Тема 10. Программа развития регионов до 2020 года
Цель: Дать студентам четкое представление о региональной политике и государственной программе развития регионов.
Вопросы: 1. Документы, являющиеся базовыми для составления региональных программ. 2. Агломерации, малые и моногорода, проблемные сельские территории. 3. Цель и задачи программы. 4. Направления развития и механизмы реализации программы.
Программа развития регионов до 2020 года утверждена Постановлением Правительства РК от 28 июня 2014 года №728 и базируется на следующих стратегических планах:
1) Прогнозной схеме территориально-пространственного развития страны до 2020 года, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 21 июля 2011 года № 118;
2) Послания Президента Республики Казахстан народу Казахстана «Стратегия «Казахстан - 2050»: новый политический курс состоявшегося государства» от 14 декабря 2012 года;
3) Основных положениях Генеральной схемы организации территории Республики Казахстан, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 декабря 2013 года № 1434.
В качестве базовой идеологии региональной политики предлагается стратегия сбалансированного развития, основанная на рациональном балансе приоритетного развития перспективных центров экономического роста и поддержании регионов (различных типов систем населенных мест) с низким экономическим потенциалом на минимально достаточном уровне стандарта качества жизни.
Программа развития регионов до 2020 года разработана на базе объединения следующих 5 (пяти) действующих программ: «Развитие регионов», «Программы развития моногородов на 2012 - 2020 годы», «Модернизации жилищно-коммунального хозяйства на 2011 - 2020 годы», «Ак булак на 2011-2 020 годы», «Доступное жилье 2020».
Программа направлена на повышение качества жизни населения (развитие инфраструктуры жизнеобеспечения - энерго- и теплоисточники, системы газо-, тепло-, электроснабжения, водоснабжения и водоотведения), развитие экономического потенциала регионов, а также на развитие регионов в соответствии с их функциональной типологией и экономическим потенциалом, определяет меры административно-правового и экономического характера, способствующие переходу их к внутренней консолидации, самоорганизации и саморазвитию на рыночных началах.
При этом направления Программы напрямую связаны с основными отраслевыми приоритетами, обозначенными в принятых государственных и отраслевых программах, особенно в таких как «Управление водными ресурсами», «Дорожная карта бизнеса 2020», «Дорожная карта занятости 2020», «Агробизнес 2020».
Основу разработки региональных программ составили процессы Агломерации и развития малых городов.
Агломерация - урбанизированное скопление близко расположенных населенных пунктов вокруг одного (моноцентрическая) или нескольких (полицентрическая) городов-ядер, объединенных между собой постоянными производственными, культурно-бытовыми и иными связями, а также имеющих тенденцию к территориальному слиянию.
Основные критерии определения агломераций в Казахстане:
1) демографическая емкость, что включает в себя высокую плотность населения региона, миграционный приток, ресурсную базу (земельные, водные, продовольственные ресурсы);
2) логистический потенциал, что означает удобное географическое расположение, прохождение международных транспортных коридоров, наличие транспортного узла и инфраструктуры;
3) экономический потенциал, то есть развитость города-центра (промышленный, сервисный, трудовой, финансовый, научный потенциал);
4) административный статус города-центра (столица, город республиканского значения), что немаловажно в условиях Казахстана, поскольку предполагает контроль бюджетных ресурсов;
Моногород – город, где основная часть (20% и более) промышленного производства и трудоспособного населения сосредоточена на одном или нескольких (немногих) градообразующих предприятий, как правило, одного профиля и сырьевой направленности (моноспециализация), которые при этом определяют все экономические и социальные процессы, происходящие в городе.
В категорию моногородов включены города с численностью населения от 10 до 200 тыс. человек, характеризующихся одним из следующих критериев:
1) объем промышленного производства градообразующих предприятий города в основном добывающего сектора составляет более 20% от общегородского объема производства (моноспециализация);
2) на градообразующих предприятиях города занято более 20% от общей численности занятого населения;
3) города, в которых градообразующие предприятия частично работают или приостановили деятельность.
4) При этом ко многим моногородам административно подчинены пригородные поселки и сельские населенные пункты, экономически тесно связанные с городом;
Малый город - город с численностью населения до 50 тысяч человек;
Опорный сельский населенный пункт – благоустроенный сельский населенный пункт, в котором будут созданы производственная и социальная инфраструктура для обеспечения необходимых социальных стандартов проживающему в нем населению и жителям прилегающих территорий;
Приграничные территории - территории административно-территориальных образований и населенных пунктов, расположенных на расстоянии до 50 км от государственной границы;
Центры экономического роста - конкретные территории (населенные пункты), выполняющие в экономике страны или региона функцию источника инноваций и прогресса, являющиеся благодаря «эффекту масштаба» полюсами , притяжения (концецтрации) факторов производства, а также где размещаются предприятия динамично развивающихся отраслей, производящие новые товары и услуги.
В настоящее время в Казахстане насчитывается 41 малый город, численность населения, которых по состоянию на 1 января 2013 года составляет 904,2 тыс. человек. 33 малых города являются административными центрами соответствующих сельских районов. 8 малых городов не являются центрами сельских районов
Перечень моногородов включает 27 городов, численность населения которых составляет 1,53 млн. человек, или 16,8 % городского населения страны, из них 16 городов являются административными центрами соответствующих районов.
По итогам мониторинга социально-экономического развития насчитывается 6 838 СНП, в которых проживает 7,7 млн. человек. Из общего количества СНП 1080 соответствует высокому, 5293 - среднему потенциалу развития, 119 являются районными центрами, а 2382 - центрами сельских и поселковых округов. При этом, более половины СНП являются малочисленными и в них проживает всего 9,3 % сельских жителей.
Общая протяженность государственной границы Республики Казахстан по суше составляет 13 394 км. В республике насчитывается 12 приграничных областей, 62 приграничных района и 1297 населенных пунктов, расположенных на их территории.
Центры экономического роста:
1) в масштабах страны:
- города «первого уровня» (агломерации с центрами в городах Астана, Алматы, Шымкент и Актобе);
- города «второго уровня» (областные центры, города Семей и Туркестан);
2) в масштабах региона:
- города «третьего уровня» (перспективные малые и моногорода),
- районные центры,
- сельские населенные пункты (далее - СНП), в том числе опорные, приграничные территории.
В США более 76 % всего населения проживает в агломерациях, крупнейшими из которых являются Нью-Йоркская (11,3 тыс. кв. км, 23,3 млн. человек) и Лос-Анджелесская (5,8 тыс. кв. км, 18,6 млн. человек) агломерации.
Агломерациями мирового уровня в Европе являются Лондонская (11 тыс. кв. км, 13,4 млн. человек) и Парижская (12 тыс. кв. км, более 12 млн. человек).
Быстрыми темпами формируются урбанизированные территории в Китае - Шанхай (7,1 тыс. кв. км, 18,6 млн. человек), Бразилии - Рио-де-Жанейро (4,6 тыс. кв. км, 12,1 млн. человек), Аргентине - Буэнос-Айрес (2,7 тыс. кв. км, 14,6 млн. человек), Индии - Колката (1,8 тыс. кв. км, 15,6 млн. человек) и других развивающихся странах.
Цель Программы развития регионов до 2020 года - создание условий для развития социально-экономического потенциала регионов через формирование рациональной территориальной организации страны, стимулирование концентрации населения и капитала в центрах экономического роста.
Задачи Программы:
1) формирование конкурентоспособной экономики регионов;
2) совершенствование территориального и градостроительного развития страны;
3) обеспечение комфортных условий проживания населения, включая улучшение состояния окружающей среды, жилищного фонда, коммунальной и транспортной инфраструктуры;
4) эффективное и рациональное обеспечению населения питьевой водой и услугами водоотведения;
5) комплексное решение проблем развития жилищного строительства, обеспечивающему дальнейшее повышение доступности жилья для населения.
Направления развития городских агломераций:
1) экономическое позиционирование городских агломераций на республиканском и региональном рынках;
2) скоординированное развитие инфраструктуры городских агломераций с применением инновационных технологий;
3) совершенствование территориальной, градостроительной и институциональной политики развития городских агломераций.
Направления развития городов «второго уровня»:
1) экономическое позиционирование городов «второго уровня» на рынках Таможенного Союза;
2) эффективное градостроительное планирование территории городов «второго уровня» (областных центров, городов Семей и Туркестан), не входящих в зону агломерации;
3) эффективное развитие инженерной и социальной инфраструктуры городов «второго уровня».
Направления развития малых городов:
1) брендинг малых и моногородов, разработка их комплексных планов развития;
2) диверсификация экономики и развитие малого и среднего бизнеса в малых и моногородах;
3) развитие инфраструктуры малых и моногородов.
Направления развития сельских территорий:
1) развитие районных центров и опорных СНП;
2) развитие центров сельских округов, сел и поселков;
3) развитие других СНП с высоким и средним потенциалом развития;
4) повышение кадрового потенциала сельской местности;
5) развитие местного самоуправления.
Развитие приграничных территорий:
1) повышение административной значимости крупных поселений приграничных районов;
2) определение перспективных населенных пунктов - узловых точек приграничного сотрудничества и мер по их развитию;
3) развитие и обустройство инфраструктуры пунктов приграничного сотрудничества;
4) диверсификация экономики приграничных территорий и развитие малого и среднего бизнес.
Приоритеты государственной поддержки:
1. Повышение транспортной доступности и создание условий для «маятниковой» трудовой миграции населения и эффективной занятости;
2. Развитие инженерно-коммуникационной инфраструктуры (водопровод, канализация, системы газо-, тепло-, электроснабжения);
3. Строительство доступного жилья;
4. Модернизация жилищного фонда (термомодернизация);
5. Развитие инфраструктуры для крупных региональных проектов индустриализации, АПК, в сфере туризма и альтернативных источников энергии;
6. Улучшение состояния окружающей среды и повышение энерго- эффективности;
7. Развитие кадрового потенциала сельской местности;
8. Развитие местного самоуправления.
Механизмы реализации Программы:
1. Механизм осуществления жилищного строительства;
2. Механизм модернизации жилищного фонда;
3. Механизм развития системы водоснабжения и водоотведения;
4. Механизм финансирования и взаимодействие участников при реализации Программы по приоритету «Развитие местного самоуправления».