Сущность и характеристика тарифных преференций
Под тарифной преференцией понимается освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны, или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, пользующихся единой системой тарифных преференций Таможенного союза.[4]
Система тарифных преференций, как правило, реализуется в рамках:
1) преференциальных режимов;
2) соглашений о зоне свободной торговли;
3) соглашений о Таможенном союзе.
В качестве характерных и отличительных черт, присущих тарифным преференциям, можно выделить следующие:
- во-первых, предоставление тарифных преференций не предполагает принципа взаимности, то есть они применяются на односторонней основе. Это исключает возможность какого-либо участия стран-бенефициаров в согласовании размеров преференциальных тарифных ставок, объемов и номенклатуры их преференциального экспорта, а также отстаивании своих интересов. При этом страна, предоставляющая преференции, оставляет за собой право изменить их уровень в одностороннем порядке через определенный период времени;
- во-вторых, тарифные преференции предоставляются в зависимости от страны происхождения товара. Данный аспект ограничивает число их пользователей определенным кругом государств. Перечень таких государств устанавливается каждой страной в отдельности с учетом приоритетов ее внешнеэкономической политики и интересов национальных производителей. Одним из критериев включения в список бенефициаров является принцип экономического благополучия нации, находящий свое отражение в системе преференций, используемой в отношении товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран. Основной целью данной системы является содействие экономическому развитию этих стран. Преференциальный ввоз товаров также возможен, когда между государствами или их союзами имеются соглашения о зоне свободной торговли, Таможенном союзе или иные двухсторонние и многосторонние договоренности в области внешней торговли. Здесь уровень экономического развития страны не имеет значения. Несмотря на различные основания для включения в систему преференций, их предоставление как в первом, так и во втором случае зависит от страны происхождения товара. Это может означать, что товар должен быть не только полностью произведенным или подвергнутым достаточной переработке, но и поставлен с территории государства-бенефициара, то есть необходимо соблюдение принципа прямой поставки. В практике регулирования международной торговли это находит отражение в правилах происхождения, которые делятся на преференциальные и непреференциальные;[5]
Непреференциальные правила происхождения применяются торговле, осуществляемой на основе режима наиболее благоприятствующей нации (РНБ). Под РНБ понимается международно-правовой режим, в соответствии с которым каждая из договаривающихся сторон обязуется предоставить другой стороне такие же благоприятные условия экономических, торговых и иных отношений, какие она предоставит в будущем любому третьему государству, его юридическим и физическим лицам.
Преференциальные правила происхождения представляют собой специальные правила происхождения; правила, предусматриваемые в соглашениях о зонах свободной торговли; правила, применяемые в других механизмах торгово-экономической политики и т.д. Главным нормативно-правовым документом мировых преференциальных правил применения преференций и порядка определения страны происхождения является Общая система преференций.[6]
- в-третьих, тарифные преференции используются в отношении импортируемых товаров. Это является следствием того, что они предоставляются без каких-либо обязательств встречных уступок, тем самым исключая возможность осуществления преференциального экспорта на территорию страны-бенефициара. Также следует учитывать тот факт, что экспортные операции с позиции внешнеторгового баланса носят активный характер, а следовательно, их осуществление в рамках тарифных преференций способствует росту экономического благосостояния государства, что приобретает особую актуальность, когда они используются в отношении товаров, ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран. Приоритетность импортных товаров в системе тарифных преференций отчасти объясняется историческими аспектами, то есть попыткой за счет их предоставления частично компенсировать экономический ущерб, нанесенный в процессе взаимоотношений колоний и метрополий. Это нашло свое отражение в соглашениях, заключенных в середине 70-х гг. ХХ в. между странами Западной Европы и государствами Африки, Карибского и Тихоокеанского бассейна (Яундская и Ломейская конвенции);
- в-четвертых, система тарифных преференций носит селективный характер. Их индивидуализация проявляется не только в ограниченном числе стран-пользователей в силу уровня их экономического развития или межгосударственных договоренностей, но и в масштабе предоставления тарифных преференций определенным государствам или группам стран. При этом политические мотивы могут доминировать над экономической целесообразностью. В этом случае возникает некий элемент дискриминации по отношению к другим бенефициарам. Многие страны используют практику, когда при наступлении определенных экономических условий страна может быть исключена из списка бенефициаров, а товары изъяты из-под действия преференциального режима.[7]