Понятие, признаки и виды хозяйственных правоотношений
Хозяйственная деятельность - это сложная цепь хозяйственных отношений между участниками хозяйственной жизни.
Хозяйственные правоотношения - это отношения между хозяйственными субъектами и органами власти, которые образуются в процессе организации и осуществления хозяйственной деятельности.
Хозяйственные отношения - это отношения, связанные с началом, осуществлением и прекращением хозяйственной деятельности.
Ст. 2 ХК Украины называет участников хозяйственных отношений. Субъективный состав, участников хозяйственных отношений:
• хозяйственные организации, образованные для непосредственной хозяйственной деятельности и зарегистрированы как юридические лица;
• государственные и негосударственные органы, которые осуществляют управление экономикой (министерства, государственные
комитеты, хозяйственные объединения, управление также);
• структурные подразделения хозяйственных организаций, наделенные компетенцией по осуществлению хозяйственной деятельности;
• физические лица, официально зарегистрированные в уставе предпринимателей;
• государственные и гражданские учреждения и организации, которые являются потребителями продукции (товаров), работ, услуг.
Характерные черты хозяйственных правоотношений:
общие
наиболее полно отображают структуру общественного производства;
направленные на удовлетворение как частных, так и общественных интересов;
возникают на основе хозяйственно-правовых нормах;
имеют сложный, многоламповый и длительный характер.
Кроме того, к специфическим признакам этих отношений можно отнести:
• особенный субъективный состав (обязательным участником этих отношений является субъект хозяйствования индивидуальный предприниматель или хозяйственная организация);
• объединение имущественных и организационных элементов (государственная регистрация, лицензирование), имущественные - предприятие несет соответствующую имущественную ответственность;
• специфические объекты (средства осуществления хозяйственного интереса);
• специфическое содержание (нет резкого противопоставления прав и обязанностей, субъекты хозяйствования кроме взаимных прав и обязанностей имеют обязанности перед государством (обществом) в целом).
Классификация хозяйственных правоотношений:
1. По цели:
• нормообразующие - учет в процессе правового регулирования специфики определенных видов хозяйственных отношений,
• с учебной целью - изучение характерных признаков определенных видов хозяйственных отношений и связанных с этим особенностей их правового регулирования,
• для научных целей - исследования определенных видов хозяйственных отношений, поиск наиболее оптимальных путей их правовой регуляции и представления соответствующих рекомендаций законодателю и практическим работникам.
2. По характеру правоотношений (ч. 3 ст. ГК):
• хозяйственно-производственные - имущественные и другие отношения, которые возникают между субъектами хозяйствования в процессе непосредственного осуществления хозяйственной деятельности (производство и реализация товаров, работ, услуг);
• организационно-хозяйственные - относительно государственной регистрации субъектов хозяйствования, лицензирования их деятельности, контроля за соблюдением такими субъектами правил в сфере хозяйствования и др. (в процессе управления ХД);
• внутрихозяйственные - между структурными подразделениями, органами, между организацией в лице органов управления и их должностных лиц и ее участниками, между организацией и ее структурными подразделениями.
Первуюгруппу указанных отношений традиционно относят к горизонтальным отношениям, а вторую и третью — к вертикальным отношениям.
Хозяйственно-производственные отношения возникают между субъектами хозяйствования при непосредственном осуществлении хозяйственной деятельности. Например, такие отношения возникают при взаимодействии поставщика и покупателя по договору поставки продукции. Здесь не возникает подчиненности субъектов друг другу, они действуют как равные и независимые контрагенты.
Иная ситуация наблюдается в организационно-хозяйственных и внутрихозяйственных отношениях.
Организационно-хозяйственные отношения складываются между субъектами хозяйствования и субъектами организационно-хозяйственных полномочий в процессе управления хозяйственной деятельностью.
Такие отношения являются проявлением публичного и иного властного интереса в сфере хозяйствования. Они складываются между органами хозяйственного контроля (например, Антимонопольный комитет, Государственная инспекция по контролю за ценами, органы стандартизации и др.) и предпринимателями, между органами государственного управления и государственными предприятиями, между дочерними предприятиями и материнской (холдинговой) компанией, между хозяйственным объединением и предприятиями, входящими в его состав и т.п. Организационные отношения возникают:
—при регистрации и ликвидации (реорганизации) субъектов хозяйствования, внесении изменений в их учредительные документы;
—при выдаче лицензий, патентов, разрешений на размещение объектов торговли и т.п.;
—при формировании государственного заказа;
—при реализации функций государственного контроля за сферой хозяйствования;
—при выполнении программ социально-экономического развития;
— при обеспечении свободной экономической конкуренции; - при защите прав потребителей;
при обеспечении качества продукции и безопасности производства;
—при восстановлении платежеспособности субъектов предпринимательства или признании их банкротом;
—при предоставлении дотаций и льгот субъектам хозяйствования;
—— при обеспечении расчетно-кассовой дисциплины и во многих других случаях, обусловленных необходимостью государственного вмешательства в современные экономические отношения.
Вертикальные отношения в сфере хозяйствования неотделимы от горизонтальных отношений. Например, если организационные элементы расчетных отношений (кассовая дисциплина, порядок открытия и использования банковских счетов, единство банковской системы) не существуют для имущественных (деньги, безналичные переводы, кредитные ресурсы и др.) и не слиты с ними воедино, то сами по себе, потеряв имущественную основу, они не нужны; и наоборот, что осталось бы от таких отношений, если бы они не были соответственно организованы? Именно поэтому в реальной действительности нельзя расчленить нормы, регулирующие хозяйственные отношения, на самостоятельные части гражданского и административного права. Отсутствие организационно-имущественного единства хозяйственных отношений означало бы их разрушение и хаотичное существование.
Невольное свидетельство тому — печальные уроки начала 90-х годов, когда устранение государства от организации экономических отношений привело к уничтожению производственной сферы, гиперинфляции и падению материального состояния граждан Украины. Вот почему нельзя забывать, что хозяйственная деятельность — сложноорганизованный, но единый экономический организм.
Внутрихозяйственные отношения возникают между структурными подразделениями субъекта хозяйствования — юридического лица, а также между самим таким субъектом и его структурными подразделениями (цехами, отделами, филиалами, представительствами и т.д.). Например, такие отношения возникают по поводу перераспределения материальных ценностей между производственными участками, при взаимодействии между органами управления предприятия, при составлении сводного баланса отчетности юридического лица и его филиалов и т. д. Учитывая, что филиалы и представительства не обладают статусом юридического лица, как правило, внутрихозяйственные отношения регулируются не законодательством, а внутренними (локальными) актами юридического лица. Однако применение законодательства для регулирования внутрихозяйственных отношений не исключается. Например, нормы Закона «О налогообложении прибыли предприятий» (пп. 2.1.3, 4.1.6) регламентируют взаимодействие между обособленными подразделениями юридических лиц по поводу налоговой отчетности.
3. По отраслям экономики и сферам управления:
• в промышленности,
• в агропромышленном комплексе,
• в отрасли транспорта,
• в капитальном строительстве,
• в сфере приватизации государственного и коммунального имущества,
• в сфере экономической конкуренции и антимонопольной политики.
Особенность хозяйственных правоотношений, которые составляют предмет правового регулирования, и методы их регулирования образуют хозяйственное право, как особенную отрасль права.