Собственный склад фирмы или склад общего пользования
Первое, что должно быть рассмотрено фирмой при обеспечении себя складской площадью, — это вопрос владения складом. Существуют две основные альтернативы: приобретение складов в собственность или использование складов общего пользования (СОП). Воз-
можна и третья альтернатива — лизинг, т. е. взятие в аренду здания и оборудования за определенную ежегодную плату. Однако этот вариант близок к приобретению склада и в данном случае может рассматриваться как первая альтернатива.
Выбор между этими вариантами или их комбинацией — одна из самых главных проблем в складировании. Комбинация собственного склада и СОП особенно привлекательна и экономически оправданна, если фирма реализует свою продукцию во многих различных регионах и в случае сезонного спроса на товар. Это решение должно быть направлено на поиск компромисса. Оба случая имеют и преимущества, и недостатки. При выборе одного из них обычно решающим является условие минимума затрат.
Рассмотрим некоторые факторы, указывающие в пользу выбора той или другой альтернативы.
Критическим фактором экономичности склада фирмы (собственного склада) является стабильно высокий оборот. В пользу выбора собственного склада можно отнести постоянный спрос с насыщенной плотностью рынка сбыта на обслуживаемой территории. На собственных складах лучше поддерживаются условия хранения и контроля за продукцией. Руководству фирмы в таких условиях легче корректировать стратегию сбыта и повышать перечень предлагаемых клиенту услуг, что дает ему возможность укреплять свои позиции в конкурентной борьбе.
Складам общего пользования следует отдавать предпочтение при низких объемах оборота фирмы или сезонности хранимого товара. К выбору СОП прибегают в случаях, когда фирма внедряется на новый рынок, где уровень стабильности продаж либо неизвестен, либо непостоянен. СОП не требуют частных инвестиций фирмы в развитие складского хозяйства, к тому же сокращаются финансовые риски от владения своими собственными складами, увеличивается гибкость в потребности складской площади (можно изменять арендованные складские мощности и сроки их арендования).
8.2.2. Количество складов и размещение складской сети
Малые и средние фирмы, ограничивающие сбыт своей продукции одним или несколькими близлежащими регионами, имеют, как правило, один склад. Для крупных же фирм с большим национальным или межнациональным рынком этот вопрос оказывается очень сложным, в его решении приходится преодолевать значительные трудности.
Здесь, как и при решении первой проблемы, должен применяться метод поиска компромисса и анализ потребности складской площади в различных регионах сбыта. При этом наиболее распространены два варианта размещения складской сети — централизованное (наличие в основном одного крупного склада) и децентрализованное — рассредоточение ряда складов в различных регионах сбыта. Естественно, вопрос об увеличении числа складов связан с изменением затрат.
Территориальное размещение складов и их количество определяются мощностью материальных потоков и их рациональной организацией, спросом на рынке сбыта, размерами региона сбыта и концентрацией в нем потребителей, относительным расположением поставщиков и покупателей, особенностями коммуникационных связей и т. д.
Следует иметь в виду, что задача размещения и формирования складской сети, как и почти любая логистическая задача, — оптимизационная, поскольку, с одной стороны, строительство новых и покупка действующих складов и их эксплуатация связаны со значительными капиталовложениями, а с другой — нужно обеспечить, наряду с повышением уровня обслуживания потребителей, сокращение издержек обращения в зависимости от приближения к своим клиентам.
График (рис. 50) показывает зависимость затрат от увеличения количества складов в логистической системе сбыта. При увеличении числа складов в системе транспортные затраты и стоимость упущенной выгоды от продаж уменьшаются, но в то же время происходит одновременное увеличение стоимости запасов и расходов на хранение.
Транспортные расходы уменьшаются пропорционально увеличению загрузке транспортного средства. Увеличение числа складов приближает их к потребителю, а значит, сокращается расстояние доставки, что и приводит к уменьшению транспортных расходов.
Стоимость складирования возрастает, так как расходы на эксплуатацию при хранении груза на складе будут увеличиваться пропорционально числу складов. Аналогично происходит и увеличение общих запасов, хранящихся на складах, и связанных с этим затрат.
При максимальном приближении складов к их потребителям появляется возможность более четко выполнять заказы клиентов, быстрее реагировать на изменения их потребностей, что в итоге позволяет сократить расходы от упущенных продаж. Это тем более актуально в распределительной системе, где клиентом выступает розничная сеть, стремящаяся к сокращению собственных складских
\ Общие затраты \ Затраты на запасы Затраты на хранение Транспортные затраты Затраты от упущенных продаж |
Затраты
Количество складов
Рис. 50. Логистические затраты и их зависимость от количества складов
площадей и предпочитающая заказы мелкими партиями, но с более частой периодичностью поставки.
Среди факторов, влияющих на количество складов, можно выделить следующие:
— уровень обслуживания клиентов;
— транспортное обслуживание;
— частота и ритмичность поставок малыми партиями.
8.2.3. Размер склада и его расположение
Эта проблема очень близка по своей сути предыдущему вопросу о выборе числа складов и размещении складской сети.
Проблема решается весьма просто, если фирма считает целесообразным воспользоваться СОП. К тому же условия аренды могут корректироваться в зависимости от меняющихся интересов фирмы, т. е. с изменением рынка сбыта могут выбираться соответствующий склад в данном регионе и необходимая складская площадь.
Наиболее сложно обстоит дело в отношении собственного склада фирмы, когда речь идет или о строительстве нового склада, или о
покупке действующего. Такое решение должно стать результатом исследований и расчетов, где определяющее значение имеет вопрос об эффективности функционирования склада и его экономической целесообразности в процессе дальнейшей эксплуатации.
При определении складских мощностей необходимо учитывать требования, предъявляемые к условиям и срокам хранения конкретного вида сырья, материалов, готовой продукции и т.д.
Для хранения таких видов сырья, как уголь или песок, требования к складским мощностям могут быть удовлетворены предоставлением открытой площадки, содержание которой связано с незначительными затратами. При этом учитывается, что ущерб, который может быть нанесен сырью, оценивается в соответствии с тем, что стоимость самого сырья ниже стоимости готовой продукции. В то же время для хранения комплектующих, незаконченной и готовой продукции, стоимость которых высока, требуются специальные складские здания и сооружения, обеспечивающие их сохранность от внешних атмосферных воздействий, порчи, кражи. Естественно, что эксплуатация таких площадей обходится во много раз дороже.
Точность в расчетах складского пространства во многом зависит от правильного прогноза спроса на продукцию данного склада и определения необходимых запасов (выраженных в натуральных величинах). Эта задача достаточно просто решается с помощью существующих компьютерных программ, которые анализируют множество возможных вариаций.
При выборе места расположения склада из числа конкурентоспособных вариантов оптимальным считается тот, который обеспечивает минимум суммарных затрат на строительство и дальнейшую эксплуатацию склада и транспортные расходы по доставке и отправке грузов.
Затраты на транспорт включают первоначальные капиталовложения на развитие транспортной сети (на строительство и реконструкцию подъездных дорог, приобретение подвижного состава, строительство гаражей, объектов ремонтного хозяйства и т. д.) и эксплуатационные расходы по доставке и отправке грузов (расходы, связанные с транспортировкой груза, содержанием и ремонтом транспортных средств, устройств и объектов).
Расходы на строительство и эксплуатацию складов включают в первую очередь затраты на строительство здания (сооружения) и приобретение оборудования, а также затраты, связанные с их дальнейшей эксплуатацией (содержание и ремонт здания и оборудования, расходы на зарплату, электроэнергию и т. д.). При увеличении мощности и размеров складов удельные капитальные затраты на 1 т
грузооборота и запасы хранения сокращаются, что говорит в пользу строительства более крупных складов. Однако, с другой стороны, это чаще всего влечет за собой сокращение числа складов, а следовательно, увеличение транспортных расходов при доставке.
8.2.4. Выбор системы складирования
Эта задача особенно актуальна в условиях эксплуатации собственного склада предприятия, поскольку правильный выбор системы складирования позволяет добиться максимального использования складских мощностей, а значит, сделать функционирование склада рентабельным. С такой задачей руководство фирмы сталкивается не только в момент строительства склада, но и в процессе его дальнейшей эксплуатации. Вопрос о выборе системы складирования будет рассмотрен ниже.
8.3. Логистический процесс на складе
Логистический процесс на складе весьма сложен, поскольку требует полной согласованности функций снабжения запасами, переработки груза и физического распределения заказов. Практически логистика на складе охватывает все основные функциональные области, рассматриваемые на микроуровне. Поэтому логистический процесс на складе гораздо шире технологического процесса и включает (рис. 51):
снабжение запасами,
контроль за поставками,
разгрузку и приемку грузов,
внутрискладскую транспортировку и перевалку грузов,
складирование и хранение гр>зов,
комплектацию (комиссионирование) заказов клиентов и отгрузку,
транспортировку и экспедицию заказов,
сбор и доставку порожних товароносителей,
контроль за выполнением заказов,
информационное обслуживание склада,
обеспечение обслуживания клиентов (оказание услуг)..
Функционирование всех составляющих логистического процесса должно рассматриваться во взаимосвязи и взаимозависимости. Такой подход позволяет не только четко координировать деятельность
Логистический процесс на складе | |||||||||
С л У ж Б А 3 А К У П К И | 1 Снабжение запасами | С Л У Ж Б А П Р 0 Д А Ж | |||||||
2 Контроль за поставками | |||||||||
3 Разгрузка и приемка грузов | |||||||||
4 Внутрискладская транспортировка и перевалка грузов | |||||||||
5 Складирование и хранение грузов | |||||||||
6 Комплектация (комиссионирование) заказов клиентов и отгрузка | |||||||||
7 Транспортировка и экспедиция заказов | |||||||||
8 Сбор и доставка порожних товароносителей | |||||||||
9 Контроль за выполнением заказов | |||||||||
10 Информационное обслуживание склада | |||||||||
11 Обеспечение обслуживания | |||||||||
клиентов (оказание услуг) | |||||||||
Рис. 51. Схема логистического процесса на складе
служб склада, он является основой планирования и контроля за продвижением груза на складе с минимальными затратами. Условно весь процесс можно разделить на три части:
1) операции, направленные на координацию службы закупки;
2) операции, непосредственно связанные с переработкой груза и его документацией;
3) операции, направленные на координацию службы продаж.
Координация службы закупки осуществляется в ходе операций
по снабжению запасами и посредством контроля за ведением поставок. Основная задача снабжения запасами состоит в обеспечении склада товаром (или материалом) в соответствии с возможностями его переработки на данный период при полном удовлетворении заказов потребителей. Поэтому определение потребности в закупке запасов должно вестись в полной согласованности со службой продаж и имеющейся мощностью склада.
Учет и контроль за поступлением запасов и отправкой заказов позволяет обеспечить ритмичность переработки грузопотоков, мак-
симальное использование имеющегося объема склада и необходимые условия хранения, сократить сроки хранения запасов и тем самым увеличить оборот склада.
Разгрузка и приемка грузов
При осуществлении этих операций необходимо ориентироваться на условия поставки заключенного договора (раздел «базис поставки»). Соответственно подготавливаются места разгрузки под указанное транспортное средство (трейлер, фура, контейнер) и необходимое погрузочно-разгрузочное оборудование. Разгрузка на современных складах осуществляется на разгрузочных автомобильных или железнодорожных рампах и контейнерных площадках. Специальное оснащение мест разгрузки и правильный выбор погрузочно-разгру-зочного оборудования позволяют эффективно проводить разгрузку (в кратчайшие сроки и с минимальными потерями груза), в связи с чем сокращаются простои транспортных средств, а следовательно, и снижаются издержки обращения.
Проводимые на данном этапе операции включают:
— разгрузку транспортных средств,
— контроль документального и физического соответствия заказов поставки,
— документальное оформление прибывшего груза через информационную систему,
— формирование складской грузовой единицы.
Внутрискладская транспортировка
Внутрискладская транспортировка предполагает перемещение груза между различными зонами склада: с разгрузочной рампы в зону приемки, оттуда в зону хранения, комплектации и на погрузочную рампу. Эта операция выполняется с помощью подъемно-транспортных машин и механизмов.
Транспортировка грузов внутри склада должна осуществляться при минимальной протяженности во времени и пространстве по сквозным «прямоточным» маршрутам. Это позволит избежать повторного возвращения в любую из складских зон и неэффективного выполнения операций. Число перевалок (с одного вида оборудования на другое) должно быть минимальным.
Складирование и хранение
Процесс складирования заключается в размещении и укладке груза на хранение. Основной принцип рационального складирования — эффективное использование объема зоны хранения. Предпосылкой этого является оптимальный выбор системы складирования (раздел 8.4) и, в первую очередь, складского оборудования. Оборудование под хранение должно отвечать специфическим особенностям груза и обеспечивать максимальное использование высоты и площади склада. При этом пространство под рабочие проходы должно быть минимальным, но с учетом нормальных условий работы подъемно-транспортных машин и механизмов. Для упорядоченного хранения груза и экономичного его размещения используют систему адресного хранения по принципу твердого (фиксированного) или свободного (груз размещается на любом свободном месте) выбора места складирования.
Процесс складирования и хранения включает:
а) закладку груза на хранение,
б) хранение груза и обеспечение соответствующих для этого ус
ловий,
в) контроль за наличностью запасов на складе, осуществляемый
через информационную систему.
Комплектация (комиссионирование) заказов и отгрузка
Процесс комплектации сводится к подготовке товара в соответствии с заказами потребителей.
Комплектация и отгрузка заказов включают:
а) получение заказа клиента (отборочный лист),
б) отбор товара каждого наименования по заказу клиента,
в) комплектацию отобранного товара для конкретного клиента в
соответствии с его заказом,
г) подготовку товара к отправке (укладывание в тару, на товаро-
носитель),
д) документальное оформление подготовленного заказа и кон
троль за подготовкой заказа,
е) объединение заказов клиентов в партию отправки и оформле
ние транспортных накладных,
ж) отгрузку грузов в транспортное средство.
Комиссионирование заказов клиентов проводится в зоне комплектации. Подготовка и оформление документации осуществляется через информационную систему. Адресная система хранения поз-
воляет указывать в отборочном листе место отбираемого товара, что значительно сокращает время отборки и помогает отслеживать отпуск товара со склада.
При комплектации отправки благодаря информационной системе облегчается выполнение функции объединения грузов в экономичную партию отгрузки, позволяющую максимально использовать транспортное средство. При этом выбирается оптимальный маршрут доставки заказов. Отгрузка ведется на погрузочной рампе (требование к проведению эффективной отгрузки аналогичны требованиям к разгрузке).
Транспортировка и экспедиция заказов могут осуществляться как складом, так и самим заказчиком. Последний вариант оправдывает себя лишь в том случае, когда заказ осуществляется партиями, равными вместимости транспортного средства, и при этом запасы потребителя не увеличиваются. Наиболее распространена и экономически оправданна централизованная доставка заказов складом. В этом случае благодаря унитизации грузов и оптимальным маршрутам доставки достигается значительное сокращение транспортных расходов и появляется реальная возможность осуществлять поставки мелкими и более частыми партиями, что приводит к сокращению ненужных страховых запасов у потребителя.
Сбор и доставка порожних товароносителей играют существенную роль в статье расходов. Товароносители (поддоны, контейнеры, тара-оборудование) при внутригородских перевозках чаще всего бывают многооборотные, а потому требуют возврата отправителю. Эффективный обмен товароносителей возможен лишь в тех случаях, когда достоверно определено их оптимальное количество и четко выполняется график обмена ими с потребителями.
Информационное обслуживание склада предполагает управление информационными потоками и является связующим стержнем функционирования всех служб склада. В зависимости от технической оснащенности управление информационными потоками может быть как самостоятельной системой (на механизированных складах), так и составной подсистемой общей автоматизированной системы управления материальными и информационными потоками (на автоматизированных складах).
Информационное обслуживание охватывает:
— обработку входящей документации,
— предложения по заказам поставщиков,
— оформление заказов поставщиков,
2,64
— управление приемом и отправкой,
— контролирование наличности на складе,
— прием заказов потребителей,
— оформление документации отправки,
— диспетчерскую помощь, включая оптимальный выбор партий отгрузки и маршруты доставки,
— обработку счетов клиентов,
— обмен информацией с оперативным персоналом и верхним иерархическим уровнем,
— различную статистическую информацию.
На обеспечение координации деятельности службы продаж в первую очередь направлены операции контроля за выполнением заказов и оказание услуг клиентам, от выполнения которых зависит уровень обслуживания.
Успешно осуществляемое логистическое обслуживание покупателей может легко стать важнейшим, к тому же стратегическим признаком, выгодно отличающим данную фирму от конкурентов.
Выделяют три основные категории элементов обслуживания: до-продажное, во время продажи и послепродажное. Осуществлением допродажных услуг занимается служба продаж (маркетинговая служба). Склад обеспечивает выполнение как продажных услуг:
— сортировку товаров,
— полную проверку качества поставляемых товаров,
— фасовку и упаковку,
— замену заказанного товара (изменение заказа),
— экспедиторские услуги с осуществлением разгрузки,
— информационные услуги,
— заключение договоров с транспортными агентствами; так и послепродажных услуг:
— установку изделий,
— гарантийное обслуживание,
— обеспечение запчастями,
— временную замену товаров,
— прием дефектной продукции и замену ее.
Рациональное осуществление логистического процесса на складе — залог его рентабельности. Поэтому при организации логистического процесса необходимо добиваться:
1) рациональной планировки склада при выделении рабочих зон, способствующей снижению затрат и усовершенствованию процесса переработки груза;
2) эффективного использования пространства при расстановке оборудования, что позволяет увеличить мощность склада;
3) использования универсального оборудования, выполняющего различные складские операции, что дает существенное сокращение парка подъемно-транспортных машин;
4) минимизации маршрутов внутрискладской перевозки с целью сокращения эксплуатационных затрат и увеличения пропускной способности склада;
5) осуществления унитизации партий отгрузок и применения централизованной доставки, что позволяет существенно сократить транспортные издержки;
6) максимального использования возможностей информационной системы, что значительно сокращает время и затраты, связанные с документооборотом и обменом информации, и т.д.
Иногда резервы рациональной организации логистического процесса, пусть и не столь значительные, заключаются в весьма простых вещах: расчистке загроможденных проходов, улучшении освещения, организации рабочего места. В поиске резервов эффективности функционирования склада нет мелочей, все должно анализироваться, а результаты анализа — использоваться для улучшения организации логистического процесса.
8.4. Система складирования как основа рентабельности работы склада
Общая концепция решения складской системы в первую очередь должна быть экономичной. Экономический успех обеспечивается в случае, если планирование и реализация складской системы рассматриваются с точки зрения интересов всей фирмы, являясь лишь частью общей концепции склада. А рентабельность склада и будет в конечном счете основным критерием выбранной общей концепции.
Система складирования (СС) предполагает оптимальное размещение груза на складе и рациональное управление им. При разработке системы складирования необходимо учитывать все взаимосвязи и взаимозависимости между внешними (входящими на склад и исходящими из него) и внутренними (складскими) потоками объекта и связанные с ними факторы (параметры склада, технические средства, особенности груза и т.д.).
Разработка СС основывается на выборе рациональной системы из всех технически возможных систем для решения поставленной задачи методом количественной и качественной оценки. Этот процесс выбора и оптимизации предполагает выявление связанных между
собой факторов, систематизированных в несколько основных подсистем. Итак, система складирования включает следующие складские подсистемы:
— складируемая грузовая единица,
— вид складирования,
— оборудование по обслуживанию склада,
— система комплектации,
— управление перемещением груза,
— обработка информации,
— «здание» (конструктивные особенности зданий и сооружений).
Каждая подсистема включает в себя целый ряд возможных эле
ментов (рис. 52).
При этом число элементов, составляющих основные подсистемы, может быть достаточно значительным, а сочетание их в различные комбинации еще более увеличивает многовариантность системы. Это означает, что альтернативный выбор всех конкурентоспособных вариантов должен осуществляться в определенной последовательности с учетом технико-экономической оценки каждого из них.
Выбор рациональной системы складирования должен осуществляться в следующем порядке:
1) определяется место склада в логистической цепи и его функции;
2) определяется общая направленность технической оснащенности складской системы (механизированная, автоматизированная, автоматическая);
3) определяется задача, которой подчинена разработка системы складирования;
4) выбираются элементы каждой складской подсистемы;
5) создаются комбинации выбранных элементов всех подсистем;
6) осуществляется предварительный выбор конкурентоспособных вариантов из всех технически возможных;
7) проводится технико-экономическая оценка каждого конку-рентоспоосбного варианта;
8) осуществляется альтернативный выбор рационального варианта.
Выбор элементов складских подсистем ведется с помощью схем и диаграмм или с помощью разработанных программ на ЭВМ. Это обеспечивает методический подход с учетом всех возможных вариантов.
Складируемая единица
Вид складирования
Оборудование по обслуживанию склада
Комиссио-нирование
Управление перемещением груза
Обработка информации
«Здание»
Плоский поддон
Ящичный поддон
Стоечный поддон
Кассета
Складирование _на полу
Складирование в блоках
Складирование в полочных стеллажах
Складирование в высотных по-_лочных стеллажах
Складирование в проходных стеллажах
Складирование в гравитационных стеллажах
Складирование на элеваторных стеллажах
Складирование на элеваторных стеллажах «Патерностер»
Складирование на циркулирующих стеллажах
Конвейерное складирование
_Тележка
Транспортер
непрерывного
действия
Вилочная электротележка
Фронтальный электропогрузчик
Электроштабелер поводковый
Электроштабелер с подъемной кабиной
Электроштабелер для высотных стеллажей
Кран-штабелер межстеллажный
С мест хранения
В зоне комплектации
Централизованная отборка
Децентрализованная _отборка
Динамическое
исходное
положение
Статическое
исходное
положение
Одномерное перемещение
Двухмерное _перемещение
^Вручную
Механическое
Вручную
В местном режиме
В дистанционном режиме
от ЭВМ
«он-лайн»
Вручную
В пакетном режиме
В режиме реального времени
Непосредственно с компьютера
Склад под открытым небом
Плоский обычный склад
Высотный
плоский
склад
Складе высотной зоной хранения
Многоэтажный склад
Склад со стеллажно-несущей конструкцией
Рис. 52. Схема систем складирования
Определение места склада в логистической системе и общая направленность его технической оснащенности
Место склада в логистической системе и его функции напрямую влияют на техническую оснащенность склада.
Склад встречается в различных функциональных областях логистики (снабженческой, производственной и распределительной).
Склады в области снабжения, с учетом их хозяйственной принадлежности (поставщика, посредника, производителя) условно можно разделить на две группы:
1) склады сырья и материалов (груз, как правило, в жидком или сыпучем состоянии) работают с однородным грузом, с большими партиями поставки, относительно постоянной оборачиваемостью, что дает возможность ставить вопрос об автоматизированной складской переработке груза;
2) склады продукции производственного назначения (тарных и штучных грузов). Как правило, это грузы с высокой массой, относительно однородной номенклатуры, требующие в основном высокого уровня механизации и автоматизации складских работ.
Склады производственной логистики связаны с обработкой груза относительно постоянной номенклатуры, поступающего и уходящего со склада с определенной периодичностью и малым сроком хранения, что позволяет добиться автоматизированной обработки груза или высокого уровня механизации проводимых работ.
Склады распределительной логистики, основное назначение которых — преобразование производственного ассортимента в торговый и бесперебойное обеспечение различных потребителей, включая розничную сеть, составляют наиболее многочисленную и внутри себя разнообразную группу. Они могут принадлежать как производителям, так и оптовой торговле.
Склады готовой продукции и распределительные склады производителей в различных регионах сбыта (филиальные склады) занимаются обработкой тарных и штучных грузов однородной номенклатуры с быстрой оборачиваемостью, реализуемых крупными партиями. Это дает возможность осуществлять автоматизированную и высокомеханизированную обработку груза. Практически это единственная категория складов распределительной логистики, где можно ставить вопрос о целесообразности автоматизированной обработки груза.
Склады оптовой торговли товарами народного потребления в основном обеспечивают снабжение розничной сети и мелких потребителей. Такие склады в силу своего назначения концентрируют
запасы с очень широкой номенклатурой груза и неравномерной оборачиваемостью (иногда сезонный товар) товара, реализуемого различными партиями поставки (от объема менее одного поддона до нескольких единиц поддонов одной группы товаров). Все это делает нецелесообразным внедрение автоматизированной обработки грузов на таких складах, здесь необходимо осуществлять механизированную обработку грузов, и, возможно, даже с ручной комплектацией.
Необходимо помнить, что независимо от направленности технической оснащенности переработки груза обработка информационных потоков должна быть автоматизирована. Тем более, что современные логистические системы должны иметь единую информационную систему для всех ее участников.
Задача разработки системы складирования
Следующим шагом при разработке системы складирования является определение задачи, на решение которой и направлена данная разработка, а именно:
— строительство нового склада;
— расширение или реконструкция действующего склада;
— дооснащение или переоснащение действующего склада;
— рационализация технологических решений на действующих складах.
Эти принципиальные отличия порождают различные подходы к разработке системы складирования.
В первых двух случаях система складирования подчинена задаче выбора параметров складского здания (сооружения) и установления конструктивных его особенностей, обеспечивающих проведение оптимальных технологических процессов. В этих случаях отправной точкой при создании системы складирования должна стать подсистема «складируемая грузовая единица», а заключительной подсистемой будет «здание», поскольку именно определение параметров склада и должно стать результатом всей разработки.
При разработке системы для действующих складов она должна быть ориентирована на уже существующие здание и его параметры. Поэтому подсистема «здание» будет определяющей для всех остальных подсистем.
Определение элементов складских подсистем. «Здание»
Склады различаются по виду складских зданий (по конструкции): открытые площадки, полузакрытые (навес) и закрытые. За-
крытые являются основным типом складских сооружений, представляя собой обособленное здание со складскими помещениями.
Само здание может быть многоэтажным и одноэтажным, при этом последние в зависимости от высоты делятся на обычные (с высотой, как правило, 6 м), высотные' (с высотой свыше 6 м)1 и смешанные с высотной зоной хранения (высота зоны хранения выше остальных рабочих зон). Приоритетным направлением является строительство одноэтажных складов. Одна из основных целей разработки системы — добиться максимального использования площадей и объемов склада. Поэтому в подсистеме «здание» учитывают те особенности склада, которые непосредственно влияют на его вместимость по трем направлениям в пространстве: по ширине, длине, высоте. Высота складских помещений в складах старой постройки колеблется от 4,5 до 5,6 м, отечественные типовые склады, как правило, имеют высоту 6 м (механизированные) и 12 м (автоматизированные) склады. За рубежом эта высота достигает 18 м-и выше. В современном складском хозяйстве предпочтение отдается одноэтажным складам, а с учетом удорожания стоимости земельных участков и достижений в области складской техники — складам с высотной зоной хранения.
Общие затраты на высотный склад меньше в несколько раз, чем затраты на склад с тем же объемом, но с более низкой высотой, что видно из сравнения капитальных и эксплуатационных затрат, приведенных в табл. 16.
На практике различают следующие основные «типы-размеры» складов: 600; 800; 1000; 1250; 2500; 5000; 7500; 10000; 25000 м2. При этом чем больше площадь складского помещения, тем легче и рациональнее может быть размещено технологическое оборудование под хранение груза и использованы технические средства, а значит, имеются возможности для повышения уровня механизации. Для улучшения условий эксплуатации современных высокопроизводительных подъемно-транспортных машин и механизмов необходимо стремиться к единому пространству склада без перегородок и с максимально возможной сеткой колонн (или пролетов склада). Наилучшим вариантом, с этой точки зрения, является однопролетныи склад (например, с шириной 24 м). Стандартные размеры сетки колонн: 6 х 6; 6 х 12; 12 х 12; 12 х 18; 18 х 18; 18 х 24.
'До настоящего времени не установлен точный предел высоты, с которой начинается высотный склад. Здесь дается высота, равная 6 м.
Таблица 16 Сравнение капитальных и эксплуатационных затрат
Высота здания (п | |||
7,5 м | 12 м | 15 м | |
Площадь (кв. м) | |||
Величина отклонения от показателя склада h = 7,5 м | 35,9% | 52,4% | |
Мощность хранения товаров и тары | |||
Капитальные затраты (млн. $) | 3,7 | 3,3 | 2,9 |
Величина отклонения от показателя склада h = 7,5 м | 10,8% | 21,6% | |
Ежегодные эксплуатационные затраты (тыс. $) | |||
Величина отклонения от показателя h = 7,5 | 9,3% | 34,4% |
Источник: Walter F. Friedman «The Efficiencies in Distribution», Drug Topics (Oradell, NJ: Medical Economics Co., 1982 г.), р. 52.
Эффективность использования складского объема во многом зависит также и от высоты складирования груза, которая должна максимально приближаться к высоте склада.