Единая тарифная сетка работников Республики Беларусь

Основными элементами тарифной системы являются: тарифные сетки, тарифные ставки (должностные оклады), тарифно-квалификационные справочники.

Тарифные сетки представляют собой совокупность квалификационных разрядов и соответствующих им тарифных коэффициентов, с помощью которых определяются размеры тарифных ставок и окладов, т.е. устанавливается зависимость оплаты труда от квалификации работников, сложности выполняемых ими работ.

При составлении тарифных сеток используются различные методы (системы) оценки работ и классификации профессий, разрабатываемые для данной отрасли. Среди важнейших методов оценки работ можно назвать метод рядов, классификационный, балльной оценки и метод пофакторного сравнения. Процедура оценки выполнения работ (или аттестации работника) сложная и требует больших затрат.

Единые отраслевые тарифные сетки закрепляют в качестве обязательных минимальный уровень тарифных ставок и соотношений между ними и разрабатываются на основании Единой республиканской тарифной сетки. Такие сетки служат базой для разработки конкретных тарифных условий оплаты на предприятиях. На каждом из них в зависимости от финансовых возможностей, положения на рынке труда и других факторов устанавливаются конкретные размеры тарифных ставок (но не ниже установленных государством, общенациональными и отраслевыми коллективными договорами), а также диапазон ставок в пределах каждой квалификационной группы и разряда, надбавки за стаж и профессиональное мастерство и др.

Сейчас в Республике Беларусь действует 27-разрядная Единая тарифная сетка (таблица 2.4.3).

Таблица 2.4.3.

Единая тарифная сетка работников Республики Беларусь

Разряды
Тарифный коэффициент 1,16 1,35 1,57 1,73 1,9 2,03 2,17 2,32 2,48 2,65 2,84 3,04 3,25 3,48 3,72 3,98 4,26 4,56 4,88 5,22 5,59 5,98 6,40 6,85 7,33 7,84

Пример. При действующей в организации тарифной ставке первого разряда 55 000 руб. слесарю по контрольно-измерительным приборам и автоматике 6-го разряда указанного подразделения устанавливается месячная тарифная ставка (оклад) из расчета тарифного коэффициента 1,9. Определить величину его заработка.

55 000 х 1,9 = 104 500 руб.

На основе Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь (тарифных коэффициентов сетки) и тарифной ставки первого разряда, рассчитываются республиканские тарифы оплаты труда. Ими являются месячные тарифные ставки и должностные оклады, определяющие уровень оплаты труда для конкретных профессионально - квалификационных групп работников.

Тарифные ставки и должностные оклады представляют собой выраженный в денежной форме абсолютный размер оплаты труда различных групп и категорий работников в единицу времени (час, день, месяц). Поэтому различают часовые, дневные и месячные ставки. Они устанавливаются по каждому квалификационному разряду.

Предприятия сферы материального производства размеры тарифных ставок и окладов работников устанавливают самостоятельно в зависимости от результатов финансово - хозяйственной деятельности и предусматривают в коллективных договорах и соглашениях между нанимателями и наемными работниками.

Тарифная ставка первого разряда является исходной нормативной величиной, определяющей уровень оплаты труда работников. Для определения месячной тарифной ставки работника необходимо тарифный коэффициент соответствующего разряда, применяемой на предприятии сетки, умножить на размер ставки первого разряда. Тарифная ставка (месячная) первого разряда устанавливается Постановлением Совета Министров одновременно с установлением величины минимальной заработной платы.

Повышение тарифной ставки первого разряда в организациях производится в пределах имеющихся средств на оплату труда независимо от изменения тарифной ставки первого разряда, устанавливаемой Правительством Республики Беларусь для работников организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями.

При этом организации, у которых уровень тарифной ставки первого разряда превышает уровень этой ставки, установленный для работников организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями, дальнейшее ее повышение осуществляют в прямой зависимости от роста объемов производства (работ, услуг) в сопоставимых ценах к соответствующему периоду предыдущего года.

В организациях, где невозможно подсчитать рост объема производства в сопоставимых ценах или отсутствуют возможности дальнейшего увеличения объемов производства в силу максимального использования производственных мощностей или особенностей технологического процесса, по решению органа, уполномоченного управлять государственным имуществом, могут использоваться другие экономические показатели (производительность труда и другие, характеризующие эффективность работы организации).

Рост объемов производства (работ, услуг) в сопоставимых ценах и других показателей хозяйствования учитывается нарастающим итогом с начала года. В случае создания организации в течение года показатели учитываются нарастающим итогом с начала деятельности.

Пример. Предприятие в декабре (по состоянию на 1 января) имело тарифную ставку первого разряда в размере 20 740 ден. ед., а рост объемов производства за январь - май текущего года к январю - маю предыдущего года составил 18,2 процента. Рассчитать величину тарифной ставки первого разряда, которую предприятие может установить с 1 июня текущего года.

20 740 х 1,182 = 24 515 ден. ед.

___________________________________________________________

Пункт 2 - с изменениями, внесенными постановлением

Министерства труда и социальной защиты, Министерства

финансов, Министерства экономики и Министерства статистики

и анализа от 30 апреля 2003 г. № 50/70/104/53

(зарегистрировано в Национальном реестре - № 8/9512 от

14.05.2003 г.)

2. Повышение тарифной ставки первого разряда в

организациях производится в пределах имеющихся средств на

оплату труда независимо от изменения тарифной ставки

первого разряда, устанавливаемой Правительством Республики

Беларусь для работников организаций, финансируемых из

бюджета и пользующихся государственными дотациями.

При этом организации, у которых уровень тарифной ставки

первого разряда превышает уровень этой ставки,

установленный для работников организаций, финансируемых из

бюджета и пользующихся государственными дотациями,

дальнейшее ее повышение осуществляют только в прямой

зависимости от роста объемов производства (работ, услуг) в

сопоставимых ценах к соответствующему периоду предыдущего

года.

В организациях, где невозможно подсчитать рост объема

производства в сопоставимых ценах, по решению органа,

уполномоченного управлять государственным имуществом, могут

использоваться другие экономические показатели (рост

производительности труда, снижение энергоемкости валового

внутреннего продукта и другие).

___________________________________________________________

Часовые тарифные ставки соответствующего разряда устанавливаются на основании месячной тарифной ставки первого разряда, тарифного коэффициента и средней нормы продолжительности рабочего времени в месяц.

Исходя из сложившейся практики тарификации рабочих по Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий (ЕТКС) и необходимости приведения в соответствие разрядов работ и рабочих с их сложностью и квалификацией в различных производствах, тарификация труда рабочих производится по 8 разрядам. Тарифно-квалификационные характеристики 7 и 8 разрядов по вновь вводимым профессиям утверждаются Министерством труда Республики Беларусь по представлению отраслевых Министерств или других республиканских органов управления.

В целях дифференциации оплаты труда рабочих по технологическим видам работ, производствам и отраслям экономики к тарифным ставкам, рассчитанным по тарифным коэффициентам соответствующих разрядов сетки, предусмотрены коэффициенты повышения. Рассчитанные с применением этих коэффициентов тарифные ставки образуют новые их размеры.

При определении ставок и окладов на предприятии учитывают, что ставки и оклады должны обеспечивать:

обоснованные различия в заработной плате в зависимости от уровня квалификации работников, сложности и ответственности выполняемых ими работ;

повышение материальной заинтересованности в результатах труда и максимально возможное воспроизводство рабочей силы;

создание необходимых условий для применения прогрессивных форм оплаты труда и реализации принципа равной оплаты за равный труд;

выделение по уровню оплаты работников, труд которых в наибольшей степени определяет конечные результаты деятельности предприятия.

Тарифно-квалификационные справочники представляют собой систематизированные перечни работ и профессий рабочих, имеющихся на предприятиях.

В соответствии со ст. 61 Трудового Кодекса отнесение выполняемых работ к конкретным тарифным разрядам (должностям) и присвоение работникам соответствующей квалификации осуществляются в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих (ЕТКС), Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих (КСД), иными квалификационными справочниками, утвержденными в установленном порядке.

ЕТКС содержит типовые перечни работ и профессий рабочих, сгруппированные в разделы по видам производств и работ. Разделы ЕТКС объединены в отраслевые выпуски справочника по признаку их отраслевой принадлежности. ЕТКС состоит из 72 выпусков.

Разработка, совершенствование и издание данных справочников осуществляются с учетом заявок от юридических и физических лиц Научно-исследовательским институтом труда Министерства труда и социальной защиты.

Тарификация работ – определение разряда работ или его отнесение к той или иной группе оплаты в зависимости от сложности, характера и условий труда, особенностей данного производства и квалификации, требующейся от работника.

Тарификация рабочих – присвоение квалификационных разрядов рабочим. Проверку знаний и практических навыков рабочего на соответствие требованиям ЕКТС проводит специальная тарифно-квалификационная комиссия. Но присвоение или повышение разряда производится при условии потребности производства в специалистах данного разряда.

Квалификация отдельных групп рабочих (например, водителей автотранспорта) устанавливается не при помощи тарифных разрядов, предусмотренных тарифной сеткой, а путем присвоения работнику определенного класса или категории.

По каждому тарифному разряду (выполняемой работе) и применяемыми на предприятии сетками, устанавливаются тарифные коэффициенты. Тарифный коэффициент первого разряда равен 1. Величина тарифных коэффициентов последующих разрядов зависит от установленных размеров межразрядных соотношений этих коэффициентов. На основе тарифных коэффициентов и тарифной ставки первого разряда рассчитываются ставки (сдельные расценки) и оклады по разрядам работ и профессиям.

В соответствии с тарифной системой на предприятии применяются следующие способы начисления заработной платы которые подразделяется на: помесячную, поденную и почасовую оплату.

При помесячной оплате заработок работника определяется исходя из твердых месячных ставок (окладов), числа рабочих дней, предусмотренных графиком работы на данный месяц и количества фактически отработанных дней.

При поденной оплате размер заработка работника рассчитывается на основе дневной тарифной ставки и количества фактически отработанных дней(смен).

При почасовой - исходя из часовой ставки работника и количества фактически отработанных им часов за расчетный период.

При достаточной разработанности тарифной системы она все-таки не совершенна и имеет определенные недостатки. К их числу можно отнести то, что величина тарифной ставки (должностного оклада) учитывает только постоянные факторы, т.е. оплату затрат труда в пределах норм и заданий, но не учитывает степень интенсивности труда, не обеспечивает возмещение дополнительных затрат труда, не стимулирует проявление инициативы в выполнении заданий и т.д. Этот недостаток устраняется с помощью практики установления систем надбавок и доплат, а также премий.

2.4.4. Основные виды дополнительной оплаты труда

Работники предприятия, как правило, ежедневно трудятся в течение одинакового времени, но получают разное вознаграждение за труд. Дело в том, что у людей не одинаковые физические и интеллектуальные способности. То есть труд бывает простой и сложный, более интенсивный и менее. Условия труда также бывают комфортными и неблагоприятными и т.д. Все это вызывает необходимость дифференциации труда и его индивидуализации равно как и его оплаты. Это достигается с помощью тех или иных комплексных систем, позволяющих дифференцировать оплату труда.

Такие системы представлены совокупностью нормативов, критериев и условий, позволяющим дифференцировать оплату труда в зависимости от квалификации работников, характера и условий труда, значимости труда для предприятия, видов производств и т.д.

Наиболее распространены в практике хозяйствование система доплат, надбавок и премий.

Основное назначение системы надбавок и доплат состоит в стимулировании:

повышения работником квалификации и уровня мастерства;

длительное выполнение трудовых обязанностей в определенной местности или сфере производственной деятельности.

Выплата таких надбавок не связана с возложением на работников новых функций сверх тех, которые определены при заключении трудового договора. Особое значение имеют надбавки за высокое профессиональное мастерство. Этот вид надбавок устанавливается исходя из роли каждого работника в процессе производства и степени влияния его труда на конечные результаты деятельности всего предприятия.

При этом критериями профессионального мастерства работника чаще всего выступают следующие:

обеспечение высокого качества выпускаемой продукции;

строгое соблюдение технологической дисциплины;

обслуживание важнейших участков и выполнение работы повышенной сложности;

выполнение работ по смежным профессиям и функциям и др.

Различают следующие выплаты (таблица 2.4.4).

Таблица 2.4.4.

Виды выплат

Стимулирующего характера Компенсирующего характера, связанные с условиями труда и режимом работы
1. Надбавки к тарифным ставкам и окладам (за профессиональное мастерство, высокие квалификационные классы, высокие достижения в труде и т.д.) 1. Доплаты за условия труда (за работу в тяжелых и вредных, а также в особо тяжелых и вредных условиях труда)
2. Надбавки к заработной плате за продолжительность непрерывной работы (вознаграждения за выслугу лет, стаж работы) 2. Доплаты к тарифным ставкам (должностным окладам) за работу в зонах радиоактивного загрязнения
3. Премии за производственные результаты, включая премии за экономию конкретных видов материальных ресурсов и др. 3. Выплаты надбавок за работу в местностях с тяжелыми климатическими условиями
4. Премии, выплачиваемые за счет средств специального назначения и целевых поступлений, единовременные поощрения 4. Доплаты за работу в ночное время, за работу в многосменном режиме
5. Вознаграждения по итогам годовой работы 5. Доплаты работникам, постоянно занятым на подземных работах, за нормативное время их передвижения в шахте от ствола к месту работы и обратно
6.Ежегодные доплаты к отпуску (материальная помощь к отпуску) 6. Надбавки к заработной плате за каждые сутки, выплачиваемые с момента выезда до возвращения к месту нахождения предприятия, в котором работник работает (работники связи, железнодорожного, автомобильного транспорта и др.) и другим работникам, постоянная работа которых протекает в пути или имеет разъездной характер
7. Суммы чистой прибыли, выплаченные членам трудового коллектива в денежной форме 7. Надбавки за подвижный и разъездной характер работ для работников, непосредственно занятых в строительстве, реконструкции и капитальном ремонте, а также при выполнении работ вахтовым методом в случаях, предусмотренных законодательством
  8. Оплата за работу в выходные и праздничные (нерабочие) дни, в сверхурочное время
  9. Оплата работникам за дни отдыха (отгулы)

На предприятиях применяется также оплата за неотработанное время:

- оплата ежегодных и дополнительных отпусков, денежная компенсация за неиспользованный отпуск;

- оплата специальных перерывов в работе, в случаях, предусмотренных законодательством, оплата льготных часов подростков;

- оплата рабочего времени работников, привлекаемых к выполнению государственных или общественных обязанностей;

- заработная плата, сохраняемая по месту основной работы за работниками, привлекаемыми на сельскохозяйственные и другие работы и другие виды выплат.

Тарифная система, система надбавок и доплат могут дополняться премиальной системой.

Под премированием понимается выплата работникам вознаграждения сверх основного заработка в целях поощрения их за достигнутые результаты. Премирование осуществляется, с одной стороны, в соответствии с принятыми на предприятии системами оплаты труда, а с другой - для поощрения (награждения) отличившихся работников вне принятых систем оплаты труда.

Премиальная система предполагает выплату премий заранее предусмотренному кругу лиц на основании установленных конкретных показателей и условий премирования. Круг лиц, подлежащих поощрению, показатели и условия премирования, а также размеры премий, конкретизированные по каждой профессии, должности определяются разрабатываемым на предприятии Положением о премировании.

По своему целевому назначению премии, предусмотренные премиальной системой, делятся на две группы:

- премии за основные результаты хозяйственной деятельности;

- премии за улучшение отдельных сторон производственной деятельности предприятия.

2.4.5. Методика расчета подоходного налога

В соответствии с Законом Республики Беларусь "О подоходном налоге с граждан" все физические лица, получающие доходы, обязаны уплачивать подоходный налог.

Плательщиками налога в соответствии с Законом являются физические лица:

- граждане Республики Беларусь;

- иностранные граждане и лица без гражданства.

Объектом налогообложения является совокупный доход физических лиц в денежной и натуральной форме, полученный в течение календарного года из различных источников в Республике Беларусь и за ее пределами.

Налог исчисляется и удерживается юридическими лицами и предпринимателями, являющимися налоговыми агентами, ежемесячно нарастающим итогом с начала календарного года с суммы облагаемого дохода.

В состав доходов включаются доходы как в денежной, так и в натуральной форме. В доход по месту основной работы включаются суммы заработной платы, премии и другие выплаты, связанные с выполнением работниками трудовых обязанностей, а также доходы, образующиеся в результате предоставления работникам за счет средств предприятия материальных и социальных благ (например, доплата на удешевление питания, оплата медицинских и бытовых услуг, проездных билетов, экскурсий, абонементов в группы здоровья, занятий в секциях, клубах, плата за учебу в учебных заведениях). Кроме того, работник может получать доходы от выполнения работ по совместительству и на основе договоров подряда. В состав получаемых работником доходов включаются также доходы от индексации, суммы авторских вознаграждений и др.

В течение календарного года исчисление налога производится в порядке и размерах, предусмотренных законодательством. По окончании календарного года производится перерасчет налога исходя из совокупного годового дохода.

Совокупный годовой доход определяется по окончании календарного года как общая сумма всех доходов (кроме доходов, не включаемых в облагаемый совокупный годовой доход) физического лица, полученных от всех источников за календарный год.

Сумма облагаемого дохода определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные ставки налога.

Не подлежат налогообложению следующие доходы:

- пособия по государственному социальному страхованию и государственному социальному обеспечению, кроме пособий по временной нетрудоспособности (в том числе пособий по уходу за больным ребенком);

- алименты, получаемые физическими лицами в случаях и порядке, установленных законодательством Республики Беларусь;

- стипендии, получаемые студентами, учащимися и слушателями учебных заведений;

- доходы, получаемые учащимися общеобразовательных и профессионально-технических учебных заведений за выполняемые ими работы, связанные с учебно-производственным процессом;

- все виды получаемых пенсий, назначаемых в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь;

- доходы, получаемые физическими лицами за сдачу крови, другие виды донорства, сдачу материнского молока в виде вознаграждений и др.

Подоходный налог с облагаемого дохода, полученного в течение календарного года, и с облагаемого совокупного годового дохода взимается, исходя из сумм среднемесячных минимальных заработных плат, сложившихся в календарном году, в размерах, указанных в табл. 2.3.

Таблица 2.3.

Ставки подоходного налога

Размер облагаемого совокупного годового дохода Ставки налогов
До 240 среднемесячных минимальных зарплат 9%
От 240 среднемесячных минимальных зарплат + 1 р. до 600 среднемесячных минимальных зарплат 21,6 среднемесячной базовой величины + 15% с суммы, превышающей 240 среднемесячных базовых величин
От 600 среднемесячных минимальных зарплат + 1 р. до 840 среднемесячных минимальных зарплат 75,6 среднемесячной базовой величины + 20% с суммы, превышающей 600 среднемесячных базовых величин
От 840 среднемесячных минимальных зарплат + 1 р. до 1080 среднемесячных минимальных зарплат 123,6 среднемесячной базовой величины + 25% с суммы, превышающей 840 среднемесячных базовых величин
От 1080 среднемесячных минимальных зарплат + 1 р. и выше 1183,6 среднемесячной базовой величины + 30% с суммы, превышающей 1080 среднемесячных базовых величин

Например. Рассчитать подоходный налог за 2003 год по всем местам выплаты.

Начислено заработной платы по основному месту работы – 3476014 руб., удержано подоходного налога – 286102 руб. Доходы полученные не по месту основной деятельности составили – 771589 руб., удержано подоходного налога – 69443 руб.

Общая сумма совокупного годового дохода – 4247603 руб. (3476014 + 771589).

Общая сумма льгот – 170100 руб. (за каждый месяц года следует вычитать размеры базовых величин: январь-февраль - по 12 000 руб., март-апрель - по 13 300 руб., май-сентябрь - по 14 000 руб., октябрь-декабрь – по 16 500 руб.).

Общая сумма налогов – 355545 руб. (286102 + 69443).

240 базовых величин в цифровом изложении – 3402000 (170100 / 12 х 240).

21,6 среднемесячной базовой величины – 306180 руб.

Сумма налога к доплате – 26739 руб. ((4247603 – 3402000) х 9% + 306180 –355545).

Налог исчисляется и удерживается нанимателем или предприятием, являющимся источником выплат дохода, ежемесячно нарастающим итогом с начала календарного года с суммы облагаемого дохода работника, уменьшенной на доходы, не облагаемые подоходным налогом в соответствии с Методическими указаниями по исчислению и уплате подоходного налога с физических лиц, утвержденными приказом Государственного налогового комитета Республики Беларусь от 06.04.1999 г. № 62.

2.4.6. Порядок и условия индексации доходов

Индексация представляет собой корректировку величины не носящих единовременного характера доходов физических лиц в денежных единицах Республики Беларусь, выплачиваемых из бюджетных источников с целью частичного возмещения потерь, вызванных инфляцией. Механизм индексации установлен и регулируется Законом Республики Беларусь "Об индексации доходов населения с учетом инфляции", Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.03.1999г. № 26/55, а также Инструкцией Министерства труда и Министерства финансов Республики Беларусь от 18.03.1999 г. № 26/66 "О порядке индексации доходов населения в связи с ростом цен на потребительские товары и услуги".

Индексация заработной платы, выплачиваемой работникам организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями, производится за счет средств соответствующего бюджета, а работникам иных организаций - за счет средств, предназначенных на оплату труда и предусмотренных коллективными договорами, соглашениями.

Индексация заработной платы может осуществляться в виде единовременного пересмотра размеров оплаты труда (ставок, окладов).

Индексация заработной платы осуществляется в соответствии с установленным нормативом индексации и величиной роста индекса потребительских цен.

Индекс потребительских цен исчисляется в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь, и ежемесячно (не позднее 20 числа следующего месяца) публикуется в республиканских средствах массовой информации, в том числе нарастающим итогом с начала года и с момента предыдущей индексации.

Причем индексация проводится, если индекс потребительских цен, исчисленный нарастающим итогом с момента предыдущей индексации, превышает 5%-й порог.

Пример. Норматив индексации - 5000000 руб., индекс потребительских цен - 112,5%, проиндексированный доход по основному месту работы (согласно справке) - 4000000 руб., доход от выполняемой по совместительству работы - 3000000 руб.

Доход от работы по совместительству индексируется следующим образом: (5000000 -4000000) х 12,5 : 100 = 125000 (руб.).

Расходы по индексации полностью относятся на фонд заработной платы. Индекс потребительских цен исчисляется органами статистики на основе изменения цен на группы товаров и услуг, включенных в состав минимального потребительского бюджета. Выплаты индексированного дохода производятся ежемесячно, одновременно с выплатой заработной платы. При этом размер индекса потребительских цен, применяемый при индексации, сохраняется на весь период и индексированный доход выплачивается до наступления новой индексации.

По решению Правительства индексация может заменяться одноразовыми пересмотрами размеров оплаты труда, пенсий, социальных пособий и других выплат или применяться в совокупности с этими мерами.

Величина минимального потребительского бюджета используется как социальный норматив для: прогнозирования изменений условий жизни населения; усиления социальной защиты и поддержки наименее защищенных слоев населения; определения минимальных размеров заработной платы и т. д.

Бюджеты разрабатываются для разных социально-демографических групп в среднем на душу населения и на одного члена семьи разного состава.

Наиболее важной частью минимальных потребительских бюджетов является ˝продовольственная корзинка˝, при формировании которой расчитывается энергетическая и биологическая ценность продуктов питания для различных контингентов населения. Отправной точкой этих расчетов служит расчет физиологической потребности людей в пище и энергии (например, мужчин трудоспособного возраста, женщин, а также детей). Набор продуктов питания трудоспособного населения определяют, исходя из необходимости обеспечения питательными веществами работников при средней тяжести труда и физической активности.

Индексация заработной платы предусматривается также и в случае задержки выплат заработной платы. Это предусмотрено Указом Президента Республики Беларусь от 30.08.1996 г. № 344 ˝О своевременной выплате заработной платы, пенсий, стипендий и пособий˝. Согласно Указу, в случае задержки выплат заработной платы она индексируется в соответствии с индексом потребительских цен, публикуемым в периодической печати Министерством статистики и анализа Республики Беларусь.

Нормативом, определяющим минимально допустимый уровень денежных и (или) натуральных выплат работнику нанимателем за выполненную работу, является минимальная заработная плата. Размер минимальной заработной платы устанавливается на основе величины минимального потребительского бюджета. В минимальную заработную плату не включаются доплаты и надбавки, премии и какие-либо поощрительные выплаты. Она подлежит обязательной выдаче при соблюдении установленной законодательством продолжительности рабочего времени и выполнении работником норм труда.

Предприятия могут предусматривать в коллективных договорах, соглашениях, контрактах размер минимальной заработной платы, более высокий, чем устанавливается Правительством Республики Беларусь для работников предприятий и организаций, финансируемых за счет средств бюджета. Минимальная заработная плата является закрепленной государственной гарантией и служит основой для установления величины ставки первого разряда в ЕТКС, на основе которой определяется размер пенсий, пособий, других социальных выплат.

Планирование средств на оплату труда

Планирование средств на оплату труда осуществляется на основе расчета плановых фондов оплаты труда по отдельным категориям работников и по предприятию в целом.

Фонд оплаты труда включает в себя сумму всех расходов предприятия на оплату труда, как в денежной, так и в натуральной формах, независимо от источников финансирования выплат. В состав фонда оплаты труда включаются:

- оплата труда за фактически выполненную работу. То есть это - заработная плата, начисленная за выполненную работу или отработанное время по сдельным расценкам, тарифным ставкам, должностным окладам;

- выплаты компенсирующего и стимулирующего характера. В их числе, например, денежная компенсация удорожания стоимости питания в столовой предприятия, денежная компенсация за удорожание жилья, коммунальных услуг и т.п.;

- оплата за неотработанное время. Эту оплату еще называют дополнительной заработной платой. Она включает в себя: оплату за время отпуска, период выполнения государственных обязанностей, если это предусмотрено законодательством, денежную компенсацию за неиспользованный отпуск, заработную плату работников, сохраняемую за работником, привлекаемых, например, на сельскохозяйственные работы, оплату учебных отпусков, вынужденного прогула по вине администрации предприятия. Расчет оплаты за неотработанное время производится на основе определения средней заработной платы.

Определение средней заработной платы производится в установленном законодательством порядке за предыдущий период с применением поправочных коэффициентов, исчисленных пропорционально росту тарифных ставок (окладов), установленных в месяце, за который осуществляются такие выплаты. В некоторых случаях законодательством или локальными нормативными актами или коллективными договорами может быть предусмотрено, что отдельные виды установленных к тарифным ставкам (окладам) надбавок и доплат включаются в ставки (оклады) и тогда образуются новые их размеры. Например, доплаты работникам за работу во вредных и особо вредных условиях труда, коэффициенты повышения ставок рабочих по технологическим видам работ, производствам и отраслям экономики, предусмотренные Рекомендациями по применению Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь. Но, ряд доплат, например доплаты и надбавки за совмещение профессий не включаются в тарифные ставки и оклады, не образуют новые их размеры и не используются при расчете средней заработной платы.

На предприятии могут иметь место выплаты работникам, которые не включаются в состав фонда оплаты труда. Например, к ним относятся:

- выходное пособие в случаях прекращения трудового договора или сокращения штатов;

- надбавки к пенсиям;

- пособия, выплачиваемые женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком;

- командировочные расходы;

- пособия по социальному страхованию;

- пособия, выданные работникам на погашение ссуд, полученных на улучшение жилищных условий и ряд других.

Источниками формирования фонда оплаты труда являются средства на оплату труда, включаемые в состав издержек производства и реализации продукции и прибыль предприятия, направляемая на потребление.

Исходными данными для расчета заработной платы за выполнение плановых работ (выпуска продукции) являются:

- численность работников по штатному расписанию;

- должностные оклады (тарифные ставки);

- доплаты, предусмотренные для включения в состав издержек производства и реализации продукции и принятые на предприятии, а именно это доплаты за совмещение профессий, расширения зон обслуживания, выполнение обязанностей отсутствующего работника.

Среди выплат за неотработанное время основное место принадлежит оплате ежегодных отпусков. Расчет этих выплат планируется в соответствии с утвержденным на предприятии графиком отпусков и размером средней заработной платы.

Расходы на оплату труда, социальные и другие выплаты, финансируемые за счет прибыли, направляемой на потребление, рассчитываются, как правило, на основе соответствующей сметы только после расчета общей сметы затрат на производство и реализации продукции, где может быть определена прогнозируемая величина чистой прибыли.

В таблице 2.4 представлен анализ средств на оплату труда предприятия в составе себестоимости продукции.

Таблица 2.4

Анализ средств на оплату труда в составе себестоимости продукции

Вид оплат Оплата труда, тыс.р.
по плану по отчету отклонение от плана
Рабочие
1. Переменная часть оплаты труда рабочих без оплаты отпусков +22267
1.1. Сдельные расценки 62505,6 +12221,6
1.2. Премии за производственные результаты 45175,4 +10045,4
2. Постоянная часть оплаты труда: 97722,6 +18618,6
2.1. Оплата по тарифным ставкам 69212,1 +14248,1
2.2. Все виды доплат и надбавки из них 27499,4 +4159,4
2.2.1. Доплаты за сверхурочное время х +490
2.3. Прочие виды оплат 1011,1 +211,1
2.3.1. Оплата простоев х 8,1 +8,1
3. Всего оплата труда рабочих без отпускных (стр.1+стр.2) 205403,6 +40885,6
4. Удельный вес переменной части, % (стр.1:стр.3х100) 51,92 52,42 +0,5
5. Распределение отпускных:      
5.1. Относящихся к переменной части (стр.5-стр.4:100) 7126,6 +1479,6
5.2. Относящихся к постоянной части (стр.5 – стр.5.1.) 6468,7 +1238,7
Итого оплата отпусков 13595,3 +2718,3
6. Итого оплата труда рабочих с отпусками 218998,9 +43603,9
6.1. Переменная часть (стр.1+стр.5.1.) 114807,6 +23746,6
6.2. Постоянная часть (стр.2+стр.5.2.) 104191,3 +19857,3
Служащие
7. Оплата труда служащих 108973,7 +22064,7
7.1. Оплата по окладам, включая оплату отпусков 78742,2 +15714,2
7.2. Премии 23164,3 +4654,3
8. Оплата труда работников неосновной деятельности 907,4 +107,4
9. ВСЕГО расходов на оплату труда по предприятию +65776

Для оценки стимулирующей роли оплаты труда и эффективности использования средств на оплату труда изучается их состав и структура. Например, в составе оплаты труда выделяется постоянная и переменная части. В постоянную часть включаются средства, выплачиваемые за отработанное время или выполненную работу, а в переменную часть – всевозможные выплаты, доплаты, премии. Как показывает опыт работы зарубежных предприятий и специально проведенные исследования, стимулирующая роль заработной платы повышается, если имеет место превышение размера переменной над постоянной частью заработка. Так на предприятиях Японии поддерживают соотношение между переменной и постоянной частью заработка, которое составляет соответственно 40% и 60%.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Определите сущность оплаты труда.

2. Опишите функции заработной платы.

3. Перечислите элементы государственного регулирования оплаты труда.

4. Приведите порядок определения минимальной заработной платы.

5. Опишите механизм индексации заработной платы.

6. Перечислите элементы и область применения тарифной системы.

7. Опишите методику определения тарифной ставки.

8. Определите сущность и особенности сдельной формы оплаты труда.

9. Опишите системы сдельной формы оплаты труда.

10. Определите сущность и особенности повременной формы оплаты труда.

11. Опишите системы повременной формы оплаты труда.

12. Определите сущность и особенности контрактной формы оплаты труда.

13. Опишите механизм формирования фонда заработной платы.

14.Перечислите направления реформирования и совершенствования систем оплаты труда.

15.Как происходит начисление подоходного налога?

16.Что представляет собой индексация доходов?

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Бабук И.М. Экономика предприятия: Учебное пособие для слушателей системы повышения квалификации и подготовки кадров / И.М. Бабук, В.И. Демидов, Л. Гринцевич, В.Т. Пыко. – Мн.: БНТИ, 2002

2. Декрет Президента Республики Беларусь от 15 февраля 2002 г. № 3 "О некоторых вопросах регулирования минимальной заработной платы" - Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 23, 1/3501

3. Единая тарифная сетка работников производственных отраслей экономики Республики Беларусь. - Мн., 2000

4. Закон Республики Беларусь "Об индексации доходов населения с учетом инфляции" 21 декабря 1990 г. N 476-XII. - Ведомости Верховного Совета Белорусской ССР, 1990 г., N 2, ст.19

5. Закон Республики Беларусь «О подоходном налоге с физических лиц» от 21.12.1991 г., № 1327-Х11. -Ведомости Национального собрания Республики Беларусь, 1999 г., N 16-17, ст.322

6. Золотогоров В.Г. Организация и планирование производства: Практ. Пособие. –Мн.: ФУАинформ, 2001

7. Инструкция Министерства труда и Министерства финансов Республики Беларусь от 18.03.1999 г. № 26/66 "О порядке индексации доходов населения в связи с ростом цен на потребительские товары и услуги".

8. Инструкция о порядке индексации доходов населения в связи с ростом цен на потребительские товары и услуги. - Главный бухгалтер, № 19, 1999

9. Инструкция о порядке исчисления и уплаты подоходного налога с физических лиц. – Национальный реестр правовых актов от 05.04.2002г., № 8/7956

10.Квалификационный справочник должности служащих для всех отраслей промышленности. - Мн.: НИИ труда, 1999

11.Михайлова-Станюта И.А. и др. Оценка финансового состояния предприятия / И.А. Михайлова-Станюта, Л.А. Ковалев, О.Л. Шулейко; Под ред. А.П. Моровой. – Мн.: Навука i тэхнiка, 1994

12.Постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 20 февраля 2002 г. №16 "Об утверждении Инструкции о порядке исчисления и уплаты подоходного налога с физических лиц". Национальный реестр правовых актов 05.04.2002 №8/7956

13.Указ Президента Республики Беларусь от 30.08.1996 г. № 344 ˝О своевременной выплате заработной платы, пенсий, стипендий и пособий˝.

14.Чернобривец А.С. Вестник Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, 2002 г., № 24, с.83

Наши рекомендации