Тема 10. Программа развития регионов до 2020 года

Цель: Дать студентам четкое представление о региональной политике и государственной программе развития регионов.

Вопросы: 1. Документы, являющиеся базовыми для составления региональных программ. 2. Агломерации, малые и моногорода, проблемные сельские территории. 3. Цель и задачи программы. 4. Направления развития и механизмы реализации программы.

Программа развития регионов до 2020 года утверждена Постановлением Правительства РК от 28 июня 2014 года №728 и базируется на следующих стратегических планах:

1) Прогнозной схеме территориально-пространственного развития страны до 2020 года, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 21 июля 2011 года № 118;

2) Послания Президента Республики Казахстан народу Казахстана «Стратегия «Казахстан - 2050»: новый политический курс состоявшегося государства» от 14 декабря 2012 года;

3) Основных положениях Генеральной схемы организации территории Республики Казахстан, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 декабря 2013 года № 1434.

В качестве базовой идеологии региональной политики предлагается стратегия сбалансированного развития, основанная на рациональном балансе приоритетного развития перспективных центров экономического роста и поддержании регионов (различных типов систем населенных мест) с низким экономическим потенциалом на минимально достаточном уровне стандарта качества жизни.

Программа развития регионов до 2020 года разработана на базе объединения следующих 5 (пяти) действующих программ: «Развитие регионов», «Программы развития моногородов на 2012 - 2020 годы», «Модернизации жилищно-коммунального хозяйства на 2011 - 2020 годы», «Ак булак на 2011-2 020 годы», «Доступное жилье 2020».

Программа направлена на повышение качества жизни населения (развитие инфраструктуры жизнеобеспечения - энерго- и теплоисточники, системы газо-, тепло-, электроснабжения, водоснабжения и водоотведения), развитие экономического потенциала регионов, а также на развитие регионов в соответствии с их функциональной типологией и экономическим потенциалом, определяет меры административно-правового и экономического характера, способствующие переходу их к внутренней консолидации, самоорганизации и саморазвитию на рыночных началах.

При этом направления Программы напрямую связаны с основными отраслевыми приоритетами, обозначенными в принятых государственных и отраслевых программах, особенно в таких как «Управление водными ресурсами», «Дорожная карта бизнеса 2020», «Дорожная карта занятости 2020», «Агробизнес 2020».

Основу разработки региональных программ составили процессы Агломерации и развития малых городов.

Агломерация - урбанизированное скопление близко расположенных населенных пунктов вокруг одного (моноцентрическая) или нескольких (полицентрическая) городов-ядер, объединенных между собой постоянными производственными, культурно-бытовыми и иными связями, а также имеющих тенденцию к территориальному слиянию.

Основные критерии определения агломераций в Казахстане:

1) демографическая емкость, что включает в себя высокую плотность населения региона, миграционный приток, ресурсную базу (земельные, водные, продовольственные ресурсы);

2) логистический потенциал, что означает удобное географическое расположение, прохождение международных транспортных коридоров, наличие транспортного узла и инфраструктуры;

3) экономический потенциал, то есть развитость города-центра (промышленный, сервисный, трудовой, финансовый, научный потенциал);

4) административный статус города-центра (столица, город республиканского значения), что немаловажно в условиях Казахстана, поскольку предполагает контроль бюджетных ресурсов;

Моногород – город, где основная часть (20% и более) промышленного производства и трудоспособного населения сосредоточена на одном или нескольких (немногих) градообразующих предприятий, как правило, одного профиля и сырьевой направленности (моноспециализация), которые при этом определяют все экономические и социальные процессы, происходящие в городе.

В категорию моногородов включены города с численностью населения от 10 до 200 тыс. человек, характеризующихся одним из следующих критериев:

1) объем промышленного производства градообразующих предприятий города в основном добывающего сектора составляет более 20% от общегородского объема производства (моноспециализация);

2) на градообразующих предприятиях города занято более 20% от общей численности занятого населения;

3) города, в которых градообразующие предприятия частично работают или приостановили деятельность.

4) При этом ко многим моногородам административно подчинены пригородные поселки и сельские населенные пункты, экономически тесно связанные с городом;

Малый город - город с численностью населения до 50 тысяч человек;

Опорный сельский населенный пункт – благоустроенный сельский населенный пункт, в котором будут созданы производственная и социальная инфраструктура для обеспечения необходимых социальных стандартов проживающему в нем населению и жителям прилегающих территорий;

Приграничные территории - территории административно-территориальных образований и населенных пунктов, расположенных на расстоянии до 50 км от государственной границы;

Центры экономического роста - конкретные территории (населенные пункты), выполняющие в экономике страны или региона функцию источника инноваций и прогресса, являющиеся благодаря «эффекту масштаба» полюсами , притяжения (концецтрации) факторов производства, а также где размещаются предприятия динамично развивающихся отраслей, производящие новые товары и услуги.

В настоящее время в Казахстане насчитывается 41 малый город, численность населения, которых по состоянию на 1 января 2013 года составляет 904,2 тыс. человек. 33 малых города являются административными центрами соответствующих сельских районов. 8 малых городов не являются центрами сельских районов

Перечень моногородов включает 27 городов, численность населения которых составляет 1,53 млн. человек, или 16,8 % городского населения страны, из них 16 городов являются административными центрами соответствующих районов.

По итогам мониторинга социально-экономического развития насчитывается 6 838 СНП, в которых проживает 7,7 млн. человек. Из общего количества СНП 1080 соответствует высокому, 5293 - среднему потенциалу развития, 119 являются районными центрами, а 2382 - центрами сельских и поселковых округов. При этом, более половины СНП являются малочисленными и в них проживает всего 9,3 % сельских жителей.

Общая протяженность государственной границы Республики Казахстан по суше составляет 13 394 км. В республике насчитывается 12 приграничных областей, 62 приграничных района и 1297 населенных пунктов, расположенных на их территории.

Центры экономического роста:

1) в масштабах страны:

- города «первого уровня» (агломерации с центрами в городах Астана, Алматы, Шымкент и Актобе);

- города «второго уровня» (областные центры, города Семей и Туркестан);

2) в масштабах региона:

- города «третьего уровня» (перспективные малые и моногорода),

- районные центры,

- сельские населенные пункты (далее - СНП), в том числе опорные, приграничные территории.

В США более 76 % всего населения проживает в агломерациях, крупнейшими из которых являются Нью-Йоркская (11,3 тыс. кв. км, 23,3 млн. человек) и Лос-Анджелесская (5,8 тыс. кв. км, 18,6 млн. человек) агломерации.

Агломерациями мирового уровня в Европе являются Лондонская (11 тыс. кв. км, 13,4 млн. человек) и Парижская (12 тыс. кв. км, более 12 млн. человек).

Быстрыми темпами формируются урбанизированные территории в Китае - Шанхай (7,1 тыс. кв. км, 18,6 млн. человек), Бразилии - Рио-де-Жанейро (4,6 тыс. кв. км, 12,1 млн. человек), Аргентине - Буэнос-Айрес (2,7 тыс. кв. км, 14,6 млн. человек), Индии - Колката (1,8 тыс. кв. км, 15,6 млн. человек) и других развивающихся странах.

Цель Программы развития регионов до 2020 года - создание условий для развития социально-экономического потенциала регионов через формирование рациональной территориальной организации страны, стимулирование концентрации населения и капитала в центрах экономического роста.

Задачи Программы:

1) формирование конкурентоспособной экономики регионов;

2) совершенствование территориального и градостроительного развития страны;

3) обеспечение комфортных условий проживания населения, включая улучшение состояния окружающей среды, жилищного фонда, коммунальной и транспортной инфраструктуры;

4) эффективное и рациональное обеспечению населения питьевой водой и услугами водоотведения;

5) комплексное решение проблем развития жилищного строительства, обеспечивающему дальнейшее повышение доступности жилья для населения.

Направления развития городских агломераций:

1) экономическое позиционирование городских агломераций на республиканском и региональном рынках;

2) скоординированное развитие инфраструктуры городских агломераций с применением инновационных технологий;

3) совершенствование территориальной, градостроительной и институциональной политики развития городских агломераций.

Направления развития городов «второго уровня»:

1) экономическое позиционирование городов «второго уровня» на рынках Таможенного Союза;

2) эффективное градостроительное планирование территории городов «второго уровня» (областных центров, городов Семей и Туркестан), не входящих в зону агломерации;

3) эффективное развитие инженерной и социальной инфраструктуры городов «второго уровня».

Направления развития малых городов:

1) брендинг малых и моногородов, разработка их комплексных планов развития;

2) диверсификация экономики и развитие малого и среднего бизнеса в малых и моногородах;

3) развитие инфраструктуры малых и моногородов.

Направления развития сельских территорий:

1) развитие районных центров и опорных СНП;

2) развитие центров сельских округов, сел и поселков;

3) развитие других СНП с высоким и средним потенциалом развития;

4) повышение кадрового потенциала сельской местности;

5) развитие местного самоуправления.

Развитие приграничных территорий:

1) повышение административной значимости крупных поселений приграничных районов;

2) определение перспективных населенных пунктов - узловых точек приграничного сотрудничества и мер по их развитию;

3) развитие и обустройство инфраструктуры пунктов приграничного сотрудничества;

4) диверсификация экономики приграничных территорий и развитие малого и среднего бизнес.

Приоритеты государственной поддержки:

1. Повышение транспортной доступности и создание условий для «маятниковой» трудовой миграции населения и эффективной занятости;

2. Развитие инженерно-коммуникационной инфраструктуры (водопровод, канализация, системы газо-, тепло-, электроснабжения);

3. Строительство доступного жилья;

4. Модернизация жилищного фонда (термомодернизация);

5. Развитие инфраструктуры для крупных региональных проектов индустриализации, АПК, в сфере туризма и альтернативных источников энергии;

6. Улучшение состояния окружающей среды и повышение энерго- эффективности;

7. Развитие кадрового потенциала сельской местности;

8. Развитие местного самоуправления.

Механизмы реализации Программы:

1. Механизм осуществления жилищного строительства;

2. Механизм модернизации жилищного фонда;

3. Механизм развития системы водоснабжения и водоотведения;

4. Механизм финансирования и взаимодействие участников при реализации Программы по приоритету «Развитие местного самоуправления».

Наши рекомендации