Тема 6. Модели рынка (Рыночные структуры)

Основные характеристики экономической деятельности фирмы определяются той конкретной ситуацией, которая складывается на рынке. Дело в том, что любой показатель функционирования фирмы связан с ценообразованием, независимо от того, идет ли речь о формировании издержек производства или о реализации продукции и оказании услуг, а ценообразование формируется в определенных ситуациях. Прежде всего оно неодинаково для разных типов рынка: бывает рынок совершенной (чистой) конкуренции и рынок несовершенной конкуренции, имеющий вид монополии, монополистической конкуренции, или олигополии. Причем каждому типу рынка свойственен свой набор характеристик, касающихся набора реализуемых благ, организованности или неорганизованности рынка, соотношения свободных рыночных и государственных начал в регулировании рыночных отношений. В соответствии с этим образуются различные рыночные структуры.

Сочетание идеального и реального подходов к описанию функционирующих рыночных отношений позволяет выделить в них следующие рыночные структуры: чистая (совершенная) конкуренция, монополия, монополистическая конкуренция и олигополия.

Каковы же главные характерные черты перечисленных типов рыночных структур?

Совершенная конкуренция – исторически самый развитый и наиболее упрощенный для ценообразования и обмена. Совершенно конкурентный рынок состоит из множества продавцов и покупателей одноименного товара. Ценообразование здесь складывается на основе спроса и предложения. Механизм обмена прост: он должен в принципе удовлетворить всех продавцов, вместе взятых, и покупателей, отдельно взятых. Если кто–то из продавцов назначит повышенную цену, его товар не будет покупаться или реализовываться. Но будут продавцы определять цену и ниже рыночной, так как не захотят потерять часть дохода. Продавцы на этих рынках не тратят много времени и средств на реализацию политики цен.

Вход на рынок и выход из него достаточно просты, информация о состоянии дел с продажей товаров доступна всем субъектам рынка.

Чистая монополия – рыночная структура, в которой одна фирма является продавцом продукта, заменители товара отсутствуют, фирма представляет по существу всю отрасль. Монополия диктует на рынке цену, ибо является основным поставщиком этого вида продукции.

Существование чистой монополии во многом предопределено наличием барьеров для вступления в отрасль. На пути проникновения фирм в отрасль прежде всего становятся относительно низкие издержки производства. Уровень технической и технологической оснащенности современных производств настолько высок, что эффективное малозатратное производство может быть достигнуто только при весьма крупных его размерах. Малым фирмам это не под силу, так как необходим длительный срок накопления для достижения нормального для отрасли объема производства. Также, новому производству очень сложно получить денежный капитал, а он должен быть весьма огромен.

В общественном хозяйстве существуют такие отрасли, которые рассматриваются как естественные монополии. Это, например, электрические и железнодорожные компании, водо–, газоснабжение и т.д. Им обычно предоставляются исключительные государственные привилегии, а другим их просто не получить. В свою очередь и конкуренцию в подобных отраслях допускать невозможно. Вода постоянно должна быть в квартире, а это достигается при жесткой монополии работ по водоснабжению городов и населенных пунктов.

Государство устанавливает также легальные барьеры для проникновения в ту или иную сферу занятости. Это достигается посредством выдачи патентов и лицензий. Фирмы в таком случае достигают монопольной степени власти на рынке научно–исследовательских и опытно–конструкторских разработок и эта монопольная власть ставит барьер на пути проникновения в отрасль других фирм или государственных организаций.

Средством преграды для проникновения конкурентов в отрасль может служить институт частной собственности. Фирма или консорциум, владеющие месторождением полезных ископаемых (руд, бокситов, минеральных удобрений и т.д.), конечно же, будет препятствовать появлению конкурентов в роде своей деятельности. Аналогичное складывается во многих отраслях экономики.

Препятствием на пути проникновения в отрасль являются приемы нечестной конкуренции, допускаемые старыми представителями отрасли по отношению вновь вступающих или своих «собратьев»–конкурентов. Может быть распространена ложная информация о продукте конкурента, а также оказано давление на поставщиков ресурсов и на банки с целью непредоставления кредитов и т.д. В этом же направлении используется ценообразование. Хотя многие из подобных действий являются противозаконными, тем не менее они часто используются конкурирующими фирмами.

Эти рыночные структуры полярно противоположны друг другу: в первом случае фирмы полностью свободны в своих действиях, во втором – одна фирма осуществляет экономический диктат на рынке товаров.

Чистая конкуренция и чистая монополия являются скорее исключением из правил, чем нормой жизни фирм и корпораций. Большинство из них имеет черты и чистой конкуренции, и чистой монополии. Такой как раз является монополистическая конкуренция.

Монополистическая конкуренция – рыночная структура, занимающая некоторое промежуточное положение. В этом случае на рынке выступает не один, а несколько десятков производителей, предлагающих похожую, но не идентичную продукцию. В силу этого каждая отдельно взятая фирма монополизирует не весь, а часть рынка и имеет поэтому ограниченный контроль над рыночной ценой. Следует также иметь в виду, что большое число фирм делает действия этих фирм независимыми друг от друга. Реакцию конкурентов в этих условиях можно не учитывать, ибо их много и действия каждой отдельно взятой фирмы не могут быть значительными.

Независимость каждого субъекта монополистической конкуренции определяется также дифференциацией продукта. Производители в условиях монополистической конкуренции изготовляют не аналоги, а разновидности продукта, которые достигаются за счет различий качества изготовления, объема оказываемых при продаже товаров услуг, размещения рыночной точки относительно маршрута движения покупателей, стимулирования сбыта с помощью рекламы и т.д. Многие фирмы сильный акцент делают на торговые знаки и фабричное клеймо как средство убеждения потребителей в том, что их продукция лучше, чем конкурентов. Наличие патентов на эти знаки и фирменное клеймо оберегают товары от копирования и подделок.

По масштабам разряд монополистической конкуренции достаточно широк, ибо вступление в отрасль монополистической конкуренции – достаточно простое дело.

Под олигополией следует понимать ситуацию на рынке, когда число фирм в отрасли настолько мало, что каждая при формировании своей ценовой политики должна принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов. Об олигополии обычно говорят тогда, когда малое число фирм господствует на рынке однородного или дифференцированного продукта. Количество субъектов олигополии может быть разное, все зависит от концентрации продаж продукции в руках той или другой корпорации или фирмы. В свою очередь концентрация продаж обусловлена характером издержек и существующими барьерами для вступления в отрасль.

Важной чертой, характеризующей олигополию, выступает всеобщая взаимозависимость субъектов олигополии. Это особенно четко проявляется в ценовой политике. Если одна из фирм снизила цену, другие немедленно должны отреагировать на подобное действие, в противном случае потеряют покупателей на рынке.

Иногда такие действия оказываются весьма «болезненными» для инициатора конкурирующих действий. Поэтому не случайно ни одна фирма в олигополистической отрасли не осмелится изменить свою ценовую политику, не рассчитав возможные ответные действия конкурентов. Такая взаимозависимость в действиях выступает уникальным свойством олигополии.

Из перечисленных рыночных структур совершенную конкуренцию и чистую монополию обычно рассматривают как идеальные варианты рыночных структур. Их можно представить и описать теоретически, в реальной жизни с таковыми структурами приходится сталкиваться редко; монополистическая конкуренция и олигополия – реальные рыночные структуры, с ними приходится соприкасаться достаточно часто и повсеместно.

Вопросы для подготовки к занятию

1. Что такое конкурентный рынок? Монопольный рынок? В чем их отличия?

2. Почему конкурентный рынок является важным элементом рыночного механизма хозяйствования?

3. Раскройте положительные и негативные стороны монополии.

4. Назовите четыре модели рынка.

5. Почему предпринимателю важно знать основные черты и различия моделей рынка?

6. Назовите основные параметры, применяемые для анализа отличий в моделях рынка.

7. Дайте характеристику каждой из четырех моделей рынка.

8. Чем отличается монополия от монополистической конкуренции?

9. Назовите основные методы конкурентной борьбы.

10. Как влияет конкуренция на ценообразование?

Тесты

Выберите правильный ответ из предложенных и прокомментируйте его

1. Понятие со­вершенной конкуренции предполагает, что:

а) значительное число фирм, оперирующих в отрасли, выпускают стандартные товары;

б) имеется много покупателей, приобретающих этот товар по текущей цене;

в) все продавцы и покупатели имеют полную информацию о рынке;

г) имеет место свободный вход и выход на этот рынок;

д) все предыдущие ответы верны.

2. Какие из при­веденных усло­вий присущи фирме–монополисту?

а) фирма выпускает товар, не имеющий заменителей;

б) фирма сама устанавливает цену на продаваемый товар;

в) выпуск товара фирмой равен объему выпуска всей отрасли;

г) в отрасли отсутствует свобода входа иных фирм;

д) верны все ответы;

е) верно только б) и г).

3. Какие из пере­численных свойств харак­терны для мо­нополистиче­ской конкурен­ции?

а) вхождение новых фирм в отрасль более трудное, чем при совершенной конкуренции, но не в такой степени, как в условиях монополии;

б) в отрасли присутствует несколько десятков фирм, выпускающих однородный продукт;

в) каждая фирма отрасли принимает решение без учета реакции своих конкурентов в случае отсутствия неценовой конкуренции;

г) все утверждения неверны;

д) все утверждения верны.

4. Какая характе­ристика в наи­большей сте­пени характе­ризует олиго­полию?

а) фирма-олигополист производит однородный продукт, а в условиях монополистической конкуренции – дифференцированный;

б) количество фирм в отрасли при монополистической конкуренции значительно выше, чем при олигополии;

в) в отрасли присутствует хотя бы одна фирма, которая считает, что ее действия могут вызвать ответную реакцию конкурентов;

г) влияние неценовой конкуренции на спрос при монополистической конкуренции выше, чем при олигополии.

5. Рынок конкурентов:

а) отличается множеством покупателей и продавцов;

б) это место, где господствуют несколько крупных фирм;

в) регулируется правительством;

г) включает также монополии и олигополии.

6. Олигополия – это рыночная структура, где оперирует:

а) большое количество конкурирующих фирм, производящих однородный продукт;

б) большое количество конкурирующих фирм, производящих дифференцированный продукт;

в) небольшое количество конкурирующих фирм;

г) только одна крупная фирма;

д) только один крупный покупатель.

7. Для моно­полистиче­ской конку­ренции ха­рактерны следующие признаки:

а) производство дифференцированного продукта, наличие в отрасли крупных фирм, реагирующих на действия конкурентов;

б) наличие в отрасли большого количества фирм и значительные барьеры для вхождения новых фирм в отрасль;

в) производство дифференцированного продукта и низкие барьеры для вхождения новых фирм в отрасль;

г) нет верных ответов.

8. Рынок с несколькими крупными фирмами называется:

а) монополией;

б) чистой конкуренцией;

в) олигополией;

г) монополистической конкуренцией.

9. Рыночная конкуренция очень важна, т.к. она:

а) ограничивает влияние спроса и предложения;

б) сводит на нет мотив получения прибыли;

в) стимулирует производителей работать эффективнее;

г) создает рынок, на котором производители могут контролировать цены.

10. Крупные фирмы часто тратят массу денег на рекламу, сохраняя при этом розничные цены на свою продукцию на уровне цен конкурентов. Этот факт иллюстрирует:

а) неценовую конкуренцию;

б) совершенную конкуренцию;

в) чистую монополию;

г) нет верного ответа.

Задания

1. Прочитайте представленные ниже утверждения и ответьте, какую рыночную структуру они отражают.

а) Небольшое количество фирм производит однородную продукцию, осуществляя частичный контроль над ценами.

б) Большое количество компания производит различную продукцию при слабом контроле над ценами.

в) Определенный продукт производится одной компанией с высокой степенью контроля над ценами.

г) В США 50 самых мощных компаний осуществляют 94% выпуска различных продуктов переработки.

д) В авиастроении США на долю 8 крупнейших фирм приходится 81% продаж.

2. Для каждой ситуации, приведенной ниже, найдите соответствующий тип рыночной структуры:

а) На рынке оперирует большое количество поставщиков, каждый из которых предлагает фирменную обувь по относительно схожим ценам.

б) На рынке оперирует единственный поставщик телекоммуникационных услуг.

в) Большое количество фермеров предлагает на рынке картофель по одинаковым ценам.

г) Несколько крупных фирм функционируют на рынке автомобильных шин.

д) Единственная фирма производит штурманские приборы.

3. Письменная практическая работа. Заполните таблицу 6.

Таблица 6 – Формы конкуренции и типы рыночных ситуаций

Основные характеристики Совершенная конкуренция Монополистическая конкуренция Олигополия Чистая монополия
1. Количество фирм на рынке        
2. Тип продукта        
3. Контроль над ценой        
4. Вход в отрасль        
5. Доступность информации        
6. Взаимозависимость фирм в отрасли        
Примеры        

Наши рекомендации