Факторы развития машиностроения
Для обеспечения своего лидерства машиностроению необходимы определенные условия. Одно из них можно изобразить соотношением: «1:2:4». Оно означает, что если темпы развития хозяйства страны принять за единицу, то машиностроение должно развиваться в 2 раза быстрее, а важнейшие его отрасли (электроника, приборостроение и другие) — в 4 раза быстрее. В России это соотношение было примерно таково — «1:0,98:1».
Машиностроительная промышленность отличается широким развитием межотраслевых и внутриотраслевых связей, основанных в значительной мере на производственном кооперировании.
На долю машиностроения приходится более 1/3 объемов производства товарной продукции промышленности России, около 2/5 — мышленно-производственного персонала и почти 1/4 основных промышленных производственных фондов.
Ассортимент выпускаемой продукции российского машиностроения отличается большим разнообразием, что обусловливает глубокую дифференциацию его отраслей и существенно влияет на размещение производства отдельных видов продукции.
В России машиностроение принадлежит к числу наиболее распространенных в территориальном отношении отраслей промышленности. Однако в одних районах оно имеет профилирующее значение, а в других его функции ограничены главным образом удовлетворением внутренних потребностей.
По характеру технологического процесса многие отрасли машиностроения тяготеют к районам высокой технической культуры. В то же время эти районы обычно являются довольно емкими потребителями готовой продукции.
Совпадение источников сырья с местами потребления готовой продукции представляет собой оптимальный вариант размещения машиностроительных предприятий. В этом случае значительно сокращаются транспортные расходы по перевозке металла, машин и оборудования, возникают условия для установления связей между машиностроением и черной металлургией. Машиностроительные заводы освобождаются от некоторых операций, в большей мере свойственных металлургии, а металлургические заводы получают возможность использовать отходы машиностроения и специализироваться в соответствии с его потребностями.
При территориальной разобщенности сырьевых баз и основных потребителей машин и оборудования районы потребления имеют преимущества. Дело в том, что в машиностроении расход сырья на 1 т готовой продукции составляет в среднем 1,3- 1,5 т, между тем как затраты на транспортировку любой машины намного выше, чем затраты на транспортировку металла, который был использован для ее производства. Поэтому даже металлоемкие производства, дающие малотранспортабельную продукцию, часто тяготеют к районам потребления.
Анализ проведенных научных исследований по проблемам размещения отдельных отраслей машиностроения показан, что в решении вопросов их территориальной организации еще нет единства ни в постановке проблемы, ни в методах расчета и оценки эффективности, что усложняет поиск рационального варианта размещения машиностроения в целом.
Экономическая наука располагает многими приемами расчета сравнительной эффективности вариантов размещения. Основными из них являются:
§ расчет по предприятию-аналогу (размещаемое предприятие берется в качестве аналога для всех экономических районов; по этому методу проводят расчеты затрат, связанных с размещением предприятия-аналога для каждого экономического района);
§ расчет по условному представителю (в качестве условного представителя выбирают тип изделия, производство которого преобладает в отрасли);
§ расчет по фактическим технико-экономическим показателям производства (при данном методе расчеты ведутся по конкретным производствам, а при оценке эффективности их размещения получают более достоверные результаты);
§ определение на основе оптимизационных расчетов (этот метод с применением математического моделирования позволяет одновременно решать многие проблемы территориальной организации производства).
Среди факторов, влияющих на размещение машиностроения, значительная роль принадлежит специализации и кооперированию производства.
Специализация дает большие возможности для использования высокоэффективного производственного оборудования, а также средств автоматизации производственных процессов. Специализация может быть следующих типов:
§ детальная или подетальная, которая подразумевает выпуск отдельных частей или деталей готового продукта;
§ предметная, т.е. отвечающая за выпуск определенных конечных видов продукции;
§ технологическая — производство полуфабрикатов (литье, различные виды заготовок) или осуществление отдельной операции и технологического процесса.
Специализация тесно связана скооперированием, которое предполагает участие в процессе производства готового продукта нескольких предприятий.
Машиностроение отличается от других отраслей промышленности рядом особенностей, которые влияют на его географию.
Наукоемкость. Производство наиболее прогрессивной и сложной техники концентрируется в районах и центрах, обладающих высокоразвитой научной базой: крупными НИИ, конструкторскими бюро, опытными заводами в Москве, Санкт-Петербурге и Новосибирске. Ориентация на научный потенциал — ведущий фактор размещения машиностроительных предприятий.
Трудоемкость — это большие затраты и высокая квалификация используемого труда. Производство машин требует очень больших затрат рабочего времени. Поэтому многие отрасли машиностроения тяготеют к районам с высокой концентрацией населения. Для разработки новых образцов техники необходимы не просто людские ресурсы, а высококвалифицированные рабочие и инженерно-технические кадры. Высокая трудоемкость присуща станкостроению (Москва), авиационной промышленности (Казань, Самара), производству приборов и электронной техники (Ульяновск, Новосибирск).
Металлоемкость. Машиностроительный комплекс потребляет значительную часть черных и цветных металлов. В этой связи машиностроительные заводы, выпускающие металлоемкую продукцию (металлургическое, энергетическое, горно-шахтное оборудование), ориентируются на металлургические базы. Крупные заводы тяжелого машиностроения расположены на Урале (Екатеринбург).
Многие отрасли машиностроения развиваются в районах с благоприятным для организации кооперирования экономико-географическим положением. Например, автомобилестроение — в Центре и Поволжье. Поскольку перевозка машин обычно осуществляется на большие расстояния и в разных направлениях, машиностроительные заводы размешаются на крупных транспортных магистралях.
Некоторые машиностроительные предприятия ориентируются на потребителей их продукции, поскольку их продукцию сложно транспортировать из-за большого веса и крупных размеров. Выгоднее их производить прямо в районах потребления. Например, тракторы для перевозки леса производятся в Карелии (Петрозаводск), комбайны для уборки зерновых — на Северном Кавказе (Ростов-на-Дону, Таганрог).
В зависимости от особенностей взаимодействия таких факторов, как материалоемкость, трудоемкость и энергоемкость, выделяют тяжелое машиностроение, общее машиностроение и среднее машиностроение.
17 Промышленность — важная составная часть хозяйственного комплекса Российской Федерации, ведущая роль которой определяется тем, что она обеспечивает все отрасли экономики орудиями труда и новыми материалами, служит наиболее активным фактором научно-технического прогресса и расширенного воспроизводства в целом. Среди других отраслей хозяйства промышленность выделяется комплексо- и районообразующими функциями.
Промышленность подразделяется на:
§ добывающую, к которой относят отрасли, связанные с добычей и обогащением рудного и нерудного сырья, а также с добычей морского зверя, ловлей рыбы и других продуктов моря;
§ обрабатывающую, к которой относятся предприятия по переработке продукции добывающей промышленности, полуфабрикатов, а также по переработке продукции сельского хозяйства, лесного и иного сырья. Отрасли обрабатывающей промышленности составляют основу тяжелой индустрии.
По экономическому назначению продукции вся промышленность делится на две большие группы: группу “А” — производство средств производства и группу “Б” — производство предметов потребления. Однако следует отметить, что деление промышленности на данные группы не совпадает с отраслевой структурой промышленного производства, так как натуральная форма произведенной продукции еще не определяет ее экономического назначения. Поскольку продукция многих предприятий может предназначаться как для производственного, так и для непроизводственного потребления, то ее и относят к той или иной группе — в зависимости от фактического использования.
Отраслевая структура промышленности современной России характеризуется:
§ преобладанием отраслей по добыче и первичной переработке топлива и сырья;
§ низкой долей верхних, наиболее сложных в техническом отношении производств;
§ низкой долей легкой промышленности и других отраслей, ориентированных на непосредственные нужды населения;
§ высоким удельным весом отраслей военно-промышленного комплекса.
Такую структуру промышленности нельзя считать эффективной. Отрасли топливно-энергетического комплекса, металлургии и военно-промышленного комплекса называют “тремя китами российской индустрии”, ибо они определяют ее лицо и роль в международной системе территориального разделения труда.
В период экономического кризиса 1990-х гг. наибольшее сокращение производства наблюдалось в отраслях обрабатывающей промышленности, особенно в машиностроении и легкой индустрии. Одновременно отрасли добывающей промышленности и первичной переработки сырья увеличили удельный вес в промышленном производстве России. Изменения в отраслевой структуре промышленности обусловлены также физическим износом и моральным старением оборудования, что отразилось на верхних этажах промышленности, производящих технически сложную продукцию. На начало 2008 г. степень износа основных фондов в группе отраслей, добывающих полезные ископаемые, превысила 53%, в обрабатывающих производствах — 46%, а в отраслях, занимающихся производством и распределением электроэнергии, газа и воды — 52%.
С выходом из экономического кризиса наблюдается оживление практически во всех отраслях промышленности, особенно динамично развиваются машиностроение, пищевая, целлюлозно-бумажная промышленности и отдельные производства химии и нефтехимии. И все же сегодня отраслевая структура промышленного производства России имеет гораздо больше черт развивающейся, чем развитой в экономическом отношении страны.
Формы территориальной организации промышленности. Пространственное сочетание отраслей и отдельных производств складывается под влиянием многих факторов. К ним относится обеспеченность минерально-сырьевыми, топливно-энергетическими, материальными и трудовыми ресурсами. Отмеченные факторы тесно связаны между собой, оказывая определенное воздействие на размещение предприятий и различных отраслей экономики. В процессе размещения промышленного производства сложились различные формы ее территориальной организации.
Крупные экономические зоны представляют собой обширные территориальные образования с характерными природными и экономическими условиями развития производительных сил.
На территории Российской Федерации выделяют две крупные экономические зоны:
§ Западную, включающую европейскую часть страны вместе с Уралом, для которой характерен дефицит топливно-энергетических и водных ресурсов, высокая концентрация промышленного производства и преобладающее развитие отраслей обрабатывающей промышленности;
§ Восточную, включающую территорию Сибири и Дальнего Востока, которая отличается наличием больших запасов топливно-энергетических и минерально-сырьевых ресурсов, слабой освоенностью территории и преобладанием отраслей добывающей промышленности.
Такое деление на крупные экономические зоны используют при анализе и определении перспективных территориальных пропорций хозяйственного комплекса страны.
Промышленные районы представляют собой крупные территории с относительно однородными природными условиями, с характерной направленностью развития производительных сил, с соответствующей сложившейся материально-технической базой, производственной и социальной инфраструктурой.
На территории России выделяют около 30 промышленных районов, из которых 2/3 расположены в Западной зоне страны. Наиболее высокая концентрация промышленных районов наблюдается на Урале — 7 (Тагильско-Качканарский, Екатеринбургский, Челябинский, Пермский, Верхне-Камский, Южно-Башкирский и Орско-Халиловский), в Центре — 4 (Московский, Тульско-Новомосковский, Брянско-Людиновский и Ивановский) и на севере Поволжья (Самарский, Нижнекамский, Южно-Татарский). На востоке страны промышленные районы в основном расположены в зоне Транссибирской магистрали — Кузнецкий в Западной Сибири, Иркутско-Черемховский в Восточной Сибири, Южно-Якутский и Южно-Приморский на Дальнем Востоке. Для Крайнего Севера характерно очаговое размещение промышленных районов — Кольский на Европейском Севере, Среднеобский и Нижнеобский в Западной Сибири, Норильский в Восточной Сибири. Специализация хозяйства каждого промышленного района отражает направление развития экономики района, на территории которого он находится.
Промышленные агломерации — территориальные экономические образования, отличающиеся высоким уровнем концентрации предприятий различных отраслей хозяйства, инфраструктурных объектов и научных учреждений, а также высокой плотностью населения. Экономическими предпосылками развития промышленной агломерации являются высокий уровень концентрации и диверсификации производства, а также возможность максимально эффективного использования систем производственной и социальной инфраструктуры.
Компактное размещение группы предприятий различных отраслей хозяйства приводит к сокращению занимаемой территории, необходимой для промышленного строительства, в среднем на 30%, на 25% уменьшает количество зданий и сооружений. Экономия достигает 20% затрат на общие объекты благодаря созданию единых комплексов подсобно-вспомогательного назначения, производственной и социальной инфраструктуры.
В стране имеются крупные промышленные агломерации: Московская, Нижегородская, Санкт-Петербургская, Ярославская и др. Однако чрезмерное развитие и концентрация производства за известными пределами оказывают негативное воздействие, значительно сокращающее экономический эффект. В первую очередь это связано с вопросами охраны окружающей среды и развитием социальной сферы.
Промышленный узел рассматривается как группа производств, компактно размещенных на небольшой территории. Главным его признаком является участие в системе территориального разделения труда страны, наличие производственных связей между предприятиями, общность системы расселения, социальной и технической инфраструктуры. Промышленные узлы планируются и развиваются как элементы расчлененных пространственных структур территориально-производственных комплексов и представляют собой качественно новое явление в регулируемом процессе развития территориальной структуры хозяйства.
Подобные формы территориальной организации хозяйства получают развитие не только в старопромышленных районах (например, в Железногорском, связанном с добычей и обогащением железных руд Курской магнитной аномалии, и в Чебоксарском, развитию которого способствовали Чебоксарская ГЭС, тракторный завод и химический комбинат с сопутствующими производствами), но и в районах нового освоения (Саяногорском, формирующемся на базе электроэнергетики, вырабатываемой Саяно-Шушенской и Майнской ГЭС, и энергоемких производств).
Промышленные центры в большинстве своем не имеют между собой технологических связей, поэтому такое размещение снижает возможности развития кооперации, следовательно, и их эффективность роста. Примером служат областные центры.
Под промышленным пунктом понимают территорию, в пределах которой размещается одно или более предприятий одной отрасли (малые города и рабочие поселки).
В последние десятилетия в России получили свое развитие и такие формы промышленной организации, как технополисы и технопарки, которые могут быть использованы для перестройки производства на новой технологической основе, сохранения научно-технического потенциала и финансирования науки, привлечения инвестиций.
В России технополисы и технопарки создаются на базе учебных и научно-исследовательских институтов, поддерживающих тесные связи с промышленностью. Они существуют в форме совместных предприятий (СП), акционерных обществ (АО), ассоциаций и т. д. Такие формы территориальной организации хозяйства получают развитие в Москве, Санкт-Петербурге, Томске. Проектируется создание технопарков в Самаре, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Челябинске (закрытые города ВПК).
Народное хозяйство — исторически сложившийся комплекс (совокупность) отраслей производства данной страны, взаимосвязанных между собой разделением труда.
Промышленность — важная составная часть хозяйственного комплекса Российской Федерации.
Промышленность России имеет сложную диверсифицированную многоотраслевую структуру, отражающую изменения в развитии производительных сил, в совершенствовании территориального разделения общественного труда, связанную с научно-технических прогрессом.