Тема 2. РЫНОЧНЫЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
ЭКОНОМИКИ
План семинарского занятия
1. Рынок и рыночная экономика.
2. Механизм рынка.
3. Эластичность спроса и предложения.
4. Недостатки рынка и роль государства в рыночной экономике.
Методические указания
Раскрывая первый вопрос, необходимо затронуть разнообразие форм определения рынка экономистами. Следует раскрыть смысл употребленного классиком экономической науки А. Смитом термина «невидимой руки» рынка. Далее необходимо осветить, как потребность в эффективном хозяйствовании формирует два условия, при которых рынок становится необходим. Следует подробно остановиться на структуре и функциях рынка, которые он приобрел в процессе эволюции с древнейших времен до современного состояния. Стоит отметить, что именно эволюция экономики привела к смене господствующего типа хозяйства с натурального на товарный, причем его господство как капитализация хозяйства придало рынку функцию саморегуляции экономики. Следует раскрыть те свойства рыночной организации хозяйства, которые позволяют современную экономику называть рыночной, отождествляя ее с частнохозяйственным капитализмом.
Переходя ко второму вопросу темы, необходимо отметить, что рыночный механизм включает в себя четыре основных элемента, причем три из них формируют функциональную модель рынка, а четвертый – типы рыночных структур. Следует пояснить различия рыночных и индивидуальных характеристик спроса и предложения, сформулировать их рыночные законы как зависимость от цены и показать графическое выражение законов. Далее требуется уяснить значение условия «прочих равных» при выведении модели рынка блага и влияние на действие модели их изменения как детерминант спроса и предложения, сдвигающих кривые влево-вправо.
Необходимо также проанализировать взаимодействие спроса и предложения по формирующимся на рынке ценам, раскрыв категории цен спроса и предложения и возникающие ситуации излишков и дефицита. Следует показать движение к равновесному состоянию и дать определение равновесной цены. Стоит проанализировать и изменение равновесной цены под воздействием детерминант.
Третий вопрос темы раскрывает проблему многообразия форм рыночного состояния, связанных со степенью влияния ценовой динамики на динамику спроса и предложения, а также динамики дохода на динамику спроса. Дав формулы точечной и дуговой (по формуле средней точки) эластичности, необходимо охарактеризовать эластичность спроса и предложения по цене и назвать влияющие на них факторы. Далее следует отметить возможности определения эластичности спроса по цене исходя из взаимосвязи динамики цены и выручки продавца, а также выявить значение для анализа товарной массы характеристик перекрестной ценовой эластичности спроса и эластичности спроса по доходу. Важно выяснить и практическое применение теории эластичности, например, при косвенном налогообложении.
В заключительном вопросе темы необходимо изложить варианты рыночного фиаско, увязав их с функциями государства в экономике. Следует особо остановиться на характеристике внешних эффектов перелива к хозяйствующим субъектам выгод и издержек, на оценке возможностей нейтрализации негативных внешних эффектов. В связи с функцией государства по оптимизации структуры производства благ требуется проанализировать сущность и свойства общественных благ, забота о производстве которых ложится на плечи государства. В заключение необходимо осветить различные взгляды экономических школ на роль и границы государственного участия в рыночной экономике, соотнеся их с возможностями по саморегуляции рынком экономической системы.
Литература
[2; 6; 8; 9; 12; 13; 16; 19; 26; 32].
Тема 3. ТЕОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ
План семинарского занятия
1. Полезность, подходы к ее измерению, виды. Первый закон Госсена.
2. Второй закон Госсена и правило потребительского поведения. Эффекты дохода и замены.
3. Бюджетная линия и карта кривых безразличия, их свойства. Равновесие потребителя и предельная норма замещения благ.
Методические указания
Раскрывая первый вопрос темы, необходимо уяснить значение теории маржинализма; проследить особенности маржинализма в теории потребления, историко-экономическую эволюцию в росте практической ценности маржинализма. Рассматривая определение полезности, важно обратить внимание на два различных подхода к ее соизмерению как к оценке получения удовольствия от потребления – кардинализм и ординализм. Разница между количеством абстрактных ютилей и порядковым рангом пользы, между пользой от потребления блага и сравнением полезности товарных наборов, между текущей оценкой и наличием системы оценочных предпочтений не должна затенять вывод о том, что это лишь два подхода к теории потребительского поведения. Оценив их, следует охарактеризовать виды полезности и их взаимосвязь, прояснив через первый закон Госсена принцип убывания предельной полезности.
Во втором вопросе темы необходимо соотнести принцип рациональности в стремлении получать максимальное удовольствие с выясненным принципом убывания полезности, а также учесть выражение (в затраченном времени при потреблении благ либо в цене при покупке благ) величины затрат на получение потребительского удовольствия. Исходя из этого следует сформулировать второй закон Госсена как правило потребительского поведения, требующее равной эффективности от различных видов потребления для достижения максимизации совокупного эффекта. Обратите внимание на связь потребительского правила поведения с объяснением нисходящего характера кривой спроса, используя для этого характеристику эффектов дохода и замены.
Переходя к третьему вопросу, необходимо проанализировать придуманный ординализмом инструментарий бюджетной линии и кривой безразличия, раскрыть их свойства и соотнести способы выражения ими совокупных удовольствий и затрат с кардиналистскими аналогами. Далее требуется вывести с помощью новых инструментов состояние потребительского равновесия, сопоставив его как графическую интерпретацию с ранее сформулированным правилом поведения потребителя. Следует обратить внимание и на то, как в ординалистской теории находит применение анализ предельных величин, предложенный ранее кардинализмом. Для этого, во-первых, формулируя предельную норму замещения благ, важно заметить, как в потерях полезности от потребления одних благ ради замены их на другие проявляется принцип несения затрат на получение дополнительного удовольствия. Именно поэтому формула предельной нормы замены благ содержит в иной форме то же правило поведения потребителя, которым он пользуется и при выборе благ. Следует обосновать формулу предельной нормы замены, используя для выведения соотношения предельных полезностей и цен правила кривой безразличия и бюджетной линии с учетом предельно малых изменений. В заключение необходимо рассмотреть, как в процессе рыночного поведения потребителя возникает потребительский излишек, уяснив вывод теории маржинализма о совпадении цены спроса с предельной полезностью последней покупаемой единицы блага.
Литература
[2; 3; 4; 6; 9; 16; 18; 21; 28; 29].