Трудовая теория собственности

Философия естественного права.Понятие «либерализм» как концептуальное оформление приоритета интеллектуальной, политической и экономической свободы индивидов возникло на рубеже XVIII — XIХ вв., но его истоки уходят к более ранним временам истории Западной Европы. Идейное сопротивление религиозному «папизму» и политическому абсолютизму породило категорию естественного,прирожденногоправа личности,которое, будучи обособленным от божественного, должно определять всякое законодательство и быть поставлено над властью для обеспечения безопасности общества от чьего-либо произвола. Основатель доктрины естественного права Г. Гроций утверждал, что основой общежития должно быть уважение к тому, что принадлежит отдельным лицам; с позиций естественного права в трактате «О свободном море» (1609) Г. Гроций отстаивал свободное пользование морскими путями против монопольных притязаний какой-либо отдельной страны.

Самым влиятельным из теоретиков естественного права стал английский философ Джон Локк(1632 — 1704). Онобосновал принципы главенства закона, противодействующего властному диктату отдельных лиц, и конституционных гарантий естественных прав граждан, свободных в своих действиях и согласных в отказе от властных полномочий в пользу правительства. Верховенство закона обеспечивается разделением властей и призвано обеспечить защиту прав индивидов на жизнь, безопасность, собственность, результаты своего труда и веротерпимость. Член Лондонского Королевского общества, Локк несколько лет провёл в эмиграции в Голландии, где снискал уважение Вильгельма Оранского и вернулся в Англию, когда тот получил английскую корону. Локка называют «самым удачливым из философов», поскольку при его жизни его идеи были воплощены «Славной революцией», вдохновив принятый сразу Билль о правах, а позднее были закреплены мощной просветительской и конституционной традицией.

Трудовая теория собственности.Напомним, что У. Петтив «Политической арифметике», указывая на благодетельные для коммерческого процветания мероприятия Голландской республики, на два первых места поставил веротерпимость и обеспечение законом прав собственности на недвижимость. Дж. Локк, будучи в Голландии, написал «Послание о веротерпимости» (1686) и «Два трактата о правлении» (изданы по возвращении в Англию, 1689). В первом из этих сочинений Локк определяет государство как «общество людей, установленное единственно для сохранения и приумножения гражданских благ». А гражданские блага — это жизнь, свобода, здоровье и владение такими вещами, как земли, деньги, утварь и т.д.

В «Двух трактатах о правлении» Локкизложил трудовую теорию собственности, которая, по сути, «разворачивает» формулу У. Петти «труд есть отец богатства, земля его мать».Каждый человек с момента рождения наделён правом на собственную личность и результаты своего труда; прикладывая труд к земле, человек делает собственностью своё прибавление к тому, что «природа, общая мать всего, сотворила». Труд создает различия в ценности различных вещей; закрепление в частную собственность создает «разницу между этими вещами и общим». Но, кроме этого, есть избыток ценности, являющийся даром природы; он переходит в частную собственность с расширением её рамок вследствие появления денег, которые возникли по согласию людей как средство сохранения ценности, чтобы предотвратить её потери.

Право собственности на землю и движимое имущество закрепляет в личное пользование результаты труда индивидов, но также позволяет им сочетать свой труд с не принадлежащими им ресурсами и посредством денег переносить «прибыль, которая была вознаграждением за труд одного человека, в карман другого».

Теория переложения налогов. После «Славной революции», окончательно закрепившей за английским парламентом исключительное право утверждать смету государственных расходов и собираемых налогов, появилось понятие бюджет(отангл. «budget» — кожаный мешок, находившийся в руках казначея). Локк, ставший во главе Торговой палаты парламента, ввёл классификацию налогов на прямые, взимаемые с имущества и дохода, и косвенные, взимаемые с потребления. Локк пришёл к выводу, что косвенные налоги «перелагаются» в итоге на собственника земли. Торговцы и посредники повышают цены на продукты и вынуждают рабочего требовать повышения зарплаты от арендатора, который, в свою очередь, требует уменьшения арендной платы от собственника земли. Если зарплата рабочего не увеличивается, то он не в состоянии прокормиться, в этом случае содержать его придётся церковному приходу, черпающему свои доходы от обложения земель. Следовательно, налоговая тяжесть ляжет на собственника земли или в открытой форме поземельного налога, или в скрытой форме уменьшенной арендной платы. Локк считал целесообразным заменить все налоги одним поземельным, поскольку находил его менее обременительным, чем множество косвенных налогов.



Наши рекомендации