Факторы, влияющие на безопасность грузовых железнодорожных перевозок
Сорокина А.В. к.э.н., доцент
Семенов Д.О.
Аннотация
В статье проведен анализ факторов, влияющих на безопасность грузовых перевозок железнодорожного транспорта. Особое внимание уделено существующим рискам создания аварийной ситуации угрожающих безопасности людей, сохранности груза и подвижного состава.
Ключевые слова
Безопасность движения, факторы безопасности, железнодорожные перевозки, повышение безопасности, функционирование транспорта.
В настоящее время грузовые перевозки на железнодорожном транспорте являются важной составляющей транспортной сети Российской Федерации. Имея относительно невысокую себестоимость по сравнению с другими видами транспорта, железнодорожные перевозки грузов, являются самым выгодным и оптимальным способом доставки груза. Грузовые перевозки относятся к технологическим процессам деятельности компании, так как продажа товаров не может быть осуществлена без перемещения от одного владельца к другому. Поэтому основной задачей железнодорожного транспорта является обеспечение безопасности и надежности в своих услугах.
На железнодорожном транспорте перевозочный процесс является основным производственным процессом [4]. Чтобы данный процесс был бесперебойным необходимо грамотное выстроенная система инфраструктуры компании, главной задачей которой является обеспечение безопасность движения.
На безопасность движения оказывают влияние множество факторов, которые могут оставить свой негативный след в функционирование перевозочного процесса. Все эти факторы тесно связаны друг с другом и могут быть реализованными последствием друг друга, так и возникать независимо друг от друга. В связи с этим, возникает необходимость выявления внешних факторов и их классификация для повышения безопасности грузовых железнодорожных перевозок:
1. Безопасность движения
1.1Отказ технических средств
1.2Человеческий фактор
2. Правильность размещения и крепления грузов в подвижном составе
3. Правильность производимых погрузочно-разгрузочных работ
4. Прочие факторы
1. Безопасность движения.
Направление «безопасности движения» – это один из тех вопросов, на который уделяется наибольшее внимание среди руководства компании.
Безопасность движения – это свойство железнодорожной транспортной системы не создавать опасности жизни и здоровью людей, материальным ценностям, природе и другим техническим комплексам в результате реализации перевозочного процесса на всех его стадиях[1].
Рассматривая вопрос обеспечения безопасности движения можно выделить 2 основных фактора: отказ технических средств и человеческий фактор.
Функционирование железнодорожного транспорта – очень сложный процесс, в котором в совокупности друг с другом участвуют большое количество технических средств. Согласно правилам технической эксплуатации (ПТЭ) железных дорог Российской Федерации, все сооружения, устройства, механизмы и оборудование железнодорожного транспорта должны соответствовать утвержденной проектной документацией и техническим условиям. Так же сооружения, устройства механизмы, оборудование железнодорожного транспорта, специальные программные средства, используемые для организации перевозочного процесса, должны соответствовать техническим регламентам, нормам и правилам, регулирующим отдельные вопросы эксплуатации железнодорожного транспорта, требованиям безопасности движения, сохранности перевозимых грузов, охраны труда, экологической безопасности и др.
Для поддержания функционирования всех технических средств, структурные подразделения, отвечающие за эти средства должны проводить постоянный контроль работоспособности и обеспечения бесперебойной и безопасной работы железнодорожного транспорта. Но, к сожалению, имеют место случаи нарушения безопасности движения по причине отказа технических средств[2].
Человеческий фактор – один из самых непредсказуемых моментов, влияющих на безопасность движения. Основными проблемными моментами с этой точки зрения являются: недисциплинированность, безответственность, недобросовестное отношение к выполняемой работе, халатность, слабая профессиональная подготовка и несоблюдение регламента служебных переговоров.
Регламент переговоров – основной инструмент безопасности движения поездов, обеспечивающий понимание взаимодействия и взаимный контроль всех участников перевозочного процесса. Регламент переговоров при поездной и маневровой работе устанавливает порядок переговоров между машинистом и помощником машиниста локомотива, а также по радиосвязи между локомотивной бригадой и с работниками хозяйства перевозок[2].
Регламент обязателен для исполнения всеми работниками, осуществляющими организацию и управление движением поездов и маневровой работой, локомотивными бригадами, водителями специального самоходного подвижного состава и их помощниками на сети железных дорог РФ. Например, 21 ноября 2015г. в 23 часа 45 минут на пути № 32 Сортировочно-отправочного парка железнодорожной станции «Ожерелье» при производстве маневровой работы допущено столкновение маневрового тепловоза серии ТЭМ 7А с маневровым составом из 36 вагонов и тепловозом серии ЧМЭ3 № 5517. В результате столкновения допущен сход трех вагонов всеми колесными парами с частичной утратой груза 43 тонны.
При расследовании данного инцидента выяснилось, что машинист тепловоза ТЭМ 7А в нарушение требований ПТЭ и Инструкции по движению поездов (ИДП) не следил за сигналами и расположением железнодорожного подвижного состава на 32 пути, не обеспечил точного выполнения указания о передвижениях и допустил проезд светофора М-407 с запрещающим показанием.
Дежурный по станции производил одновременную маневровую работу двумя маневровыми локомотивами в одном маневровом районе и не обеспечил полную взаимную изоляцию маневровых маршрутов.
2. Правильность размещения и крепления грузов на подвижном составе
Все грузы в вагонах и контейнерах должны быть закреплены согласно Техническим условиям размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах. Соблюдая эти правила, грузоотправитель обеспечит правильность размещения и крепления грузов, что положительно должно сказаться, во-первых, на сохранности груза, во-вторых, на безопасности движения в целом. Например, 27 сентября 2015 г. в 10 часов 30 минут при следовании по 1 главному пути станции «Багаевка» Приволжской железной дороги допущен сход 19-ти вагонов. Расследованием установлено, что груз был неверно размещен согласно схеме размещения и крепления груза. В нарушение требований Технических условий размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах, на схеме размещения груза не было указано поперечное смещение общего центра тяжести груза относительно продольной оси. В результате не было рассчитано общее смещение центра тяжести груза с вагоном в поперечном направлении и соответствие его допустимому значению. Первично произошел сход 21-го с головной части поезда вагона, повлекший за собой остальные.
3. Правильность производимых погрузочно-разгрузочных работ
Все погрузочно-разгрузочные работы должны выполняться с соблюдением требованием действующих ГОСТов, нормативно-технической документации, утвержденной органами государственного надзора.
Подъемно-транспортное оборудование, применяемое при производстве работ, должно удовлетворять требованиям действующих ГОСТов, а также требованиям безопасности, изложенным в стандартах и технических условиях на оборудование конкретного вида, используемого на предприятии.
Руководители цехов и участков, а также клиенты обязаны обеспечить безопасные условия выполнения погрузочно-разгрузочных работ на фронтах погрузки-выгрузки.
При подаче вагонов в пункты погрузки или выгрузки ответственные по транспорту цехов и участков обязаны присутствовать при этом на местах и давать указания о расстановке вагонов по фронту. Погрузочно-разгрузочные работы на грузовых фронтах цехов и участков, складирование, очистка вагонов, освобождение вагонов от реквизитов упаковки и крепления грузов должны выполняться по разрешению и по указанию ответственного за эти работы представителя цеха грузополучателя или грузоотправителя.
4. Прочие факторы
Прочие факторы, влияющие на безопасность движения, как правило, не являются самостоятельным фактором, а вытекают как последствие из какого-либо фактора, рассмотренного в данной статье. Но возможен вариант вмешательства посторонних лиц в организацию работы железнодорожного транспорта.
Железнодорожный транспорт – это бесперебойный механизм, сочетающий в себе функционирование множества отделов и организаций. Как и любой объект, железнодорожный транспорт имеет уязвимые места. Среди наиболее популярных действий посторонних лиц, которые своей целью рассматривают сбой функционирования всей системы железнодорожного транспорта являются:
· наложение посторонних предметов на нити железнодорожного пути;
· закладка посторонних предметов в переводные части стрелочного перевода (между остряком и рамным рельсом), мешающие свободному их перемещению;
· хищение имущества железнодорожного транспорта;
Особой опасностью представляют собой в руках злоумышленников тормозные башмаки. Украденный тормозной башмак может оказаться наложенным на железнодорожный путь перед движущимся поездом, как, например, было на железнодорожной станции «Зеленый Бор». В ходе проверки закрепления подвижного состава на путях станции было выявлено составителем поездов отсутствие башмака под подвижным составом, а через несколько часов он оказался наложенным перед движущимся поездом на Белорусском направлении Московской железной дороги. Машинист поезда увидел наложенный башмак и применил экстренное торможение, аварии удалось избежать.
Проанализировав основные факторы, угрожающие безопасности движения поездов и случаи нарушения требований тех или иных нормативных документов, можно сделать вывод, что в настоящее время все еще присутствуют риски создания аварийной ситуации, угрожающей безопасности людей, сохранности груза и подвижного состава. Несмотря на это, на полигоне Московской железной дороги практически проводятся мероприятия, направленные на уменьшение этих случаев. Например, еженедельно в среду проводятся на железнодорожных станциях «Дни безопасности», целью которых выявление нарушений в работе станции, разбор нарушений чтобы предотвратить их повторение в будущем. Ежемесячно на станциях проводится комиссионный осмотр начальником станции и начальниками смежных служб (путевого хозяйства (ПЧ), сигнализации, централизации и блокировки (ШЧ) и др.) В ходе осмотра проверяется устройства путевого хозяйства, стрелочные переводы, светофоры, контактная сеть и все то, что каждый день функционирует и позволяет выполнять перевозочный процесс.
Ежеквартально происходит объезд руководства дороги по всем железнодорожным станциям полигона. Целью этого объезда является личный контроль руководства над перевозочным процессом. В ходе объезда пристально осматриваются станции, пути и все хозяйство, задействованное в работе. Так же происходит контроль сотрудников на предмет знания своих обязанностей, функций, действий в нестандартных ситуациях.
Все этого говорит о том, что много сил и времени уделяется над основной задачей железных дорого – безопасности движения, которая в свою очередь ведет за собой остальные показатели работы железнодорожного транспорта.
Список использованной литературы
1. С.В. Балалаев, И.Е. Кологривая: Безопасность движения на железных дорогах., Изд-во ДВГУПС, 2013 – 111 с.
2. Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации: ООО «ТРАНСИНФО ЛТД» Москва 2012 г.
3. Приказ начальника Московской железной дороги № МОСК-1 от 9 января 2014 года «О мерах по обеспечению безопасности движения на Московской железной дороге» ООО Спутник 2014 г.
4. Терешина Н.П., Сорокина А.В. Повышение эффективности управления развитием корпорации на основе формализации стратегических инициатив // Транспортное дело России. 2014. № 1. С. 78-80.
УДК 330.341.44