Торговая надбавка (скидка) как цена услуги торгового предприятия. Основные элементы торговой надбавки

Торговая надбавка явл. элементом р.ц. и представляет собой цену услуги за реализацию товара оптовыми, розничными и другими посредническими и торгово-закупочными организациями и фирмами.

Торговые наценки (как оптовые, так и розничные) в стоимостном выражении определяются на основе торговых надбавок или скидок в процентах. Их сумма за реализацию всех товаров торгового предприятия формирует его валовой доход. Торговые надбавки, которые преимущественно используются в практике торговых организаций республики, устанавливаются в процентах к отпускной цене товара (или цене импортера, который ввез товар на внутренний рынок), не включающей налог на добавленную стоимость.

Торговые скидки определяются в процентах к розничной цене. Торговые скидки больше соответствуют рыночным условиям, поскольку хар-ют долю конечной рыночной цены, определяемой конъюнктурой рынка, остающуюся торговой фирме. Поэтому за рубежом в основном используются торговые скидки. В отечественной практике они применяются лишь в случаях, когда госуд-ые органы устанавливают на те или иные товары фиксированные цены или изготовители согласовывают с покупателями конечную розничную цену.

Размер торговой надбавки можно определить исходя из торговой скидки, и наоборот:

ТН=ТС/(100-ТС)*100

ТС=ТН/(100+ТН)*100

где ТН – торговая надбавка, %; ТС – торговая скидка, %.

Размеры торговых надбавок (скидок) различаются по отдельным товарам и товарным группам. Это различие определяется конъюнктурой того или иного товарного рынка, т.е. складывающимся соотношением между спросом и предложением, принадлежностью торговых организаций к различным торговым системам (Минторга, потребительской кооперации, военторгов, Министерства обороны), в рамках которых могут использоваться свои способы регулирования надбавок, различным уровнем издержек обращения при реализации товаров (условиями транспортировки, хранения, скоростью обращения, трудоемкостью реализации товаров) и другими факторами.

Конкретные размеры торговых надбавок устанавливаются самими торговыми предприятиями и организациями с учетом спроса и предложения, но не выше предельных, если на такие товары правительством республики утверждены предельные торговые надбавки.

Предельные торговые надбавки к отпускным ценам применяются на социально значимые товары в пределах, устанавливаемых Министерством экономики РБ в соответствии с законодательством.

В условиях перехода к свободному ценообразованию, когда рынок еще не насыщен в достаточной степени товарами, в сфере обращения у торговых организаций и фирм возникает стремление незаслуженно получить высокую прибыль за счет неоднократной перепродажи товаров. Следствием участия нескольких посредников при реализации товаров является рост розничных цен, снижение покупательной способности населения. В этих условиях с учетом реальной ситуации государственные органы могут на какое-то время прибегать к регулированию цен на услуги торговых организаций. Например, с 1997 г. законодательство республики предусматривает, что если товар приобретается у оптовых поставщиков, то суммарная оптовая надбавка не может превышать 20 %, а совокупная (оптовая и розничная) торговая надбавка не должна превышать 30 % (кроме социально значимых товаров, по которым регулирование торговых надбавок осуществляется Министерством экономики, облисполкомами и Минским горисполкомом) независимо от количества участвующих продавцов. При этом деление надбавки между оптовым и розничным звеном осуществляется по соглашению сторон.

Рынки товаров народного потребления формируются по территориям и местные органы власти лучше владеют информацией о состоянии их конъюнктуры, условиях торговли. Поэтому в переходный период они наделены правом регулирования размеров торговых надбавок (10 – 20 %) с учетом реально складывающихся условий реализации социально значимых продовольственных и непродовольственных товаров (хлеб, молоко и молочнокислые продукты, масло животное, мясо говядины, свинины, птицы и некоторые другие). По мере насыщения рынка, формирования рыночных структур ограничения торговых надбавок должны сниматься. В последнее время Министерством экономики РБ расширен перечень товарных позиций, по которым разрешено применять торговые и оптовые надбавки без ограничения, учитывая только конъюнктуру потребительского рынка.

Состав торговой надбавки:

Издержки обращения торговых организаций включают: расходы на грузовые перевозки, оплату труда торговых работников, затраты на содержание зданий, сооружений, помещений и инвентаря, амортизацию основных фондов, отчисления и затраты на ремонт основных средств, расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров, торговую рекламу, потери товаров при перевозке, хранении и реализации в пределах установленных норм, расходы на тару, отчисления на социальные нужды, прочие расходы, налоги и неналоговые платежи, отражаемые в издержках.

Прибыль в торговых наценках определяется с учетом образования средств на социальные нужды предприятий и развитие материально-технической базы торговли, уплаты налогов за счет прибыли (налог на недвижимость, налог на прибыль), взносов в создание инвестиционных фондов, а также совместных предприятий, акционерных обществ, отчислений на содержание аппарата управления министерств, ведомств и др. При этом показатель рентабельности в торговле при ценообразовании определяется как отношение прибыли к цене реализации товара.

Инструкцией по учету розничного товарооборота, товарных запасов в торговле розничный товарооборот учитывается в розничных ценах, включающих торговую надбавку, налог на добавленную стоимость и налог с продаж.

Как и другие субъекты хозяйствования, предприятия торговли уплачивают и вносят отчисления в республиканские бюджетные фонды (определяемые от валового дохода).

С учетом всех составляющих размер торговой наценки (ТН) будет определяться:

ТН=ИО+П+РФ

где ИО – издержки обращения при реализации товара, руб., П – прибыль, руб., РФ – сумма отчислений в республиканский фонд, руб.

Расчет требуемого процента торговой надбавки производится по формуле

%ТН=(ИО+П+РФ)/ПС*100

где ПС – покупная стоимость товаров (в отпускных ценах без НДС).

Обоснование размеров торговых надбавок (скидок) представляет определенные сложности. Завышение их размеров может, с одной стороны, привести к трудностям с реализацией товара из-за высоких цен, к снижению оборачиваемости средств, недополучению прибыли. С другой стороны, следствием их занижения может стать низкая рентабельность или убыточность торговых услуг. Поэтому в условиях рыночных отношений предприятия и организации торговли постоянно сталкиваются с необходимостью принятия решений по закупке и реализации тех или иных товаров и оценки степени риска бизнеса. Целесообразность каждой сделки следует оценивать с позиций внутренних возможностей и целей торгового предприятия: издержек по реализации товаров, оценки объема продаж, определения прибыли и рентабельности реализации того или иного товара.

Наши рекомендации