Анализ внешних и внутренних факторов кризисного состояния организации. Основные подходы к разработке стабилизационной программы выхода из кризиса
Кризис— это сост-е, формир-ее перемены в субъекте.Кризис— это выход из сложившейся ситуации, разрешение конфликта.
Причины кризиса — события, явления, в рез-те кот проявл-ся факторы кризиса. Фактор кризиса — событие, состояние, тенденции, свидет-щие о насткп-нии кризиса. Симптомы кризиса — первоначальн внешнее проявл-е кризисных явлений, кот не всегда характ-ют истинные прич кризиса, но по кот эти причины м-о установить. Кризис в орг-ции выст-ет, как правило, несоответ-м его (ее) финансово-хоз-ных показ-ей показ-ям окруж-ей среды. Выделяют внешн (не зависящие от деят-ти орг-ции) и внутр (зависящие от деят-ти орг-ии) факторы кризиса. Внешние: 1) Соц-но-эк-кие (б/раб-ца, ее рост, усилен инфляции, снижен уровня реальн доходов населен., нестаб-ть законод-ва и т.д); 2) Рыночные (монопол-ция рынка, снижен емкости рынка, действ-я конкурентов); 3) Прочие внешн факторы (полит-кие, нестаб-ть, стихийн бедств-я, демограф ситуация и т.д). Внутр-е факторы:1) Управл-кие (высок уровень коммерч риска, недост-е знание рынка, неэффект управл-е денежн потоками, затратами и.т.д); 2) Производственные (низк произ-ть труда, устаревш оборуд-е, необеспеченность (отсутствие) единства организ-и как имущест-го компалекса, высок энергозатр, перегруженность и т.д); 3) Рыночные (внутренние) (низк конкурен-ть продукции, цен и издержек, завис-ть от огранич круга поставщиков и покупат-ей и т.д). Основн этапы разработки антикризисн стратегии пред-ия.Принято выделять факторы внутр среды: 1. техника и технология; 2. орган-ия произ-ва; 3. персонал; 4. система маркетинга. Факторы внешн среды: 1. законодат-правов-е обеспечен; 2. ресурсн обеспечен 3. конкуренты; 4. размер и структура потребит рынка; 5) международн, политич факторы (события). В антикризисн управ-ии (если не избежать кризиса стан-ся явным, выясн-ся прич кризиса) основн вниман удел-ся проблемам (путям) выхода из кризиса, пров-ся анализ внутр и внешн среды, выд-ся компоненты, действит имеющ значен для предпр-я, пров-ся сбор-анализ, отслеж-е информации по каждому из них, выясн-ся причины кризиса. Этапы стратегии предпр-я: 1)Анализ внешн факторов (с целью выявл-я причин кризиса). Большой V информ-ии, не большой V инф-ции, искажен информации — основн проблема. Для формир-ия четкой картины рекомен-т проводить такой анализ по следующ напрвл-ям: а) анализ макросреды (экон-кое, полит-е, соц-ое, технич-ое окружение); б)анализ конкурент среды (поставщики, покупат, конкур-ы внутр отрасли, потенц-ые конкур-ы, товары заменители); 2) Анализ внутр сост-я пред-ия (эффект-ть текущ стратегии; сильн стороны, слабые стор, возм-ти, угрозы; конкурентосп-ть цен и издержек; оценка конкурент-й позиции; выявлен проблем, вызвавших кризис на предпр-ии); 3) Пересмотр миссии и системы целей предприятия (с возможной их корректировкой).
Антикризисное управление - это комплекс последовательно осуществляемых действий по профилактике, предупреждению, преодолению кризиса.
Процесс реализации антикризисных процедур применительно к деятельности предприятий-должников называется антикризисным процессом, который строится по следующим основным этапам:
. Осуществление постоянного мониторинга финансового состояния предприятия с целью раннего обнаружения симптомов финансового кризиса.
. Разработка системы профилактических мероприятий по предотвращению кризиса при диагностировании предкризисного финансового состояния предприятия. Антикризисное управление предприятием на этом этапе характеризуемое как "управление по слабым сигналам", носит преимущественно превентивную направленность.
. Идентификация параметров кризиса при диагностировании его наступления по результатам мониторинга показателей - "индикаторов кризисного развития".
. Исследование факторов, обусловивших возникновение кризиса предприятия и генерирующих угрозу его дальнейшего углубления.
. Оценка потенциальных финансовых возможностей предприятия по преодолению кризиса. Такая оценка во многом определяет направленность антикризисных мероприятий и интенсивность использования стабилиз механизмов.
. Выбор направлений механизмов финансовой стабилизации предприятия, адекватных масштабам его кризисного состояния. Выбор таких механизмов должен стабилизировать финансовое состояние предприятия путем соответствующих преобразований важнейших параметров его финансовой структуры - структуры капитала, структуры активов, структуры денежных потоков, структуры источников формирования финансовых ресурсов, структуры инвестиционного портфеля и т.п.
. Разработка и реализация комплексной программы вывода предприятия из кризиса, которая разрабатывается обычно в форме двух альтернативных документов - комплексного плана мероприятий по выводу предприятия из состояния кризиса или инвестиционного проекта финансовой санации предприятия.
. Контроль реализации программы вывода предприятия из кризиса. Результаты контроля выполнения программы требуют периодического обсуждения с целью внесения необходимых корректив, направленных на повышение эффективности антикризисных мероприятий.
. Разработка и реализация мероприятий по устранению предприятием негативных последствий кризиса.
Система данных мероприятий на каждом предприятии носит индивидуализированный характер и направлена на последующую стабилизацию качественных структурных преобразований его деятельности.
Способом выхода из кризиса и повторное его недопущение проводится на основе тщательно разработанной стратегии. Перед предприятием, стремящимся выйти из кризиса, стоят две последовательные задачи:
устранить последствия кризиса - восстановить платежеспособность и стабилизировать финансовое положение предприятия (для этого разрабатывается и реализуется стабилизационная программа);
устранить причины кризиса - разработать стратегию развития и провести на ее основе реструктуризацию предприятия с целью недопущения повторения кризисных явлений в будущем.
В стабилизационную программу должен входить комплекс мероприятий, направленных на восстановление платежеспособности предприятия. Именно здесь начинают проявляться принципиальные отличия антикризисного управления от обычного. Эти отличия заключаются в смене критериев принятия решений. В рамках "нормального" управления данные критерии можно свести к достижению стратегических целей развития в долгосрочном аспекте и максимизации прибыли в краткосрочном. При переходе предприятия в кризисное состояние долгосрочный аспект теряет свою актуальность, а в краткосрочном аспекте критерием становится максимизация или экономия денежных средств. При этом максимизация денежных средств может и должна осуществляться мерами, несвойственными обычному управлению. Антикризисное управление допускает любые потери (в том числе и будущие), ценой которых можно добиться восстановления платежеспособности предприятия сегодня.
Каждое неплатежеспособное предприятие имеет свои причины попадания в кризисное состояние, но в любом случае наступление кризиса означает превышение расходования денежных средств над их поступлением в условиях отсутствия резервов покрытия. И, поэтому, сущность стабилизационной программы по выводу предприятия из кризиса, заключается в маневре денежными средствами для заполнения разрыва между их расходованием и поступлением. Маневр осуществляется как уже полученными и материализованными в активах предприятия средствами, так и теми, что могут быть получены, если предприятие переживет кризис. Заполнение "кризисной ямы" может быть осуществлено и увеличением поступления денежных средств (максимизацией), и уменьшением текущей потребности в оборотных средствах (экономией).
Итак, степень несостоятельности предприятия определяется на основе показателей оценки финансово-экономического состояния. Группы показателей - индикаторов финансово-экономического состояния - образуют критерии применения к предприятию методов финансового оздоровления. Критериями выбора методов финансового оздоровления являются следующие группы показателей:
группа - показатели, характеризующие внешние признаки несостоятельности и вытекающие из законодательства о банкротстве:
показатели оценки структуры баланса - коэффициент текущей ликвидности и коэффициент обеспеченности собственными средствами;
коэффициент тяжести просроченных обязательств.
К предприятию-должнику, имеющему внешние признаки несостоятельности, применяются общие методы финансового оздоровления и оперативные мероприятия по восстановлению платежеспособности.
группа - показатели, характеризующие эффективность управления предприятием: рентабельность продукции; рентабельность активов; рентабельность собственного капитала; наличие убытков.
Для неплатежеспособного предприятия считается удовлетворительным положительные значения показателей рентабельности и отсутствие убытков. К предприятию-должнику, имеющему неудовлетворительные значения показателей второй группы, применяются локальные мероприятия по улучшению финансового состояния.
группа - показатели, характеризующие производственный и рыночный потенциал:
показатели состояния производства и реализации продукции;
показатели состояния и использования производственных ресурсов: численность персонала, производительность труда, коэффициент износа основных фондов, фондоотдача, структура оборотных активов, оборачиваемость оборотных активов.
В результате диагностики финансово-экономического состояния определяется возможность сохранения и использования производственного и рыночного потенциала предприятия; принимается решение о сохранении предприятия должника или о применении ликвидационных процедур. Неудовлетворительные значения показателей производственного и рыночного потенциала свидетельствуют о глубоком финансовом и производственном кризисе и требуют, в случае сохранения предприятия, последовательного применения всего комплекса методов финансового оздоровления.
Алгоритм выбора методов оздоровления на основе приведенных выше критериев включает следующие этапы:
этап. Устранение внешних факторов банкротства. Цель применения методов первого этапа - доведение коэффициента текущей ликвидности и обеспеченности собственными оборотными средствами до нормативного уровня.
Применение оперативных методов финансового оздоровления важно и для рентабельных, устойчивых предприятий, имеющих внешние признаки банкротства. Оперативные методы восстановления платежеспособности:
совершенствование платежного календаря;
регулирование уровня незавершенного производства;
перевод низкооборотных активов в высокооборотные;
переоформление краткосрочной задолженности в долгосрочную;
проведение других оперативных мероприятий.
этап. Проведение локальных мероприятий по улучшению финансового состояния. Цель применения данных методов финансового оздоровления - обеспечение устойчивого финансового положения предприятия в среднесрочной перспективе, которое проявляется в стабильном поступлении выручки от реализации, достаточном уровне ликвидности активов, повышении рентабельности продукции до 3-5%.
На втором этапе применяются следующие методы:
установление путей приостановления штрафных санкций за просроченную кредиторскую задолженность;
обеспечение достаточности финансовых ресурсов для покрытия вновь возникающих текущих обязательств;
постепенное погашение старых долгов.
При реализации методов второго этапа оценивается возможность привлечения дополнительных внутренних источников финансирования. К таким источникам относятся: реализация ненужных и неиспользуемых высокооборотных активов, сокращение затрат до минимально допустимого уровня, проведение энерго- и ресурсосберегающих мероприятий.
этап. Создание стабильной финансовой базы. Применение методов финансового оздоровления третьего этапа требует привлечения дополнительных инвестиций. Целью долгосрочных методов финансового оздоровления является обеспечение устойчивого финансового положения предприятия в долгосрочной перспективе - создание оптимальной структуры баланса и финансовых результатов, устойчивости финансовой системы предприятия к неблагоприятным внешним воздействиям. Долгосрочными методами финансового оздоровления являются:
активный маркетинг с целью поиска перспективной рыночный ниши;
поиск стратегических инвестиций;
смена активов под новую продукцию.
Эффективность применения мероприятий оздоровления определяется путем финансового прогнозирования, которое дает возможность сравнивать различные варианты антикризисного управления, предупреждать негативные последствия реализации процедур банкротства.
антикризисное управление оздоровление процедура
Рассмотрим мероприятия стабилизационной программы, обеспечивающие решение выхода из кризиса предприятия.
. Увеличение денежных средств основано на переводе активов предприятия в денежную форму. Это требует от менеджера осуществление ряда следующих решительных и нередко шокирующих обычного руководителя предприятия шагов, связанных со значительными потерями:
продажа краткосрочных финансовых вложений (как правило, на кризисных предприятиях она уже осуществлена);
продажа дебиторской задолженности - особенность этой меры в том, что она предполагает возможные большие потери;
продажа запасов готовой продукции - предполагает продажу продукции с убытками;
продажа избыточных производственных запасов - продажа избыточных запасов сырья одного вида для покупки недостающего сырья другого вида, также необходимого при производстве данной продукции;
продажа инвестиций (деинвестирование) может выступать как остановка ведущихся инвестиционных проектов с продажей объектов незавершенного строительства и неустановленного оборудования или как ликвидация участия в других предприятиях (продажа долей);
продажа нерентабельных производств и объектов непроизводственной сферы - для того чтобы минимизировать риск от подобного шага, необходимо ранжировать производства по степени зависимости от них технологического цикла предприятия. Ранжирование ввиду сжатых сроков осуществляется преимущественно экспертным методом, с учетом следующих правил:
а) продажа объекты непроизводственной сферы и вспомогательных производств, использующих универсальное технологическое оборудование (их функции передаются внешним подрядчикам);
б) ликвидация вспомогательных производств с уникальным оборудованием;
в) избавление от нерентабельных объектов основного производства, находящихся в самом начале технологического цикла;
г) отказ от нерентабельных производств, находящихся на конечной стадии технологического цикла (эта мера скорее приемлема для предприятий, обладающих не одной, а несколькими технологическими цепочками, а также для предприятий, полуфабрикаты которых имеют самостоятельную коммерческую ценность).
. Уменьшение текущей хозяйственной потребности (ТХП) - максимально быстрое и радикальное снижение неэффективных расходов следующими способами:
остановка нерентабельных производств - первый шаг, который необходимо совершить. Если убыточное производство нецелесообразно или его невозможно продать, то его нужно остановить, чтобы немедленно исключить дальнейшие убытки. Исключение составляют объекты, остановка которых приведет к остановке всего предприятия. Критерии ранжирования производств здесь те же, что и при их ликвидации;
выведение из состава предприятия затратных объектов является еще одним способом снять непроизводительные издержки на объекты, которые пока не удалось продать. Оно осуществляется в форме учреждения дочерних обществ. Всякое дальнейшее финансирование выведенных объектов исключается, что стимулирует предпринимательскую инициативу персонала последних.
. Уменьшение ТФП через те или иные формы реструктуризации долговых обязательств, что зависит от доброй воли кредиторов предприятия. Оно может быть реализовано следующими способами: выкуп долговых обязательств с дисконтом - кризисное состояние предприятия-должника обесценивает его долги, поэтому и возникает возможность выкупить их со значительным дисконтом. При этом необходимо учитывать следующие условия:
а) выкупаются только те долги, которые непосредственно определяют ТФП, а не те, срок платежа или взыскания по которым относительно удален во времени;
б) сумма, которую можно потратить на выкуп долгов, зависит от уровня ТХП, т.е. нельзя тратить средства на выкуп долгов в ущерб хозяйственной деятельности;
в) допустимая цена выкупа долгов обусловливается собственным дисконтом предприятия, т.е. выкуп долгов должен рассматриваться как инвестиционный проект;
конвертация долгов в уставный капитал - она может быть осуществлена как путем расширения уставного фонда, так и через уступку собственниками предприятия части своей доли (пакета акций);
форвардные контракты на поставку продукции предприятия по фиксированной цене - если кредитор заинтересован в данной продукции, ему можно предложить засчитать долг предприятия перед ним в качестве аванса на долгосрочные поставки последней.
Таким образом, процесс вывода предприятия из кризиса представляет собой набор мероприятий направленных на постепенное улучшение качества финансового состояния и перевод предприятия из разряда кризисных в разряд состоятельных.
В процессе вывода предприятия из кризиса необходимо устранить экономические предпосылки для попадания в кризис в дальнейшем, поэтому программа вывода предприятия из кризиса должна основываться на принципах разумного сочетания риска и надежности, ликвидности и доходности и других. От того, насколько верно будет выбрана стратегия и тактика мероприятий по выводу предприятия из кризиса зависит его перспектива и потенциал в будущем.