Концепция отчужденного труда и истоки экономической теории К. Маркса
Сотрудничество Маркса с Энгельсом.КарлГенрихМаркс(1818 — 1883), сын адвоката из западногерманского города Трира и выпускник Берлинского университета (1841), является самой неоднозначной фигурой в истории экономических учений, уже не первый век вызывающей полярные оценки от поклонения до яростной критики. Хотя Маркс считается самой изученной личностью в истории (по числу посвящённых ему и его взглядам книг), разброс спектра отношений к его наследию велик и останется таковым, поскольку судьба Маркса как мыслителя и общественного деятеля полна парадоксов.
Два, пожалуй, главных — дружба с Фридрихом Энгельсом (1820 — 1895), сыном богатого фабриканта-немца, имевшего в совместном владении хлопчатобумажную фабрику в Манчестере, и посмертная канонизация в России, государственность которой Маркс ненавидел, а её революционным деятелям не дал внятного ответа на вопрос, применимо ли его учение к их стране.
Однако именно в России основатель партии большевиков В. Ульянов-Ленин не только провозгласил «учение Маркса всесильно, потому что оно верно», но и сумел увлечь страну на путь воплощения идей марксизма. Путь оказался тупиковым, оставив многочисленные вопросы о том, в стране ли дело или в учении.
Ульянов-Ленин определил учение Маркса как монолитное триединство диалектико-материалистической философии, пролетарской политэкономии и «научного коммунизма». «Монолит» ныне обрушился, и «теория научного коммунизма» явно откололась на свалку истории. Современная свободная интернет-энциклопедия (Википедия) в самых общих чертах характеризует Маркса как «немецкого философа, экономиста и политического журналиста». Правильно, но с двумя оговорками. Во-первых, Маркс, как немецкий и именно немецкий философ и политический журналист предшествовал Марксу-экономисту, что придало экономическому учению марксизма своеобразный язык, создающий изрядные трудности для адекватного перевода и неизбежное разноречие в толкованиях. Во-вторых, основные экономические труды Маркса были написаны в Лондоне, и он считал себя критическим продолжателем и завершителем классической политической экономии, которую находил только в Англии и во Франции, а также преобразователем критического социализма, с которым его познакомил Энгельс, — тоже английского и французского.
Именно под влиянием Энгельса Маркс употребил своё поражавшее современников философское дарование на обоснование пролетарской политэкономии. В свою очередь, Энгельс принял в сотрудничестве с Марксом роль «второй скрипки», хотя, по воспоминаниям русского революционера Г. Лопатина, был жёстче друга по характеру. В молодости получивший навыки коммерсанта в Бремене, Энгельс в 1850—1870 был менеджером, а потом (получив долю отца) и совладельцем фабрики в Манчестере, и оказывал Марксу денежную поддержку. Благодаря наличию капитала у Энгельса Маркс смог работать над своим трактатом «Капитал», который называл «самым страшным снарядом, когда-либо пущенным в голову буржуа».
Концепция отчуждённого труда.Дружба Энгельса и Маркса началась в 1844 г. ;
к этому времени Энгельс опубликовал свои «Наброски к критике политической экономии» и ряд статей о коммунистических течениях и сектах в Европе и США, а Маркс разработал категорию отчуждённого труда.Отделение собственности от трудовой деятельности привело к тому, что эта деятельность, закреплённая в частичной функции работника-исполнителя в общественном производстве, тяготит её носителя и выступает для него как чуждая угнетающая сила; производимые вещи изначально рассматриваются пролетарием как чужие, а «частная собственность есть продукт, результат, необходимое следствие отчуждённого труда». Идею коммунизма Маркс сначала расценивал как примитивный протест против отчуждения труда; коммунизм с его грубой уравнительностью и отрицанием высших форм культуры «ещё не дорос до частной собственности», которую отвергает. Маркс тогда признавал за коммунизмом значение «энергического принципа ближайшего будущего», но не формы человеческого общества, не цели человеческого развития.
Учение о классовой борьбе. Однако «Экономическо-философские рукописи 1844 года» остались неопубликованными (до 1932), а под влиянием Энгельса, выпустившего вскоре книгу «Положение рабочего класса в Англии» (1845), Маркс стал идеализировать «стремление к саморазвитию английских и французских рабочих» и выбрал «коммунизм» как наилучший лозунг для массового революционного движения. В 1847 г. Энгельс выпустил брошюру «Принципы коммунизма» с лаконичной характеристикой сущности коммунизма как «упразднения частной собственности», а в 1848 г. вместе с Марксом — «Коммунистический манифест». Эта книга была написана, по словам известного современного итальянского писателя У. Эко, в лучших традициях популярнейшего тогда литературного жанра романа-фельетона, непревзойдённым мастером которого был А. Дюма-отец (написавший, кстати, в том же революционном году в этом стиле произведение «Жак-Простак» — нечто похожее на историю классовой борьбы во Франции). Используя схемы, намеченные французскими социалистами («Изложение учения Сен-Симона», «Демократический манифест» фурьериста В. Консидерана), Энгельс и Маркс интерпретировали исторический процесс как историю борьбы классов вплоть до борьбы между буржуазией и пролетариатом, в которой роль выразителей интересов последнего берут на себя коммунисты. «Коммунистический манифест» провозглашал, что буржуазия сыграла в истории чрезвычайно революционную роль, развив колоссальные производительные силы, с которыми теперь сама не может справиться, поскольку они переросли оболочку частной собственности. Это противоречие проявляется в опустошительных кризисах промышленного перепроизводства, избавить от которых может только обобществление собственности революционным путём. Революция против частной собственности — «историческая миссия» класса пролетариев, «которым нечего терять, кроме своих цепей, приобретут же они весь мир».
Впоследствии Энгельс и Маркс продолжали проповедовать «классовую борьбу как непосредственную движущую силу истории и особенно борьбу между пролетариатом и буржуазией как рычаг современного социального переворота». Они основали Интернационал (1864) — Международное товарищество рабочих; приветствовали повстанцев-гарибальдийцев Италии, ирландских фениев, русских народовольцев, Парижскую коммуну 1871 г. и т.д. Одновременно Маркс обратился к усиленному изучению политэкономии, поставив перед собой задачу завершения трудовой теории ценности и теории воспроизводства и обоснования экономической программы антибуржуазной революции. Основными результатами этой работы стали книги Маркса «К критике политической экономии» (1859) и «Капитал. Критика политической экономии» (3 тома, из которых при жизни автора был издан лишь 1 — «Процесс производства капитала», 1867).
Диалектика и философский материализм. В молодости Маркс и Энгельс были наиболее радикально настроенными из последователей философии Гегеля и сошлись на «культе Фейербаха». Систематизатор немецкой идеалистической философии Г. В. Ф. Гегель (1770 — 1831) разработал детальную концепцию диалектики — развития природы и общества из Абсолюта (Мирового Духа) через борьбу противоположностей, переход количественных изменений в качественные (со скачками в новые качества) и триады (исходный момент, тезис — отрицание, антитезис — отрицание отрицания, синтез). Л. А. Фейербах (1804 — 1872) на рубеже 1830 — 1840-х гг. подверг гегелевский идеализм критике, поставив в центр философии не Мировой Дух, а человека как родовое существо (антропологический принцип), и трактовал религию как отчуждение человеческой сущности от себя самой вследствие чувства зависимости от стихийных сил природы и общества.
Усвоив и пересмотрев манеру рассуждений Гегеля и критику христианства Фейербахом, Маркс выработал собственный метод исследования — диалектико- материалистический, сформулировав в «Тезисах о Фейербахе» (1845, опубликованы в 1888) задачу преодоления разрыва между теоретической философией и практикой на основе понимания человеческой сущности как совокупности («ансамбля») всех общественных отношений (а не «абстракта, присущего отдельному индивиду»): «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его».
Перейдя на позиции идеолога классовой борьбы пролетариата, Маркс отказался от использования заимствованной у Фейербаха категории «отчуждение». Но в своём главном экономическом произведении «Капитал» Маркс развил концепцию отчуждённого труда в учение о товарном фетишизме:на рынке продукты человеческой деятельности превращаются в силы, господствующие над людьми; происходит овеществление лиц и персонификация вещей. Ниспровержение основанного на товарном производстве и частной собственности буржуазного строя должно, по представлениям Маркса, привести людей к «прозрачным и ясным» взаимным отношениям; человек должен вращаться вокруг самого себя, а не вокруг богоустановленного порядка или стихийных сил конкуренции. Таким образом, «историческая миссия» пролетариата выступает не только как «восстановление собственности, основанной на собственном труде», но и как радикальный богоборческий гуманизм.
Маркс был одержимым мыслителем пророческого типа. Его атака на частнособственнические экономические интересы и «фетишизм» буржуазного богатства как огромного скопления товаров психологически взаимосвязана с вызовом религиозной традиции[39]. Бросая вызов, Маркс стремился опереться не только на философскую и политическую критику, но и на достижения естествознания.
Он особенно выделял три великих открытия в естествознании середины XIX в.: закон сохранения энергии, клеточную теорию живого вещества и эволюционное учение. Маркс был увлечён прогрессом техники машинного производства, промышленного электричества и агрохимии. История технологий и учение Дарвина о происхождении биологических видов, включая человека, путём естественного отбора (а не актом божественного творения) послужили Марксу подкреплением взгляда на общество как на естественно-исторический процесс, движимый развитием материальных производительных сил.
В год выхода трактата Дарвина «Происхождение видов» (1859) Маркс выпустил книгу «К критике политической экономии». В предисловии к ней была дана формулировка материалистического понимания истории — методологической основы новой трактовки политической экономии как науки, предметом которой является меняющаяся система производственных отношений.