П. Сраффа — возрождение рикардианской традиции.
«Неорикардианское кейнсианство».Значение книги П. Сраффы «Производство товаров посредством товаров» вышло за пределы «спора двух Кембриджей». Она положила начало новому ответвлению кейнсианства — «неорикардианскому», определившему свою цель как развитие теории Кейнса применительно к долгосрочному периоду посредством соединения принципа эффективного спроса с теорией ценности и распределения Рикардо. Кейнсианцы-неорикардианцы исходили из того, что книга Сраффы возродила традицию, с которой разорвал маржинализм: 1) понимание равновесия относительных цен как выражения доминирующих долгосрочных условий производства и распределения, а не совпадения спроса и предложения; 2) определение нормы прибыли как долевой пропорции общественного дохода.
Кейнсианцы-неорикардианцы сфокусировали экономический анализ на двух уровнях: 1) определение долгосрочных («нормальных», «естественных») значений хозяйственных переменных, включая «состояние уверенности», и 2) выяснение причин, по которым в краткосрочные периоды происходят отклонения от «центра тяготения» экономических сил вследствие «несистематических воздействий». К «несистематическим воздействиям» кейнсианцы-неорикардианцы (такие, как Джон Итуэлли МюррейМилгейтиз Кембриджского университета) отнесли неопределённость, ожидания и монетарные институты.
«Сраффианское» возрождение традиции классической (рикардианской) политэкономии с использованием инструментария, разработанного Л. Вальрасом (система уравнений общего равновесия) и В. Леонтьевым («затраты-выпуск»), привело к актуализации математического обоснования в начале ХХ в. В. Дмитриевым и В. Борткевичем теории издержек производства Рикардо. Исходным пунктом неорикардианства стало положение Сраффы, что в экономической системе со свободно воспроизводимыми товарами распределение добавочного дохода (избытка) определяется посредством того же механизма и одновременно с формированием цен товаров.
«Зерновая модель» Рикардо и стандартный товар Сраффы.Проблема, заново поставленная П.Сраффой, была унаследована от Д. Рикардо (и считалась тупиковым направлением его системы) как поиск инвариантной («неизменной») меры ценности, не зависимой от изменений относительно ставки заработной платы и нормы прибыли. Сраффа переформулировал её как проблему «стандартного товара» пропорции товарных затрат в производстве которого должны совпадать с пропорциональной структурой выпуска. Концепция «стандартного товара» была навеяна одной из абстракций Рикардо, получившей известность как зерновая модель: зерно является единственным продуктом сельского хозяйства и одновременно основным ресурсом сельского хозяйства и промышленности (семена и продукты питания рабочих, «авансируемые» рабочим). Это делает зерно инвариантной мерой ценности, поскольку, как бы не изменялись доли заработной платы и прибыли, его относительная цена остаётся неизменной, поскольку оно подвергается воздействию одновременно как ресурс и как продукт. Сраффа сконструировал модель «стандартного товара» как абстрактного набора, состоящего из продуктов, комбинируемых в тех же пропорциях, что и воспроизводимые ресурсы — элементы оборотного капитала, входящие во все последовательные этапы воспроизводства. В терминологии, введённой Сраффой, «стандартный товар» состоит из всех «базисных товаров», т.е. товаров, прямо или косвенно участвующих в производстве других товаров; «небазисными» называются товары, идущие только на конечное потребление. Далее Сраффа построил систему уравнений, из которой следовало, что при заданной ставке заработной платы (либо нормы прибыли) относительные цены зависят только от условий производства «стандартного товара».
Книга Сраффы была написана в очень своеобразной манере, и сам автор не реагировал на дальнейшее обсуждение своих абстракций, которые одни экономисты сочли революцией против неоклассики, а другие — оторванными от жизни теоретическими упражнениями. Наибольшие разногласия возникли (и остаются) по поводу соотношения гипотезы «стандартного товара» Сраффы и марксистской концепции нормы прибавочной ценности; одни считают, что Сраффа указал путь к новой, «осовремененной» интерпретации экономического учения Маркса; другие — что после Сраффы концепция Маркса утратила самостоятельное значение, превратившись лишь в пройденный этап рикардианской традиции[103].