Основные принципы, формы и методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
Теоретические основы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности
В современных условиях внешнеэкономическая деятельность является важной составляющей, формирующей структуру, динамику, устойчивость национальной экономики. Сегодня ни одно государство в мире не может успешно развиваться без эффективной системы внешнеэкономических отношений, позволяющих интегрироваться в мировое хозяйство. Вместе с тем, несмотря на тенденцию к интеграции, мировая экономика остается конгломератом хозяйств с различными уровнями развития и несовпадающимими, а подчас и прямо противоположными, интересами. Поэтому каждой стране крайне важно реалистически оценить свое нынешнее и возможно будущее место в мировом сообществе с учетом собственных интересов и специфических целей развития. В этих условиях особое значение приобретает государственное регулирование внешнеэкономической деятельности как совокупности мер и институтов, способствующих осуществлению внешнеэкономической политики страны в отношении взаимосвязей с зарубежными партнерами. Изучение данной темы базируется на знании теоретических подходов к исследованию регулирования ВЭД. Существует множество теорий, затрагивающих различные аспекты регулирования внешнеэкономических отношений. В наиболее общем виде они представлены в таблице 1.
Таблица 1
Научно-теоретические подходы к исследованию
направлений регулирования ВЭД
Автор научного подхода и название научной концепции | Содержание научного подхода | Критика |
Т. Мэн, А. Монкретьен, Т. Манн, Дж. Локк, У. Стаффорд, И. Т. Посошков, А. Л. Ордин-Нащокин и др. (Экономические учения меркантилистов) | Основные принципы: золото и сокровища любого рода как выражение сути богатства; регулирование внешней торговли с целью обеспечения притока в страну золота и серебра; поддержка промышленности путем импорта дешевого сырья; протекционистские тарифы на импортируемые промышленные товары; поощрение экспорта, особенно готовой продукции; импорт должен состоять из сырья и полуфабрикатов, произведенных с интенсивным применением капитала, а экспорт - из конечного продукта, произведенного с интенсивным применением труда, т.к. чистый экспорт труда поддерживает занятость внутри страны и увеличивает доход от зарубежных источников. Основа меркантилизма - доктрина активного торгового баланса как непременного условия национального благосостояния. | Отождествление богатства государства с приобретением твердых денег или сокровищ; отождествление денег и капитала, а также активного сальдо торгового баланса и ежегодного превышения дохода над потреблением; показатель экономического благосостояния - превышение экспорта над импортом, на что и должно быть направлено государственное регулирование. |
А. Смит (Теория абсолютных преимуществ) | Создал основы теории международной торговли, в соответствии, с которой страна должна экспортировать товары, цена которых ниже, чем в других странах, а импортировать в обмен из других стран те товары, где они дешевле. То есть, развитие внешнеэкономических связей между странами исходят из различий в абсолютных уровнях издержек производства в отдельных странах. Обосновываются преимущества МРТ и международной специализации. Правительство не должно вмешиваться во внешнюю торговлю. Первое обоснование необходимости реализации государством принципов свободной торговли. | Основана на ряде допущений не всегда имеющих место в реальности -свобода внешней торговли, полная занятость в экономике, единственный фактор производства - труд, в торговые отношения вовлечены только две страны, производятся и обмениваются только два товара, страны специализируются на одном товаре, транспортные расходы отсутствуют и пр. |
Д. Рикардо (Теория сравнительных преимуществ) | В основе международной специализации лежат факторы, обусловливающие разницу в количестве труда, необходимого для производства товара, прежде всего географические условия, (в т.ч. природно- климатические особенности), а также разный уровень экономического развития стран. На основании данной концепции обоснован принцип сравнительных преимуществ, согласно которому страны должны специализироваться на производстве и вывозе тех товаров, которые они производят с относительно меньшими издержками (в расчете на единицу труда). Обосновывается значимость свободной торговли и государственного невмешательства во внешнеторговые отношения. | Рассматривался один фактор производства, не были подробно проанализированы причины различия в производительности труда |
Э. Хекшер, Б. Олин (Теория международной торговли) | Выдвинули концепцию «относительного изобилия одного из факторов производства», в которой предложили развернутое объяснение международной специализации - разная обеспеченность стран факторами производства создает стимул к специализации в торговле: богатая трудом страна обладает преимуществом в производстве трудоемкого товара, а богатая капиталом - соответственно капиталоемкого. Поэтому страна экспортирует те товары, производство которых требует интенсивного использования факторов производства, которыми данная страна обладает в сравнительно большем объеме, нежели ее торговые партнеры. Оговаривается определенная роль государства во внешнеэкономической сфере. | Нереалистический характер исходных положений связывают со следующими моментами: наличие только двух стран участниц торговли и двух факторов производства, существование свободной конкуренции, и абсолютной гибкости цен, отсутствие препятствий в торговле, прямой обмен товара на товар, как следствие сведение всех форм МРТ к одной внешней торговле, игнорирование влияния масштабов производства, транспортных издержек и т.д. |
П. Самуэльсон (Теорема о выравнивании цен на факторы производства) | Модификация теории внешней торговли на основе вышеназванной концепции: если в международном разделении труда страна богатая капиталом будет специализироваться на производстве капиталоемкого товара это приведет к росту спроса и цены на капитал; а специализация страны, богатой трудом на производстве трудоемкого товара приводит к росту спроса и цены на труд. В результате повышения цены на более дешевый фактор будет происходить сближение структур относительных цен на труд и капитал в обеих торгующих странах. | Так же, как и неоклассики (Э. Хекшер и Б. Олин) игнорировал социальные аспекты и исторические условия. |
В. Леонтьев (Парадокс Леонтьева) | Проводя эмпирические исследования, пришел к выводам, полностью противоречащим теории Хекшера-Олина: США богатые капиталом экспортировали трудоемкую продукцию, а импортировали капиталоемкую. С целью примирения собственных результатов с неоклассической теорией выдвинул два объяснения: 1.необходимость рассматривать высокую квалификацию, характерную для американских рабочих как капитал, что позволяет расширительно трактовать это понятие. Значит, экспортируемые из США трудоемкие товары оказываются капиталоемкими 2.В процессе производства капитал может быть заменен рядом других факторов - плодородной землей, лесом, водными ресурсами и т.п. Следовательно, импортируемые в США товары могут оказаться капиталоемкими в США, но ресурсоемкими - за границей. В результате данных исследований были дифференцированы факторы производства и преобразована двухфакторная модель в многофакторную. | Отрицательные моменты сформулированы в теор. исследованиях Б. Минхаса |
Б. Минхас | Проводя собственные исследования, показал некорректность подхода В. Леонтьева, сравнивающего экспортные отрасли США не с экспортными отраслями других стран, а с антиимпортными, то есть внутренними американскими отраслями - конкурентами зарубежных производителей, ввозящих в США продукцию. По мнению Б. Минхаса, в различных странах существует расхождение в относительных ценах на труд и капитал. Поэтому один и тот же товар может оказаться трудоемким в США и капиталоемким в Индии. | Сформулировал недостатки теории В. Леонтьева, собственной стройной теории не выдвинул. |
Р. Вернон (Теория жизненного цикла продукции) | Анализируя послевоенную структуру внешней торговли США, выявил прямую зависимость между значимостью отрасли в экспорте и уровнем производимых в ней научно-исследовательских работ. Так называемые наукоемкие отрасли вырываются вперед и определяют конкурентную мощь страны в мировом хозяйстве. Наукоемкий продукт - разновидность трудоемкого продукта. Поэтому двух факторная модель Хекшера -Олина с гомогенным представлением о трудовом факторе, преобразуется в многофакторную, где наряду с капиталом существует целый ряд разновидностей труда. Показано, что производство некоторых видов продукции проходя цикл, состоящий из нескольких этапов (внедрение, рост, зрелость, упадок) перемещается из одних стран в другие в зависимости от этапа цикла. Доказывается необходимость экспорта капитала, передачу технологии за границу, показывается деятельность ТНК в течение «жизненного цикла продукта». Обосновывается роль государства. | Абстрагируется от социального содержания многонационального предпринимательства, в связи с чем рассматриваются только позитивные моменты ТНК как средства соединения фаз производства. Не берутся во внимание такие негативные последствия деятельности ТНК как подавление национальной промышленности в принимающей стране, эксплуатация ее природных ресурсов и населения. |
М. Портер | Обосновал, что в современных условиях значительная часть мировых товарных потоков связана не с «естественными», а с «приобретенными» преимуществами, целенаправленно формируемыми в ходе конкурентной борьбы; основными конкурирующими субъектами являются не страны, а фирмы. Как вывод - правительства должны создавать благоприятные условия для эффективного функционирования данных фирм. | Сформулировал теорию конкурентных преимуществ. |
Во внешнеэкономической политике и практике государственного регулирования в разные периоды использовались различные аспекты вышеназванных теорий. В современных условиях интернационализации хозяйственной жизни экономика отдельных стран все глубже втягивается в международное разделение труда, что изменяет роль и цели национального внешнеэкономического регулирования. С одной стороны, важнейшей задачей государства по-прежнему является создание наиболее благоприятных условий для своих предпринимателей на внутреннем и внешнем рынках, что связано с реализацией протекционистских мер и задач защиты национального рынка. С другой стороны, процессы интернационализации и глобализации вызывают необходимость либерализации внешней торговли и движения капитала, валютно-финансовых отношений. В этой связи особое значение приобретает совокупность форм и методов, используемых государством для регулирования своей внешнеэкономической деятельности.
2. Органы государственного управления внешнеэкономической деятельностью в Республике Беларусь и их функции.
Государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется Президентом Республики Беларусь, Национальным собранием Республики Беларусь, Правительством Республики Беларусь и иными уполномоченными государственными органами Республики Беларусь.
Президент Республики Беларусь является главой государства и исполнительной власти и гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями.
Высшим представительным и законодательным органом является Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь, которое состоит из двух палат – Палаты представителей и Совета Республики. Палата представителей рассматривает проекты законов по вопросам внутренней и внешней политики страны, по ратификации (процесс придания юридической силы документу (например, договору) путём утверждения его соответствующим органом каждой из сторон) и денонсации международных договоров (лат. denuntiatio; англ. denunciation; фр. denonciation) - в международном праве надлежащее оформленное уведомление одним государством другого о расторжении (отказе от исполнения) заключенного между ними международного договора в одностороннем порядке, распространенный способ правомерного прекращения действия международного договора).
Совет Республики одобряет или отклоняет принятые Палатой представителей проекты законов. Закон представляется Президенту на подпись, после подписания он считается принятым и вступает в силу.
Исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство – Совет Министров Республики Беларусь – центральный орган государственного управления. Совет Министров Республики Беларусь в области внешнеполитической деятельности осуществляет координацию деятельности в области отношений Республики Беларусь с другими государственными и международными организациями; регулирует внешнеэкономическую деятельность, в том числе определяет меры тарифного и нетарифного регулирования ввоза (вывоза) товаров, работ, услуг на территорию Республики Беларусь, обеспечивает привлечение иностранных инвестиций.
Национальный банк Республики Беларусь – является центральным банком страны, он регулирует кредитные отношения и денежные обращения, определяет порядок расчетов, обладает исключительным правом эмиссии денег. Национальный банк подотчетен Президенту Республики Беларусь.
Министерство иностранных дел Республики Беларусь является основным внешнеэкономическим ведомством, в состав которого входит департамент координации внешнеэкономической деятельности.
Основными функциями МИДа применительно к внешнеэкономической деятельности являются:
- общая координация внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь;
- оказание содействия в защите внешнеэкономических прав и интересов юридических и физических лиц Республики Беларусь, создание благоприятных условий для продвижения белорусских товаров на внешних рынках.
Министерство торговли Республики Беларусь, в состав которого входят департамент внешней торговли, осуществляет содействие развитию экспортного потенциала. Применительно к сфере внешней торговли Министерство торговли выполняет следующие функции:
- организует и осуществляет спроса и конъюнктуры потребительского рынка;
- прогнозирует потребность в товарах и дает заинтересованным республиканским органам государственного управления, организациям промышленности и торговли рекомендации о перспективном направлении развития производства товаров, повышения их конкурентоспособности, об импорте недостающих на потребительском рынке товаров.
Министерство экономики Республики Беларусь применительно к сфере внешнеэкономической деятельности осуществляет следующие функции: разрабатывает принципы и механизмы координации государственной инвестиционной политики, включая стимулирование, привлечение и использование внутренних и внешних инвестиций.
Государственный таможенный комитет Республики Беларусь (ГТК) – орган исполнительной власти, осуществляющий непосредственное руководство таможенным делом в Республике Беларусь. ГТК является правоохранительным органом в сфере внешнеэкономической деятельности, участвующим в разработке и реализации таможенной политики страны.
Областные исполнительные комитеты и Минский городской исполнительный комитет направляют свою деятельность на расширение контактов участников ВЭД с зарубежными организациями и фирмами, на развитие экспортной базы, повышение инвест иционной привлекательности.
Белорусская торгово-промышленная палата занимает ведущее место среди организаций, содействующих развитию внешнеэкономической деятельности, которая является негосударственной некоммерческой организацией, основанной на членстве юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Республики Беларусь. Она оказывает содействие национальным производственным, коммерческим, иным предприятиям и организациям в установлении, поддержании и расширении контактов с зарубежными партнерами.
Основные принципы, формы и методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности
Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности – система государственных мер в интересах национальной экономики, стимулирующих внешнеторговую деятельность отечественных производителей, их защиту от иностранной конкуренции.
Правовыми формами государственного регулирования являются нормативные правовые акты и индивидуальные правовые акты в сфере регулирования внешнеэкономических отношений.
Выделяют следующие основные направления государственного регулирования внешнеэкономической деятельности: внешнеторговые, инвестиционные, связанные с экспортно-импортными потоками капиталов (включающие научно-техническое сотрудничество и промышленную кооперацию) и валютно-финансовые.
Схема 1.
В зависимости от способа государственного воздействия на внешнеэкономические отношения можно выделить административные и экономические формы регулирования.
К административным относятся методы непосредственного, прямого воздействия, имеющие в основном ограничительный характер. Например, установление квот, использование лицензий, применение различных оговорок и ограничений и т.д.
Экономическое регулирование связано с воздействием на экономические интересы участников внешнеэкономической деятельности посредством использования экономических мер - налогов, таможенных пошлин и сборов, ставки банковского процента, валютного курса и т.д.
Соотношение экономических и административных форм воздействия определяют характер внешнеэкономической политики государства.
Выделяют протекционистскую политику и политику либерализации (или открытой экономики), называемую иногда политикой свободной торговли или фритредерства. Протекционистские меры направлены на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции. Меры либерализации, в противоположность этому, направлены на снятие, снижение ограничений во внешней торговле, что приводит к росту конкуренции со стороны иностранных компаний.
В чистом виде экстремальных случаев (протекционизм или открытая экономика) не встречается. Хотя в разные периоды развития отдельные государства подходили очень близко либо к полному прекращению внешнеэкономических связей (Северная Корея, Албания), либо к полной либерализации (Исландия, Гонконг).
***Протекциони́зм — политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции через систему определённых ограничений: импортных и экспортных пошлин, субсидий и других мер. Такая политика способствует развитию национального производства.
В экономической теории протекционистская доктрина является противоположной доктрине свободной торговли - фритредерству, спор между этими двумя доктринами продолжается со времен Адама Смита. Сторонники протекционизма критикуют доктрину свободной торговли с позиций роста национального производства, занятости населения и улучшения демографических показателей. Оппоненты протекционизма критикуют его с позиций свободы предпринимательства и защиты прав потребителей.
Фритредерство (англ. free trade — свободная торговля) — направление в экономической теории, политике и хозяйственной практике, провозглашающее свободу торговли и невмешательство государства в частнопредпринимательскую сферу жизни общества.
На практике свобода торговли обычно означает отсутствие высоких экспортных и импортных пошлин, а также немонетарных ограничений на торговлю, например, квот на импорт определённых товаров и субсидий для местных производителей определённых товаров. Сторонниками свободной торговли являются либеральные партии и течения; к противникам относятся многие левые партии и движения (социалисты и коммунисты), защитники прав человека и окружающей среды, а также профсоюзы.
Либерализация — это расширение свободы экономических действий хозяйствующих субъектов, снятие или сокращение ограничений на экономическую деятельность. Либерализация цен — это переход от назначаемых государственных цен (государственного ценообразования) к системе свободных рыночных цен (рыночному ценообразованию). На современном этапе исторический процесс либерализации экономики приобрел характер глобальной мировой тенденции, охватывающей все большее число стран. Открывается простор для действия механизмов рыночного регулирования. Уменьшается вмешательство государства в экономику в его административных формах, а также в формах прямого государственного регулирования. Основной функцией государства становится создание и поддержание конкурентной среды путем принятия хозяйственного и гражданского законодательства, упрощения и удешевления учреждения новых частных предприятий, поддержки среднего и малого бизнеса, усиления доступности гражданского судопроизводства и др. Различают внутри- и внешнеэкономическую либерализацию. К внутриэкономической либерализации относится происходящая в рамках национальных экономик, приватизация государственных предприятий, расширение сферы свободно устанавливаемых цен и доходов, процентных ставок, условий предоставления кредитов и т. д. Внешнеэкономическая либерализация — это расширение беспрепятственного международного движения товаров и услуг, капиталов, информации. Либерализация мировой торговли товарами и услугами проявляется в тенденции к размыванию таможенных барьеров, снятию количественных ограничений в торговле между странами.
Основным видом ВЭД и, соответственно, предметом правового регулирования является внешнеторговая деятельность. Правовая основа системы государственного регулирования именно этой деятельности получила самостоятельное закрепление на законодательном уровне.
В соответствии с Законом Республики Беларусь от 25.11.2004 г. №347-З «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» государственное регулирование ВЭД в Республике Беларусь строится на принципах:
1. реализации внешнеторговой политики как составной части единой внешней политики Республики Беларусь;
2. обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь, в том числе в экономической сфере;
3. единства таможенной территории Республики Беларусь;
4. приоритета экономических мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
5. невмешательства в частные дела при осуществлении внешнеторговой деятельности, за исключением случаев, когда такое вмешательство осуществляется на основании правовых норм в интересах национальной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья населения, защиты нравственности, прав и свобод других лиц;
6. обеспечения выполнения обязательств, принятых Республикой Беларусь по международным договорам, и реализации прав, возникающих из международных договоров Республики Беларусь;
7. применения в отношении другого государства (группы государств) мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности с учетом взаимности;
8. выбора мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными для ее участников, чем это необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, преследуемых данными мерами;
9. обоснованности и объективности применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
10. гарантирования права на судебную защиту прав, свобод и законных интересов участников внешнеторговой деятельности;
11. гласности в применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности.
Государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется посредством:
1. таможенно-тарифного регулирования;
2. нетарифного регулирования;
3. запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью;
4. мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности.
Таможенно-тарифное регулирование – метод государственного регулированиявнешней торговли товарами, осуществляемый путем установления, введения, изменения и прекращения действия таможенных пошлин на товары, перемещаемые через таможенную границу Республики Беларусь.
Основой таможенно-тарифного регулирования в Республике Беларусь является Закон Республики Беларусь от 03.02.1993 г. №21512-XII (c изменениями и дополнениями) «О таможенном тарифе», который устанавливает порядок формирования и применения таможенного тарифа и правила обложения товаров таможенными пошлинами при их перемещении через таможенную границу Республики Беларусь.
Функция тарифного регулирования — защита внутреннего рынка от неблагоприятного воздействия конкуренции со стороны иностранных товаров.
***На мировом рынке участвует огромное количество субъектов хозяйствования — поставщиков аналогичных товаров. Многие товары по техническим, ценовым параметрам превосходят отечественные. Для нивелировки внутренних и мировых цен на аналогичную продукцию, применяются в том числе и тарифные меры, использующие весь спектр таможенных пошлин, с помощью которых регулируется импорт товаров на внутренний рынок. С помощью пошлин государство стремится рационализировать структуру импорта. Изменения таможенного тарифа, которые проводятся довольно часто, вызывают неоднозначную реакцию общественности. В этой сфере сталкиваются интересы различных социальных групп. Главное здесь, чтобы государство своими внешнеторговыми ограничениями не создавало во внутренней экономике зоны монопольного господства местных производителей и в то же время не допускало разорения важных с народнохозяйственно точки зрения отраслей из-за импорта иностранной продукции. Найти оптимальное соотношение мер регулирования для решения этих задач, защитить стратегические интересы страны — одна из важных целей внешнеэкономической политики государства.
Нетарифное регулирование — метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения, прекращения действия количественных ограничений и иных мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, отличных от мер таможенно-тарифного регулирования. Нетарифное регулирование предусматривает как меры стимулирующего, так и меры защитного (ограничительного) характера.
В Республике Беларусь выделяют следующие меры нетарифного регулирования:
-антидемпинговые меры;
-различного рода налогообложение – налог на добавленную стоимость с импортера; акцизы и др.;
-установление количественных ограничений (квотирование (индивидуальные, тарифные, сезонные и глобальные квоты) и лицензирование экспорта и импорта отдельных товаров, эмбарго);
***Эмба́рго (от исп. embargo) — наложение ареста, запрещение, в том числе наложение государством запрета на ввоз другими странами или вывоз из страны золота или иностранной валюты, отдельных видов товаров — оружия, современных технологий и др.; запрещение государственной властью захода в порты своей страны судов, принадлежащих другим странам, или выхода из своих портов судов других стран; частичное или полное прекращение торговли с определёнными странами по решению ООН или другого межгосударственного объединения в качестве репрессивной меры по отношению к данной стране за нарушение Устава ООН или другие неблаговидные действия.
Целью эмбарго могут являться репрессалии в отношении другого государства, желание нанести ему материальный ущерб.
- регистрация контрактов на экспорт и импорт отдельных видов товаров;
- установление отдельных форм контроля (экспортного контроля, контроля качества ввозимых товаров, добровольные ограничения экспорта);
- установление исключительного (монопольного) права на осуществление внешней торговли товарами;
- меры по защите экономических интересов в отношении импорта товаров (национальные стандарты, системы сертификации продукции; требования, устанавливаемые санитарно-ветеринарными и здравоохранительными органами; требования экологического характера; требования к маркировке и упаковке товара);
- установление особого режима осуществления внешней торговли товарами.
В Республике Беларусь меры нетарифного регулирования внешней торговли товарами устанавливаются Президентом Республики Беларусь или по его поручению Правительством Республики Беларусь путем введения количественных и (или) иных ограничений внешней торговли товарами исходя из интересов экономической политики Республики Беларусь (меры экономической политики) или по основаниям неэкономического характера.
***По общему правилу внешняя торговля товарами осуществляется без количественных ограничений. Однако, в соответствии с Законом «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», Президент Республики Беларусь или по его поручению Правительство Республики Беларусь могут устанавливать определённые количественные ограничения. К ним относятся: временные ограничения или запреты экспорта товаров для предотвращения либо уменьшения критического недостатка на внутреннем рынке Республики Беларусь продовольственных или иных товаров, которые являются существенно важными для внутреннего рынка Республики Беларусь; ограничения импорта сельскохозяйственных товаров или водных биологических ресурсов, ввозимых в Республику Беларусь в любом виде. Лицензирование внешней торговли — это выдача государственными органами Республики Беларусь лицензий на внешнюю торговлю отдельными видами товаров, дубликатов лицензий, внесение изменений и (или) дополнений в лицензии, продление или приостановление действия лицензий, их аннулирование.
*** Принято Постановление Совета Министров № 1267 от 27 сентября 2006 г. «О лицензировании внешней торговли отдельными видами товаров». Меры нетарифного регулирования, предусмотренные данным постановлением, не применяются при экспорте — в отношении товаров, происходящих с территории иностранных государств, при импорте — в отношении товаров, происходящих с территории Республики Беларусь. Лицензирование экспорта в страны Таможенного союза, с которыми таможенное оформление отменено, товаров, происходящих из Республики Беларусь, не применяется, за исключением отдельных указанных в утверждаемом настоящим постановлением перечне товаров, экспорт которых осуществляется по лицензиям, выдаваемым Министерством торговли. Лицензирование импорта в Республику Беларусь товаров, происходящих из стран Таможенного союза, с которыми таможенное оформление отменено, не применяется, за исключением отдельных указанных в утверждаемом настоящим постановлением перечне товаров, импорт которых осуществляется по лицензиям, выдаваемым Министерством торговли.
Таможенный тариф
Таможенный тариф Республики Беларусь - свод ставок таможенных пошлин (таможенного тарифа), применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Республики Беларусь, систематизированный в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь.
Таможенная пошлина - обязательный платеж в республиканский бюджет, взимаемый таможенными органами Республики Беларусь в связи с перемещением товаров через таможенную границу Республики Беларусь.
Объектом обложения таможенными пошлинами признаются товары:
ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь;
вывозимые с таможенной территории Республики Беларусь.
Таможенная ставка – величина таможенной пошлины. Ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от физических и юридических лиц, перемещающих товары через таможенную границу Республики Беларусь, видов сделок и других факторов.
Виды ставок таможенных пошлин:
· Адвалорные – начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров
· Специфические – начисляются в денежном выражении за единицу измерения облагаемых товаров
· Комибинированные – объединяют адвалорные и специфические пошлины.
В целях защиты экономических интересов Республики Беларусь и оперативного регулирования ввоза и вывоза товаров, кроме Таможенных пошлин могут применяться следующие виды пошлин:
· сезонные, срок действия которых не может превышать шести месяцев в году;
· особые виды таможенных пошлин:
-специальные пошлины - защитная мера, если товары ввозятся на таможенную территорию Республики Беларусь в количествах и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров;
-антидемпинговые пошлины - применяются в случаях ввоза на таможенную территорию Республики Беларусь товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране экспорта в момент этого ввоза, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в Республике Беларусь;
-компенсационные пошлины - применяются в случаях ввоза на таможенную территорию Республики Беларусь товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в Республике Беларусь.
Сумма таможенных пошлин определяется как произведение налоговой базы и соответствующей ставки.
Сумма таможенных пошлин по товарам, в отношении которых установлены адвалорные ставки, определяется по формуле:
С = Н x П, где
С - сумма таможенной пошлины;
Н - налоговая база (таможенная стоимость);
П - адвалорная ставка таможенной пошлины.
Сумма таможенных пошлин по товарам, в отношении которых установлены специфические ставки, определяется по формуле:
С = К x П, где
С - сумма таможенной пошлины;
К - налоговая база (количество (объем, масса) товаров и иные показатели в натуральном выражении);
П - специфическая ставка таможенной пошлины.
При применении комбинированной ставки таможенной пошлины "ставка в процентах от таможенной стоимости, но не менее ставки в евро за единицу измерения товаров" сумма таможенной пошлины равна наибольшей из сумм, исчисленных по адвалорной и специфической ставкам таможенной пошлины. При применении комбинированной ставки таможенной пошлины "ставка в процентах от таможенной стоимости плюс ставка в евро за единицу измерения товаров" сумма таможенной пошлины равна сумме, исчисленной по адвалорной и специфической ставкам таможенной пошлины.