ТЕМА 6. Основы функционирования государственных и местных финансов

ТЕМА 6. Основы функционирования государственных и местных финансов

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЛЕКЦИИ

1. Понятие государственных финансов, их структура и уровни.

2. Территориальные финансы.

3. Государственные доходы, методы их мобилизации.

4. Государственные расходы.

5. Факторы роста бюджетных расходов

СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ

Понятие государственных финансов, их структура и уровни.

Государственные финансы - сфера денежных отношений по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства, связанная с формированием государственных средств на затраты по расширению производства, удовлетворению социально-культурных потребностей членов общества, нужды обороны страны и государственного управления.

Сущность государственных финансов может быть сведена к представлению их в виде инструмента мобилизации средств всех секторов экономики для проведения государственной внутренней и внешней политики. Это единый комплекс финансовых операций органов государственного управления, с помощью которого аккумулируются денежные ресурсы и осуществляются денежные расходы.

Средства, мобилизуемые через государственный бюджет и государственные внебюджетные фонды, используются для расходов на общегосударственные нужды, которые не могут быть удовлетворены за счет частного предпринимательства. К ним, относятся: государственное управление, общественная безопасность граждан, социальные программы, экология, оборона и др.

Организация государственных финансов тесно связана с уровнями государственного управления. В федеративных государствах это трехуровневая система. В соответствии с ней государственные финансы функционируют на федеральном, региональном к местном уровнях и включают бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, финансы государственных и муниципальных предприятий.

Масштабы и полномочия каждого уровня управления, выполняемые ими функции предопределяют размеры их доходов, порядок их формирования и использования.

Федеральному бюджету и бюджетам других уровней управления принадлежит центральная роль в системе государственных финансов. Благодаря государственному бюджету обеспечивается осуществление общегосударственных мероприятий по стабилизации экономики, развитию социальной сферы, международной финансовой деятельности.

В тоже время существенную роль в государственных финансах выполняют различные государственные фонды на федеральном или местном уровне, аккумулирующие денежные ресурсы, имеющие целевое назначение. Такие фонды создаются для решения крупных проблем, требующих специального внимания со стороны органов государственной власти. Источниками средств для таких фондов являются целевые налоги и сборы, перечисления из бюджета, капитализация доходов и займы.

Наиболее значимыми являются социальные внебюджетные фонды. В России к ним относятся: Пенсионный Фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования.

Государственные кредитные отношения возникают в связи с мобилизацией органами государственной власти временно свободных денежных средств предприятий и населения путем выпуска и продажи государственных ценных бумаг: облигаций, казначейских обязательств.

Государственный кредит способствует укреплению экономики через направление денежных средств на потребности экономического и социального развития общества.

Территориальные финансы

В условиях рыночной экономики одной из важнейших составных частей финансовой системы государства являются территориальные финансы, которые охватывают территориальные бюджеты (республиканские, областные, краевые, бюджеты городов, поселков), территориальные внебюджетные фонды и финансы субъектов хозяйствования, используемые для удовлетворения территориальных потребностей. Территориальные финансы обеспечивают финансирование широкого круга мероприятий, связанных с социально-культурным и коммунально-бытовым обслуживанием населения.

Таким образом, территориальные финансы - это система экономических отношений, посредством которой распределяется и перераспределяется национальный доход, фонд денежных средств, используемых на экономические и социальное развитие территорий.

В последние десятилетия во многих государствах наблюдается регионализация экономических и социальных процессов: функции регулирования этих процессов переходят от органов государственной власти к территориальным. Поэтому роль территориальных финансов усиливается, а сфера их применения расширяется. Через территориальные финансы государство активно проводит социальную политику. На основе предоставления территориальным органам власти средств для их бюджетов осуществляются финансирование муниципального народного образования, здравоохранения, коммунального обслуживания населения, строительства и содержания дорог.

С помощью территориальных финансов государство осуществляет выравнивание уровней экономического и социального развития территорий, которые в результате исторических, географических, военных и других условий отстали в своем экономическом и социальном развитии от других регионов страны. Для преодоления такой отсталости разрабатываются региональные программы. При этом территориальным бюджетам выделяются отчисления от определенных налогов вышестоящих бюджетов, а также

- дотации (бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной основе для покрытия текущих расходов),

- субвенции (бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной основе для целевых расходов),

- субсидии (бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на условиях долевого финансирования целевых расходов).

Доходы территориальных бюджетов формируются за счет налогов и сборов, закрепленных за соответствующей территорией; неналоговых доходов; поступлений из вышестоящих бюджетов. К неналоговым доходам относятся: доходы от использования имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов РФ, иные неналоговые поступления.

Государственные расходы.

Государственные расходы - это та часть финансовых отношений, которая обусловлена использованием доходов государства в связи с осуществлением своих функций: охранная (внутри), оборонная, внешнеэкономические отношения, социальная, управленческая.

Совокупность конкретных видов государственных расходов, тесно взаимосвязанных между собой, составляет систему государственных расходов. Организационное построение данной системы базируется на определенных принципах, устанавливаемых государством. К числу важнейших из них относятся: целевое направление средств, безвозвратность расходования государственных ресурсов, соблюдение режима экономии.

Целевое направление средств означает, что государственные расходы осуществляются строго по целевому назначению в соответствии с направлениями расходования, предусмотренными в финансовых планах. Основными целевыми направлениями государственных расходов в коммерческой сфере деятельности являются капитальные вложения и финансирование оборотных средств, в некоммерческой - заработная плата, затраты на текущее содержание, капитальные вложения и т.п.

Государство устанавливает приоритетность тех или иных потребностей, регламентируя порядок их удовлетворения исходя из экономической политики и имеющихся ресурсов. Такой подход призван обеспечить условия для получения максимального эффекта от использования имеющихся государственных ресурсов.

Принцип безвозвратности расходования государственных ресурсов означает, что средства, использованные на финансирование государственных потребностей, не нуждаются в обязательном их возмещении. Этот режим расходования финансовых ресурсов отличается, например, от использования кредитных средств. Однако следование принципу безвозвратности не означает, что государство безразлично к конечному итогу использования государственных финансовых ресурсов. Порядок и условия их инвестирования в различные виды затрат должны быть такими, чтобы способствовать развитию экономики и культуры, повышению производительности труда и росту национального дохода, а в конечном итоге приводить к общему увеличению государственных финансовых ресурсов.

Достижению наибольшей результативности в процессе осуществления государственных расходов отвечает такой принцип их организации, как соблюдение режима экономии. Он может быть охарактеризован как система форм и методов последовательной минимизации затрат относительно получаемого результата. Этот принцип не всегда связан с сокращением расходов, но обязательно предполагает наиболее целесообразное их осуществление.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЛЕКЦИИ

1. Сущность и функции государственного бюджета,

2. Доходы бюджета.

3. Расходы бюджета.

4. Дефицит бюджета

СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ

Дефицит бюджета

Бюджет функционирует в единстве двух экономических форм (доходы и расходы), которые теснейшим образом взаимосвязаны как количественно, так и качественно. При количественном сопоставлении доходов и расходов может сложиться три ситуации:

1) доходы равны расходам, т.е. сбалансированность или баланс бюджета;

2) доходы больше расходов, т.е. профицит бюджета;

3) доходы меньше расходов, т.е. дефицит бюджета.

Как экономическая ситуация дефицит представляет собой превышение расходов над доходами. С количественной точки зрения дефицит может быть измерен следующими показателями:

1) абсолютный размер дефицита ТЕМА 6. Основы функционирования государственных и местных финансов - student2.ru (аЬс)=Р-Д (руб);

2) относительный размер дефицита ТЕМА 6. Основы функционирования государственных и местных финансов - student2.ru (%)=(Р-Д)/ВНП*100%.

Оценка дефицита как явление неоднозначно. Она зависит от причин, по которым возникает дефицит. Опыт показывает, что бюджетный дефицит возникает по трём причинам:

1) обезвоживание бюджета в связи с необходимостью осуществления крупных государственных инвестиций в экономику или социальную сферу;

2) образование дефицита в результате чрезвычайных обстоятельств (техногенные аварии, катастрофы, войны);

3) кризисные явления в экономике, развал, неэффективность управления государством.

В основе бюджетного дефицита заложено:

1) Бюджетный дефицит негативное явление, его нельзя устранять путём чисто арифметических операций.

2) Не следует рассматривать сбалансированность бюджета как главную цель при его формировании. Допускается дефицит бюджета, но в разумных пределах. 2-3%о дефицит считается безопасным при условии 50%>-го государственного долга от ВНП.

3) Необходимо разумно использовать различные меры по покрытию бюджетного дефицита.

Меры по покрытию дефицита:

1) денежная эмиссия;

2) государственные займы;

3) группа экономических мер – принятие мер по экономическому росту, развитию экономики, научно-техническому подъему.

Темы рефератов и сообщений:

1. Взаимосвязь государственного бюджета с другими звеньями финансовой системы и кредитом.

2. Анализ динамики доходов и расходов государственного бюджета и соотношения между ними за последние 5 лет.

3. Системы платежей предприятий в государственный бюджет в 80-е годы, последние 5 лет. Сопоставление.

4. Проблемы бюджетного дефицита в России. Пути их решения.

5. Опыт построения налоговых систем зарубежных стран.

ТЕМА 8. Бюджетное устройство.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЛЕКЦИИ

1. Понятие бюджетного устройства.

2. Принципы бюджетной системы

3. Бюджетный механизм.

СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ

Принципы бюджетной системы

Принцип единства бюджетной системы означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджет­ного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, региональных бюджетов и местных бюджетов.

Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ — это закрепление (полностью или частично) соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за органами власти РФ, органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления.

Принцип самостоятельности всех бюджетов — один из важней­ших и означает:

1. право законодательных (представительных) органов государ­ственной власти и органов местного самоуправления на ка­ждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществ­лять бюджетный процесс;

2. наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации;

3. законодательное закрепление регулирующих доходов бюдже­тов, полномочий по формированию доходов соответствую­щих бюджетов;

4.право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств соответствующих бюджетов;

5. право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять источники фи­нансирования дефицитов соответствующих бюджетов;

6. недопустимость изъятия доходов, дополнительно получен­ных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм эко­номии по расходам бюджетов.

Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюд­жетов государственных внебюджетных фондов означает, что все до­ходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджет­ных фондов и иные обязательные поступления подлежат отраже­нию в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюд­жетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе РФ.

Принцип сбалансированности бюджета — каждый бюджет дол­жен быть сбалансирован, т.е. объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюд­жета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

Принцип эффективности и экономности использования бюджет­ных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов органы власти и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использова­нием определенного бюджетом объема средств.

Принцип общего покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов из источни­ков финансирования его дефицита.

Гласность — это обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полнота представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных (предста­вительных) органов государственной власти, органов местного са­моуправления; обязательная открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) ор­гана государственной власти, либо между законодательным (пред­ставительным) и исполнительным органами государственной власти.

Достоверность бюджета означает надежность показателей про­гноза социально-экономического развития соответствующей терри­тории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

Адресность и целевой характер бюджетных средств — бюджет­ные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансиро­вание конкретных целей.

Бюджетный механизм

Бюджетный механизм – составная часть финансового механизма, представленная совокупностью видов и форм организации бюджетных отношений, специфических методов мобилизации и использования бюджетных средств, принципов планирования и финансирования, условий и методов осуществления финансового контроля.

Бюджетный механизм используется для целенаправленного воздействия на экономику через формы организации бюджетных отношений, методы мобилизации бюджетных средств, условия и принципы их расходования и через величину бюджетных средств, мобилизуемых и используемых государством, его региональными структурами, органами местного самоуправления. В зависимости от экономического содержания разных групп бюджетных отношений в структуре бюджетного механизма выделяют три звена:

1. механизм мобилизации денежных средств в федеральный региональные и местные бюджеты;

2. механизм расходования бюджетных средств путем их предоставления юридическим и физическим лицам;

3. механизм межбюджетного распределения и перераспределения финансовых ресурсов.

В каждом звене есть такие элементы, как конкретные виды бюджетных расходов, доходов и поступлений.

Способы исчисления бюджетных доходов, порядок внесения платежей, принципы и условия бюджетного й финансирования, различного рода санкции и т.д. – это части бюджетного механизма, предопределяющие возможности качественного и количественного воздействия бюджета на экономику.

В структуре бюджетного механизма выделяются отдельные блоки. При функционально-управленческом подходе к бюджетному механизму в его составе выделяют блоки:

1. бюджетного планирования и прогнозирования;

2. исполнения бюджета;

3. бюджетного контроля.

Каждому из блоков свойственны специфические методы, с помощью которых решаются задачи, возникающие на каждой стадии бюджетного процесса. С помощью особых приемов, используемых в блоке бюджетного планирования, составляются финансовые планы, отражающие мобилизацию и расходование бюджетных средств на уровне федерации, регионов и муниципальных образований. Составляемые в форме балансов доходов и расходов бюджеты всех уровней используются для оперативного управления бюджетными отношениями и как инструменты бюджетного контроля за общим состоянием экономики и финансов в стране.

Содержание звеньев, частей и блоков бюджетного механизма на каждом из уровней управления характеризуется спецификой, обусловленной совокупностью бюджетных прав, закрепленных за органами власти всех уровней и отражающихся в бюджетном законодательстве.

Бюджетный механизм является инструментом осуществления бюджетной политики и в целом финансовой политики государства, регионов и муниципальных образований. С его помощью государственные и муниципальные органы стремятся обеспечить решение задач, сформулированных в основных направлениях финансовой и бюджетной политики на соответствующий период времени, исходя из целей, поставленных ходом экономического и социального развития страны.

Темы рефератов и сообщений:

1. Бюджетная система страны до 1991 г. и в современных условиях.

2. Совершенствование механизма межбюджетных отношений.

3. Бюджетная система России как суверенного государства.

4. Бюджетная система дореволюционной России.

5. Особенности становления бюджетной системы в РФ.

6. Особенности развития бюджетного федерализма

ТЕМА 6. Основы функционирования государственных и местных финансов

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЛЕКЦИИ

1. Понятие государственных финансов, их структура и уровни.

2. Территориальные финансы.

3. Государственные доходы, методы их мобилизации.

4. Государственные расходы.

5. Факторы роста бюджетных расходов

СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ

Наши рекомендации