Мероприятия по защите населения при чрезвычайных ситуациях

Защита населения в чрезвычайных ситуациях включает совокупность взаимосвязанных по времени, ресурсам и месту проведения мероприятий, направленных на предотвращение или предельное снижение потерь населения и угрозы его жизни и здоровью от поражающих факторов и воздействий источников чрезвычайной ситуации.

1.2.4.1. Принципы организации защиты от ЧС

Принципы защиты — это основные положения, которыми необходимо руководствоваться при организации защиты населения и территорий от ЧС.

Основные принципы защиты населения:

мероприятия по обеспечению безопасности проводятся за­благовременно на всей территории России (во всех городах, населенных пунктах и на всех объектах экономики), т.е. принцип заблаговременности (превентивности) проведения мероприятий защиты;

планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от ЧС должны проводиться с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения ЧС, т.е. принцип дифференцированного подхода в определении мероприятий защиты по регионам;

объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от ЧС должны определяться исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств, т.е. принцип необходимой достаточности мероприятий защиты;

ликвидация ЧС должна осуществляться силами и средствами. организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых сложилась ЧС, т.е. принцип самостоятельности ликвидации ЧС. Только для ликвидации крупномасштабных ЧС привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти;

все мероприятия по защите в ЧС должны выполняться, по возможности, параллельно (укрытие в защитных сооружениях, обеспечение СИЗ и эвакуация людей, оборудование подъездных путей, тушение пожаров, перекрытие магистральных газовых и с ОХВ трубопроводов и т.д.) с привлечением максимально возможного количества сил и средств, т.е. принцип комплексности проведения мероприятий защиты.

Реализация принципов защиты населения должна проводиться под руководством органов исполнительной власти всех уровней и руководителей объектов экономики, которые несут за это ответственность. Обязательным является неукоснительное соблюдение персоналом ОЭ и населением правил поведения и действий в ЧС.

В соответствии с принципом заблаговременности проведения мероприятий защиты отделы (управления) ГОЧС всех уровней должны выполнить следующую работу:

создать, проверить и поддерживать в постоянной готовности систему связи и оповещения персонала ОЭ и населения о ЧС;

организовать непрерывное наблюдение и контроль за обстановкой на OЭ и окружающей средой с целью раннего выявления возможного развития ЧС;

накопить фонд защитных сооружений для персонала ОЭ и населения;

спланировать и подготовиться к эвакуации персонала ОЭ и населения;

подготовить пункты временного размещения и длительного проживания эвакуируемых;

накопить необходимое количество средств индивидуальной защиты для обеспечения ими персонала ОЭ и населения;

организовать обеспечение защиты продовольствия, воды от различных видов заражения;

спланировать и отработать медико-профилактические и ле­чебно-эвакуационные мероприятия на случай ЧС;

спланировать и выполнить все мероприятия по обеспечению устойчивой работы ОЭ в условиях ЧС и другие работы.

1.2.4.2. Основные способы защиты от ЧС

Основными способами защиты персонала объектов экономики и населения в условиях возникновения ЧС являются:

инженерная защита, т.е. укрытие людей в защитных сооружениях;

эвакуация (рассредоточение) персонала объектов экономики и населения за пределы зоны ЧС;

использование средств индивидуальной защиты.

В зависимости от конкретных условий используется тот или иной способ защиты или несколько способов одновременно.

Однако следует заметить, что эффективность защиты не может быть достигнута только этими способами. Для их обеспечения проводится ряд мероприятий защиты как до выполнения этих способов, так и после их выполнения.

Комплекс мероприятий защиты объектов экономики и населения можно условно разделить на три группы:

предупредительные мероприятия;

защитные мероприятия;

аварийно-восстановительные мероприятия (работы).

К предупредительным относятся мероприятия, проводимые заблаговременно:

предупреждение чрезвычайных ситуаций;

планирование защиты ОЭ и населения от ЧС;

создание фондов средств защиты, разведки, профилактики и обеззараживания;

обучение (подготовка) населения мерам защиты от ЧС;

подготовка сил и средств для ликвидации последствий ЧС.

К защитным мероприятиям относятся:

выявление и оценка обстановки в ЧС, в том числе путем радиационной, химической, инженерной и пожарной разведки;

оповещение персонала объектов и населения об угрозе возникновения или возникновении ЧС;

укрытие персонала ОЭ и населения в защитных сооружениях;

эвакуация (рассредоточение) персонала ОЭ и населения;

использование средств индивидуальной защиты;

дозиметрический и химический контроль;

медико-профилактические и лечебно-эвакуационные мероприятия;

определение и соблюдение режимов радиационной и химической защиты персоналом объектов экономики и населением;

организация охраны общественного порядка в зоне ЧС и др.

К аварийно-восстановительным работам (мероприятиям) относятся первоочередные работы в зоне ЧС по локализации отдельных очагов разрушений и повышенной опасности, по устранению аварий и повреждений на сетях и линиях коммунальных и производственных коммуникаций, созданию минимально необходимых условий для жизнеобеспечения населения, а также работы по санитарной очистке и обеззараживанию территории.

Предупредительные мероприятия

1. Предупреждение чрезвычайных ситуаций — это совокупность мероприятий, проводимых органами исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов, органами местного самоуправления и организационными структурами РСЧС, направленных на предотвращение чрезвычайных ситуаций и уменьшение их масштабов в случае возникновения.

Предотвращение чрезвычайных ситуаций — комплекс мероприятий, включающий: наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов, прогнозирование и профилактику возникновения источников чрезвычайной ситуации, а также подготовку к чрезвычайным ситуациям.

Важное место в предотвращении ЧС занимает прогнозирование возникновения ЧС. Техногенные аварии (катастрофы) с допустимой вероятностью можно спрогнозировать и на основе анализа причин, по которым аварии могут произойти, принять меры по их предотвращению.

Есть определенные наработки в вопросе прогнозирования опасных природных явлений, но их человек (и в целом человечество) полностью предотвратить не может.

Профилактика возникновения источников чрезвычайной ситуации предполагает проведение заблаговременных мероприятий по недопущению и (или) устранению причин и предпосылок возникновения источников чрезвычайной ситуации антропогенного происхождения, а также по ограничению ущерба от них.

Профилактика техногенных ЧС заключается в недопущении аварий (или предотвращении возникновения источника ЧС) путем исключения технических (проектных, строительно-монтажных и эксплуатационных) ошибок и повышения надежности и устойчивости объекта, а также устранения причин аварий за счет соблюдения технологии строительства, технологии и регламента эксплуатации, правил и мер безопасности.

Под подготовкой к чрезвычайным ситуациям понимается комплекс заблаговременно проводимых мероприятий по созданию на определенной территории или на потенциально опасном объекте условий для защиты населения и материальных ценностей, от поражающих факторов и воздействий источников чрезвычайной ситуации, а также для обеспечения эффективных действий органов управления, сил и средств РСЧС по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Одним из мероприятий предотвращения ЧС техногенного характера является декларирование безопасности промышленного объекта.

Декларирование безопасности промышленных объектов предполагает прогнозирование возможных рисков (отказов аварий) на проектируемом объекте и анализ ранее свершившихся отказов и аварий на функционирующем объекте и на этой основе определение мер по обеспечению безопасности производства и обеспечению готовности объекта к локализации и ликвидации ЧС.

Данная декларация разрабатывается на основании постановления Правительства РФ от 01.07.95 № 675 «О декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации».

Рассмотренный перечень мероприятий позволяет либо предотвратить техногенную ЧС, либо уменьшить масштабы ее воздействия на людей, т.е. защитить человека.

Планирование защиты ОЭ и населения от ЧС

Для уменьшения возможных масштабов последствий ЧС забла­говременно проводится подготовка ПОО, территории и населения. Она складывается из планирования и проведения инженерно-технических и специальных мероприятий ГО, подготовки материальной базы, подготовки персонала и населения к действиям в ЧС (обучение), подготовки и обучения формирований ГОЧС.

Подготовка территории к функционированию в чрезвычайных ситуациях — это комплекс заблаговременно проводимых экономических, организационных, ИТ и СМ, заблаговременно проводимых на территории субъектов Российской Федерации с целью обеспечения безопасности населения, объектов экономики и окружающей природной среды в чрезвычайных ситуациях.

В интересах ГО осуществляется подготовка загородной зоны (на случай эвакуации ОЭ и персонала в эту зону), усовершенствуются транспортные магистрали, резервируются водоисточники и т.д.

При проведении инженерно-технических мероприятий местность оборудуется специальными сооружениями (гидротехническими, противолавинными, противоселевыми, противооползневыми и др.). Кроме того, осуществляется надзор за состоянием имеющихся инженерных сооружений (плотин, дамб, каналов).

Подготовка объекта экономики к работе в чрезвычайных ситуациях включает комплекс заблаговременно проводимых экономических, организационных, инженерно-технических, технологических и специальных мероприятий РСЧС, осуществляемых на объекте народного хозяйства с целью:

обеспечения его работы с учетом риска возникновения источников чрезвычайной ситуации;

создания условий для предотвращения аварий или катастроф;

противостояния поражающим факторам и воздействиям источников чрезвычайной ситуации;

предотвращения или уменьшения угрозы жизни и здоровью персонала и проживающего вблизи населения;

оперативного проведения неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации.

На каждом объекте экономики для организации его защиты от чрезвычайных ситуаций разрабатывается перечень различных документов. Основными из них являются:

план действий по предупреждению и ликвидации ЧС;

план гражданской обороны объекта;

план эвакуации объекта.

Текущая работа комиссии по ЧС (КЧС) и отдела по делам ГОЧС организуется на основе приказов и распоряжений начальника ГО объекта и в соответствии с годовыми планами работ КЧС и отдела по делам ГОЧС.

«План действий по предупреждению и ликвидации ЧС объекта» разрабатывается на предприятиях, учреждениях и организациях независимо от форм собственности с учетом их специфики. Этот план содержит два раздела.

Первый раздел — «Краткая географическая и социально-эконо­мическая характеристика объекта и оценка возможной обстановки при возникновении ЧС» включает:

структурные элементы объекта, их характеристику; перечень потенциальных опасностей на объекте и прилегающей к нему территории;

краткую оценку возможной обстановки на объекте при возникновении ЧС;

перечень предупредительных мероприятий по защите объекта и их ориентировочный объем, по предотвращению и снижению последствий ЧС.

Второй раздел – «Мероприятия по защите при угрозе и возникновении крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий» включает:

мероприятия при угрозе возникновении крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий (режим повышенной готовности);

мероприятия при возникновении крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий (режим ЧС);

обеспечение действий сил и средств, привлекаемых для проведения АСДНР;

проведение АСДНР;

организацию взаимодействия между органами и силами, при­влекаемыми к действиям в ЧС;

управление мероприятиями и действиями в ЧС.

«План гражданской обороны объекта» определяет организацию и порядок перевода объекта с мирного на военное время, порядок работы в военное время, обеспечение защиты и жизнедеятельности персонала и членов семей.

В структурных подразделениях ОЭ планы гражданской обороны не разрабатываются. В них должны иметься выписки из плана ГО объекта, определяющие порядок оповещения, получения средств индивидуальной защиты, проведения эвакуации, а также состав и задачи гражданских организаций ГО, формируемых данным подразделением.

Начальники служб ГО объекта разрабатывают планы служб по обеспечению мероприятий ГО.

Планы гражданской обороны ОЭ разрабатываются отделом ГОЧС во взаимодействии с руководителями структурных подразделений объекта, подписываются начальником отдела ГОЧС, согласовываются с вышестоящими управлениями ГОЧС и утверждаются начальником ГОЧС объекта.

План гражданской обороны ОЭ состоит из трех разделов и приложений.

Первый раздел «Краткая оценка возможной обстановки на объекте в результате воздействия противника» включает:

краткую характеристику объекта; особенности, влияющие на организацию и ведение ГО на объекте;

краткую оценку возможной обстановки на объекте после нанесения ударов противником (радиационной, химической и биологической обстановки; степени разрушения зданий, потерь персонала; объем АСДНР);

выводы из оценки возможной обстановки.

Второй раздел «Выполнение мероприятий ГО на объекте при планомерном приведении ее в готовность» включает: объемы и сроки выполнения мероприятий по степеням готовности ГО и организацию защиты персонала и членов их семей, управления и связи, выполнения мероприятий по повышению устойчивости работы объекта, проведе­ния АСДНР, основных видов обеспечения и взаимодействия с терри­ториальными органами по ГОЧС.

Третий раздел «Выполнение мероприятий ГО на объекте при вне­запном нападении противника» включает: организацию и проведение мероприятий по сигналам о воздушной опасности («Воздушная тревога») и об отбое воздушной опасности («Отбой воздушной тревоги»).

«План эвакуации объекта» должен состоять из:

текстовой части (эвакуации в ЧС природного и техногенного характера; эвакуации и рассредоточения в военное время);

приложений (перечень исходных данных для планирования эвакуационных мероприятий; данные по численности и категориям персонала и членам их семей, а также по состоянию дорожно-транспортной сети, транспорта, медицинского обес­печения эвакуации и эвакуационных органов).

План эвакуации (рассредоточения) разрабатывается эвакокомиссиями на картах с пояснительной запиской и осуществляется на основании «Приказа начальника ГО объекта о проведении эвакуации и рассредоточения».

В соответствии с «Планом действий по предупреждению и ликвидации ЧС» и «Планом гражданской обороны» объектов экономики предусматриваются организация радиационной и химической разведки, укрытие персонала в защитных сооружениях (убежищах, противорадиационных укрытиях — ПРУ), обеспечение фильтрующими средствами защиты органов дыхания (СИЗОД), антидотами, радиопротекторами, противобактериальными средствами и средствами обеззараживания, т.е. создание различных фондов.

К сожалению, на сегодняшний день приходится констатировать, что строительство защитных сооружений практически прекратилось, а 12% имеющихся убежищ и ПРУ приведено в негодность.

Фонд защитных сооружений (ЗС) на ОЭ должен обеспечивать укрытие наибольшей рабочей смены (НРС). При недостатке ЗС в ранее упомянутых «Планах...» должно быть запланировано строительство быстровозводимых убежищ (БВУ) и простейших укрытий (щелей, траншей, землянок, блиндажей). Но для этого необходимо предусмотреть силы, средства и строительные материалы.

До получения СИЗОД персонал ОЭ должен воспользоваться простейшими ватно-марлевыми повязками (ВМП) и противопыльными тканевыми масками (ПТМ), запасы которых нетрудно создать на ОЭ. ВМП и ПТМ надежно защищают органы дыхания человека от РВ, вредных аэрозолей и бактериальных средств. Но если их увлажнить 2%-ным раствором питьевой соды или 5%-ным раствором лимонной кислоты, то будет обеспечена в определенной степени защита соответственно от паров хлора и аммиака. В связи с этим во всех структурных подразделениях ОЭ (ближе к персоналу) должны быть созданы запасы питьевой соды, лимонной (уксусной), борной кислоты и др., а также обеззараживающих веществ.

Сложнее проблема с накоплением фондов и обеспечения населения антидотами, радиопротекторами, антибактериальными средствами и другими профилактическими средствами. Эта озабоченность связана с тем, что их производство практически свертывается.

Наши рекомендации