Собственность как экономическая категория. право собственности
Собственность как юридическая категория выражает имущественные отношения, или принадлежность вещей собственнику, на основаниях, обусловленных законом. Они детально определены частным правом (в России - Гражданским Кодексом), по которому юридические правомочия собственника - право по своему усмотрению владеть (фактически обладать), пользоваться (извлекать полезные для себя свойства) и распоряжаться (определять юридическую судьбу блага, например, продавать, обменивать, дарить, передавать по наследству, отдавать в залог, аренду) имуществом. В зависимости от того, кто является субъектом собственности, различают виды правоотношений собственности. Поскольку основными субъектами выступают гражданин и государство, то основные правовые формы собственности - частная и государственная. В юридическом смысле любая негосударственная форма собственности - частная.
Собственность в экономическом смысле – это система объективных отношений между людьми по поводу присвоения средств и результатов производства. Собственность - это не вещь, а отношения по поводу вещей.
В структуре собственности как экономической категории различают следующие элементы: субъекты собственности, объекты собственности, формы существования собственности, систему отношений между субъектами, экономическую реализацию отношений между субъектами.
Субъекты собственности – это лица, осуществляющие присвоение объектов собственности, ими могут быть государство, коллективы, отдельные индивиды. Объектами собственности является все то, по поводу чего складываются отношения собственности: земля, здания, предметы материальной и духовной культуры и т.д.
Экономическое содержание собственности на средства производства отражает способ соединения факторов производства - труда (работника) со средствами производства (капиталом, землей) - внеэкономический или экономический (прямой или опосредованный отношениями найма).
Система отношений собственности включает, прежде всего, два полюсных отношения - присвоение и отчуждение. Присвоениевыражается в том, что никто не может использовать средства производства, не вступая в отношения с их собственником. Отчуждение- это лишение данного лица возможности использовать некий предмет в производстве и потреблении, что и происходит в процессе продажи объекта собственности. Между этими полюсами внутренней структуры отношений собственности располагаются отношения владения, пользования и распоряжения. Владениепредставляет собой неполное присвоение, позволяющее владельцу присваивать часть дохода от использования не принадлежащих ему средств производства. Пользование объектами собственности - это оперирование средствами производства в производственном процессе. Под распоряжением понимается управление использованием собственности, которое в настоящее время является прерогативой менеджеров. Владение, пользование и распоряжение - это не полная собственность. В системе собственности они являются категориями, которые выражают вторичные отношения: между субъектами собственности и пользователями собственности.
В отношениях собственности определяющую роль играет собственность на средства производства. Она определяет форму, посредством которой рабочая сила соединяется со средствами производства. По способу и характеру осуществления этого соединения различают экономические эпохи.
Присвоение является сердцевиной каждого общественного способа производства. Понятия «собственность» и «присвоение» не следует отождествлять. Собственность - более абстрактное понятие, в отличие от присвоения, которое конкретно. Присвоение – это конкретный способ овладения вещью. Присвоение всегда осуществляется в интересах тех или иных субъектов. Если производство осуществляется в интересах частных лиц, то налицо частная собственность (частное присвоение). Если производство осуществляется в интересах группы, то речь идет о коллективном присвоении. Если производство функционирует в интересах общества, то, значит, имеет место общественное присвоение (общественная собственность).
Собственность и присвоение имеют внутренние законы. Их - два. Первым является закон собственности на продукт своего труда.Ему соответствует закон присвоения: труд - изначальный способ присвоения. Эти законы характерны для простого товарного производства.
Преобразование трудовой частной собственности в капиталистическую собственность происходит на основе перехода первого закона собственности во второй- в закон собственности на продукт чужого труда. Ему соответствует уже другой закон присвоения: обращение - изначальный способ присвоения.На базе этих законов существует капиталистическое товарное производство.
Таким образом, первый закон собственности и первый закон присвоения связаны с личнымтрудом и личнымприсвоением произведенного продукта. Второй закон собственности и второй закон присвоения связаны с наемнымтрудом и присвоением результатов этого труда через обмен, т.е. через сферу обращения.
Экономически собственность существует лишь там, где она реализуется (осуществляется) в конкретных результатах. Формами реализации собственностивыступают присвоение дохода со своих факторов производства и участие в управлении использованием собственности.
Истории известны разные формы собственности. Исторически исходной была общая собственность, которая основывалась на общем труде и совместном присвоении его результатов. В дальнейшем появилась частная собственность. Она выступает в двух видах: трудовая и капиталистическая.
Субъекты трудовой частной собственности - единоличные крестьяне, ремесленники и другие лица, которые живут своим трудом. В сегодняшней России к ним относятся фермеры и люди, занятые индивидуальной трудовой деятельностью.
Капиталистическая частная собственность характеризуется использованием (наймом) чужого труда. Она имеет в свою очередь две разновидности – индивидуальная и коллективная собственность. В первом случае субъектом присвоения выступает отдельные индивиды или домохозяйства, во втором случае – акционеры, пайщики и т.д.
Коллективная собственностьможет существовать также и в видекооперативной собственности, собственность трудовых коллективов, общественных организаций и т.д., имеющих иное социально-экономическое содержание по сравнению с частной капиталистической.
Государственная собственность- это такая система отношений, при которой присвоение объектами собственности осуществляют представители государственной власти. Государственная собственность существует в двух основных видах - федеральной и региональной (собственность субъектов Федерации).
Муниципальная собственность – это система экономических отношений, при которой присвоение объектами собственности осуществляют местные органы самоуправления или муниципалитеты.
Формы собственности могут переходить одна и другую. Этот процесс осуществляется разными методами.
Национализация - это переход частной собственности на основные объекты хозяйства (земля, промышленность, транспорт, банки) в собственность государства. Национализация имеет различное социально-экономическое и политическое содержание в зависимости от того, кем, в чьих интересах и в какую историческую эпоху она проводится. История знает две основные формы национализации – возмездную и безвозмездную или экспроприацию.
Приватизация - это передача государственной или муниципальной собственности за плату или безвозмездно в частную собственность. Приватизация может носить скрытый характер, например аренда государственного имущества на длительный срок частными лицами или компаниями; может быть частичной, когда распродается, например, лишь часть акций.
Денационализация- представляет собой возврат государством национализированного имущества прежним владельцам.
Реприватизация- это возврат в частную собственность государственной собственности, возникшей в результате произведенной ранее скупки предприятий, земли, банков, акций и т.д. у частных собственников.
Разгосударствление – это переход от преимущественно государственно-директивного регулирования производства к его регулированию преимущественно на основе рыночных механизмов.
Взаимосвязь собственности и хозяйствования.Категория «собственность» отражает возможности субъекта собственности по распоряжению ее объектами, т.е. состояние. Хозяйствование как экономическая категория относится к процессу, в этом ее основное отличие от категории «собственность». Хозяйствование представляет собой процесс целесообразного использования благ субъектами. Поэтому в целях анализа экономического поведения в теории четко различаются собственник и хозяйствующий субъект. Однако хотя теоретически категории «собственность» и «хозяйствование» различаются как состояние и процесс, но в реальной жизни между собственником фактора производства и хозяйствующим субъектом (фирмой, предприятием) таких границ нет. Более того, собственники факторов производства обязательно выступают в качестве хозяйствующих субъектов, например, при принятии решения об использовании своей собственности - в процессе собственного хозяйствования или через передачу их в пользование другим хозяйствующим субъектам с получением за это соответствующей платы.
В качестве примера соединения собственности и хозяйствования выступает обыкновенная акция. Она является, с одной стороны, носителем права голоса собственника при принятии хозяйственного решения, а с другой - права на получение дивиденда как результата хозяйственной деятельности.
Теория «пучка прав собственности».Расширение в современном мире масштабов акционерной собственности обусловило возникновение теории «пучка прав собственности»или экономической теории прав собственности (А. Алчиан, О. Уильямсон, Г. Демсец, Р. Коуз, Д. Норт, А. Оноре). Ее основным методологическим положением является новая характеристика объекта собственности, в качестве которого выступает не ресурс (физический объект, средство производства) сам по себе, а «пучок или доля прав по использованию ресурса». Институциональный подход определяет права собственности как совокупность властных прав, санкционированных обществом поведенческих отношений, складывающихся между людьми по поводу использования ими экономических благ. В настоящее время выделено 11 элементов (прав собственности), которыми исчерпывается полный пучок прав, собственно и составляющий «собственность»: право присвоения - физического контроля над благами; право использования - применение полезных свойств благ для себя; право управления решения - кто и как будет использовать блага; право на доход; право суверена - на отчуждение, изменение, уничтожение блага; право на безопасность - на защиту от экспроприации и от нанесения вреда со стороны внешней среды; право на передачу благ в наследство; право на бессрочность обладания благом; запрет на использование способом, наносящим вред окружающей среде; право на ответственность в виде взыскания, то есть на возможность взыскания блага в уплату долга; право на остаточный характер - восстановление нарушенных полномочий.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ
Экономическая система – форма организации хозяйственной жизни общества, различающаяся по: 1) способу координации хозяйственной деятельности людей, фирм и государства; 2) типу собственности на экономические ресурсы.
В последние два столетия в мире действовали различные типы экономических систем: традиционная экономика, рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм) и), современная рыночная экономика (современный капитализм, смешанная экономика) и административно-командная система.
Традиционная экономическая система – способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в общем владении племени, а ограниченные ресурсы распределяются в соответствии с длительно существующими традициями. Данная система самая древняя, она представлена сегодня в экономически слаборазвитых странах. Ее характеризуют:
- использование отсталой технологии, широкое распространение ручного труда;
- натурально-общинная форма хозяйствования, основанная на общинной собственности, коллективном ведении хозяйства и натуральных формах распределения созданного продукта;
- огромное значение мелкотоварное производства, основанного на частной собственности на производственные ресурсы и личном труде их владельцев (крестьяне, ремесленники, которые доминируют);
- слабо развитое национальное предпринимательство, огромная роль иностранного капитала;
- преобладание в жизни общества освященных веками обычаев, религиозных и культурных ценностей, кастовое и сословное деление, которые как правило сдерживают социально-экономический прогресс;
- чрезмерно активная роль государства в экономике и общественной жизни.
В рамках традиционной экономики вопросы типа: выгодно ли это, что иное стоит выращивать, какой способ организации производства более рационален, просто не возникают
Рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм) сложился в XVIII веке и прекратил свое существование в первых десятилетиях XX века, однако значительная часть ее элементов вошла в современную рыночную систему. Рыночная система – способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находятся в собственности отдельных лиц, а ограниченные ресурсы распределяются с помощью рынков.
Отличительными чертами этой системы является: индивидуальная частная собственность на ресурсы, рыночный механизм регулирования макроэкономической деятельности, основанной на свободной конкуренции; наличие множества самостоятельно действующих покупателей и продавцов каждого продукта и товаров; рыночная организация распределения ограниченных ресурсов общества; почти неограниченная свобода распоряжения экономическими ресурсами; полнота экономической ответственности за выбранные экономическими агентами варианты использования ресурсов; деятельность рынков никем не ограничивается и не регулируется.
Одно из главных предпосылок рыночной системы - личная свобода всех участников экономической деятельности, т.е. капиталистов-предпринимателей и наемных работников. Наемный работник и капиталист- предприниматель выступают как юридически равноправные агенты рыночных отношений. Понятие «свободный наемный работник» предполагает право свободного выбора покупателя рабочей силы, места ее продажи, т.е. свободу передвижения в пределах рынка труда. Подобно всякому товаровладельцу, реализующему свой товар и получающему за него деньги, наемный работник обладал свободой выбора предметов и способов удовлетворения потребностей. Обратной стороной свободы выбора стала личная ответственность за поддержанием рабочей силы в нормальном состоянии, правильное принятие решений, соблюдение условий трудового соглашения.
Фундаментальные задачи экономического развития решаются опосредованно, через цены и рынок. Колебания цен, их более высокий или низкий уровень служат индикатором общественных потребностей, ориентируясь на конъюнктуру рынка, уровень и динамику цен, товаропроизводители самостоятельно решают проблему распределения всех видов ресурсов, производя те товары, которые пользуются спросом на рынке.
Предприниматели стремятся получить все больший доход (прибыль), предельно экономно используя естественные, трудовые и инвестиционные ресурсы и максимально широко реализовывая такой ресурс, как свои творческие и организационные (предпринимательские) способности в избранной ими сфере деятельности, что служит мощным стимулом развития и совершенствования производства.
Современная рыночная экономика (современный капитализм) по сравнению со всеми предшествующими системами оказалась наиболее гибкой: она способна перестраиваться, приспосабливаться к изменяющимся внутренним и внешним условиям. Современная экономическая система большинства развитых стран носит смешанный характер, т.к. решение многих общенациональных и региональных проблем берет здесь на себя государство.
В рамках этой системы главные экономические вопросы по-прежнему решаются рынками. Они же и распределяют преобладающую часть экономических ресурсов. Вместе с тем часть этих ресурсов централизуется и распределяется государством в целях компенсации некоторых слабостей рыночных механизмов.
Отличительными чертами современной смешанной экономики являются:
- государственное регулирование национальной экономики в целях стимулирования потребительского спроса и предложения, предотвращения кризисов и безработицы;
- экономическая деятельность на базе коллективных форм частной и государственной собственности, при этом значительное место сохраняется за индивидуальной частной собственностью;
- создание государственных и частных фондов социального страхования и социального обеспечения;
- плановые методы хозяйствования получают дальнейшее развитие в рамках отдельных фирм в виде маркетинговой системы управления, а также используется стратегическое (индикативное) планирование на макроэкономическом уровне с учетом наиболее перспективных отраслей;
- государственные отраслевые и общенациональные программы оказывают существенное влияние на объем и структуру производимых товаров и услуг, обеспечивая их большее соответствие изменяющимся общественным потребностям;
- перераспределение ресурсов на развитие новейших отраслей происходит за счет бюджетных ассигнований;
- общегосударственные и межгосударственные программы проведения НИОКР в приоритетных направлениях;
- вложения в человеческий капитал, финансирование системы образования, подготовку и переподготовку кадров, здравоохранение и социальные нужды.
Командно административная система (централизованно-плановая, коммунистическая) – это способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находятся в собственности государства, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется по указанию центральных органов управления и в соответствии с директивным планом. Фундаментальные вопросы экономики решаются исключительно государством. Характерные черты этой системы:
- общественная (в реальности государственная) собственность практически на все виды экономические ресурсов;
- монополизация и бюрократизация экономики в специфических формах;
- централизованное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма;
- непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра – высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйственных субъектов;
- государство полностью контролирует производства и распределение продукции, в результате чего исключается свободные рыночные взаимосвязи между отдельными предприятиями;
- государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью административно распорядительных методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда;
- полное огосударствление хозяйства вызывает невиданную по своим масштабам монополизацию производства и сбыта продукции, что, в свою очередь, исключает конкуренцию и лишает стимулов к внедрению инноваций;
- структура общественных потребностей определяется непосредственно центральными плановыми органами;
- дефицит, очереди, «планово-убыточные предприятия»;
- уравниловка в оплате труда, как следствие отсутствие стимулов к производительному труду;
невосприимчивость к НТП, неспособность перейти к интенсивному типу экономического роста.
Командно-административная экономика имеет две модели: планово-директивную и нормативную. Планово-административная системаоснована на полной централизации хозяйственной деятельности, как в распределении ресурсов, так и в установлении цен. Нормативная модельдопускает расширение самостоятельности товаропроизводителей: план-директива, обязательный для выполнения каждым предприятием, сменяется системой нормативов, программ и менее жестким планированием.
Несмотря на целый ряд преимуществ, которые продемонстрировала командно-административная экономика по сравнению с рыночной системой (определенная социальная защищенность населения, отсутствие чрезмерной социальной дифференциации, способность быстро мобилизовать необходимые ресурсы и т.д.), она проиграла в конкурентной борьбе современной рыночной системе, объективно и с неизбежностью прекратила свое существование. Это путь, как наглядно продемонстрировала практика, оказался исторически тупиковым. Актуальной стала задача формирования в бывших так называемых «социалистических странах» рыночной системы.
Переход от одной экономической системы к другой порождает особое, переходное состояние экономики, получившее название переходная экономика или переходная система. В конце XX века начался массовый переход нескольких десятков стран от командно-административной к рыночной экономике. Поэтому в настоящее время переходной следует считать экономику, где отношения, основанные на командно-административных принципах, будут заменяться рыночным механизмом. Экономике переходного типа свойственны некоторые специфические черты. Исходной точкой является кризис и последующая трансформация экономических отношений прежней системы, а также возникновение новых отношений, присущих нарождающейся новой системе. Старые и новые отношения взаимодействуют в рамках переходной системы. Длительность перехода зависит от особенностей региона и отдельной страны. Чем дальше продвинулись к рынку и к гражданскому обществу, тем быстрее осуществится этот переход. На историческую продолжительность переходного периода будут влиять, видимо, и другие факторы: тип цивилизации (восточный или западный), размеры государства, масштабы структурных диспропорций, степень зрелости субъективного фактора и т.д.