Глава 2 социально-экономические аспекты природопользования

СОДЕРЖАНИЕ

Введение  
ГЛАВА 1 Обзор литературы
ГЛАВА 2 Социально-экономические аспекты природопользования
ГЛАВА 3 Планирование природопользования
3.1 Задачи государственного планирования природопользования
3.2 Объективная необходимость планирования природопользования
3.3 Планирование использования природных ресурсов на предприятии
ГЛАВА 4 Методы и механизмы экономического регулирования
4.1 Механизмы экономического регулирования природопользования
4.2 Методы экономического регулирования природопользования
Заключение и выводы
Список литературы

Введение

Научная дисциплина экономика занимается изучением процессов управления хозяйством в материальном производстве и непроизводственной сфере. Целью такого изучения является познание и использование экономических законов для эффективного развития народного хозяйства в стране и ее регионах, для чего вырабатываются механизмы взаимоотношений государства и субъектов хозяйственной и иной деятельности, закреплённые нормативно-правовыми актами. Экономика природопользования, как раздел этой дисциплины, исследует объективные законы и закономерности развития природы и общества, разрабатывают научно обоснованные методы адаптации социально-экономических систем к биосферным процессам, формируя нормы их взаимодействия.

Экономика природопользования изучает проблемы наиболее эффективного использования природных ресурсов в хозяйственной и иной деятельности общества, а также методы анализа и обоснования наиболее рациональных технологий, предотвращающих, минимизирующих или ликвидирующих ущерб от загрязнения окружающей среды. Одновременно с этим она вырабатывает рекомендации по перестройке структур потребления и разработке экологически безопасных продуктов.

Актуальностьтемы.Складывающаяся экологическая ситуация обуславливает актуальную на сегодняшний день задачу эффективного использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Цель: изучение экономики и планирования природопользования.

Задачи:

1. дать характеристику социально-экономическим аспектам

природопользования;

2. рассмотреть планирование природопользования;

3. рассмотреть методы и механизмы экономического регулирования.

Объект:природопользование.

Предмет:экономический аспект планирования природопользования.

Научная новизназаключаются в формулировании и обосновании теоретической концепции правового регулирования природопользования и охраны окружающей среды в современных рыночных условиях. Выявление специфики правового регулирования экологических отношений представляет собой решение определенной научной проблемы, имеющей важное правовое, эколого-экономическое значение.

Практическая значимость:данная курсовая работа может найти применение в практике преподавания дисциплин, посвященных вопросам эколого-экономического управления,а также для совершенствования механизма управления процессами природопользования

Положения, выносимые на защиту:

1. Проблема ограниченности ресурсов и неограниченности

материальных потребностей общества.

2. Планирование природопользования должно обеспечить охрану и улучшение окружающей человека природной среды; совершенствовать технологию производства, ориентируясь на малоотходные технологии.

3. Возможность формирования экономических отношений в системе взаимодействия "общество – природная среда" через методы и механизмы экономического регулирования природопользования.

ГЛАВА 1 ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

С целью исследования экономики и планирования природопользования было рассмотрено и проанализировано 22 литературных источника, а также данные взятые в Интернете.

Во втором издании Гирусова Э. В. И Лопатина В. Н. Экология и экономика природопользования рассмотрены социальный, экономический, юридический и управленческий аспекты экологии в современных условиях. Прослежены причины возникновения экологического кризиса и показаны принципиальные пути его преодоления средствами совершенствования научно-технических и экономико-управленческих решений. Приводятся способы решения проблем экономики природопользования с использованием экономико-математических моделей.

В учебном пособии Фомичевой Е. В. Экономика природопользования комплексно изложены основные теоретические и методологические вопросы экономики природопользования.

В книге Игнатова В. Г.и Белолипецкого В. К. Экология и экономика природопользования изложены вопросы региональной экологии и экономики природопользования. Рассмотрены аспекты прикладной экологии, собственно экоменеджмента, экономики и управления природными ресурсами в рамках устойчивого развития и закона сбалансированного природопользования. Отражены проблемы эффективности природопользования, формирования финансовых потоков, механизмов и средств управления, включая природоресурсное и природоохранное регулирование.

В учебнике Бобылева С. Н. и Ходжаева А. Ш. Экономика природопользования рассматриваются теоретические и практические проблемы экономики природопользования. Опираясь на целостный макроэкономический подход к анализу эколого-экономического развития, авторы по-новому раскрывают само понятие природопользования, считая, что, только разобравшись в функционировании сложившихся экономических структур, можно сформировать эффективную, экологоориентированнуюполитику как в масштабах страны, так и в более широких границах.

В учебнике Лукьянчикова Н. Н. экономика и организация природопользования изложены основы экологически устойчивого развития экономики. Обозначена роль охраны окружающей среды в системе общественного производства, изложены принципы учёта и экономической оценки природных ресурсов, описаны методы управления и экономического регулирования в сфере природопользования. Обосновано значение ресурсосбережения как фактора обеспечения устойчивого развития, указаны особенности экономики климатических изменений.

В учебнике Мамырова Н. К. Экономика природопользования говорится о том, что проблема взаимодействия природы и общества приобрела особую остроту на современном этапе и задачи сохранения экологического равновесия в природе и экономического развития цивилизации взаимосвязаны, так как, загрязняя окружающую среду и истощая природные ресурсы, невозможно обеспечить устойчивое экономическое развитие.Идея устойчивого развития, возникшая в результате осознания мировым сообществом ограниченности природно-ресурсного потенциала и надвигающейся глобальной экологической катастрофы, заставляет искать пути выхода из кризисной ситуации.

Нестеров П.М. и Нестеров А.П. в учебном пособии Экономика природопользования и рынок рассматривают базисные понятия и принципы экономики природопользования, а также эколого-экономические проблемы, также в нем говорится об экологических проблемах микроэкономики в переходных и рыночных условиях.

ГЛАВА 2 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

В сфере экономики можно выделить макроэкономику и микроэкономику.

Макроэкономика – раздел экономической теории, который изучает общие для всей экономики явления и причины их возникновения. Она использует для этого агрегированные (всеохватывающие) показатели и их связи. Главные задачи национальной экономической деятельности сводятся к обеспечению стабильных цен, полной занятости, длительного экономического роста, справедливого решения социальных проблем общества и эффективного распределения ресурсов. Их решение существенно влияет на благосостояние как общества в целом, так и всех его граждан.

Следует подчеркнуть взаимосвязь и взаимообусловленность указанных задач, что затрудняет выделение из них какой-либо основной. На разных этапах развития экономики первостепенное значение может приобретать одна вполне определенная задача, от решения которой зависят успехи и в решении других, не менее важных экономических проблем социального, производственного и экологического характера. С точки зрения рационального природопользования наиболее важной в настоящее время является задача эффективного распределения ресурсов, которое связано с их ограниченностью, а также со стремлением получать больше продукции из имеющихся ресурсов, не допуская при этом образования значительного количества отходов.

Неблагоприятная экологическая обстановка, которая во многом создаётся вследствие стремления собственников к своим эгоистическим целям, препятствует реализации целей макроэкономики. Хищническое использование ресурсов приводит к росту цен на продукцию (товары, оборудование и пр.) и услуги, закрытию ряда производств. Возможно также сокращение числа рабочих мест и при ликвидации экологически неблагополучных предприятий. В этих условиях невозможно рассчитывать на длительный экономический рост и справедливое распределение доходов. Более того, такие тенденции способны привести к экономическому упадку. В подобной ситуации неизбежно вмешательство государства в частный сектор экономики. При этом государственные структуры стремятся исправить положение на нерегулируемом рынке, чтобы обеспечить решения пяти упомянутых выше задач макроэкономики.

Микроэкономика – раздел экономической теории, связанный с изучением относительно маломасштабных экономических процессов, субъектов, явлений. В центре внимания здесь находятся производители и потребители, отношения между предпринимателями и государством.

Рыночное предприятие в своей деятельности преследует цели, которые можно сформулировать следующим образом:

· удовлетворение потребностей общества, (в противном случае продукция или услуги данного предприятия не найдут сбыта и предприятие окажется банкротом);

· получение прибыли, необходимой для удовлетворения потребностей работников предприятия и развития деятельности самого предприятия;

· повышение эффективности производства, за счет чего достигается снижение затрат на выпуск продукции, улучшение ее качества или услуг, т.е., в конечном итоге, обеспечивается их конкурентоспособность на рынке.

Стремление получить любой ценой желаемую прибыль зачастую приводит к принятию экологически неоправданных решений. Препятствиями на этом пути могут стать природоохранное регулирование, введение платежей за выбросы и нерациональное использование ресурсов, специальное налогообложение. Перечисленные меры вместе с платежами за использование ресурсов, за размещение отходов на свалках, загрязнение водоемов и воздуха сокращают размер прибыли предприятия и неблагоприятно влияют на его экономику.

Так, обезвреживание стоков и выбросов связано с необходимостью установки дополнительного оборудования и его обслуживанием, что, естественно, приводит к затратам, иногда значительным, влияющим на конечные финансовые результаты деятельности предприятия. Определенные затраты неизбежны и при комплексной переработке сырья, и при осуществлении рециркуляции технологических потоков. Создание санитарно-защитной зоны вокруг предприятия требует размещения жилых и общественных зданий за пределами такой зоны. Для населения, которое оказалось в санитарно-защитной зоне, также должно быть предоставлено жилье за ее пределами. Крупные капитальные затраты в этих случаях, существенно снижают его финансовые результаты.

Экологические проблемы обусловлены как выбросами в окружающую среду, так и потреблением ресурсов. Например, добыча полезных ископаемых значительно воздействует на окружающую среду, нарушая ландшафты, загрязняя почву, водоемы и воздух. При этом процесс извлечения сырья, как правило, сопровождается потреблением энергии, количество которой зависит от способов и технологий добычи, вида транспортных средств, применяемых при добыче и доставке сырья предприятию и т.п. Велики неблагоприятные воздействия на природу и при обогащении первичного сырья, в процессе этого формируются отходы. Их размещение обычно требует значительных площадей, а в некоторых случаях и специальных хранилищ. Наконец, само использование полезных ископаемых в каком-то одном производстве исключает возможность изготовления другой продукции, для которой необходимо тоже самое сырье. Таким образом, экологические проблемы, связанные с потреблением ресурсов, существуют на всех стадиях производства готовой продукции.

Комплексное использование определенного вида сырья предполагает получение на его основе вполне конкретных разных полезных материалов и изделий. Оно делает ненужным добычу других видов сырья для получения тех материалов и изделий. Выгода очевидна: из одного вида сырья изготавливают несколько наименований полезной продукции. При этом сырье, которое прежде использовалось в устаревших технологиях, остается в недрах земли для будущих поколений. Кроме того, важно подчеркнуть, что при комплексной переработке сырья существенно уменьшаются неблагоприятные воздействия на окружающую среду за счет снижения отдельных расходов сырья и количества образующихся выбросов, сбросов и отходов. Последнее достигается благодаря внедрению новых, более современных технологий производственных процессов. С позиции микроэкономики подобные технологии повышают эффективность производства и увеличивают прибыль предприятия за счет сбыта всех продуктов комплексной переработки. Однако следует отметить, что в настоящее время далеко не всегда сырье может быть использовано комплексно из-за отсутствия экономически целесообразных и экологически эффективных технологий. Поэтому предприятия вынуждены осуществлять свою деятельность в условиях ограниченности ресурсов.

Макро- и микроэкономику, несмотря на различие в масштабах деятельности, объединяет проблема эффективного управления и использования природных, экономических, финансовых и трудовых ресурсов для максимального удовлетворения материальных потребностей каждого человека в отдельности и общества в целом. В этой проблеме следует выделить две особенности: во-первых, ресурсы, предназначенные для создания продуктов производства и потребления небезграничны – они всегда ограничены, а во-вторых, материальные потребности общества, его структур и, в конечном итоге, каждого человека, в противоположность предыдущей особенности, безграничны. Таким образом, ограниченность ресурсов, обусловленная рамками объективной реальности была и остается главным и весьма важным условием существования и развития общественного и личного благосостояния.

Такое положение приводит к тому, что перед обществом и отдельным человеком возникает задача выбора направлений и способов использования ограниченных ресурсов в различных целях. В процессе выбора стратегии развития, вызванного ограниченностью ресурсов, в условиях рынка приходится решать следующие задачи: сколько следует производить продукции и как при этом распределить и использовать ресурсы в производстве; что следует производить для наиболее полного удовлетворения потребностей общества; как, то есть с помощью каких технологических способов производить необходимую продукцию, работу, услуги и пр.; кто должен получать продукцию.

Ответы на эти вопросы способны разрешить дилемму "безграничные потребности – ограниченные ресурсы".

Природопользование роднит с экономикой то обстоятельство, что природа и ресурсы общества, равно как и экономические ресурсы, ограниченные, а потребности в них – безграничны. Поэтому экономика природопользования по существу решает те же макро- и микроэкономические задачи: "сколько", "что", "как" и "кто", осложненные требованиями охраны окружающей среды.

Ограниченность ресурсов имеет абсолютный характер, так как заключается в принципиальной невозможности одновременного и полного удовлетворения всех потребностей человечества. Если бы ресурсы были не ограничены, то не было бы необходимости заботиться об их рациональном распределении между различными целями, повышать эффективность их использования, стремиться к их экономии.

Сам по себе рыночный механизм может лишь ослабить, смягчить ограниченность ресурсов. Поэтому в условиях такой ограниченности конкуренция целей расходования ресурсов обостряется, и долг государственных органов придать ей цивилизованную направленность, в результате чего могут быть успешно решены проблемы рационального природопользования.

ГЛАВА 3 ПЛАНИРОВАНИЕ В ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИИ

Задачи государственного планирования природопользования

Государственное планирование и прогнозирование природопользования имеет ряд особенностей. Они обусловлены своеобразием естественных процессов, всеобщностью связей в окружающем мире, территориальной закрепленностью и невоспроизводимостью многих видов благ.

План в обычном понимании – это документ, в котором представлена система взаимосвязанных действий, направленных на достижение каких-либо целей и решение конкретных задач (например, рационального природопользования), а также последовательность осуществления программ, работ или отдельных мероприятий с указанием сроков их выполнения. В плане могут быть отражены содержание, объемы и способы выполнения работ, раскрывающие пути реализации плана. Подобного рода документы в области природопользования могут создаваться в масштабах государства, региона (территорий, муниципальных образований, отдельных предприятий). Планы могут определять решение проблем природопользования топливно-энергетического, горно-металлургического, агропромышленного комплексов и др. В некоторых случаях проблемы природопользования решаются на основе программно-целевого планирования. Планы, в зависимости от сроков их действий, подразделяются на краткосрочные (1 – 3 года), среднесрочные (4 – 9 лет) и долгосрочные (10 и более лет). Создание того или иного типа плана диктуется сложившейся экологической обстановкой и требованиями по ее улучшению.

Планирование— оптимальное распределение ресурсов для достижения поставленных целей, деятельность (совокупность процессов), связанных с постановкой целей (задач) и действий в будущем.

Планирование рационального природопользования — это установление оптимальных темпов и пропорций между отдельными относительно обособленными составляющими этого процесса: между темпами использования, охраны и воспроизводства природных ресурсов.

Объектом планирования природопользования являются не только общественно – исторические процессы, но и природные процессы и явления. Поэтому во взаимодействии с природой люди должны руководствоваться законом, как природы, так и общества.

Планирование природопользования отличается от других сфер деятельности и имеет свои специфические задачи. Природа консервативна, инерционная. Изменения в окружающей среде происходят намного медленней, а возможности человека ниже, чем в общественной жизни. Эти обстоятельства часто скрывают возникновение и развитие отрицательных явлений и диспропорций природопользования. Они сказываются не сразу, а спустя многие года и десятилетия. Поэтому принимаемые меры не редко оказываются запоздалыми, дорогостоящими, а иногда и безрезультатными.

В связи с этим первой задачей планирования природопользования является заблаговременное планомерное предвидение возможных последствий общественного воздействия на окружающую среду. Ее решение возможно в рамках долгосрочных планов и прогнозов на 15-50 лет. Оптимальным сроком, на который целесообразно разрабатывать долгосрочные планы природопользования, является пятнадцатилетний период. Это максимальный период, на который возможно реальное предвидение последствий научно-технического прогресса и в то же время минимальный период, необходимый для осуществления значительных мероприятий природопользования (гидротехническое строительство, подготовка к развитию месторождений полезных ископаемых, восстановление сырьевой базы рыбной и лесной промышленности и другие).

Природные ресурсы в натуральной форме, как правило, не воссоздаваемые. Поэтому вторая задача планирования природопользования состоит в том, чтобы предусмотреть разумное, экономное расходование традиционных ресурсов, их охрану, восстановление первоначальных природных свойств. Эта задача сводится в основном к обеспечению воспроизводства естественной жизненной среды.

Одной из важных народнохозяйственных проблем является охрана внешней среды и рациональное использование природных ресурсов.

В условиях научно-технической революции эта проблема приобретает международный, общественный характер. Отсюда возникает третья задача – необходимость координации планов природопользования страны, заключение региональных и международных соглашений в этой области (например, договор о закреплении испытания ядерного оружия в трех средах; договор об охране окружающей среды; соглашение стран Балтийского моря и другие).

Особенностью государственного планирования природопользования является то, что планы природопользования разрабатываются на другой основе, чем производственные планы. Производственные планы разрабатываются на базе текущей потребности общества, а планы природопользования – исходя из состояния окружающей природной среды. В связи с этим четвертой задачей планирования природопользования является необходимость динамического равновесия в природе.

В природе ничего не совершается обособленно. Все явления взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. В настоящее время антропогенный фактор оказывает сильное негативное влияние на окружающую природу, а принятие предупредительных мер стало практически единственной альтернативой сохранения биосферы. В этих условиях возникает пятая задача планирования природопользования, которая заключается в комплексности планирования природоохранных мер. Комплексный подход проявляется не только в учете всеобщности связи в природе, ее единстве. Он выражается также в увязке природоохранных мероприятий с воспроизводством ресурсов, их рациональным использованием и обеспечением производственной среды природным сырьем.

Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов – проблема не только экологическая, социально-экономическая, но и нравственно-эстетическая. Поэтому шестой задачей планирования природопользования является формирование нового отношения к окружающему внешнему миру, эстетическое воспитание людей.

Объективная необходимость планирования природопользования

Объективный ретроспективный анализ показывает, что начиная с установления и достижения главных пропорций, продиктованных исторической необходимостью, процесс планирования совершенно необоснованно был доведен до «диктата заданий», «диктата показателей», подменяя средством саму цель. Негативный опыт преобладания администрирования в ущерб экономическим основам (заинтересованности) нельзя отождествлять с сутью процесса планирования и отмежевываться от него и приходить в другую крайность (стихийность, анархию). Более того, недостатки, неумение, нежелание (которое проявилось прежде всего в нежелании создания и заботы об условиях реализации плановых заданий), проявившиеся в том, что планы в основном не выполнялись, нельзя выдавать за несостоятельность самой идеи и процесса.

Проблемы, возникающие в природопользовании, имеют межотраслевой, межрегиональный, общепланетарный характер вследствие взаимосвязи, взаимообусловленности, взаимодействия отдельных природных ресурсов и объектов. Поэтому необходимость согласования деятельности по использованию, охране, воспроизводству природных ресурсов в межотраслевом разрезе в регионе, межрегиональном разрезе в республике, стране и межгосударственном разрезе очевидна, а согласование деятельности, установление необходимых пропорций на всех названных уровнях управления хозяйственной деятельностью, в видах природопользования, темпах и масштабах этого процесса есть не что иное, как планирование.

В процессе планирования должен обеспечиваться целый комплекс пропорций и оптимальных соотношений: в темпах использования, охраны, воспроизводства природных ресурсов, объектов. Так как хозяйственная деятельность осуществляется или планируется на ресурсах конкретной локальной экосистемы, то непременным условием является сохранение и поддержание естественного равновесия между ее элементами, как в количественном, так ив качественном отношении: например, обеспечение экологического попуска при регулировании стока, определенный уровень растительного покрова (лесов, травостоя и др.), свойственного для данной природной зоны, т.е. необходимо установление (целенаправленное) пропорций:

- в использовании отдельных элементов объекта природопользования;

- в использовании, охране, воспроизводстве природных ресурсов относительно самостоятельных (в хозяйственном, административном отношении) сопредельных территорий, регионов, например, в бассейне реки;

- между отраслями, производствами, сферами исходя из приоритетов и очередности в удовлетворении потребностей в природных ресурсах, свойствах и качествах объектов природопользования;

- в темпах внедрения достижений НТП в процессы использования (в том числе изъятия) природных ресурсов, их охраны, воспроизводства. Например, если процесс использования почвенных ресурсов идет индустриальным способом, теми же способами, масштабами должен осуществляться процесс охраны, восстановления (предотвращениевыноса при эрозии и вывоза гумуса при индустриальной уборке овощей,восполнение его).

Объективная необходимость установления, соблюдения пропорций, обоснованных темпов в природопользовании диктуется тем, что поскольку всякий процесс производства есть не что иное, как совокупность методов и приемов, направленных на использование, переработку продуктов природы, то необходимо создание условий для дальнейшего продолжения этого процесса, имея в виду запасы, качественные параметры природной, естественной основы воспроизводственного процесса.

Таким образом, достижение названных пропорций объективно необходимо в интересах достижения рационального природопользования.

Планирование необходимо еще и потому, что достижение поставленной цели на всех этапах требует критического анализа и оценки сложившихся ситуаций, ресурсов, возможностей и условий, определения, выделения приоритетов в заданиях, согласования действий между потребителями природных ресурсов, природопользователями на уровне предприятий (основного звена в системе взаимодействия «общество — природная среда»), между предприятиями и местными органами управления, между регионами и центром и т.д.

Научное планирование предполагает обоснование нормативов природопользования: количественных, качественных; учет и поддержание самовосстанавливающей способности природных объектов.

В процессе достижения оптимального (рационального для данного уровня развития производительных сил) природопользования есть необходимость решать следующие главные задачи, что и составляет задачи планирования:

1. Анализ и оценка достигнутого уровня удовлетворения потребностей в природных ресурсах, свойствах и качествах объектов природы в сфере материального, нематериального производства, в подразделениях инфраструктуры (производственной и социальной). Это и предполагает наличие, обоснование соответствующей нормативной базы с учетом НТП;

2. Определение темпов, пропорций, потребления, восстановления, воспроизводства природных ресурсов (количественный и качественный аспекты);

3. Согласование интересов природопользователей разного уровня с учетом территориального разделения труда, включая международное;

4. Системное внедрение результатов НТП в процесс природопользования;

5. Оптимизация территориальной организации общественного производства, расселения с учетом «емкости» природы — соблюдение порога самовосстанавливающейся способности экосистем;

6. Соблюдение, достижение оптимальных структур, пропорций элементов, состоящих в природном комплексе (например, нарушение естественно сложившихся пропорций в объемах, площадях леса, травостоя в экосистеме приводит к нарушению гидрологического режима, видового состава флоры, фауны в целом, эрозии почв, изменению микроклимата и т.д.);

7. Информационное обеспечение природопользования; создание действенной, эффективной системы мониторинга;

8. Оптимизация экономико-организационной основы деятельности по природопользованию.

В соответствии с задачами по совершенствованию хозяйственного механизма в народном хозяйстве в целом определяются и особенности планирования природопользования.

Планирование природопользования осуществляется в трех основных направлениях (разрезах):

- территориальном;

- отраслевом;

- целевых комплексных программ.

Разработка планов природопользования начинается с проектов планов предприятий, организаций, последующего их объединения в масштабе министерств, ведомств.

Планирование использования природных ресурсов на предприятии

ресурс

Первичным и основным звеном планирования природопользования в регионе является план предприятия (фирмы), и разрабатывается он на базе имеющейся информации и указаний, учета предложений коллективов, взаимосвязан с планом развития предприятия в целом.

Важнейшей составной частью государственных перспективных планов проведения мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов выступают целевые комплексные программы и схемы охраны природы отдельных регионов, территориально-производственных комплексов, которые увязываются с соответствующими разделами плана и обеспечиваются материальными, финансовыми ресурсами. Перспективное планирование мероприятий по рациональному природопользованию непосредственно связано с реализацией задач по освоению, внедрению новой технологии, техники, как в самом производстве продукции, так и технологии и техники по обезвреживанию отходов (жидких, твердых, газообразных). Это объясняется тем, что решение названных задач обычно требует продолжительного периода времени. Поэтому в долгосрочных планах намечаются мероприятия, решение которых требует продолжительного периода и за этот период возможно максимальное использование возможностей НТП: малоотходные технологии производства, маловодные схемы водообеспечения предприятий. Для предприятий разработка планов рационального природопользования осуществляется по укрупненным нормам расходования, использования природных ресурсов в технологических процессах производства продукции или видов услуг, по возможным изменениям нормативов, норм расходования сырья, материалов в условиях НТП.

Научно обоснованное планирование рационального природопользования на предприятиях основывается на методах, используемых в народнохозяйственном планировании:

- нормативный, предполагающий использование прогрессивных удельных норм расхода сырья, материалов (природных ресурсов для их получения), нормативов качества природных ресурсов, объектов в результате хозяйственного воздействия;

- балансовый метод, основанный на взаимосвязи (количественной и качественной) элементов природных ресурсов, сопоставлении объемов потребления с имеющимися ресурсами (с учетом соблюдения предельно допустимого изъятия этого вида ресурса из природной среды), учета фактора повторного и последовательного, комплексного использования единицы ресурса и ее потенциальной совокупности свойств, качеств;

- метод оценки влияния разнообразных факторов на результативность рационального природопользования;

- аналитический, системный, комплексный, программно-целевой, экономико-математический и др.

Как и во всей системе планирования, замыкающим элементом планирования рационального природопользования является годовой план, который выполняет функцию обратной связи в системе планирования. Основные задачи этого планового периода: оценка (количественная и качественная) ресурсов, изменения в условиях использования природных ресурсов и объектов, направления и показатели эффективного использования природных ресурсов.

На предприятиях затраты на охрану природы определяются в основном расчетным способом пропорционально стоимости основных фондов экологического назначения. Лишь на некоторых затраты рассчитывают прямым способом по статьям калькуляции, что более достоверно. Причем основные фонды классифицируются по-разному, так же и затраты:

- затраты, главная функция которых заключается не в охране природы, а в увеличении объема ресурсов или в повышении эффективности их использования, не относятся к затратам природоохранного назначения;

- многие мероприятия относятся к объектам по охране только атмосферного воздуха;

- хвостохранилища обогатительных фабрик относятся к объектам охраны недр и рационального использования минеральных ресурсов, а оборотные системы водоснабжения — к объектам охраны водных ресурсов;

- в то же время на предприятиях имеет место отнесение хвостохранилищ к различным видам основных фондов (ОФ);

- по методике планирования и учета затрат на охрану окружающей среды на предприятиях к природоохранным объектам относятся те, которые целиком или в основном предназначены для сохранения и восстановления качества окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

- при многоцелевом характере объекта он относится к природоохранным, если этот результат по предотвращенному ущербу без материальных затрат превышает производственный результат по прибыли, а продукция природоохранного объекта выделяется отдельной строкой.

Таким образом, существующая практика планирования и управления природопользованием на предприятиях не системна и имеет существенные недостатки, и прежде всего, это то, что:

- организация планирования, управления природопользованием, существующая система показателей и заданий плана недостаточно ориентирована на достижение конечных результатов, слабо применяется нормативный метод планирования;

- при планировании мероприятий по использованию, охране, воспроизводству природных ресурсов, а также заданий по вводу объектов природоохранного назначения действует принцип остаточного подхода, а не опережения ввода данных объектов по сравнению с объектами «основного производства»;

- в системе планирования не предусмотрены или слабо отражаются задания по стимулированию осуществления мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и объектов;

- в системе управления предприятием нет реально функционирующей системы управления природопользованием, ориентирующей на безусловное выполнение мероприятий по рациональному природопользованию как каждым работником, так и всем коллективом, т.е. в этом процессе не задействован «человеческий фактор».

В связи с этим планирование и управление рациональным природопользованием должно быть построено с учетом таких положений, что каждое предприятие обязано обеспечить охрану и улучшение окружающей человека природной среды; совершенствовать технологию производства, ориентируясь на малоотходные технологии, существенно снижающие и в последующем исключающие вредное воздействие на природную среду; компенсировать как негативное воздействие на природную среду, так и ущерб, нанесенный потребителями, пользователями.

В перспективных, среднесрочных и текущих планах рационального природопользования необходимо иметь следующие показатели:

- внедрение малоотходных (в том числе маловодных) технологий, поэтапно;

- утилизация отходов;

- эффективность затрат на мероприятия по рациональному природопользованию;

- эффективность мероприятий (их результативность);

- снижение удельных норм потребления ресурсов, планирование по прогрессивным нормативам и нормам;

- достижение качественных показателей состояния природной среды поэтапно: ВСС, ВСВ, ПДВ, ПДС, ПДК;

- создание санитарно-защитной зоны;

- строгое соблюдение технологической дисциплины.

На предприятии целесообразно иметь структурное подразделение для осуществления деятельности по рациональному природопользованию для осуществления следующих основных функций:

- планирование работ по охране природных ресурсов, планирование и внедрение прогрессивных норм их потребления;

- планирование и внедрение техники и технологии производства,обеспечивающих сокращение потребления природных ресурсов;

- организация работ по выполнению установленных соответствующих стандартов и законов об охране природных ресурсов, ограничений к воздействию предприятий на природную среду;

- организация оперативного учета, контроля и анализа выполнения первоочередных мероприятий, разработанных территориальными управлениями по регулированию использования и охране природных ресурсов, санитарно-эпидемиологическими службами, местными органами управления, а также коллективами самого предприятия;

- экономическое и моральное стимулирование деятельности всего коллектива, направленной на охрану и рациональное использование природных ресурсов.

Совокупность отдельных функций этой системы управления способствует осуществлению главной цели – рациональному использованию природных ресурсов, улучшению условий труда.

Организационное построение системы планирования и управления рациональным природопользованием на предприятии определяется целью, решаемыми задачами и спецификой ее функций. Состав системы предусматривает организацию службы (отдела, бюро, сектора) по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов, структура — осуществление отдельных специальных функций.

Порядок действий, направленных на активизацию и упорядочение природоохранных мер на предприятии, достигается соблюдением соответствующего стандарта предприятия (СТП). Стандарты в данной системе определяют механизм управления рациональным природопользованием и в каждом отдельном производственном цикле устанавливают максимальную техническую, технологическую и организационную четкость. СТП должны содержать следующие разделы:

1. Решаемая задача.Здесь указывается результат, которого необходимо добиться при выполнении функций системы. Ожидаемые применительно к отдельному предприятию результаты распределяют по этапам, так как достижение планируемой главной цели ограничено ресурсами.

В связи с этим на первом этапе природопользователи:

- прекращают сброс загрязненных стоков в водоемы (в систему существующей канализации населенного пункта, групповых очистных сооружений), организуют локальные очистные сооружения с повторным использованием очищенных стоков;

- прекращают выброс в атмосферу загрязняющих веществ выше предельно допустимых концентраций (ПДК и ПДВ);

- выполняют нормативные требования по расходу природных ресурсов на единицу выпускаемой продукции, нормы нагрузки на земельные, лесные, водные ресурсы.

На втором этапе:

- внедряют технологию с минимальным водопотреблением (отказ от водяного охлаждения агрегатов и продукции);

- прекращают выброс в атмосферу, добиваются малоотходной технологии производства.

2. Исполняющие подразделения. В этом разделе называют службы (должностные лица), осуществляющие работу по организации и функционированию подсистемы. Приводятся структурная схема, функции службы рационального природопользования на предприятии с определением профессионального состава и количества работников, формулируются профессиональные и квалификационные требования, предъявляемые к ним. Кроме того, разрабатываются положение о службе рационального природопользования и должностные инструкции.

3. Очередность выполняемых мероприятий по рациональному природопользованию, их последовательность и содержание:

-перечень этапов выполнения мероприятий с указанием промежуточных результатов, которые необходимо достигнуть, и требований к результатам;

методика выполнения мероприятий на каждом этапе;

- сроки выполнения;

-требования, предъявляемые к исходной информации для намечаемых этапов.

4 Материальное обеспечение. Указывают требования к составу, количеству и качеству оборудования, инструментов (информация из проектной документации), организационных средств, средств труда, при помощи которых выполняется работа.

Связи службы рационального природопользования, которые возникают при выполнении функций системы. Перечисляют службы и должностных лиц, имеющих право давать указания и получать отчеты, устанавливают порядок и формы предоставления отчетной документации; приводится документ, на основании которого начинается осуществление функций данной подсистемы.

5 Контроль за выполнением функции. Называют подразделения и должностных лиц, осуществляющих контроль за деятельностью предприятия в плане рационального природопользования, порядок контроля.

6 Оценка качества труда и экономическое стимулирование действия системы:

- критерии оценки функционирования системы и труда
исполнителей в соответствии с должностными инструкциями и положением о системе;

- формы стимулирования в зависимости от качества и своевременности выполненной работы;

- перечень действующих нормативов по рациональному использованию природных ресурсов и охране природы применительно к предприятию в соответствии с утвержденной технологией производства.

Управление рациональным природопользованием осуществляется рабочей группой во главе с руководителем службы.

Представители функциональных линейных подразделений участвуют в работе рабочей группы, которая принимает решения по специальным функциям системы и вносит их в планы линейных подразделений. Предусмотрены меры экономического стимулирования рационального использования природных ресурсов как элемент стандарта системы.

Предлагаемая система планирования и управления природопользованием предполагает внедрение экономических методов управления этим процессом.

Применительно к отдельному конкретному предприятию в соответствии со стандартом предприятия должны быть выработаны и утверждены нормативы стимулирования рационального природопользования по следующим главным направлениям:

- внедрение достижений научно-технического прогресса в природопользование;

- выполнение плановых заданий в соответствии с качественными показателями природопользования;

- снижение потребления природных ресурсов, их экономия, повторное использование, использование отходов;

- достижение временно согласованных выбросов, сбросов;

- достижение предельно допустимых выбросов вредных веществ (газовых, жидких, аэрозолей, пыли...).


Наши рекомендации