Расчет тарифной платы за перевозку нефтепродуктов автомобильным транспортом
Тарифная плата за перевозку нефтепродуктов магистральным автомобильным транспортом ( ) может быть представлена следующими составляющими:
где:
- тарифная ставка за перевозку груза, руб./т;
- тарифная плата из расчета покилометрового пробега, руб./км;
- тариф за экспедиционные операции,
- плата за погрузочно-разгрузочные работы.
В основу расчетов могут быть положены фиксированные тарифы, рассчитанные на основе действующих прейскурантов на автомобильные перевозки, или договорные (свободные) цены на данный вид перевозок, выполняемых специализированными автотранспортными предприятиями в рассматриваемом регионе.
В случае отсутствия действующих тарифов можно прибегнуть к расчетной (договорной) стоимости перевозки, определяемой на основе следующих формул:
где:
- расчетная (договорная) стоимость перевозки автотранспортом 1 т груза на заданное расстояние ( );
- эксплуатационные расходы (себестоимость) по осуществлению перевозки автотранспортом 1 т груза;
- рентабельность автомобильных перевозок, %;
- переменные удельные расходы, приходящиеся на 1 км пробега автомобиля;
- дорожная составляющая, приходящаяся на 1 т-км для конкретного автомобиля;
- номинальная грузоподъемность автомобиля;
- коэффициент использования грузоподъёмности автомобиля, принимаемый для грузов I класса равным 1;
- коэффициент использования пробега автомобиля в зависимости от дальности перевозки;
и - сдельные расценки оплаты труда водителей автомобилей соответственно за 1 т и 1 т-км;
1,35 – коэффициент, учитывающий премирование водителей за выполнение плана перевозок;
- постоянные расходы, приходящиеся на 1 час эксплуатации соответствующего вида автомобильного транспорта;
- время одной ездки автомобиля, час;
- средняя техническая скорость автомобиля, принимаемая на дорогах с твердым покрытием 33 км/час (для автопоездов и автомобилей с прицепами);
- продолжительность простоя автомобиля под погрузкой и разгрузкой, принимаемая в зависимости от грузоподъёмности автомобиля, категории груза и способа выполнения погрузочно-разгрузочных работ (налива и слива нефтепродуктов).
Вышеприведенные ставки могут быть рассчитаны на основе данных конкретных специализированных автотранспортных предприятий, действующих на рассматриваемом промышленном полигоне, или других официальных источников, в том числе ресурсов Интернета.
Допускается использование данных другого региона с соответствующей их корректировкой применительно к рассматриваемому промышленному полигону.
Пример значений некоторых ставок расходов по некоторым видам автомобильного транспорта, возможного для использования при транспортировке, в том числе и нефтепродуктов [8], представлен в таблице 6.
Таблица 6
Ставки расходов по автомобильному транспорту (пример)
Показатели | Ед. изм. | Тип автомобиля | |
Тягач седельный КАМАЗ-5410 | ЗИЛ-130 с полуприцепом | ||
1. Грузоподъемность ( ) | т | ||
2. Переменные расходы (С1) | руб/км | 18,45 | 14,15 |
3. Дорожная составляющая (СД) | руб/т-км | 1,3 | 1,08 |
4. Сдельные расценки оплаты водителей: - за отправление (С2) - за перевозку (С3) | руб/т руб/км | 3,3 3,0 | 2,6 1,8 |
5. Постоянные расходы (Сt) | руб/час | 45,0 | 38,9 |
Выбор оптимальных вариантов и обоснование схемы перевозок нефтепродуктов на рассматриваемом полигоне
На основе полученных данных о стоимости перевозок по каждому выбранному маршруту для железнодорожного и автомобильного транспорта провести сравнение полученных результатов в сводной таблице, аналог которой приведен в табл. 7.
Оптимальным (более предпочтительным) следует считать тот вариант схемы перевозок и использования транспортных средств, по которому имеет место наименьшая тарифная плата.
Экономический эффект передачи перевозок с железнодорожного на автомобильный транспорт ( ) указать в соответствующем столбце табл.7.
Таблица 7
Сравнение вариантов перевозки нефтепродуктов железнодорожным и автомобильным транспортом по тарифам
Корреспон-денция маршрутов | Расстояние перевозок, км | Объем перевозок, тыс. т. | Тарифная плата, тыс. руб. | Экономический эффект ( ), тыс. руб. | ||
ж/д | а/т | ж/д | а/т | |||
Центр – г. А | ||||||
Центр – г. Б | ||||||
Центр – г. В | ||||||
и т.д. | ||||||
ИТОГО | - | - |
В завершении работы определить суммарные транспортные расходы, которые понесут предприятия рассматриваемого полигона при перевозке нефтепродуктов из его накопительно-распределительного центра с учетом выбора наиболее предпочтительных транспортных схем.
Выводы
Дать оценку полученных результатов и провести анализ нефтепродуктопотоков в рассматриваемом промышленном районе (полигоне).
Список рекомендуемой литературы
Основная литература:
1. Коннова Г.В. Оборудование транспорта и хранения нефти и газа: Уч. пособие. – Комсомольск-на-Амуре: ГОУВПО «КнАГТУ», 2005. – 110с.
2. Коршак А.А. Трубопроводный транспорт нефти, нефтепродуктов и газа: Уч. пособие. – Уфа: Дизайн Полиграф Сервис, 2005. – 515с.
3. Краткий автомобильный справочник / А.Н. Понизов
4. Сычева Р.В., Алексеев Д.А. Организация, планирование и управление производством в магистральном трубопроводном транспорте: Уч. пособие. – Ухта: УГТУ, 2005 – 111с.
Дополнительная литература:
5. Единые нормы выработки и времени на вагонные, автотранспортные и складские погрузочно-разгрузочные работы. – М.: Транспорт, 1985
6. Бренц А.Д. Экономика транспорта и хранения нефти и газа. – М.: Недра, 1989. – 250с.
7. Бурдачева Н.А. Экономическое обоснование рационального распределения грузовых перевозок между железнодорожным и автомобильным транспортом. Уч. пособие. – М.: РГОТУПС, 2004. – 79с.
8. Ефимов В.В., Семенов В.М. Сравнительная технико-экономическая оценка эффективности различных вариантов доставки грузов в транспортной логистике: Уч. пособие. – СПб.: СПбГУПС, 1999. – 92с.
9. Левченко А.С. Организация транспортировки нефтепродуктов железнодорожным транспортом. – Самара: СамГАПС, 2004. – 139с.
10. Марышев Р.А. Зарубежные европейские автомобили: Справ. пособие. – СПб.: СПбГИЭУ, 2001 – 110с.
11. Правила перевозки грузов. – М.: Транспорт, 1985
12. Тарифное руководство №1. – М.: Транспорт, 1985
13. Тарифы на грузовые автомобильные перевозки. Прейскурант 13-01. – М.: Транспорт, 1985
14. кин, Ю.М. Власко, М.Б. Ляпинов и др. – М.: АО «ТРАНСКОНСАЛТИНГ, НИИАТ, 1994 – 779с.
15. Организация и планирование автомобильных перевозок / под ред. Л.А.Александрова. – М.: Высшая школа, 1986 – 336с
16. Интернет ресурсы
.
Приложение 1