Положительные и отрицательные внешние эффекты
Внешние эффекты | изменение благосостояния "третьих лиц", не связанное с их рыночной деятельностью |
Эти эффекты не отражаются в ценах, что приводит к неоптимальному распределению ресурсов в экономике. Внешние эффекты возникают в результате как производства, так и потребления товаров и услуг: они могут возникать между потребителями, между производителями, между теми и другими.
Для оценки определенного вида экономической деятельности с позиций общества необходимо учесть частные издержки и выгоды и внешние издержки и выгоды.
Частные (внутренние) издержки (total private cost, TPC) | все внутренние для данного производства затраты производителей данного блага |
Внешние издержки (total external cost, TEC) | затраты всех третьих лиц |
Общественные издержки (total social cost, TSC) | общие затраты производителей и третьих лиц, связанные с производством и потреблением данного продукта |
Существуют положительные и отрицательные внешние эффекты.
Положительные внешние эффекты связаны с выгодами, а отрицательные – с издержками для третьих лиц.
Примером отрицательного внешнего эффекта является является загрязнение окружающей среды. Производитель, загрязняя атмосферу ядовитым дымом или спуская отходы в реку, переносит часть издержек на население, не компенсируя их. Поэтому результатом отрицательного внешнего эффекта является занижение цены и перепроизводство данного товара, что ведет к использованию излишних ресурсов в его производстве.
Примером положительного внешнего эффекта являются освещение улиц, обеспечение пожарной безопасности и т.п.
Для оценки последствий внешних эффектов для общества введем понятия, характеризующие частные и внешние затраты и выгоды.
предельные частные издержки (marginal private cost, MPC) | дополнительные затраты, связанные с производством дополнительной единицы продукта при отсутствии внешних эффектов |
предельные внешние издержки (marginal external cost, MEC) | дополнительные затраты при увеличении объема выпуска на единицу, которые не оплачиваются производителем, а перекладываются на третьих лиц |
предельные общественные издержки (marginal social cost, MSC) | дополнительные затраты производителей и третьих лиц, связанные с производством дополнительной единицы данного продукта: MSC = MPC + MEC |
Соответственно:
предельная частная выгода (marginal private benefit, MPB)
предельная внешняя выгода (marginal external benefit, MEB)
предельная общественная выгода (marginal social benefit, MSB) − это
дополнительная частная, внешняя и общественная выгода, вызванная производством и
потреблением дополнительной единицы данного блага: MSB = MPB + MEB
Отрицательный внешний эффект возникает в том случае, если деятельность одних экономических агентов вызывает некомпенсируемые затраты у третьих лиц.
На рис.1 графически показаны последствия отрицательного внешнего эффекта для распределения ресурсов. В качестве примера отрицательного внешнего эффекта возьмем сброс отходов в реку.
Допустим, что сброс отходов пропорционален объему производства. Поскольку фирма
е осуществляет полной очистки воды, ее предельные издержки оказываются меньше предельных общественных издержек: MPC < MSC.
Без очистных сооружений объем выпуска составит Q1 при цене P1.
Рыночное равновесие (фактическое) устанавливается в точке E1, в которой кривая предложения S (= MPC) пересекается с кривой спроса D (= MSB): MPC = MSB.
Эффективный объем выпуска соответствует точке E2, в которой
MSC = MSB. Площадь треугольника AE1E2 показывает потери эффективности
из-за MPC < MSC.
Таким образом, при наличии отрицательного внешнего эффекта имеет место:
1) занижение цены (P1 < P2);
2) перепроизводство (Q1 > Q2) данного товара;
3) как следствие, использование излишних ресурсов в производстве данного блага
(т.е. рынок не улавливает отрицательных внешних эффектов, направляя чрезмерно
много ресурсов в производство данного продукта).
Поэтому, если третьи лица могли бы компенсировать свои затраты (т.е. превратить внешние издержки во внутренние), объем выпуска сократился бы до Q2 при росте цены
до P2, и ущерб от загрязнения уменьшился.
Положительный внешний эффект возникает в том случае, если деятельность одних экономических агентов приносит выгоды третьим лицам.
Характерный пример положительного внешнего эффекта – услуги образования.
На рис.2 дана графическая интерпретация данного эффекта.
От хорошего образования выигрывают не только те, кто его получает, но и общество
в целом. Однако для общества предельная выгода данного блага выше, чем предельная частная выгода. Это значит, что рынок недооценивает полезность данного блага в денежной форме и не доплачивает за него: MPB < MSB.
Рыночное равновесие устанавливается в точке E1, в которой кривая спроса D (= MPB) пересекает кривую предложения предложения S (= MSC): MPB = MSC.
Эффективный объем выпуска соответствует точке E2, в которой
MSB = MSC. Площадь треугольника отражает повышение эффективности из-за
MPB < MSB.
Таким образом, при наличии положительного внешнего эффекта имеет место:
1) занижение цены ((P1 < P2);
2) недопроизводство данного продукта (Q1 < Q2);
3) как следствие использование недостаточного количества ресурсов в производстве
данного товара.
ОБЩИЙ ВЫВОД: в обоих случаях обнаруживаются сбои в работе рыночного механизма, что приводит к снижению эффективности экономики и потерям "мертвого груза" (площадь треугольника AE1E2 на рис.3 и 4).
В этом смысле оба вида внешних эффектов отрицательно влияют на экономику.
Вплоть до середины XX в. наиболее распространенными способами решения проблемы внешних эффектов были:
1) интернализация (трансформация) внешних эффектов во внутренние путем
приближения MPC (MPB) к MSC (MSB);
2) корректирующие налоги (для затрат) и субсидии (для выгод). Этот способ предложил
представитель кембриджской школы А.Пигу.
Корректирующий налогна производителя отрицательного внешнего эффекта устанавливается в размере, равном MEC: t = MEC, который повышает MPC до уровня MSC. В условиях конкурентного рынка это вызовет рост цены товара и сокращение объема его выпуска до эффективного уровня.
Корректирующая субсидия предоставляется производителям положительного внешнего эффекта в размере, равном MEB: G = MEB, чтобы приблизить MPB до уровня MSB.
Это приведет к росту производства товара до эффективного уровня и снижению цены для потребителя.
Однако в реальной практике возникает ряд проблем:
1) трудности в определении внешних затрат для установления налога и конкретных
субъектов и объектов выплаты субсидий;
2) возможность значительных различий внешних издержек на разных предприятиях;
3) связь отрицательного внешнего эффекта не с объемом выпуска, а с использованием
разных видов сырья;
4) разная степень проявления в зависимости от плотности заселенности;
5) корректирующие налоги на производителей отрицательных внешних эффектов
не всегда достигают поставленной цели.
Все это предопределило критику теоретического подхода А.Пигу и поиски принципиально новых путей решения проблемы внешних эффектов.