Особенности социально-экономического развития РБ

Попытки разработки программы перехода к рынку. Начало 1990-х гг. для стран СНГ было очень сложным перио­дом как в политической, так и в социально-экономической сфере. Распад единого экономического пространства бывшего СССР имел отрицательный характер. Экономические связи между бывшими советскими республиками были разруше­ны. Произошло падение уровня показателей промышленного производства и сельского хозяйства. Это привело к резкому снижению доходов населения. Все денежные сбережения обес­ценились во время инфляции. Остановить такие проявления экономического кризиса в хо­де реализации курса на ускорение социально-экономического развития страны в этот период не получилось. Распад СССР означал, что каждая бывшая союзная республика, ставшая независимой страной, должна искать свой выход из кризиса. Приоритетным направлением Деятельности правительства Бе­ларуси стал поиск путей восстановления хозяйственных связей между бывшими советскими республиками на новой рыночной основе. Выход из кризиса в нашей стране был связан с разработ­кой программы перехода от командно-административной систе­мы управления народным хозяйством к рыночной экономике.Рыночная система экономических отношений обеспечивает эффективное функционирование хозяйства на основе заинтересованности товаропроизводителей в получении прибыли. Определяющие чертой рыночных отношений является ориентация на спрос потребителей в условиях постоянного превышения предложения товаров. Это вызывает конкуренцию (соревнование) товаропроизводителей за рынок сбыта своей продукции, вынуждает их довиться высокого качества товаров и услуг, учитывать технические новинки.В начале 1990-х гг. проявлениями рыночных отношений в республике стали введение свободных цен на подавляющее большинство товаров и услуг, разрешение аренды и индиви дуальной трудовой деятельности, становление предпринимательских, банковских и коммерческих структур. Началось проведение приватизации - разгосударствления, передачи ряда объектов из государственной собственности в частную.Однако реформирование народного хозяйства Беларуси в этот период проводилось медленно, непоследовательно, не­достаточно продуманно и неэффективно. За 1991—1994 гг. выпуск промышленной продукции в республике сократился более чем на 30 %. Резко снизились доходы населения, они не соответствовали расходам. Главная причина этого заключалась в росте цен на продукты питания, товары первой необходи­мости и услуги. В 1994 г. за чертой прожиточного минимума оказалось более 60 % населения республики.Разработка белорусской модели социально-экономи­ческого развития. В начале 1990-х гг. произошло резкое падение темпов роста производства и ухудшение основных экономических показателей. В середине 1990-х гг. главной стала задача осуществления программы вывода экономики страны из кризиса, предложенная Президентом Республики Беларусь А. Г. Лукашенко. Она предусматривала не толь­ко прекращение падения производства, но и обеспечение его роста. В 1996 г. была разработана Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь до 2010 г. Первым Всебелорусским народным собранием в октябре 1996 г. были утверждены «Основные направления социальноэкономиче­ского развития Республики Беларусь на 1996—2000 годы». В качестве главных задач выделялись рост экспорта белорусских товаров, строительство жилья для жителей города и деревни, обеспечения населения продуктами питания. Основной особенностью белорусской модели экономиче­ского развития стало наличие сильной государственной власти которая стимулирует развитие экономики, обеспечивает социальную справедливость и общественный порядок. Соци­ально ориентированная рыночная экономика в качестве бело­русской модели развития имеет свои характерные черты. Среди них — существование государственного и частного секторов экономики; приватизация как средство поиска тех, кто заин­тересован в долгосрочном развитии предприятий с социальной защитой их работников; повышение конкурентоспособности отечественных товаров; обеспечение экономической безопас­ности государства; повышение материального благосостояния населения республики; развитие экономических связей со стра­нами СНГ и Россией.Реализация белорусской модели экономики. На на­чало 2001 г. в Беларуси было зарегистрировано более 60 тыс. предприятий негосударственной формы собственности и почти 200 тыс. индивидуальных предпринимателей. Предприятия негосударственной собственности в этот период выпускали око­ло 40 % промышленной продукции. Началась приватизация с целью внедрения в производство эффективных методов управ­ления предприятиями. Вместе с тем частный сектор экономики в нашей стране подчинен государственным интересам.Важное значение имело государственное финансирование крупных промышленных предприятий и колхозов. Наиболее значительные результаты были достигнуты в строительстве, которое рассматривается как приоритетное направление раз­вития экономики. Проводилась государственная политика, направленная на защиту интересов населения, оказание помо­щи тем, кто остро в ней нуждается, в частности пенсионерам и малообеспеченным гражданам, а также улучшение условий охраны здоровья и получения образования.Был разработан курс на проведение интеграции - сближе­ния и объединения в единое целое в экономической сфере со странами СНГ и в первую очередь с Россией.Выполнение основных направлений социально-экономическо­го развития Республики Беларусь на 1996—2000 гг. позволило нашей стране первой на постсоветском пространстве преодолеть кризисные тенденции в экономике и восстановить в 2000 г. уро­вень производства промышленной продукции 1990 г.С учетом результатов реализации модели экономического развития второе Всебелорусское народное собрание в 2001 г. поддержало основные положения Программы социально-эко­номического развития Республики Беларусь на 2001—2005 гг. Эти годы стали важнейшим этапом в достижении стратегиче­ской цели социально-экономического развития — повыше­ния благосостояния народа и приближения уровня его жизни к уровню жизни населения экономически развитых европей­ских государств

Наши рекомендации