Экономического и валютного союза
Теоретические основы создания и функционирования региональных валютных зон начали формироваться в начале 60-х гг. прошлого столетия. Основоположником теории оптимальных валютных зон является Роберт Манделл, который в 1961 г. опубликовал статью «Теория оптимальных валютных зон», положившую начало широкой дискуссии по данной проблеме. Впоследствии им были опубликованы и другие работы, послужившие тео-
ретической основой создания европейского валютного союза. Свой вклад в разработку теории валютной интеграции внесли Рональд Маккиннон («Оптимальные валютные зоны»), Питер Кенией («Теория оптимальных валютных зон: эклектичный подход»), Иосихида Ишияма («Теория оптимальных валютных зон: обзор»), Т. Бейоми («Математическая модель оптимальной валютной зоны») и др.
Труды Р. Манделла — красноречивый пример практической значимости фундаментальных исследований. Не случайно, сразу после вручения ему Нобелевской премии в области экономики средства массовой информации назвали Р. Манделла одним из отцов единой европейской валюты.
Первые работы Р. Манделла об оптимальных валютных зонах носили чисто теоретический, абстрактный характер. Они не были привязаны к европейской действительности. В них отмечались трудности, с которыми сталкиваются страны в поддержании курса национальных валют, проблемы, связанные с обменом валют в процессе обслуживания внешней торговли, эффективного размещения ресурсов. Автор концепции оптимального валютного пространства уже в начале 60-х гг. утверждал, что для стран со сходными экономическими условиями гораздо эффективнее иметь единую валюту.
По его мнению, регион с единой валютой должен как минимум отвечать одному из двух обязательных условий. Во-первых, как уже отмечалось, страны, входящие в валютную зону, должны быть стабильными и близкими по уровню экономического развития. Во-вторых, в этих странах должна быть высокая мобильность рынка труда.
Гибкий и динамичный рынок труда в теории оптимальных валютных зон называется «ключевым». Связано это с тем, что в современной экономике до 75% затрат приходится на оплату труда, т.е. около 75% ВВП создается трудом и около 25% — капиталом. Таким образом, от цены труда в определяющей степени зависит вся экономика страны.
Исследования Р. Манделла и его последователей, выполненные несколько десятилетий назад, оказались особенно актуальными в условиях глобализации мирохозяйственных связей. Благодаря возросшей мобильности капитала в мировой экономике режим периодически фиксированных валютных курсов становится весьма ненадежным инструментом. Переход к плавающим курсам показал, в том числе и на примере России, что и эта система не способна обеспечить нормальные условия для ннешнеэ» номической деятельности стран ввиду высокой изменчивости i лютных курсов. Альтернативой этому, по Р. Манделлу, являет создание валютных зон.
Практическое воплощение идей теоретиков валютных зон реализовалось в создании Европейского союза (ЕС) и соответствующей региональной валютной системы. ЕС — наиболее развитая региональная группировка. Она функционирует с 1 января 1958 г. на основе Римского договора, подписанного первоначально шестью странами — ФРГ, Францией, Италией, Бельгией, Нидерландами, Люксембургом в марте 1957 г. В 1973 г. к «шестерке» присоединились Великобритания, Ирландия и Дания, в 1981 г. — Греция, в 1986 г. — Португалия и Испания, а в 1995 г. — Австрия, Швеция и Финляндия. С 1 мая 2004 г. еще 10 стран вошли в ЕС: Венгрия, Польша, Словакия, Чехия, Словения, Латвия, Литва, Эстония, Кипр, Мальта.
В качестве ассоциированных членов в ЕС входят 66 стран Африки, Карибского и Тихоокеанского бассейнов, а также 8 средиземноморских государств (Алжир, Тунис, Турция, Ливан, Марокко, Египет, Иордания, Сирия). К вступлению в ЕС готовятся Болгария и Румыния.
Целями ЕС (в то время «Общий рынок») являлись: 1) создание экономического и политического союза, способного противостоять США на мировых рынках товаров и услуг; 2) удержание в сфере своего влияния развивающихся стран — бывших колоний европейских держав.
В процессе экономической интеграции страны ЕС начали координировать свою валютную политику, формировать наднациональный механизм валютного регулирования, создавать межгосударственные финансовые организации. Эти интеграционные процессы были обусловлены несколькими причинами. Во-первых, для обеспечения сближения и взаимопроникновения национальных экономик требовалась валютная стабилизация. Во-вторых, проявившиеся недостатки Ямайской мировой валютной системы объективно обусловливали необходимость максимальной защиты от внешних дестабилизирующих факторов путем создания зоны валютной стабильности. В-третьих, формирование центра экономической силы как конкурента США и Японии требовало ограничения роли доллара в мировой валютной системе.
Элементы валютной интеграции в Западной Европе начали формироваться с первых шагов создания Европейского сообщес-
тва, поскольку интеграционные процессы в экономике не могли успешно развиваться без унификации валютной политики.
В 1969 г. на Европейском совете в Гааге впервые были предприняты практические шаги по созданию Европейского валютного союза. Подходы к реализации этого плана были разными. ФРГ выступала за приоритетное развитие экономической интеграции, которая завершалась бы интеграцией валютной («Теория коронации»). Франция заняла противоположную позицию, выступая за приоритет валютной интеграции («Теория мотора»). В результате поиска компромисса была разработана концепция перехода к валютному союзу через введение необратимой взаимной конвертируемости национальных валют, полную либерализацию движения капиталов, установление неизменных обменных курсов и замену национальных валют коллективной европейской валютой к 1980 г. («План Вернера»)1.
Реализовать «План Вернера» на практике не удалось, поскольку он был основан на уверенности в стабильности доллара США и жизнеспособности Бреттон-Вудской валютной системы. Когда в 1971 г. правительство США отменило обмен доллара на золото (золотой стандарт), а вслед за этим МВФ увеличил пределы колебания валют по отношению к доллару до 2,25%, конструкция Европейского валютного союза рухнула.
План перехода к экономическому и валютному союзу был обречен на провал и потому, что к началу 70-х гг. в рамках Сообщества еще не сложился единый рынок со свободным перемещением товаров, услуг, капиталов и труда.
В этих условиях шестерка европейских стран (ЕЭС) ввела систему согласованного колебания национальных валют по отношению к доллару США, получившую название «система змеи внутри тоннеля». Пределы колебаний курсов валют были небольшими и варьировались в разные годы в пределах от 1,125 до 1,5%. В случае если курс национальной валюты опускался ниже установленного предела, центральный банк должен был осуществлять валютную интервенцию.
Эти согласованные действия участников Сообщества не выдержали испытания энергетическим кризисом 1974 г. «Система змеи внутри тоннеля» развалилась. Сохранилась лишь зона немецкой марки в составе ФРГ, Дании и стран Бенилюкса.
П. Вернер — председатель специального комитета по разработке плана перехода к экономическому и валютному союзу.
Очередным шагом на пути создания европейской валютной системы было введение в 1975 г. европейской расчетной единицы (European unit of account), курс которой формировался в зависимости от рыночной стоимости составляющих ее европейских валют. Эта единица использовалась в межгосударственных расчетах и бюджете ЕЭС, в операциях Европейского инвестиционного банка.
В конечном счете усилия участников ЕЭС увенчались успехом, и в марте 1979 г. Европейская валютная система была основана.
Европейская валютная система (ЕВС) — это совокупность экономических отношений, связанных с функционированием валюты в рамках экономической интеграции западноевропейских стран. ЕВС является подсистемой мировой валютной системы, но имела с момента своего возникновения ряд существенных структурных особенностей:
1) ЕВС базировалась на экю — европейской валютной единице, курс которой определялся на основе валютной корзины, включавшей валюты 12 стран ЕС. Доля валют в корзине экю зависела от удельного веса стран в совокупном ВВП государств — членов ЕС, их взаимном товарообороте и от участия в краткосрочных кредитах поддержки. В соответствии с этими критериями, по состоянию на октябрь 1993 г., когда на основании Маастрихтского договора «абсолютный вес» валют в экю был заморожен, доля марки ФРГ составляла 32,6%, французского франка — 19,9, фунта стерлингов — 11,5, итальянской лиры — 8,1, датской кроны — 2,7%ит.д;
2) в отличие от Ямайской валютной системы, ЕВС использовала золото в качестве реального резервного актива. С этой целью был создан совместный золотой фонд, объединивший 20% официальных золотых резервов стран ЕВС. Эмиссия экю была частично обеспечена золотом;
3) режим валютных курсов был основан на совместном плавании валют в форме «европейской валютной змеи» в установленных пределах взаимных колебаний;
4) ЕВС предполагала межгосударственное валютное регулирование, предусматривавшее предоставление центральным банкам кредитов для покрытия временного дефицита платежных балансов и расчетов, связанных с валютной интервенцией.
Европейская валютная система по форме являлась самостоятельной региональной валютной системой, а по своей сути выступала как подсистема Ямайской валютной системы. Нестабильность последней, а также влияние доллара США постоянно сказывалось на функционировании ЕВС.
В Маастрихтском договоре были определены цели и пути создания политического, экономического и валютного союза в Западной Европе и постепенного перехода к единой валюте. Поскольку валютный союз мог объединить только государства со стабильной экономикой, его участники приняли на себя обязательства по обеспечению высокого уровня конвергенции (сближения), по существу представляющие собой пороговые значения для вступления в валютный союз:
• уровень инфляции не должен превышать средний уровень инфляции трех государств — членов союза с наименьшим ее уровнем более чем на 1,5%;
• долгосрочные процентные ставки не должны превышать более чем на 2% средний показатель долгосрочных процентных ставок трех государств — членов ЕС с наименьшим уровнем инфляции;
• национальная валюта не должна девальвироваться в течение двух лет перед вступлением в валютный союз и должна оставаться в пределах колебаний курсов на уровне 2,25%, предусмотренных Европейской валютной системой;
• дефицит государственного бюджета не должен превышать 3% ВВП;
• государственный долг не должен превышать 60% ВВП. Создание экономического и валютного союза планировалось
осуществить в три этапа.
Первый этап (1 июля 1990 г. — 31 декабря 1993 г.) — достижение полной либерализации движения капитала в рамках ЕС; завершение формирования единого внутреннего рынка; сближение основных макроэкономических показателей состояния национальных экономик.
Второй этап (1 января 1994 г. — 31 декабря 1998 г.) — создание Европейского валютного института; подготовка институциональной, юридической и административной базы валютного союза; отбор участников ЭВС; необратимая фиксация курсов национальных валют, начало работы Европейского центрального банка; начало чеканки монет единой валютной системы.
Третий этап (1 января 1999 г. — 30 июня 2002 г.) — введение единой европейской валюты евро сначала в безналичной форме, а с 2002 г. — в наличной. Замена экю на евро в соотношении 1:1. Начало деятельности Европейской системы центральных банков,
включающей в себя Европейский центральный банк (ЕЦБ) и центральные банки стран ЕС, перешедших на евро.
Потенциальные преимущества единой европейской валюты заключаются в следующем.
Прежде всего единая валюта представляет собой наиболее эффективное средство устранения препятствий на пути свободного перемещения капиталов, товаров, услуг и населения.
Единая валюта позволяет реально сравнивать цены на товары и услуги в рамках всего валютного союза, защищает юридические и физические лица от непредвиденных колебаний валютных курсов.
Основное преимущество использования евро для населения заключается в устранении обменных курсов между национальными валютами ЕВС, что ведет к экономии средств и удобству в осуществлении банковских операций.
На корпоративном уровне наличие единой валюты ведет к сокращению потребности в оборотном капитале, так как сокращаются накладные расходы по обслуживанию операций, страхованию ценовых и валютных рисков.
Коллективно поддерживаемый евро может иметь более устойчивый курс по отношению к внешним валютам, чем заменяемые им национальные денежные единицы. Евро создает единый европейский рынок капитала, более конкурентоспособный и ликвидный, чем сумма влившихся в него разрозненных национальных денежных рынков.
Для экономики ЕС в целом перечисленные преимущества означают формирование стабильной базы для макроэкономического развития и совершенствования функционирования единого внутреннего рынка Европейского сообщества.
В масштабах мировой экономики становление евро открывает возможность появления новой резервной валюты, что может способствовать большей сбалансированности мировой валютной системы.
Управление интеграционными процессами в рамках европейского валютного союза осуществляется с помощью системы специальных институтов. Финансовая политика Европейского союза определяется в Совете ЕС, который принимает решения после консультаций с Европейским парламентом. Разработчиком и исполнителем конкретных мер по осуществлению текущей денежно-кредитной и валютной политики в ЕС с 1 января 1999 г. является Европейская система центральных банков. В ее распоря-
жении находятся все инструменты финансовой полигики: регулирование процентных ставок, операции на открытом финансовом рынке, установление резервных требований для кредитных институтов.
В то же время полномочия ЕЦБ не распространяются на сферу банковского надзора. Налоговая и бюджетная политика также остаются в компетенции национальных правительств.