Разрушение административного барьера
Разрушение административного барьера может происходите естественным путем, решающими в данном случае является временной фактор, а также способность инициатора барьера осуществлять контроль и собирать с него ренту. Таким образом, можно выделить следующие способы естественного разрушения барьера:
1) «размывание» в результате потери исключительности (монополии на право получения ренты), расширения круга лиц получающих ренту и не желающих нести издержки по поддержании данного барьера;
2) ослабление и постепенная потеря контроля за экономическими субъектами, уплачивающими ренту, вследствие институционализации альтернативных путей обхождения данного барьера и т.д.
Следует выделить и искусственный путь разрушения административного барьера:
1) осуществление антипроекта (отмена нормативного акта, устанавливающего административный барьер; блокирование его путем принятия нового нормативного акта и т.д.);
2) как результат сговора экономических субъектов, уплачивающих ренту, в случае если их немного и они могут договориться, решившихся на крупную единовременную выплату (взятку» политически влиятельному инициатору барьера на проектной стадии принятия нормативного акта, устанавливающего барьер;
3) отсутствие преемственности в получении ренты в результате кадровых перестановок и нежелания нового политически влиятельного субъекта собирать ренту (по идеологическим, политическим или иным соображениям) и т.д.
Конечно, приведенный выше перечень путей разрушения административного барьера не полный и требует дальнейшей доработки. Однако исследования в этом направлении во многом помогают понять институциональную природу административных барьеров и позволяют разработать возможные методы борьбы с этим явлением.
Методы борьбы с коррупцией
Возрастание роли государства в трансформационный период объясняется, прежде всего, тем, что проведение широкомасштабных реформ во всех сферах общества невозможно без государственного участия. Причем это утверждение справедливо и в том случае, когда реформы направлены на демонтаж централизованной командно системы и последующее формирование рыночной экономики, в которой государственному регулированию отводится значительно меньше места, чем в командной. Установление прозрачных «правил игры» и их укоренение в институциональной системе становится основным направлением политики правительства в переходной экономике.
Существует несколько основных путей решения поставленной проблемы:
—совершенствование законодательной и нормативной базы;
—устранение административных барьеров;
—совершенствование судебной системы;
—изменение системы государственного надзора и контроля.
Совершенствование законодательной и нормативной базы
Умножение законов, правил и норм в первой половине 1990-х гг. привело к такому их росту, что были созданы условия, при которых экономическим субъектам стало невозможно соблюдать их в полном объеме, например, все статьи Налогового кодекса, не теряя при этом большей части или всей прибыли. Кроме этого, следование установленным правилам было осложнено трудностями в определении их полного перечня. Таким образом, у контролирующих органов появилось множество причин для того, чтобы найти нарушение и призвать к ответственности «нерадивого» экономического субъекта по какой-либо из статей.
Можно выделить три принципиальных изменения в механизме государственного регулирования:
—переход к максимально возможному упрощению доступа хозяйствующих субъектов на рынок при одновременном повышении ответственности (прежде всего, экономической) всех участников рынка (в том числе и государства) за результаты своей деятельности;
—перемещение акцентов с контроля наличия и правильности оформления документов, необходимых для ведения той или иной деятельности, реализации тех или иных товаров, на контроль самой деятельности, реального качества товаров, реального поведения предпринимателей на рынке;
—создание механизмов ответственности нарушителей закона не только перед, государством, но, прежде всего, перед другими экономическими агентами (потребителями, конкурентами и т.п.).