Концепции стратегического менеджмента
Концепции стратегического менеджмента характеризуются развитием множества различных направлений и научных школ. Выбор концепции стратегического менеджмента означает выбор платформы стратегического мышления, методов формирования стратегий и их реализации.
Классификацию концепций стратегического менеджмента можно выполнять различными способами. По акценту в деятельности менеджмента фирм различают следующие концепции[29]:
— Предпринимательская. Согласно данному подходу стратегия развивается на основе предпринимательского видения будущего организации сильным лидером, и вся деятельность организации подчиняется реализации этой задаче. Этот подход наиболее широко применим в фирмах малого и среднего бизнеса.
—Адаптивный подход. Развитие осуществляется медленно и осторожно по шагам (инкрементально), путем приспособления к окружающей среде. Менеджеры стараются избегать риска, нововведения в таких условиях осуществляются медленно и путем длительных согласований.
— Концепция планирования. Акцент переносится на развитие процедур планирования. Главная цель менеджеров на основе тщательного, долгосрочного планирования достичь максимального контроля над организацией и процессами окружающей среды, добиться устойчивости и стратегических конкурентных преимуществ.
Считается, что все три концепции стратегического менеджмента эффективны в зависимости от ситуации, и могут применяться в одной и той же организации в разное время, различие проявляется в акценте фирмы на тот или иной подход.
Опыт развития многих компаний показывает, что наибольший эффект достигается не при раздельном, а при совместном использовании всех трех концепций.
Концепция современного стратегического менеджмента основывается на системном подходе к его применению и развитию (рис. 1.6) [37].
Отдельные функции менеджмента в последние годы по мере его развития преобразуются в самостоятельные системы в соответствии с объектами управления. Так, на базе маркетинга возник маркетинговый менеджмент, на базе методов логистики - менеджмент логистики, на основе планирования и внедрения инноваций — инновационный менеджмент и многие другие виды менеджмента. Стратегический менеджмент осуществляет координацию всех объектно-ориентированных видов менеджмента, таких как инвестиционный менеджмент, маркетинговый, инновационный и др.
Стратегический менеджмент является не просто одним из видов менеджмента фирмы, а представляет собой центральное ядро современного менеджмента,определяет, связывает воедино и координирует все другие виды менеджмента в фирмах.
Стратегический менеджмент ведет к достижению поставленных целей компании на рынке при условии, что в его основе находится достоверная системная модель, позволяющая прогнозировать и планировать зависимость эффективности компании от стратегий развития с учетом возможных изменений внешней и внутренней среды.
Стратегический менеджмент определяет главные цели, задачи и направления развития компании, обеспечивает создание модели будущего фирмы, дает ответы на вопросы, какие продукты и услуги она будет производить, что нужно сделать, чтобы сохранить и увеличить конкурентные преимущества, какие альтернативы развития возможны и в каких условиях их следует выбирать.
На рис. 1.6 показана роль и место стратегического менеджмента как центрального звена всей системы управления фирмой.
Стратегический менеджмент формирует направления развития всех видов управления фирмой, включает систему методов прогнозирования, планирования, реализации и контроля стратегий, ведущих к достижению наиболее важных перспективных целей развития, долгосрочных проектов, а также для подготовки крупных решений, проектов, планов, программ, связанных с улучшением положения компании на рынке. Определяет разработку оперативных, тактических и стратегических задач развития компаний на основе моделей и количественного описания целей, распределенных по уровням управления.
Тактический менеджмент включает стратегию и планы развития компании в периодах до 3—5 лет. Эти планы близки к стратегическим, но они более детализированы. В них в полном объеме представляют бюджеты подразделений фирмы и фирмы в целом, прогнозы основных финансовых документов (план прибылей и убытков, отчет о движении денежных средств, баланс) планируется эффективность инвестиций, доля рынка компании, вырабатываются планы конкретных программ действий менеджмента компании в сферах производства, финансов, маркетинга инвестиций. В этих планах также учитываются кадровые изменения, мотивация персонала, предотвращение чрезвычайных ситуаций.
Оперативный менеджмент — включает планы и принципы управления компанией в пределах одного года, по кварталам, месяцам, декадам или неделям, суткам. Это конкретные производственные планы и задания, которые должны полностью соответствовать тактическим и стратегическим планам и целям. Они опираются на детальные бюджеты работы подразделений, отклонения от их выполнения означает сигнал руководству компании, что под угрозу могут быть поставлены тактические и даже стратегические планы.
Концепция современного стратегического менеджментавключает следующие принципы, обеспечивающие системность разработки стратегий и стратегических планов:
— стратегический менеджмент является системообразующим ядром всей системы управления фирмой, определяет и регулирует развитие всех видов управления и видов ее деятельности;
— в основе системы стратегического менеджмента находится человеческий фактор, знания, опыт, внутренние ценности, мотивация разработчиков стратегий и персонала фирм, который внедряет стратегии;
— внутренние мотивы и внутренние ценности разработчиков стратегии определяющим образом влияют на ее формирование, качество и возможность успешной реализации;
— для различных конфигураций внешней и внутренней среды фирмы необходимо разрабатывать различные стратегии. Поэтому фирма должна разрабатывать несколько базовых стратегий, с учетом возможных стратегических сценариев развития и способы переключения с одной стратегии на другую при наступлении изменений;
— изучение внутренней и внешней среды необходимо производить совместно на базе синтеза, а не раздельного анализа, нарушающего единство связей фирмы с окружающей средой; ,;
— стратегический менеджмент имеет многоцелевой характер, что необходимо учитывать в разработке комплексов целей. Необходимо учитывать как рыночные цели фирмы, так и цели развития персонала, роста человеческого капитала, увеличения потенциала фирмы, синергию в управлении;
— процесс стратегического менеджмента должен быть организован на основе системной модели, учитывающей: последовательность этапов и взаимосвязи между ними; факторы, оказывающие влияние; необходимость разработки систем управления и контроля внедрения стратегии;
— стратегический менеджмент должен препятствовать возникновению бюрократии в управлении, так как она ведет к деградации управления и человеческого капитала, снижению потенциала фирмы и потере ею конкурентоспособности;
—различные виды стратегического менеджмента требуют разработки специфических критериев, комплексов целей и методов управления. Однако общие принципы разработки стратегии, сценариев развития, комплексов целей, стратегических планов, оценки эффективности стратегий, управления их внедрением могут быть применены во всех сферах стратегического менеджмента;
— эффективный стратегический менеджмент основан на образовании в системах управления интеллектуального ядра на базе сети команд, объединяющего руководителей, наиболее квалифицированных и талантливых менеджеров и специалистов,способных решать стратегические проблемы и определять оптимальный вариант развития фирмы.