Тема 11. Статистика таможенных платежей
Таможенные платежи представляют собой денежные средства, взимаемые таможенными органами с лиц, участвующих в процессе перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ. В соответствии Бюджетным кодексом РФ таможенные платежи относятся к налоговым доходам федерального бюджета. Виды таможенных платежей регламентируются ТК РФ. Их классификация представлена на рис. 25.
Таможенные платежи |
Пошлины |
Налоги |
Сборы |
Ввозная таможенная пошлина |
Налог на добавленную стоимость (НДС), взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ |
Таможенные сборы за таможенное оформление |
Вывозная таможенная пошлина |
Акциз, взимаемый при ввозе (вывозе) товаров на таможенную территорию РФ |
Таможенные сборы за таможенное сопровождение |
Таможенные сборы за хранение товаров |
Рис. 25. Классификация видов таможенных платежей
Данные о размерах перечисленных таможенных платежей в федеральный бюджет за период с 2000 по 2005 годы по их видам представлены в таблице 49.
Таблица 49. Величина таможенных платежей в федеральный бюджет РФ, млрд.руб.
Вид платежа | Годы | ||||||
2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | |
Ввозная таможенная пошлина | 64,4 | 104,0 | 128,7 | 158,0 | 204,2 | 270,9 | 341,6 |
Вывозная таможенная пошлина | 164,3 | 224,8 | 194,8 | 294,7 | 655,6 | 1351,9 | 1895,8 |
НДС | 101,2 | 161,5 | 220,3 | 263,0 | 320,6 | 425,6 | 559,5 |
Акциз при ввозе | 2,6 | 3,1 | 3,5 | 4,4 | 7,5 | 17,6 | 17,2 |
Акциз при вывозе | 7,4 | 10,4 | 0,8 | – | – | – | – |
Таможенные сборы и иные платежи | 18,9 | 36,1 | 40,2 | 37,5 | 31,7 | 36,1 | 48,1 |
Итого | 358,8 | 539,9 | 588,3 | 757,6 | 1219,6 | 2102,1 | 2862,2 |
Проанализировав[60] данные таблицы 49 можно сделать общий вывод о том, что поступление таможенных платежей в федеральный бюджет неуклонно растет. Особенно сильный рост наблюдается с 2004 года, что связано с применением нового ТК РФ, отвечающего мировым требованиям, в том числе способствующего существенному упрощению таможенных процедур.
На основе данных таблицы 49 можно визуально оценить структуру таможенных платежей, для чего построена следующая диаграмма (рис. 26).
Рис. 26. Структура таможенных платежей в федеральный бюджет, млрд.руб.
Для количественной оценки изменений в структуре таможенных платежей рассчитываются следующие показатели сравнения структуры[61]:
– линейный (146) и квадратический (147) коэффициенты структурных сдвигов Казинца
, (146) , (147)
где d1 и d0 – доля группы в отчетном и базисном периодах; k – число групп.
– интегральный коэффициент структурных сдвигов Гатева по формуле (148)
(148)
– индекс структурных различий Салаи по формуле (149)
(149)
Показатели (146) – (149) рассчитываются также для оценки изменений в структуре таможенных платежей по таможенным управлениям (в географическом разрезе)[62], таможням, таможенным постам.
Наиболее значимое место в структуре таможенных платежей занимают таможенные пошлины (ввозные и вывозные)[63].
Таможенная пошлина – это косвенный налог, взимаемый государством при перемещении отдельных видов товаров и транспортных средств через таможенную границу государства, регулирующий развитие внутреннего рынка и способствующий интеграции страны в мировое сообщество [13]. Классификация таможенных пошлин представлена в таблице 50.
Изменение таможенных пошлин является одним из важных механизмов регулирования экономической ситуации в стране. Снижение пошлин усиливает давление иностранных конкурентов на отечественное производство, вытесняет отечественных производителей с внутреннего рынка. Вместе с тем, оно служит мощным фактором, побуждающим отечественных товаропроизводителей повышать конкурентоспособность своей продукции, снижать издержки производства и улучшать качество выпускаемых товаров. В то же время целесообразно использовать временное повышение таможенных пошлин для защиты отечественных товаропроизводителей от наполнения рынка импортными товарами-аналогами.
Для расчета таможенных пошлин применяются ставки, предусмотренные таможенным тарифом. Они дифференцированы в зависимости от кода товара по ТН ВЭД и страны происхождения товара.
Таможенный тариф – это инструмент государственного регулирования внешней торговли и внутреннего рынка, представляющий собой документ, содержащий правила обложения товаров пошлинами при их перемещении через таможенную границу государства [13]. Можно выделить 2 основных функции, присущие таможенному тарифу – фискальная и регулирующая.
Фискальная (от лат. «фиск» – государственная казна) обеспечивает поступление средств от взимания таможенных пошлин в доходную часть бюджета страны.
Регулирующая функция подразделяется на 3 вида:
1) протекционистская (защита отечественных товаропроизводителей путем установления ввозных пошлин выше разницы между национальными и мировыми ценами);
2) стабилизирующая (выравнивание условий конкуренции для товаров импортного и отечественного производства путем применения пошлин, которые не создают преимущества для тех или других товаров, то есть ввозные пошлины устанавливаются в соответствии с разницами между мировыми и национальными ценами);
Таблица 50. Классификация таможенных пошлин
Критерий классификации | Виды пошлины | Краткая характеристика |
По объекту обложения | Импортные (ввозные) | Взимаются с импортируемых товаров, выполняют протекционистскую функцию, защищая внутренний рынок от иностранных конкурентов, позволяют повышать внутренние цены на отечественные товары до уровня мировых |
Экспортные (вывозные) | Взимаются с товаров при вывозе их за таможенную территорию, применяется к товарам, в области экспорта которых страна обладает монополией | |
Транзитные | Взимаются за провоз товара по территории данной страны, носят фискальный характер | |
По способу взимания | Специфические | Устанавливаются в определенной сумме с единицы объема, веса или количества товара, позволяя ограничить уклонение от таможенных налогов путем занижения фактурных цен на импортные товары |
Адвалорные | Устанавливаются в виде определенного процента с цены товара, поэтому поступления от них в бюджет зависят от колебаний конъюнктуры цен на мировых рынках | |
Смешанные | Комбинация специфических и адвалорных ставок, позволяющая в зависимости от колебаний цены на тот или иной товар отдавать предпочтение более эффективной ставке | |
Страна происхождения товара | Максимальные | Устанавливаются для всех стран |
Минимальные | Применяются в отношении товаров, происходящих из стран, пользующихся в торговле с данной страной режимом наибольшего благоприятствования | |
Преференциальные | Предоставляются отдельным странам, они ниже минимальных или равны нулю, что означает беспошлинный провоз | |
По порядку установления | Сезонные | Устанавливаются правительством страны для оперативного регулирования ввоза и вывоза товаров на срок не более 6 месяцев в году, при этом ставки таможенных пошлин, предусмотренные таможенным тарифом не применяются |
Антидемпин-говые | Устанавливаются на импортные товары, которые продаются по более низким ценам, чем их номинальная стоимость в стране вывоза (на момент вывоза), если такой импорт влечет за собой неблагоприятные последствия для национальных производителей | |
Специальные | Применяются для охраны внутреннего рынка, если товары ввозятся в страну в количестве и на условиях, способных нанести ущерб отечественным производителям, а также как ответная мера на дискриминационные действия других стран | |
Компенсацион-ные | Взимаются с целью нейтрализации субсидий, предоставленных государством импортеру товара | |
По характеру происхождения | Автономные | Устанавливаются государственной властью внутри данной страны вне зависимости от каких-либо многосторонних или двухсторонних актов (договоров), величина этой пошлины может быть изменена в связи с интересами государства без согласования со странами-партнерами |
Конвенционные | Устанавливаются в процессе переговоров и могут быть повышены государственной властью в процессе переговоров в одностороннем порядке |
3) стимулирующая (установление ввозных пошлин ниже разницы между национальными и мировыми ценами, тем самым создавая более широкие возможности для импорта товаров).
В развитых государствах таможенно-тарифное регулирование выполняет, в первую очередь, регулирующую функцию. В России же фискальная роль является преобладающей.
Методические указания
Для оценки изменения в структуре таможенных платежей в федеральный бюджет по данным таблицы 49 рассчитаем показатели сравнения структуры по формулам (146) – (149). Для чего необходимо выполнить вспомогательный расчет долей каждого вида платежа в каждом году по формуле (6), который приведем в таблице 51 с точностью до 3-х знаков после запятой.
Таблица 51. Расчет долей платежей
Вид платежа | Годы | ||||||
2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | |
Ввозная таможенная пошлина | 0,179 | 0,193 | 0,219 | 0,209 | 0,167 | 0,129 | 0,119 |
Вывозная таможенная пошлина | 0,458 | 0,416 | 0,331 | 0,389 | 0,538 | 0,643 | 0,662 |
НДС | 0,282 | 0,299 | 0,374 | 0,347 | 0,263 | 0,202 | 0,195 |
Акциз при ввозе | 0,007 | 0,006 | 0,006 | 0,006 | 0,006 | 0,008 | 0,006 |
Акциз при вывозе | 0,021 | 0,019 | 0,001 | 0,000 | 0,000 | 0,000 | 0,000 |
Таможенные сборы и иные платежи | 0,053 | 0,067 | 0,068 | 0,049 | 0,026 | 0,017 | 0,017 |
Итого |
На основе данных таблицы 51 рассчитаем показатели сравнения структуры, приняв за базисный период 2000 год, а за отчетный – 2005 год[64]. Вспомогательные расчеты представим в таблице 52.
Таблица 52. Расчет коэффициентов структурных сдвигов
№ групп | Вид платежа | d1 (2005 год) | d0 (2000 год) | ||||
Ввозная пошлина | 0,129 | 0,179 | 0,050 | 0,003 | 0,049 | 0,026 | |
Вывозная пошлина | 0,643 | 0,458 | 0,185 | 0,034 | 0,623 | 0,028 | |
НДС | 0,202 | 0,282 | 0,080 | 0,006 | 0,120 | 0,027 | |
Акциз при ввозе | 0,008 | 0,007 | 0,001 | 0,000 | 0,000 | 0,004 | |
Акциз при вывозе | 0,000 | 0,021 | 0,021 | 0,000 | 0,000 | 1,000 | |
Таможенные сборы и ин.платежи | 0,017 | 0,053 | 0,036 | 0,001 | 0,003 | 0,264 | |
Итого | 0,373 | 0,045 | 0,796 | 1,351 |
Линейный коэффициент структурных сдвигов Казинца по формуле (146) составил: ЛК = 0,373/6 = 0,062 или 6,2%. Квадратический коэффициент структурных сдвигов Казинца по формуле (147) составил: = 0,045/6 = 0,087 или 8,7%
Оба коэффициента свидетельствуют о том, что имеются структурные различия в удельных весах таможенных платежей в 2005 и 2000 году, то есть доля отдельных видов таможенных платежей в среднем различается на 6,2 – 8,7 %.
Интегральный коэффициент структурных сдвигов Гатева по формуле (148) составил: KГ = = 0,238, что также свидетельствует о наличии структурных различий в долях отдельных видов таможенных платежей в 2005 году по сравнению с 2000 годом.
Индекс структурных различий Салаи по формуле (149) составил: IС = = 0,475, что также подтверждает наличие значительных структурных сдвигов. Преимущество индекса Салаи состоит в том, что он учитывает не только интенсивность изменений в группе как индекс Гатева, но и удельный вес этой группы в двух периодах.
Контрольные задания
По данным таблицы 53 оценить изменения в структуре таможенных платежей по таможенным управлениям РФ, для чего:
1) построить диаграмму, показывающую изменение структуры платежей;
2) рассчитать показатели сравнения структуры по формулам (146) – (149), сделать выводы.
Таблица 53. Перечисление таможенных платежей в федеральный бюджет, млрд.руб.
Таможенное управление | Годы | |||
2000 | 2001 | 2002 | 2003 | |
Центральное (ЦТУ) | 97,2 | 154,3 | 195,6 | 254,3 |
Южное (ЮТУ) | 43,6 | 62,2 | 62,7 | 88,7 |
Приволжское (ПТУ) | 15,1 | 43,2 | 53,5 | 70,8 |
Северо-западное (СЗТУ) | 51,6 | 88,9 | 113,1 | 138,3 |
Сибирское (СТУ) | 18,8 | 18,7 | 23,3 | 28,3 |
Уральское (УТУ) | 25,6 | 30,7 | 24,5 | 27,9 |
Дальневосточное (ДВТУ) | 13,8 | 20,5 | 32,2 | 35,1 |
Прочие (ЦЭТ) | 75,6 | 127,0 | 96,5 | 136,6 |
Вариант для выполнения контрольного задания выбирается на основе данных таблицы 53 с использованием таблицы 54.
Таблица 54. Распределение вариантов для выполнения контрольного задания