Принципы и методы прогнозирования

Процесс прогнозирования всегда базируется на определенных методологических принципах, которых необходимо придерживаться при анализе объекта прогнозирования.

Основными из них являются следующие:

1. Принцип системности – это построение прогноза на основе системы методов и моделей, характеризующих определенную иерархию и последовательность событий.

2. Принцип естественной специфичности. Этот принцип предусматривает обязательный учет специфики природы объекта прогнозирования, закономерностей его развития, абсолютных и расчетных границ развития.

3. Принцип целеустремленности - это содержательное описание поставленных заданий исследования, которые предусматривают уровень развития объекта, его целенаправленную конечную цель.

4. Принцип научной обоснованности – всесторонний учет требований объективных законов развития общества, использование мирового опыта.

5. Принцип оптимизации описание объекта прогнозирования – это многоуровневое описание объекта как целостного явления и одновременно как элемента сложнейшей системы. Он может обеспечить заданную достоверность и точность прогноза по минимальным затратам на его разработку.

6. Принцип информационного единства – использование информации с равным уровнем обобщения и целостности признаков.

7. Адекватность объективным закономерностям развития — это принципы выявления и оценки взаимосвязей и тенденций развития объекта, то есть обеспеченности соответствующими ресурсными факторами развития объекта прогнозирования.

8. Принцип последовательного решения неопределенности - это интерактивная (целенаправленная) процедура продвижения от выявленных целей и условий, которые сложились, до определения возможных направлений развития.

9. Принцип альтернативности - выявление возможности развития объекта по различным траекториям, при различных взаимосвязях и структурных соотношениях.

10. Принцип аналогичности предусматривает при анализе объекта постоянное сопоставление (сравнение) его свойств со свойствами, характерными для определенной области подобных объектов и их моделей, с целью найти объект-аналог и использовать при прогнозировании его модели или отдельные его элементы.

В зависимости вот источников информации, технологии ее обработки и получаемых результатов экономические методы прогнозирования делятся на две сравнительно большие группы: 1) фактографические; 2) эвристические (рис. 5.1).

                      Методы прогнозирования                
                Принципы и методы прогнозирования - student2.ru             Принципы и методы прогнозирования - student2.ru                              
      Фактографические             Эвристические    
Принципы и методы прогнозирования - student2.ru   Принципы и методы прогнозирования - student2.ru     Принципы и методы прогнозирования - student2.ru Принципы и методы прогнозирования - student2.ru  
                                                                                                                 
Принципы и методы прогнозирования - student2.ru Статистические   Принципы и методы прогнозирования - student2.ru Опережающие   Принципы и методы прогнозирования - student2.ru Интуитивные     Принципы и методы прогнозирования - student2.ru Аналитические          
Принципы и методы прогнозирования - student2.ru Принципы и методы прогнозирования - student2.ru Принципы и методы прогнозирования - student2.ru Принципы и методы прогнозирования - student2.ru Принципы и методы прогнозирования - student2.ru Принципы и методы прогнозирования - student2.ru Принципы и методы прогнозирования - student2.ru Принципы и методы прогнозирования - student2.ru Принципы и методы прогнозирования - student2.ru Принципы и методы прогнозирования - student2.ru   Принципы и методы прогнозирования - student2.ru Принципы и методы прогнозирования - student2.ru Принципы и методы прогнозирования - student2.ru Принципы и методы прогнозирования - student2.ru Принципы и методы прогнозирования - student2.ru   Принципы и методы прогнозирования - student2.ru Принципы и методы прогнозирования - student2.ru Принципы и методы прогнозирования - student2.ru Принципы и методы прогнозирования - student2.ru   Принципы и методы прогнозирования - student2.ru      
                                                                   
                                                                     
Метод экстраполяции   Метод функций   Метод интерполяции   Корреляционный метод   Регрессионный метод   Метод кривых роста и огибающих кривых   Метод патентной экспертизы   Метод отмены научного начинания   Метод экспертной оценки   Метод «мозговой атаки»   Метод морфологического анализа   Метод аналогий   Метод построения дерева целей   Метод информационного моделирования   Метод оптимизации   Метод формирования сценариев      

Рис. 5.1. Основные методы экономического прогнозирования развития предприятий и других субъектов предпринимательской деятельности.

Фактографические - базируются на использовании фактических материалов, которые детально характеризуют изменения во времени всей совокупности или отдельных признаков (показателей) объекта прогнозирования.

Основными в этой группе являются методы экстраполяции, функций, корреляционно-регрессивных методов.

Метод экстраполяции является одним из основных для прогнозирования развития сложных производственных систем: в его основу положено предположение о неизменности факторов, определяющих развитие объекта исследования. В связи с этим сущность метода экстраполяции состоит в распространении закономерностей развития объекта в прошлом на его будущее.

Метод функций относится к математико-статистическим ме­тодам прогнозирования, которые базируются на использовании так называемых автокорреляционных функций (автокорреляция - выражение взаимной связи между соседними членами временного ряда). Процесс прогнозирования с использованием автокорреляционных функций состоит в выполнении двух последовательных действий. Сначала формулируют задачу прогнозирования и определяют критерии ее решения, а затем, используя временной ряд, который отражает процесс развития параметров производственной системы во времени, определяют прогнозируемую величину на перспективный период при условии минимизации среднеквадратических ошибок предвидения.

Методы корреляционных и регрессионных моделей также сравнительно широко применяются в экономическом прогнозировании.

Прогнозирование с использованием корреляционных моделей (методов) состоит в поиске математических формул, характеризующих статистическую связь одного показателя с другим (парная корреляция) или с группой других (множественная корреляция).

Эвристические - предусматривают осуществление прогнозных разработок с помощью логических приемов и методических правил теоретических исследований.

Конкретные методы прогнозирования этой группы охватывают две подгруппы - интуитивные и аналитические. Среди основных методов первой подгруппы выделяют методы экспертной оценки и «мозговой атаки», а второй - методы морфологического анализа построения «дерева целей», информационного моделирования, оптимизации.

Метод экспертных оценок. В его основу положен способ сбора необходимой информации путем анкетирования. При этом экспертная оценка должна быть составлена таким образом, чтобы можно было получить:

1) количественно однозначные ответы на предлагаемые вопросы;

2) формализованные сведения в характере источников аргументации, степени влияния каждого из источников на ответ эксперта;

3) количественно определенную экспертом оценку уровня его знания предмета, предлагаемого для анализа и выводов.

Метод «мозговой атаки» является разновидностью метода групповых экспертных оценок и сводится к творческому сотрудничеству определенной группы экспертов - специалистов по решению поставленной задачи - путем проведения дискуссий.

Метод морфологического анализа основан на использовании комбинаторики, т.е. исследований всех возможных вариантов, исходя из закономерности построения (морфологии) изучаемого и анализируемого объекта исследования (прогнозирования). Прогнозная оценка развития предприятия (организации) осуществляется путем комбинирования возможных вариантов будущего состояния объекта.

Метод построения «дерева целей» применяется в прогнозировании с целью разбивки основных задач на подзадачи и создания системы «взвешенных» по экспертным оценкам связей.

Специфическим методом прогнозирования является метод информационного моделирования. Он базируется на том, что характерные особенности массовых потоков информации создают условия для прогнозирования развития конкретных объектов на основе таких источников информации, которые содержат необходимые, логически упорядоченные документы в определенной последовательности.

Одним из таких способов прогнозирования является метод оптимизации рядов параметров конкретных исследуемых объектов на основе анализа максимально возможного количества факторов, связанных с производством и финансово-экономическими показателями, с учетом степени взаимодействия этих факторов.

Возможны и другие методы прогнозирования деятельности предприятий и организаций. В группе фактографических можно назвать, например, опережающие методы, к которым, в частности; принадлежат методы патентной экспертизы. В подгруппе статистических возможны еще и такие методы прогнозирования, как методы интерполяции, кривых роста и огибающих кривых, а в подгруппе аналитических - метод аналогии, формирования спецсценариев и др.

Суть планирования, его задачи и функции

Планирование - это способ составления последовательных и сбалансированных операций для достижения определенной цели, это процесс разработки планов, программ и проектов на основе использования экономических законов и передового опыта.

Значение планирования состоит в том, что оно позволяет:

· предусматривать перспективу развития предприятия на будущее;

· более рационально использовать все ресурсы предприятия;

· избежать риска банкротства;

· более целеустремленно и эффективно проводить научно-техническую
политику на предприятии;

· своевременно обновлять и модернизировать продукцию, которая выпускается, и повышать ее качество соответственно конъюнктуре рынка.

Предприятию необходимо предусмотреть все виды работ, начиная с выбора вида выпускаемой продукции, конструкционного проекта изделия и технологии его выпуска, организации производства, сбыта, сокращения выпуска устаревшей и освоения новой продукции.

Следовательно, основными задачами планирования являются:

· проектирование перспективы деятельности по датам исполнения;

· организация исполнения;

· контроль исполнения.

Планирование деятельности предприятия выполняет следующие важные функции:

1) позволяет определить жизнеспособность предприятия в условиях конкуренции;

2) содержит ориентиры, в соответствии с которыми руководство действует на этапе становления и развития предприятия;

3) прогнозирует процессы развития производства;

4) конкретизирует пути достижения цели и преодоления препятствий;

5) служит важным инструментом производственной деятельности предприятия, обеспечивающим его гибкость;

6) стимулирует интерес потенциальных инвесторов для вложения средств в развитие производства.

Чем более детально разработан план, тем легче его выполнять; расходуется меньше ресурсов (материальных, трудовых, финансовых, природных), выше качество работ. Большая потеря средств и времени возникает при несбалансированности планов по различным направлениям деятельности предприятия, наличии неточных расчетов и недисциплинированности его исполнителей.

Принципы и методы планирования

Принципы планирования определяют характер и содержание плановой деятельности на предприятии. Последовательное соблюдение принципов планирования создает предпосылки для эффективной работы и уменьшает возможность негативных результатов планирования.

Планирование деятельности предприятия базируется на следующих принципах:

1. Принцип беспрерывности. Сущность этого принципа состоит в том, что планирование на предприятиях должно осуществляться постоянно в границах установленного цикла, а разработанные планы должны беспрерывно приходить на смену друг другу. Необходимость непрерывности планирования обусловленная такими моментами:

а) неопределенность внешней среды и неизбежность непредвиденных изменений обуславливают необходимость постоянного корректирования ожиданий предприятия относительно внешних условий и соответствующего исправления и уточнения планов;

б) изменяются не только фактические предпосылки, а и представление предприятия про внутренние ценности и возможности. Если предприятие не будет учитывать таких изменений, запланированный и полученный .результат может оказаться никому не нужным;

в) беспрерывный процесс планирования дает возможность обеспечить постоянное привлечение работников предприятия к плановой деятельности со всеми выгодами, которые из этого выплывают.

2. Целевая направленность - это четко определенная конечная цель, которая является исходным пунктом планирования. На практике выделяют пять основных целей (групп целей) предприятия:

1) хозяйственно-экономическую, которая обусловлена требованиями обеспечения высокой эффективности производственной системы выпуска общественно необходимой продукции;

2) производственно-технологическую. Она отображает основное функциональное назначение предприятия - выпуск продукции определенной номенклатуры и надлежащего качества:

3) научно техническую - это ускоренное развитие научно-технического прогресса. Он материализуется в постоянном улучшении качества продукции и обновлении технической базы производства;

4) социальную - вместе с развитием основного производства адекватно развитие социальной сферы. Поскольку все планируется учитывая потребности человека, то и социальное развитие может возрастать и оптимально обеспечивать потребности работников предприятия и в социальной, и духовной сфере;

5) экологическую - изготовление экологически безопасной (чистой) продукции, при этом обеспечиваются требования относительно чистоты и сохранения окружающей среды.

3. Принцип научностиозначает, что планирование должно осуществляться на научной основе, то есть на достоверной информации и научно проверенных методах. Кроме того, этот принцип означает, что в планах должны использоваться самые последние достижения в науке и технике, а также передовые методы работы отдельных предприятий.

4. Принцип участияозначает, что каждый член предприятия становится участником плановой деятельности независимо от должности и исполняемым им функций. Планирование, которое основывается на принципе участия, в западной литературе называют партисипативным.

Преимущества принципа участия обнаруживаются прежде всего в том, что:

- каждый из участников получает более глубокое понимание предприятия, значение разных сторон его деятельности;

- непосредственное участие в процессе планирования ведет к тому, что планы предприятия становятся личными планами работающих;

- работники предприятия, беря участия в планировании, развивают себя как личность, приобретая навыки, знания, расширяют собственные возможности ;

- партисипативное планирование объединяет две функции менеджмента, которые часто противоречат одна другой, - это оперативное руководство и планирование. Планирование перестает быть второстепенным делом для руководителей и непосредственных исполнителей.

5. Принцип системности означает, что планирование охватывает все сферы деятельности предприятия, тенденции его развития, прямые и обратные связи в его системе.

Системный подход используется на всех стадиях организации и управлении производством. С помощью системного анализа можно определить альтернативные пути и способы достижения заданной цели, сроки реализации, спрогнозировать перспективу развития той или иной отрасли производства и т.п.

6. Принцип стабильности необходимый атрибут стабильности предприятия. Непредвиденное развитие событий может привести к потере финансовой стойкости и банкротству.

7. Принцип гибкостисостоит в предоставлении планам и процессу планирования способности изменять свою направленность в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств. Для осуществления принципа гибкости планы должны составляться так, чтобы в них можно было вносить изменения, связывать их с изменениями внутренних и внешних условий. Поэтому планы, как правило, имеют так называемые резервы («надбавки безопасности»).

С финансовой точки зрения обеспечение принципа гибкости требует дополнительных затрат. Уровень затрат должен учитывать вероятность будущих рисков. Предоставление гибкости планам с помощью дополнительных затрат также имеет свое ограничение.

8. Принцип оптимальности использования ресурсов. При использовании материальных и всех других видов ресурсов для выпуска продукции следует ориентироваться на потребности, условия и конъюнктуру рынка, интенсификацию производства, внедрение достижений научно-технического прогресса, оптимальную реализацию имеющихся резервов как производственных, так и организационных. Принцип оптимальности касается и эффективного и полного (оптимального) использование производственных мощностей, которые принимают участие в производственной деятельности.

9. Принцип точности. Планы должны быть конкретизированные и детализированы в такой мере, в которой это разрешают внешние и внутренние условия деятельности фирмы. Например, стратегическое, долгосрочное планирование вынуждено ограничиваться определением основных целей и наиболее общих направлений деятельности, так как объем долгосрочной информации про будущее очень небольшой, а диапазон и скорость изменений постоянно возрастают.

10. Принцип сбалансированности - это определяющее условие обоснованности планов, реальности их выполнения. Главным его проявлением является соответствие потребностей в ресурсах наличие их.

11. Принцип социальной ориентации предусматривает решение рядом с техническими и экономическими проблемами социальных проблем (экологии, безопасности и т.д.).

12. Принцип ранжирования объектов планирования по их важности дает возможность рационально распределить имеющиеся ресурсы.

13. Принцип вариантности предусматривает разработку не менее двух-трех альтернативных вариантов достижения одной и той же цели и выбор оптимального варианта.

14. Принцип автоматизации процесса планированияпредусматривает использование современных информационных технологий и компьютерной техники.

Планирование деятельности предприятия осуществляется с помощью различных методов. Выбирая их, необходимо исходить из следующих требований:

Методы планирования должны:

1) быть адекватными внешним условиям хозяйствования, особенностям разных этапов процесса становление и развития рыночных отношений;

2) наиболее полно учитывать профиль деятельности объекта планирования и разнообразные средства достижения основной предпринимательской цели – увеличение прибыли;

3) отвечать видовым признакам плана, который разрабатывается.

Все методы планирования можно разделить на несколько групп по разным классификационным признакам:

1. По исходной позиции разработки плана различают:

- Ресурсный метод планирования, который базируется на учете условий хозяйствования и имеющихся ресурсов и может использоваться при монопольном положении предприятия или слабой конкуренции.

- Целевой метод (по потребностям) используется при усилении конкурентной борьбы, когда начальным моментом планирования становятся потребности рынка, спрос на продукцию (услуги). Предприятие самостоятельно определяет цель деятельности и для ее достижения формирует соответствующие планы.

2. Зависимо от принципов определения конечных и промежуточных значений плановых показателей различают:

- метод экстраполяции – промежуточные и конечные (на конец планового периода) значение плановых показателей определяются на основе динамики их показателей в прошлом, допуская, что темпы и пропорции достигнутые на момент разработки плана, будут сохранены в будущем;

- метод интерполяции по которому предприятие устанавливает цель для достижения в будущем и исходя из нее определяет продолжительность планового периода и промежуточные плановые показатели.

То есть в отличие от наступательного движения при экстраполяции интерполяционный метод предусматривает обратное движение - от установленной цели и соответствующего конечного значения плановых показателей с вычислением промежуточных их величин.

3. По способу расчета плановых задач определяют такие методы:

- исследовательско-статистический (средних показателей) - предусматривает для установления плановых показателей использование фактических статистических данных за предшествующие года, средние величины;

- факторный - согласно которому плановые значения показателей определяют на основании расчетов влияния важнейших факторов. Расчеты по отдельным факторам применяются прежде всего при планировании эффективности производства (определении возможных темпов роста продуктивной работы, снижения себестоимости продукции и т.п.);

- нормативный метод -сущность которого заключается в том, что плановые показатели рассчитываются на основе прогрессивных норм использования ресурсов с учетом их изменений в результате внедрения организационно-технических мероприятий в плановом периоде. Конечно, применение этого метода на предприятии требует создания соответствующей нормативной базы. В современных условиях самостоятельного хозяйствования предприятия сами разрабатыват нормативную базу соответственно условиям, которые сложились.

4. Согласование потребностей с необходимыми ресурсами обеспечивается с помощью:

- балансового метода– суть которого сводится к разработке специальных таблиц-балансов, в одной части которых с разной степенью детализации показывают все направления использования ресурсов соответственно потребностям, а во второй - источники поступления этих ресурсов. В процессе разработки баланса должно быть решено такое основное задание: обеспечить равенство между указанными двумя частями баланса. Балансы на предприятии разрабатываются для разных видов ресурсов (материальных, трудовых, финансовых).

- матричного метода - который является дальнейшим развитием балансового метода и состоит в разработке моделей взаимосвязей между производственными подразделениями и показателями.

5. По способу выполнения расчетных операцийвыделяют:

• ручной,

• механизированный;

• автоматизированный методы планирования.

6. По форме предоставления плановых показателейразличают:

- табличный;

- линейно-графический;

- логико-структурный методы планирования.

Система планов предприятия

Разработка и реализация различных планов предприятия и его подразделений требует их координации, позволяющей реализовать основную цель деятельности предприятия.

Система планов может обеспечивать: комплексное решение социальных и экономических проблем; концентрацию сил и ресурсов на выполнение поставленной цели - производство конечной продукции; ускорение реализации научно-технических изобретений и разработок, направленных на повышение темпов роста производительности труда и качества продукции; рациональное использование производственных фондов, материальных, трудовых и финансовых ресурсов; создание материальных и финансовых резервов, необходимых для пропорционального и сбалансированного развития производства.

Составление и реализация плана - непрерывный процесс, который может быть наглядно представлен в виде схемы (рис. 8.1).

 
  Принципы и методы прогнозирования - student2.ru

Рис. 8.1 Схема разработки и реализации плана

В зависимости от продолжительности планового периода система планов предприятия включает: перспективное; среднесрочное и текущее планирование.

Перспективное планирование на предприятии охватывает долгосрочную (стратегическую) перспективу. Перспективный стратегический план предусматривает преимущественно возможное развитие предприятия, его направление, по которыму необходимо принять решение. Он имеет более концептуальный характер, а определенный статистический материал используется лишь для обоснования принятия решения. Перспективное планирование рассчитано на пять и больше лет.

Среднесрочное планирование.Важнейшими его составляющими является детальная хронологизация проектов, полная номенклатура продукции, которая изготовляется, конкретные инвестиции и финансовые показатели. Среднесрочный план – это детализированный стратегический план на первые года деятельности предприятия.

Текущее планирование составляет завершающий этап внутризаводского планирования. На всех уровнях управления предприятием и по всем направлениям его деятельности разрабатываются планы на менее короткие периоды (квартал, месяц). Разновидностью текущего планирования является оперативно-производственное планирование, то есть календарное согласование производственного процесса между структурными подразделами с учетом последовательности и параметров технологического процесса.

По уровням управления предприятия различают такие виды планов:

• общефирменные;

• цеховые;

• функциональных подразделений (отделов, участков, бригад);

• индивидуальные (для отдельных исполнителей).

На рис. 8.2 представлена система планов, которые разрабатываются на современном предприятии в условиях рыночной экономики.

Как правило, разрабатываются четыре группы взаимосвязанных планов:

1.Основные направления деятельности, главным содержанием которых является стратегия на обозримое будущее (10-15 лет).

2.Планы развития предприятия на срок от 1 года до 5 лет. С позиций стратегического планирования важнейшим содержанием их являются перспективы совершенствования производства, переход к выпуску нового поколения продукции и использования новых технологий.

3.Тактические планы, регламентирующие текущую деятельность предприятия.

4.

Основные направления
Программы и проекты, которые носят целевой характер: разработки конкретной продукции и технологии, экономии энергоресурсов, проникновения на новые рынки.

 
  Принципы и методы прогнозирования - student2.ru

Рис. 8.2. Система планов предприятия

Приоритетным направлением планирования является разработка планов по выпуску новых видов продукции, т.к. оно определяет все остальные направления деятельности предприятия.

Приведенная выше система планов характерна для средних и крупных предприятий, выпускающих технически сложную продукцию. На малых предприятиях чаще всего разрабатываются текущие планы.

Наши рекомендации