Структура иностранных инвестиций в российскую экономику
Всего, млн. долл. | Прямые | Портфельные | Прочие | ||||
млн. долл. | в% к итогу | млн. долл. | в% к итогу | млн. долл. | в % к итогу | ||
35,01 | 1,84 | 63,16 | |||||
43,38 | 5,54 | 51,09 | |||||
28,55 | 1,62 | 69,83 | |||||
44,56 | 0,32 | 55,12 | |||||
40,4 | 1,3 | 58,3 |
Источник: Госкомстат России. — 2000.
Основная часть иностранных вложений в российскую экономику (60%) приходится на прочие инвестиции, которые формируются в основном за счет торговых кредитов, кредитов правительств иностранных государств под гарантии Правительства РФ и кредитов, полученных от международных финансовых организаций — Мирового банка, Международного валютного фонда, Европейского банка реконструкции и развития. В январе 2001 г. руководство Всемирного банка сообщило о повышении кредитного лимита России. В случае успешного развития в России экономических реформ данная сумма может быть увеличена до 1 млрд. долл. Фонд кредитования российского малого бизнеса, управляемый ЕБРР, за 1994—2000 гг. выделил свыше 32 тыс. займов на общую сумму около 400 млн. долл.
Однако прочие инвестиции в силу своего краткосрочного характера создают все условия для массового бегства капитала из России, что, в свою очередь, не может не сказаться на развитии экономики. По различным оценкам, объем вывоза капитала за 1992—1998 гг. колеблется в диапазоне от 40 до 400 млрд. долл.[208]
Несовершенство, можно даже сказать, фактическое отсутствие фондового рынка явилось еще одной причиной замедления инвестиционных процессов в переходный период. В отличие от основной задачи, которую он выполняет в рыночной экономике — привлечение финансовых средств и поиск потенциальных инвесторов, российский фондовый рынок в большей степени представляет подобие «тотализатора», где основным является спекулятивный мотив.
На практике это выражается в том, что приобретенные контрольные пакеты акций, даже на инвестиционных конкурсах, направляются не в реальный сектор, а в финансовую сферу, не на развитие производства, а на спекулятивную игру на бирже, для получения прибыли не от результатов деятельности предприятий, а от финансовых операций на фондовом рынке.
Фондовый рынок стал своеобразным «поглотителем» значительной денежной массы, которая предназначалась потенциальным инвесторам. В создавшейся ситуации любое государственное вмешательство путем оказания помощи или выделения кредитов приводит к их перекачке в собственность лиц, контролирующих данное предприятие.
Катастрофа, произошедшая в банковской сфере России, также связана с институциональным конфликтом, возникшим при заимствовании новых институтов.
Функция банков — кредитование предприятий оказалась невыполнимой из-за обострившейся проблемы «принципал — агент» — менеджеры защищали свою власть, не допуская банки к управлению, даже когда они оказывались крупными акционерами — в результате которой банки были лишены контроля за расходованием средств, предоставленных предприятию в виде кредита. Таким образом, банки не решались кредитовать бесконтрольные предприятия, а быстрое развитие рынков валюты и государственных облигаций сулило им гораздо больше прибыли. Банковская система оказалась в институциональной ловушке бурного, но не эффективного роста.
В условиях неразвитой банковской системы возникает своеобразная проблема двух дефицитов: дефицита сбережений и внешнеторгового дефицита. Дефицит сбережений связан с тем, что уровень сбережений, доступных для промышленности, гораздо меньше, чем объем инвестиций, необходимых для развития производства.
По утверждению ряда экономистов[209], объем внутренних сбережений в стране достаточен для обеспечения трехкратного роста инвестиций. Так, например, совокупные сбережения в 1999 г. составляли 31,4% ВВП, а инвестиции 14,5%, то есть в два раза меньше. Если сложить остатки средств на корреспондентских счетах кредитных организаций — около 80 млрд. руб., денежные средства на руках граждан — 50 млрд. руб. и ежегодно вывозимый за границу капитал — 20 млрд. руб., то можно посчитать, что имеющийся в российской экономике инвестиционный потенциал задействован менее чем на одну треть.
Уровень сбережений, мобилизуемых банковской системой, находится на чрезвычайно низком уровне в силу падения доверия населения к существующим финансовым институтам. Это приводит к тому, что высокая склонность к сбережениям реализуется каждым индивидуально, главным образом в форме накопления иностранной валюты, недвижимости и других неликвидных форм не аккумулируемых банковскими учреждениями.
В этих условиях единственным источником накоплений становятся иностранные займы, что приводит к торговому и платежному дефициту. На поверхности виден лишь процесс ввоза иностранного капитала в Россию, тогда как глубинные процессы вывоза капитала из России осуществляются в значительной мере нелегально и не фиксируются официальной статистикой.
Возникает порочный круг, своего рода институциональная ловушка: чем больше средств необходимо для покрытия дефицита текущего платежного баланса, тем больше необходимы внешние займы для покрытия платежного дефицита. Однако, чем больше внешние займы, тем большие платежные дефициты нас ожидают в будущем, тем в большую зависимость попадает страна от зарубежного капитала. Описанный процесс приобретает самоподдерживающийся характер.
Анализ текущего состояния российской банковской системы показывает, что принятые законы в области реструктуризации банковской системы позволили в значительной мере преодолеть негативные последствия финансового кризиса и укрепить законодательные и институциональные основы банковской деятельности в России.
В 2001 г., впервые за весь посткризисный период, увеличилось количество кредитных организаций. Если в 2000 г. отмечалось уменьшение их количества на 38 организаций, то за 2001 г. их численность возросла на 8, составив 1319 на 1.01.2002. Следует отметить, что данная тенденция сложилась главным образом за счет развития банковской деятельности в Центральном федеральном округе, где количество действующих кредитных организаций увеличилось на 21 (или на 3%). Во всех остальных округах наблюдалось либо сокращение, либо стабилизация численности действующих банков.
Можно говорить и о некотором улучшении качества банковской системы. За 2001 г. были отозваны лицензии у 20 кредитных организаций (за 2000 г. — у 33), при этом лицензии отзывались в основном у небольших по величине активов банков.
Одновременно 2001 г. характеризовался процессами сокращения числа филиалов банков. За 2001 г. количество филиалов, действующих кредитных организаций сократилось с 3793 до 3433 или на 9,5% (за 2000 г. — на 3,3%). Основным фактором явилась оптимизация филиальной сети Сбербанка России. Число филиалов всех российских банков без учета Сбербанка России сократилось на 2,8%. Количество федеральных округов, в которых число филиалов банков других регионов превышало число местных кредитных организаций и их филиалов, сократилось с 5 до 4.
Данные меры приводят к восстановлению доверия к банковской системе со стороны клиентов, кредиторов, вкладчиков, о чем свидетельствует динамика средств, размещаемых в виде депозитов и вкладов в коммерческих банках (за 2001 г. данный показатель вырос на 38,1%).
Однако доверие к национальной валюте остается на невысоком уровне — 38% от всех депозитов за вышеуказанный период было открыто в иностранной валюте[210].