушения. |
9.Активные факторы опасности:
а) радиация; | б) коррозия металла; |
в) взрывчатые вещества; | г) нож. |
10.Опасности, относящиеся к антропогенным:
а) сель; | б) авария; |
в) ураган; | г) землетрясение. |
11.Отдалённые последствия воздействия опасностей:
а) снижение рождаемости; | б) травмы; |
в) заболевания; | г) отравления. |
12.Опасности, классифицируемые по причине возникновения:
а) стремительные; | б) затяжные; |
в) преднамеренные; | г) ожидаемые. |
13.Опасности, классифицируемые по скорости распространения:
а) внезапные; | б) скоротечные; |
в) неизбежные; | г) затяжные. |
14.Классификация опасностей по происхождению:
а) связанные с литосферой;
б) связанные с производственной деятельностью;
в) экологические;
г) технические.
15.Классификация опасностей по реализуемой энергии:
а) кумулятивные; | б) простые; |
в) импульсивные; | г) активные. |
16.Класификация опасностей по вызываемым последствиям:
а) экологические; | б) социальные; |
в) летальные исходы; | г) техногенные. |
17.Последовательность изучения опасностей состоит из:
а) 3 стадий; | б) 4 стадий; |
в) 2 стадий; | г) 5 стадий. |
18.Идентификация опасности – это:
а) процесс установления возможных причин опасностей;
б) процесс распознавания образа опасности;
в) процесс установления пространственных и временных координат, опасностей;
г) процесс распознавания образа опасности; установления возможных причин, пространственных и временных координат, вероятности проявления, величины и последствий опасности.
19.Вероятность реализации опасностей:
а) ущерб; | б) катастрофа; |
в) риск; | г) авария. |
20.Признаки, характеризующие ЧС:
а) сфера возникновения; | б) ведомственная принадлежность; |
в) масштаб последствий; | г) все вышеперечисленные. |
21.Количество стадий развития ЧС:
а) 5; | б) 3; |
в) 7; | г) 4. |
22.Причины возникновения ЧС:
а) внутренние и внешние; | б) военные и спортивные; |
в) производственные и бытовые; | г) дорожно-транспртные. |
Тест по теме: «Природные опасности и защита от них»
Значительное затопление местности в результате подъёма уровня воды в реке, озере или море в период снеготаяния, ливней, ветровых нагонов воды, заторах, зажорах и т.п.
а) наводнение;
б) приливы;
в) отливы;
г) цунами.
2. Гравитационные волны очень большой длины, возникающие в результате сдвига вверх или вниз протяжённых участков дна при сильных подводных землетрясениях, реже при вулканических извержениях:
а) приливы;
б) цунами;
в) отливы;
г) наводнения.
3.Шторм – это буря со скоростью ветра:
а) 100 м/с;
б) 30 м/с;
в) от 3 до 20-30 м/с;
г) от 30 м/с до 50 м/с.
4.Атмосферный вихрь, возникающий в грозовом облаке и затем распространяющийся в виде тёмного рукава или хобота диаметром в десятки и сотни метров:
а) шторм;
б) ураган;
в) смерч;
г) буря.
5*.Для того чтобы избежать удара молнии, лучше всего:
а) спрятаться под скальным навесом;
б) укрыться возле одиноко стоящего дерева с раскидистой кроной;
в) спрятаться в сухой яме, канаве или овраге;
г) находиться в воде, а не на суше;
д) находиться на суше, а не в воде.
6*.В случае неожиданного повышения уровня воды следует:
а) как можно быстрее покинуть здание;
б) плотно закрыть окна, двери и ждать помощи;
в) подняться на верхние этажи здания, крышу или любую возвышенность;
г) прыгать в воду с подручными плавучими средствами;
д) обесточить квартиру, выключить газ.
7*.Природное явление, возникающее в результате постоянных, активных процессов в глубинах земли, - это:
а) лавина;
б) оползень;
в) вулканическая деятельность
г) землетрясение.
8.Наиболее опасным периодом схода лавины считается:
а) зима, в моменты после выпадения осадков;
б) зима и осень, с 14 часов до захода солнца;
в) весна и лета, с 10 часов утра до захода солнца;
г) весна и осень, с 14 часов до захода солнца.
9*.Наибольшую опасность при извержении вулкана представляют:
а) взрывная волна и разброс обломков;
б) водяные и грязевые потоки;
в) резкое колебание температуры;
г) тучи пепла и газов («палящие тучи»).
10*.Действие цунами не опасно:
а) в открытом океане;
б) на равнинных побережьях;
в) на побережьях с пологим берегом;
г) в открытых бухтах и заливах.
11.Сель представляет собой:
а) сплошной поток из грязи, камней и воды;
б) сплошной поток из снега, воды и песка;
в) движение охлаждённой магмы;
г) смещающиеся горные породы.
12.Укажите явления, сопровождающие землетрясение:
а) повышенная концентрация углекислого газа в воздухе;
б) задымлённость горизонта;
в) хаотическое поведение животных;
г) выделение метана из земной коры;
д) движение магмы в земной коре.
13.Сила ветра измеряется с помощью шкалы:
а) Бофорта;
б) Рихтера;
в) Ломоносова;
г) Менделеева.
14*.Разрушительная сила урагана заключается в совместном действии:
а) воды и атмосферного давления;
б) ветра и воды;
в) атмосферного давления и ветра;
г) ветра и верхнего слоя земли.
15*.Если вас накрыла снежная лавина, вы:
а) будете звать на помощь;
б) создадите вокруг себя воздушную камеру, утрамбовав снег;
в) закроете нос и рот руками;
г) быстрыми движениями попытаетесь выбраться.
16*.Причины землетрясений:
а) столкновение тектонических плит;
б) разрывы в земной коре;
в) понижение атмосферного давления;
г) деятельность человека.
17*.Укажите причины наводнений:
а) сильные ливневые дожди и интенсивное таяние снега;
б) разрушение гидротехнических сооружений;
в) аварии в системе водоснабжения;
г) ветровые нагоны воды со стороны моря в устья рек;
д) цунами.
18.Вас посетила шаровая молния. Ваши действия:
а) будете убегать от неё;
б) замрёте на месте;
в) отойдёте подальше от электроприборов;
г) попытаетесь отмахнуться от молнии каким-либо предметом.
Тест по теме: «Землетрясение»
1.Дайте определение понятиям.
Землетрясение– __________________________________________________________________
Сейсмология- ___________________________________________________________________
2.Перечислите предвестников землетрясения:
1)
2)
3)
4)
3. Заполните таблицу:
Алгоритм поведения при землетрясении
Мероприятия | Действия человека |
Подготовка к землетрясению | |
Поведение во время землетрясения | 1.Вы находитесь дома: |
2.Вы находитесь на улице: | |
3.Вы находитесь в общественном транспорте: | |
Ликвидация последствий землетрясения |
4.Как человек узнаёт о начале землетрясения?
1)
2)
3)
4)
5.Через какой промежуток времени после начала колебаний земной поверхности произойдёт главный толчок?___________________________
6.Какова продолжительность по времени одного землетрясения?__________
7.Почему после землетрясения не рекомендуется в некоторых домах пользоваться спичками?__________________________________________
8.Какие новые опасные ситуации и последствия может вызвать землетрясение?
1)______________________________________________________________
2)_____________________________________________________________
9.Как оценивается сила землетрясения?_______________________________
__________________________________________________________________
10. Заполните таблицу.
Сила землетрясений
Вид землетрясения | Сила землетрясения | Последствия |
Незаметное сотрясение почвы | ||
Умеренное | ||
Сильное | ||
Разрушительное | ||
Катастрофическое |
11.Выберите наиболее безопасные места эвакуации и способы укрытия учащихся от падающих сверху стёкол и предметов, если землетрясение началось в городе во время урока. Обсудите ваши предложения. Запишите наиболее удачные ________________________
Тест: «Теоретические основы безопасности жизнедеятельности»
1.Среда обитания человека:
а) окружающая человека среда;
б) окружающая среда, включающая ряд сред: природную, земную и др.;
в) сложное образование, которое включает ряд сред, способных оказывать на человека различное воздействие;
г) окружающая человека среда, обусловленная в данный момент совокупностью физических, химических, биологических и социальных факторов, способных оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдалённое воздействие на деятельность человека, его здоровье и потомство.
2. Состояние взаимодействия системы «человек – среда обитания», способствующее повышенной работоспособности, сохранению здоровья:
а) допустимое;
б) комфортное;
в) опасное;
г) обычное.
3.Здоровый образ жизни – это:
а) образ жизни, исключающий вредные привычки;
б) типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма человека, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и биологических функций;
в) повседневная деятельность человека, включающая двигательную активность;
г) повседневная жизнедеятельность без вредных привычек, но с постоянным пребыванием за мониторами компьютеров и телеэкранами.
4.Авария – это:
а) нарушение технологического процесса на производстве;
б) невосстановимое разрушение механизмов, станков, машин с человеческими жертвами;
в) выход из строя, повреждение каких-либо машин, механизмов, устройств, коммуникаций, сооружений, систем без серьезных жертв с возможным восстановлением;
г) отказ технических систем и других сооружений.
5.Катастрофа – это:
а) крупная авария с большим материальным ущербом;
б) авария с человеческими жертвами;
в) авария с материальным ущербом и человеческими жертвами;
г) внезапное событие в результате действий человека или опасного природного явления, повлекшее за собой многочисленные человеческие жертвы, нарушение процессов жизнедеятельности, значительный материальный ущерб, разрушение окружающей среды.
6.Предупреждение ЧС – это:
а) мероприятия, проводимые заблаговременно, направленные на уменьшение риска возникновения ЧС;
б) мероприятия, направленные на снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь;
в) комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь;
г) мероприятия, направленные на снижение размеров ущерба окружающей природной среде, а также на сохранение здоровья и жизни людей.
7.Ликвидация ЧС – это:
а) АСДНР, направленные на прекращение действия опасных факторов;
б) АСДНР, направленные на спасение жизни людей;
в) АСДНР, направленные на снижение ущерба окружающей природной среде и материальных потерь;
г) АСДНР, проводимые при возникновении ЧС и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон ЧС, прекращение действия характерных для них опасных факторов.
8.К опасным поражающим факторам относятся:
а) запылённость и загазованность воздушной среды;
б) неблагоприятные метеорологические условия;
в) наличие электромагнитных полей;
г) раскалённые тела.
9.К вредным поражающим факторам относятся:
а) электрический ток определённой силы;
б) воздействие шума, инфра- и ультразвука, вибрации;
в) оборудование, работающее под давлением выше атмосферного;
г) возможность падения с высоты самого работающего либо различных деталей и предметов.
10.Травма – это:
а) повреждение тканей организма;
б) нарушение функций организма;
в) повреждение тканей организма и нарушение его функций внешним воздействием;
г) воздействие на человека опасного производственного фактора и нарушение процессов жизнедеятельности человека.
11.Идентификация опасности – это процесс:
а) установления возможных причин опасностей;
б) распознавания образа опасности;
в) установления пространственных и временных координат опасностей;
г) распознания образа опасности, установления возможных причин, пространственных и временных координат, вероятности проявления, величины и последствий опасности.